Семья и школа в век образования
статья по теме

Каткова Лариса Михайловна

Семья и школа в век образоания. Твори добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola_v_vek_obrazovaniya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа в век образования. Твори добро.

В сегодняшнем мире, как никогда, необходимо быть мудрым, а высшая мудрость – быть добрым.

Воспитание доброты, честности, справедливости, одним словом, нравственной позиции у детей – важнейшая задача школы.

«…явление нравственного составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще…» отмечал Ушинский.

Вопрос: «Как выполнить эту задачу»

В.Г. Белинский считал, что ребенка необходимо прежде всего приучать к хорошим манерам, развивая добрые чувства.

В.А. Сухомлинский писал «Если вы хотите, чтобы мыслями и поступками вашего сына двигали устремленность к хорошему, вложите в его душу презрение к мерзости»

Важным звеном нравственного воспитания является милосердие – самое древнее человеческое чувство.

Человек стал человеком ни тогда, посмею сказать, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и недобрый век?

Многие просто боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, считая, что в жизни они будут слабыми и не смогут противостоять трудностям. Но это не так. Добрым и милосердным жить легче уже потому, что их все любят. А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и остается, как правило, в одиночестве.

Что же такое милосердие? Это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, способный принести боль, не чувствующий боли другого.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие. К сожалению, это слово незаметно исчезло из нашего лексикона. Не в этом ли одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщает телевидение, сколько вандализма видим мы вокруг. Все, что можно сломать и разбить, – все сломано, разбито, всюду, где можно написать непристойное слово,- оно написано.

Что делать? Как бороться с жестокостью в наших детях?

Некоторые считают, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так.

Соприкосновение с живым, рождает живые чувства. Но согласитесь, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка не приносят зла, не предают хозяина, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого. Как научить ощущать боль живого?

Оно живое, значит ему больно – постоянно, исподволь, не прекращая усилий, необходимо внушать ребенку эту мысль. Все живое болит, все живое чувствует боль.

Все, что не чувствует боли, - камень, мертвый камень.

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай.

К сожалению, мы взрослые часто сами немилосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Опыт показывает, что есть только один и  только один способ учить милосердию – быть милосердным к ребенку. Милость и милосердие к ребенку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение. Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания. Все прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребенок совершает что-то дурное. И вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребенка. Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в поведении, он, возможно завтра же создаст новые проблемы. Но будьте терпеливы, ребенок должен видеть, что терпение любящих родителей может быть бесконечным, что родители не способны ожесточиться. Тогда он вырастает в убеждении, что ожесточение, озлобление – это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребенка с тех пор, как только он начнет понимать нас.

Отношение к детям в школе должно быть гуманнее, отношения учителя и ученика – демократичнее, но, конечно же, в еще большей степени это относится к отношениям в семье. Изгнать авторитарность из школы мы сможем, лишь изгнав ее из своего дома.

Жизнь трудна. Многие живут в тесноте, буквально перебиваясь с копейки на копейку. Эти условия сами порождают злобу и зависть. Ребенок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родителей не скандалить в присутствии детей. Но все-таки нужно помнить, что после подобных сцен, ребенок напуган. Его необходимо пожалеть, утешить, размягчить. Чтобы он не думал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки, потому и жалеть-то некого.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила. Это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

Милосердие – это и чувство, и поступок.

Нас много лет учили «не унижать человека жалостью». Твердо убеждена, жалость не унижает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков

Введение1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы и семьи2. Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей и школой3. Взаимодействие общественности с семьей и школо...

Педагогическая программа «Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС»

Педагогическая программа "Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС"...

«Семья и школа в век образования».

Лекция на тему: «Семья и школа в век образования»....

Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования.Категории детей с ограниченными возможностями .К категории детей с ограниченными возможностями ....