Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работ
методическая разработка по математике
Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе
Проектно-исследовательскаядеятельность,органичносочетаясьс другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.
Обучащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.
Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.
Работаянапроектомкаждомуучителюнужнопомнить:
Основными критериями успешности является радость и чувство удовлетворенности у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков
Восновеиметодапроектов,иметодаисследованийлежат:
- развитиепознавательныхуменийинавыковучащихся;
- умениеориентироватьсявинформационномпространстве;
- умениесамостоятельноконструироватьсвоизнания;
- умениеинтегрироватьзнанияизразличныхобластейнаук;
- умениекритическимыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельнуюдеятельностьученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Итак,общие черты:
- практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;
- структура проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленнымцелям;планирование,определениепоследовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформлениерезультатовработвсоответствиисзамысломпроектаили целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
- компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация
Отличия:
Проектнаядеятельность
- Проектнаправленнаполучениеконкретногозапланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования;
- Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
Научно-исследовательскаядеятельность:
- В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат;
- Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
Такимобразом,обаметодаблизкипоцелям,задачам,методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Под проектно-исследовательской деятельностью учащихся понимается процесс решения ими научных проблем, имеющий своей цельюпостроениесубъективноновогознания.Учебноеисследование сохраняет логику научного исследования, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельностьучащихся,связаннаясрешениемучащимисятворческой, исследовательскойзадачисзаранеенеизвестнымрешениеми результатом. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности.
Проектнаядеятельностьобучающихся–совместнаяучебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанныхпредставленийоконечномпродуктедеятельности, этаповпроектирования.Выработкаконцепции,определениецелейи задач проекта, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).
Проект
- Технология в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения
- Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности
Главныецелиметодапроектанаурокахматематики:
- Показатьумениеотдельного ученикаилигруппыобучающихся использовать приобретенный на уроках исследовательский опыт;
- Реализоватьсвойинтерескпредметуисовершенствоватьсявумении излагать переработанный материал;
- Продемонстрироватьуровеньобученности,совершенствоватьсвое умение участвовать в коллективных формах общения;
- Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Преимуществапроектныхуроков
-позволяютбыстрееиэффективнееформироватьиразвиватьУУД учащихся;
-на основе УУД формируются проектные умения и проектная деятельность в целом. Пока она не будет сформирована, невозможно говорить о качественном ученическом проектировании;
-значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;
-создаютсянеобходимыеусловиядляприменениязнанийнапрактике
Результаты проектнойдеятельности
-владеть основами самоконтроля, самооценки в учебной познавательной деятельности;
-соотноситьсвоидействияспланируемымирезультатами;
-работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации.
Необходимыеусловияприработенадпроектом:
- Тематикапроектовдолжнабытьизвестназаранее.Учащиесядолжны быть ориентированы на сопоставление и сравнениие некоторых фактов, фактов из истории математики, жизни ученых, подходов и решений тех или иных проблем;
- Проблема перед учащимися должна формулироваться так, чтобы ориентировать их на использование различных источников;
- Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки;
Типыпроектовнаурокематематике:
- Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, к примеру – исследовательские рефераты старшеклассников;
- Творческие – газета, видеофильм, подготовка выставки, составление кроссвордов, чайнвордов, ребусов, выставки оригами;
- Игровые – результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к концу – например составление кроссвордов, проведение урока учащимися старших классов с учащимися младших классов;
- Информационные–подготовкаразличныхсообщений,докладов;
- Практико-ориентированные – составление наглядных пособий учащимися для работы в группах или в парах.
Алгоритмразработкипроектныхуроков
Сформулироватьпроблемнуюситуацию(многословно).
Изпроблемнойситуацииформулируетсяпроблемасослов«Как...? Каким образом...?
Изпроблемыформируетсяцель(планируемыйрезультат). Сформулироватьзадачи (шагидля достижения цели).
Организоватьработувгруппах.Определитьрегламентработы. Презентация.
Рефлексия учащихся. Как организовали работу в группе? Что из запланированного получилось хорошо? Какие возникли проблемы? Как были решены? Самооценка.
Оценкаучителя.
Этапыработынадпроектом:
-Проблематизация (выявление проблемы, постановка вопроса: Как? Каким образом?).
-Целеполагание(цель—проектныйпродукт).
-Планирование (формулирование задач — шагов для достижения цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта).
-Реализацияпроекта.
-Самооценкаирефлексия.
-Презентация работы.
Деятельностьучителяиобучающегосянакаждомэтапе составления проекта
