Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся начальной школы во внеурочной работе
проект на тему
Проектная работа учащихся затрагивает различные области в урочной деятельности. В предлагаемом материале представлен опыт работы Гимназии по организации проектной работы во внеклассной работе.
Проект под общим названием «Все мы разные, но все же друг на друга мы похожи», сроком на 4 года, который реализовывался как во внеурочной, так и в урочной деятельности, на уроках по русскому языку, литературному чтению, Окружающему миру, ИЗО, технологии, музыки и ОРКиСЭ.
Состоит работа из четырех направлений:
- тема 1 года «Давайте все встанем в большой хоровод!»;
- тема 2 года «Все флаги в гости к нам!»
- тема 3 года «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»
- тема 4года «Край, объединяющий народы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Х Городской фестиваль «Ипользование информационных технологий в образовательной деятельности»
Выступление по теме « Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся начальной школы во внеурочной работе»
Выступающие:
Солина С.В.
Сорокина Ю.Е.
Мишенцева Л.А.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
Некоторые ученые связывают появление термина «толерантность» с подписанием Нантского договора – эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими течениями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская.
В русском языке слово «толерантность» существует сравнительно недавно, и однозначного толкования этот термин не имеет. Чаще всего используют вместо слова «толерантность» слово «терпимость», что означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».
Это слово имеет перевод во многих языках мира. Наши ученые утверждают, что с «толерантностью» также как и со счастьем – что это такое, каждый понимает по-своему.
В нашей школе уже давно ведется работа в этом направлении. Сначала были отдельные творческие задания для учащихся, классные часы, родительские собрания. Но несколько лет назад группа учителей решила создать программу, чтобы работа по этой теме проводилась продуманно и целесообразно. ( слайд 1)
Творческой группой был разработан проект под общим названием «Все мы разные, но все же друг на друга мы похожи», сроком на 4 года, который реализовывался как во внеурочной, так и в урочной деятельности, на уроках по русскому языку, литературному чтению, Окружающему миру, ИЗО, технологии, музыки и ОРКиСЭ. И вот уже в этом году программа реализована уже во второй раз. ( слайд 2)
Состоит работа из четырех направлений:
- тема 1 года «Давайте все встанем в большой хоровод!»;
- тема 2 года «Все флаги в гости к нам!»
- тема 3 года «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»
- тема 4года «Край, объединяющий народы»
В темах каждого года работы представлены мероприятия для всех классов начальной школы.
Тема 1 года «Давайте все встанем в большой хоровод!» включает в себя задание - одеть куклу в национальный костюм одной из стран мира. Готовясь к представлению своей работы, учащиеся должны изучить данную им страну, познакомиться с её культурой, традициями, обычаями, особенностями, познакомить со своими находками одноклассников на классных часах и публично представить свою работу в общешкольном проекте.
По итогам исследований в фойе гимназии объединяется настоящий «хоровод» их кукол, одетых в костюмы разных народов мира. Это выглядит поистине впечатляюще.
Тема 2 года «Все флаги в гости к нам!» включает в себя задание – выпустить газету - коллаж от класса, посвященную стране – соседке России.
Страны распределяются в процессе жеребьевки, и, узнав объект исследования, учащиеся собирают материал, знакомят с ним друг друга в классе, разрабатывают дизайн-проект своей газеты, выпускают её и вывешивают в фойе гимназии для всеобщего ознакомления. Вестибюль гимназии становится красочным и очень познавательным.
Тема 3 года «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» включает в себя задание – познакомиться с субъектами Российской федерации. Названия объектов исследований также распределяются в ходе жеребьевки, после которой учащиеся подбирают материал на данную тему, знакомятся с символикой, расположением, особенностями, культурой, традициями субъекта федерации. По материал своих исследований класс выпускает стенгазету по своей теме. В фойе гимназии вывешивается карта, России, а вокруг нее стенгазеты о субъектах федерации.
Тема 4года «Край, объединяющий народы» включает в себя исследования края, в котором живут учащиеся. Так как мы живем в Ленинградской области, то наш край, очень богат традициями толерантности. Когда-то давно он находился на «Пути из варяг в греки», у него богатая история, много народов проживало и проживает сейчас в Ленинградской области. Обо всем это и узнают учащиеся во время своих исследований. В фойе гимназии вывешивается огромная схематичная карта Ленинградской области, разбитая на административные районы, и на каждом из этих районов составлен коллаж из находок детей.
