Отчёт по теме самообразования
материал (4 класс) по теме

Отчёт составлен на тему формирования духовно-нравственных качеств у учащихся начальных классов. Цель отчёта - формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника.Исходя из цели поставлены следующие задачи:

- прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды;

 - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали;

 - помочь осознать свой личный опыт поведения.

«В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».

В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ по теме самообразования

«Формирование духовно-нравственных качеств у учащихся начальных классов.»

 «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».

 В.А.Сухомлинский.

 Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.

Целью  является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

 - прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды,

 - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали;

 - помочь осознать свой личный опыт поведения.

 Формирование нравственности - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

 Формирование привычек нравственного поведения младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

 Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д.Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.

 В практической деятельности мы с детьми реализуем учебно-методический комплект под редакцией  Э.Э.Кац «Литературное чтение». Идеологическая основа учебно-методического комплекта под редакцией Э.Э.Кац   в целом соответствует «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

 Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся в данном УМК отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы. Так, знакомясь с былинами, летописями на страницах учебника, учащиеся испытывают чувство гордости, любви к своей Родине, её защитникам.

 Рассказы и стихи, включённые в раздел «О добре и красоте» помогают ребятам лучше понимать и видеть мир природы, быть ближе к ней, любить её, охранять.

 Сказка Х. К. Андерсена «Соловей» воспитывает в учащихся преданность, верность, умение быть верным данному слову, а также учит ценить людей не за их внешний облик, а за их внутреннее душевное состояние.

 Раздел «Мир детства» дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов.. Работа учащихся над произведением Владимир Солоухина «Ножичек с костяной ручкой» и умелое ненавязчивое направление учителя позволит сделать главный вывод, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.

На уроках окружающего мира мы реализуем учебно-методический комплект под редакцией Е.В.Саплиной, А.И. Саплина, который включает разделы: «Природа России», направленный на привитие таких качеств, как любовь к природе, Родине, своему краю, раздел «Страницы всемирной истории», «Страницы истории человечества», раскрывающими детям исторические события из жизни нашего государства, знакомят с выдающимися людьми. Всё это способствует воспитанию патриотизма, любви и чувства гордости за свою Родину.

 В 1,2,3 классах программный материал в учебнике позволяет рассматривать вопросы гигиены, культуры поведения, культуры общения и вопросы, связанные с личной безопасностью. Большую помощь в работе оказывают интернет-ресурсы, серии картинок, плакаты по данной тематике.

 Хорошим подспорьем в моей работе является классный час, на котором проводим беседы с последующим обсуждением на темы: «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова», «Что такое чуткость?», « Что такое нравственность?» , «Стоп вредным привычкам!»,  « День отказа от курения», и др. Интерес и живой отклик вызывают у ребят мероприятия «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год!», «Битва хоров», «Смотр строя и песни» и др.

 Уже традиционным стал праздник «Мамы, бабушки и мы», посвященный 8 марта. Подготовка к 8 марта начинается за месяц: ребята пишут сочинения о своих мамах, разучивают песни, частушки, стихотворения, оформляют выставку рисунков и поделок, готовят приглашения. На этих праздниках проходят конкурсы между мамами и детьми. Конкурсы литературного характера, на эрудицию, загадки, по окружающему миру. Мамам и бабушкам больше всего нравится слушать сочинения детей о себе.

Нельзя не отметить и то, что на формирование  нравственных качеств оказывают различные кружки и секции, которые посещают ребята моего класса. Математический кружок «Занимательная математика» развивает не только логическое мышление, знакомит их с историей нашего государства, что формирует  чувство гордости за наше Отечество. Спортивные кружки формируют твёрдость и устойчивость характера, достижение своей цели. Так Баскаков Вадим награждён грамотой по мини-футболу; Чулков Максим – грамотами по боксу, посвящённом Дню защитника Отечества , Международному дню защиты детей,70-летию Победы в Великой Отечественной войне; Винокурова Анастасия приняла участие в краевом конкурсе рисунков, посвящённых 70-летию Великой Победы «Никто не забыт, ничто не забыто», в котором заняла третье место и награждена грамотой.

За четыре года обучения коллектив сформировался, но необходима дальнейшая кропотливая работа по формированию духовно-нравственных качеств коллектива. Большинство детей подружились между собой. У них появились общие интересы и занятия. Сложились дружеские отношения между девочками и мальчиками. Большинство ребят доброжелательны, самостоятельны, активны. Важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам, прислушиваются к мнению одноклассников. Конфликты ещё возникают, но быстро гасятся. Ребята не считают зазорным попросить прощение, если они не правы. Но это происходит после анализа ситуации.

Часть родителей моего класса проявляет интерес и к учёбе и к воспитанию своего ребёнка. Но есть и проблемы, с которыми приходится сталкиваться. В последнее время все чаще наблюдается безразличие родителей к формированию нравственно-эстетических качеств ребенка, процесс воспитания они практически полностью доверили школе, учителю. Для решения данной проблемы я провожу индивидуальные беседы, собрания на темы: «Семья – главный воспитатель», «Как научить ребёнка жить среди людей», «Ваш ребёнок и его друзья» и др., что, как показывает практика, дает положительную динамику.

 Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»,- говорил Эрих Фромм. Я с его высказыванием полностью согласна. В своей работе стараюсь придерживаться Азбуки морали, которую предлагает В.А.Сухомлинский:

 • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.

 • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

 • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

 • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь.

 • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчёт по теме самообразования

Тема "Развитие речевых умений и навыков на уроках литературного чтения в условиях личностно-ориентированного обучения"Отчёт представлен в виде поэтапной работы ежегодно....

отчёт по теме самообразования

Данный материал содержит отчёт по теме самообразования " Формирование познавательной активности первоклассников через внеурочную деятельность"   и презентацию к нему.  Отчёт  предс...

Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"

Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...

"Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности" Отчёт по теме самообразования

«Создание оптимальных условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся в различных видах деятельности»...

Отчёт по теме самообразования: «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства...

Отчёт по теме самообразования учителя иностранного языка "Внеклассная работа по иностранному языку для учащихся первого класса как подготовка к новому учебному предмету"

Данная работа будет полезна  молодым учителям в качестве примерного материала для оформления отчётной документации , а также тем, кто работает над успешной адаптацией учащихся начальной школы к н...