Этапы | Деятельностьучителя | Деятельность обучющегося |
1. Мотивация | Разработка планов уроков-экскурсий. Создание условий для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней заданий | Выбирает уровень заданий согласно своим способностям. Выбираеттему научно-исследовательской работы |
2.Корректировкаи конкретизация темы исследовательской работы | Знакомится основополагающими принципаминаучного исследования. Определяет проблемноеполе исследования. Помогает корректироватьи конкретизировать тему. Совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи | Формулируеттему научно-исследовательской работы. Совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему. Знакомится с принципаминаучного исследования |
3.Определение круга изучаемых источников | Знакомит с методами исследования. Помогает определить круг изучаемых источников. Знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой | Знакомится с методами исследования. Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников. Знакомится с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой |
4. Сбор материала по теме исследовани я и его систематизация | Помогает организовать работупо сбору материалов в архивах, музеях, библиотеках. Помогаетсоставить вопросы для анкет. Совместно с учеником систематизирует материал для научно- исследовательской работы | Учится работать с фондами библиотек. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы по изучаемому материалу. Совместно с учителем составляет вопросы и приводит сбор устных источников. Совместно с учителем систематизирует собранный материал по теме исследования |
5.Оформление исследовательской работы | Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы. Корректирует написанный текст работы. Помогает решить спорные вопросы при написании текста | Знакомится я с требованиямиоформления научно-исследовательской работы Совместно с учителем корректирует написанный текст |
6.Публичное выступление на конференци и (защита исследовательской работы) | Объясняет принципыпубличного выступления. Проводит тренинг. Слушает и корректирует выступление. Выступает на защите исследовательской работы | Изучает принципы публичного выступления. Совместно с учителем готовит письменный вариант публичного выступления. Отрабатывает навыки публичного выступления. Учитывая предложения учителя, корректирует публичное выступление. |
7 . Анализ научно- исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы | Совместно с учеником проводит анализ его научно-исследовательской деятельности. Помогает определитьнаправления дальнейших исследований. Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований | Совместно с учителем проводитанализсвоей научно-исследовательской деятельности. Совместно с учителем корректирует направления дальнейших исследований. Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований |
Зачеммывсеэтоделаем?
Врезультатеработынадпроектомребенок:
- учитсяумениюдоговариваться;
- учитсявзаимообучению(«яужевсепонял,сейчасятебеобъясню!»;
- учится взаимоконтролю («так, что утебя получилось? А как ты это получил? А каким методом ты воспользовался чтобы достичь своей цели? А как ты рассуждал? А как рассуждал я?
- учится умению распределять роли при выступлении, если работу выполняет группа обучающихся;
- имеет возможность разделять ответственность за полученный результат;
- готовитсяксамостоятельнойжизнивобществе;
- учится лидерским качествам, с целью воспитания конкурентно- способной личности на рынке труда;
- учится самостоятельно думать, ставить перед собой задачи, решать разнообразные проблемы и добиваться поставленной цели;
- развиваеткритическоеитворческоемышление;
- развивает коммуникативные навыки, навыки работы с различными источниками (книги, статьи из журналов...);
- учитсяотстаиватьсвоюточкузренияипризнаватьсвоиошибки;
- учитсябытьответственнымицелеустремленным;
- учится пониманию, что отрицательный результат – это тоже результат;
- учится анализировать, ориентироваться в потоке информации, выделять главное от второстепенного, учится сравнивать, обобщать, систематизировать;
- развивается культура его устной и письменной речи, словарного запаса;
- получает возможность ориентироваться в выборе будущей профессии;
- развиваеттворческиеспособности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время (из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)
АннотацияВ государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников. В ...

Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся начальной школы во внеурочной работе
Проектная работа учащихся затрагивает различные области в урочной деятельности. В предлагаемом материале представлен опыт работы Гимназии по организации проектной работы во внеклассной работе.Проект п...

Тренинговое занятие "Реализация проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время средствами программы iMovie".
Образовательная предметная среда современной начальной школы в условиях перехода на новые Федеральные государственные стандарты должна создавать условия для формирования ключевых компетентностей у дет...

Исследовательская деятельность учащихся по математике во внеурочной работе
Разработка тематики исследовательской деятельности для внеурочной работы по математике...

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе
Исследование или термин «исследовательское обучение» обычно подразумевает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В сфере образования чаще всего обращают...

Исследовательская деятельность учащихся по математике во внеурочной работе
laquo;Исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения качества образования»...