Программа летнего лагеря Большое космическое путешествие
методическая разработка по теме

ПОНОМАРЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

Полное название программы

Программа  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск

«Большое космическое путешествие»  

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся  в летний период.

Направление деятельности

Физическое, духовное, патриотическое  развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  

с углубленным изучением отдельных предметов

пгт Нагорск Кировской области

Утверждено на педсовете

Протокол №___ от ______

Директор школы_________ /В.И. Леушина.

Программа

летнего оздоровительного лагеря

 с дневным пребыванием

 для детей школьного возраста.

                                 

                                    Сроки реализации: июнь 2016 года.

                  Возраст детей: 6- 18 лет.

            Автор  программы:

                                                       Пономарева Т.В. учитель начальных классов

                                         

Нагорск, 2016                                                                                      

 

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск

«Большое космическое путешествие»  

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся  в летний период.

Направление деятельности

Физическое, духовное, патриотическое  развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

Адрес, телефон

613260, Кировская область, пгт. Нагорск, ул. Советская, д.169,  т. 2-17-89

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, расположенный в МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск  

Количество, возраст учащихся

155 учащихся,  с 6 до 18 лет

Сроки проведения, количество смен

С 1 по 22 июня 2016г., 1 смена

Аналитическая справка

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск  в течение нескольких лет  предусматривала организацию летнего отдыха детей младшего и среднего школьного возраста, создавала условия для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развития творческих способностей детей.

         Актуальность данной программы заключалась в её соответствии конкретным социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально-активной личности.  

             Цель программы: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и физического потенциала личности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

         Особое внимание уделялось спортивным мероприятиям, тематическим конкурсам, беседам, играм.

           Выбранные методы и приёмы работы позволили  каждому ребенку проявить свою индивидуальность, творческую самостоятельность на основе свободного выбора и интереса. Все мероприятия, проводимые в лагере, были направлены  на  расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей. Плодотворным было сотрудничество с РЦНТ,  Нагорской центральной детской  библиотекой, МКОУ ДОД "Детская школа искусств" пгт. Нагорск, МКОУ ДОД  ДЮЦ «Факел». Дети с удовольствием совершали экскурсии, велокросс по пгт. Нагорск.

         Опытные воспитатели дали возможность каждому фантазировать, пробовать, создавать.  

    Цель программы достигнута. По результатам анкетирования выявлены интересы и предпочтения ребят. Тестирование показало, что у большинства  ребят заложен значительный творческий потенциал, который представляет собой богатый выбор творческих возможностей. Если на деле учащиеся смогут применить свои способности, то им доступны самые разнообразные формы творчества.

Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков

1. Пояснительная записка

Июнь – начало летних каникул. Дети устали от учебной нагрузки, внеклассных мероприятий, от школы и от любимых учителей. Почему же снова они идут в школу каждый день? Что их там ждёт? Ждут их интересные дела, походы, друзья и любимые учителя. Ждёт их летний лагерь, школьный лагерь. Или по народному площадка. Задача учителей – сделать отдых детей в школьном лагере содержательным, развивающим, воспитывающим, интересным. Мы надеемся, что развитый и воспитанный человек – в данном случае – наш ученик – не станет искать сомнительных друзей и развлечений. В рамках лагерной смены у педагогов появляется возможность управлять процессом неформальный взаимоотношений детей, коррективное отношение маленького человека к окружающей действительности и своему внутреннему миру. Ребёнок, уходя домой, продолжает жить жизнью лагеря: он получает задание к завтрашнему дню, информацию о том, что ждёт его завтра. К подготовке к новому дню можно подключить и родителей. Стиль общения учителя с учениками в лагере изменяется: больше доверительности, сотрудничества, “поворот лицом” к интересам ребёнка, меньше поучительного тона. Дети должны видеть в педагогах старших друзей и уверенных в себе организаторов; взрослые не должны спускаться до панибратства и попустительства, а действовать педагогически грамотно.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Лагерь размещается на базе МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате совместной  деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

Программа деятельности лагеря представляет собой сюжетно-ролевую игру младших  школьников в виде путешествия по сказкам. Программа деятельности лагеря носит комплексный характер:

  1. включает в себя:
  • практическую ориентированную деятельность детей;
  • их творческую деятельность эстетического и познавательного содержания.
  1. нацелена:
  • на проведение ряда оздоровительных мероприятий с детьми;
  • на решение рода педагогических задач по воспитанию подрастающего поколения.

                       

2.Концептуальный подход

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в смене  направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

3. Методические основы лагерной смены

Приоритетной основой работы лагеря является гуманизация, которая обеспечивает создание условий для личностного развития детей: педагоги принимают ребёнка таким, какой он есть, положительно относятся к его личности, опираются на творческую активность ребёнка, выводят его на уровень соуправления, т. е. совместной организованной работы воспитателей  и детей. Вся работа строиться на принципах добровольности, посильного участия каждого в жизни лагеря.

