«Семья и школа в век образования».
статья на тему
Лекция на тему: «Семья и школа в век образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_na_temu_moi_dokumenty.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция на тему: «Семья и школа в век образования».
Г.М. Хайруллина учитель начальных классов МОУ СОШ с. Аджим.
Человека формируют семья и общество. Цель современного общества – воспитывать гармонично развитую, общественно активную личность.
Мы учителя, чаще ставим и решаем вопросы воспитания личности средствами учебных предметов. Воспитание, осуществляемое в общеобразовательном учреждении, очень значимо, так как охватывает весь учебно–воспитательный процесс.
Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления личности, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования. В п. 4 ст. 43 Конституции РФ сказано, что родители или лицо, их заменяющее, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Прошедший 2008 год был объявлен Годом семьи, что свидетельствует о понимании приоритетности семьи в развитии и воспитании детей (вводятся родовые сертификаты, увеличиваются пособия по рождению второго ребенка – 250 тысяч рублей, пособие при рождении ребенка, компенсации оплаты детского сада).
В развитом демократическом обществе, несмотря на то, что государство берет на себя все больше забот о подрастающем поколении, намного возрастает ответственность родителей за воспитание детей. Семья – первый коллектив ребенка, и успех воспитания во многом зависит от атмосферы в семье. А.С.Макаренко говорил, обращаясь к родителям: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин …. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».
Очень много сейчас говорится и пишется об организации досуга детей. Ищутся новые формы, придумываются разные разности. А ведь есть же очень богатый опыт семейного воспитания, которое думаю, во все времена будет главным это семейное чтение. Через многие поколения русской интеллигенции прошло как одна из высоких традиций. В семьях разных сословий и состояний, в семьях молодых и в семьях, обремененных детьми и внуками, на протяжении всего 19 века существовал обычай собираться вместе после вечернего чая и читать вслух какой-нибудь роман, желательно подлиннее. Давайте представим такую картину: «Вечер. Вся семья в сборе. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу, а после чтения идет обсуждение».
Нынче этот обычай – семейное чтение вслух – практически вывелся.
Социологи вычислили время, которое в среднем может уделить на воспитание своего ребенка мать – 20 минут в день! Смехотворная цифра. И вместе с тем печальная. Мы живем в сельской местности, родители имеют больше возможности общаться с детьми. По итогам мониторинга который я проводила в 4 классе МОУ СОШ с.Аджим получился следующий результат, что в среднем в моем классе дети общаются с родителями примерно 4 часа в сутки кто-то больше кто-то меньше
В настоящее время дети не ощущают психологического комфорта в общении с взрослыми, учителями. Взрослым иногда не хватает доброжелательности, любви, такта, внимания к интересам ребенка.
В свою очередь, и школа должна изучать современную семью. Семья изменилась, изменилась типология семьи, а мы подходим к ней со старыми мерками. Появились материально- ориентированные семьи, в которых основное внимание родители уделяют материальному благополучию и приучают детей относиться к жизни прагматически, антисоциальные семьи, влияние на детей в которых преимущественно негативно. Учителя и родители должны работать вместе, сообща, слажено. Чтобы не получилось как в басне И.Крылова «Лебедь, рак и щука».
Мой опыт работы с детьми и родителями позволяет утверждать, что тесная связь семьи и школы может горы свернуть в обучении и воспитании детей.
Один раз в четверть провожу открытый урок перед родительским собранием и называю их семейные уроки. Учитываю мотивы, по которым родители приходят на занятия. Смысл семейных уроков заключается в том, чтобы в ходе их проведения педагог и родители находили взаимопонимание, вырабатывали единые нравственные критерии, ориентиры для ребенка. И тогда он не будет испытывать растерянности. С этой целью также провожу и совместные внеклассные мероприятия, праздники, походы. В ходе совместных мероприятий родители сравнивают своих детей с другими, сравнивают взаимоотношения своей семьи с другими семьями и делают для себя какие-то выводы. Семья должна участвовать в школьных делах; ей должны быть понятны те позиции, на которых стоит современная школа. Надо разъяснять родителям, почему мы так, а не иначе учим, воспитываем детей. Я стараюсь вовлекать родителей своего класса в жизнь школы. Конечно, были и есть свои трудности. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Не все родители хотят активно принимать участие в жизни класса, школы .
Когда 2004 году был набран новый первый класс, родительские собрания, открытые уроки посещало в 1 классе 43%. Мне же хотелось всех родителей сблизить и чтоб они жили вместе с нами с нашими проблемами. Анализируя последние семейные уроки и родительские собрания, я считаю, что у меня это получилось в 4 классе 92% посещаемость всех мероприятий.
Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по – настоящему счастливы, но добиться этого мы можем вместе учителя и родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Семья и школа в век образования
Семья и школа в век образоания. Твори добро....
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
· оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;· создание условий дл...
Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...
Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков
Введение1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы и семьи2. Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей и школой3. Взаимодействие общественности с семьей и школо...
Педагогическая программа «Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС»
Педагогическая программа "Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС"...
Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования
Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования.Категории детей с ограниченными возможностями .К категории детей с ограниченными возможностями ....