В конце каждого года проводятся общешкольные мероприятия- фестивали «Все мы разные, но все же друг на друга мы похожи». Где учащиеся представляют номера в различных номинациях: вокал, игра на музыкальном инструменте, танец, художественно прикладное искусство. Но все номера посвящены представлению какого-либо народа (национальности).
В рамках разработанной программы ежегодно проводятся тематические классные часы, уроки по таким темам, как «Что такое толерантность», «Я и другие», «Национальная терпимость», «Санкт – Петербург – многонациональный город», «Мы разные, но все мы вместе» и другие, родительские собрания по теме «Воспитание милосердия в семье».
С учащимися проводятся деловые игры «Мы все такие разные», «Добрая школа. Что это значит».
( слайд 3) Целью всего проекта является построение толерантной среды в образовательном пространстве начальной школы.
Педагоги ставят следующие задачи:
- формирование у учащихся осознания важности проблемы толерантности;
- организация совместной деятельности участников проекта в духе толерантности;
- обучение использованию информационных ресурсов по данному вопросу;
- развитие творческих способностей учащихся;
- организация просветительской работы с семьями участников проекта.
Согласно общепринятым этапам проведения работы над проектом,
( слайд 4) погружение в проект начинается с экскурсий в музеи СПб (Этнографический, Антропологии, Эрмитаж, Кукол, где учащиеся знакомятся с особенностями культуры, быта разных народов), классных часов и бесед, презентаций педагогов.
(слайд 5) На этапе планирования результатов в холле Гимназии вывешиваются агитационные плакаты, в которых определяются условия и требования к проектам учащихся. Далее в ходе жеребьевки распределяются микротемы для каждого класса в отдельности, (слайд 6) вывешивается маршрутный лист проекта, на котором представлен общий объем работы, создаются творческие группы, составляется план работы.
(слайд 7) На основном этапе работы учащиеся под руководством учителя учатся работать с различными информационными источниками: работают в группах по сбору информации с использованием ИКТ, посещают библиотеки, составляют презентации, разрабатывают сценарии праздника, распределяют роли, репетируют творческие номера.
( слайд 8) Результаты проекта оформляются и вывешиваются в холле Гимназии. Их вы видите на следующих слайдах (слайды 9-11).
Проект заканчивается защитой проектов в формате презентации, устным журналом, фестивалем, праздником (слайды 12-15).
На каждом этапе работы над проектом педагогами осуществляется оценка проектной деятельности по определенным критериям (слайды 17-19).
По окончании проекта в каждой творческой группе происходит рефлексия своей деятельности, а общие итоги подводятся и анализируются на итоговых линейках.
В результате работы над проектом (слайд 21) учащиеся познакомились с географией, культурой, традициями и обычаями народов планеты, национальными праздниками, религией; получили навыки работы с различными информационными источниками; овладели ИКТ.
построение толерантной среды в образовательном пространстве начальной школы;
применение качественно новых подходов воспитания с использованием методов активной педагогики, рекомендаций ФГОС;
введение базовых ценностей толерантности в содержание обучения;
усвоение обучающимися базовых ценностей толерантности, культуры и навыков общения;
рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
повышение уровня воспитанности, развития коммуникативных навыков;
знание и уважение культурных традиций народов.
Не только учителя и дети активно принимают участие в этих мероприятиях. На занятия приглашаются представители различных профессий: врачи, психологи, военные, представители государственных служб. Родители с большим воодушевлением принимают участие в подготовке мероприятий на всех этапах.
Каждый год в программе появляются изменения и новые идеи.
Мы надеемся, что наш опыт поможет организовать подобную работу в других учебных заведениях.
Эта проблема всегда очень актуальна.
Мой ученик сказал как-то раз: «Вы знаете, что 187 стран мира имеют свой флаг…- и добавил – я за лето выучил и умею рисовать все эти флаги … Вот было бы замечательно побывать во всех этих странах….»
Сейчас этот мальчик учится в 9 классе и мечтает стать дипломатом.
Помните слова песни «Дадим шар земной детям»….
Если мы покажем детям, как замечательно жить в мире и согласии, может, и в будущее мы будем заглядывать смелее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектная деятельность учащихся начальной школы".
Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей п...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время (из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)
АннотацияВ государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников. В ...
Использование проектной деятельности в начальной школе. Из опыта работы.
В современном образовании недостаточно просто передать ученику сумму знаний и умений по определенным предметам. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извле...

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе
Исследование или термин «исследовательское обучение» обычно подразумевает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В сфере образования чаще всего обращают...

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работ
Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работ...