Составлен план работы на смену, где предусмотрены музыкальные, спортивные, библиотечные, игровые часы, экскурсионные и развивающиеся мероприятия.

1. Нормативно-правовые

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Закон РФ “Об образовании”.

4. Устав МКОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск.

6. Положение о лагере дневного пребывания.

7. Правила внутреннего распорядка лагеря.

8. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

9. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

10. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

11. Должностные инструкции работников.

12. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

13. Правила регистрации детей при поступлении, выбытии.

14. Заявления родителей.

15. Акт приёмки лагеря.

16. План работы.

17. Методическая копилка.

Информационное обеспечение программы

В подготовительный период ведётся просветительская работа по организации лагеря и привлечению детей. Педагогический коллектив лагеря знакомится с его программой на смену.

Перед началом смены собирается родительское собрание, где родители знакомятся с режимом работы, с программой лагеря. Информируются о правилах техники безопасности и поведения детей в лагере.

В конце дня подводятся итоги проведённых дел, выпускаются молнии (раз в неделю), ведутся карты достижений и дневник-альбом жизни лагеря.

Оздоровительное и санитарно-гигиеническое обеспечение программы

В плане работы лагеря предусмотрены ежедневные спортивные часы, проведение спортивных соревнований, турниров, олимпиады. Ежедневно проводится зарядка. Предусмотрены подвижные игры на воздухе и в спортзале.

Материально-технические условия предусматривают:

  • большой спортивный зал;
  • школьная библиотека;
  • столовая;
  • игровая площадка;
  • спортивная площадка;
  • кабинеты;
  • ТСО;
  • художественные средства, игры настольные и др.;
  • хозяйственный инвентарь;
  • аудиотека, фонограммы;
  • канцелярские принадлежности;
  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор;

Кадровое обеспечение программы:

Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря. Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник летнего лагеря;
  • медицинский работник.

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
  • вожатые (из числа обучающихся.)

Руководители творческих мастерских

  • из числа педагогов.

4. Цели и задачи

Цель функционирования лагеря

Организация детского отдыха и оздоровления в первый месяц летних каникул, помощь семьям, нуждающихся в социальной поддержке.

Задачи:

  1. Организация ресурсного обеспечения смены, необходимого финансирования.
  2. Привлечение в лагерь детей из малообеспеченных, многодетных, ассоциативных семей, опекаемых детей, детей-инвалидов, учащихся, состоящих на учете.
  3. Обеспечение соблюдения норм охраны здоровья, безопасности, санитарно-гигиенических и других действующих правил и норм пребывания детей в условиях городского с дневным пребыванием детей.
  4. Обеспечение эффективного управления функционирования лагеря.

   Педагогические цели 

  1. Приобщение детей к русской народной культуре, культуре.
  2. Формирование художественно-эстетической культуры личности школьника.
  3. Развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.

Задачи:

  1. Реализация в ходе смены форм воспитательной работы, позволяющих включать детей в творческую, спортивную, интеллектуальную, общественную деятельность.
  2. Создание гуманистического стиля взаимоотношений всех участников воспитательного процесса в лагере.
  3. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практически ориентированной деятельности.
  4. Формирование патриотических чувств, любви к родному краю, своему посёлку.
  5. Развитие духовности ребенка.

5. Логика развития лагерной смены

Это задачи, состоящие перед педагогическим коллективом лагеря на разных этапах его существования.

А. Подготовительный этап ( май) 

  • Подбор педагогических кадров;
  • Подготовка воспитателей, их обучение;
  • Разработка программы смены через работу творческого коллектива лагеря;
  • Посещение семинаров по подготовке к летнему отдыху детей, организуемых в районе;
  • Материально-техническая подготовка летнего лагеря;
  • Оформление лагеря;
  • Проведение родительских собраний.

Б. Организационный этап (1, 2, 3 дни смены) 

  • Знакомство детей с распорядком дня, с дисциплинарными и гигиеническими требованиями;
  • Воспитатель приучает детей к доброжелательным и справедливым взаимоотношениям друг с другом и со старшими;
  • Осуществляется диагностика интересов и ожиданий детей;

Акцентируется внимание детей на возможностях саморазвития, совершенствования своих организаторских способностей в ходе смены и как итог – получение звания Лучший космонавт, герой космоса, покоритель вселенной.

В. Основной этап (4–19 дни смены) 

  • Реализация программы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
  • Вовлечение детей в подготовку и проведение КТД
  • Работа по оздоровлению и физическому развитию учащихся;
  • Проведение мероприятий интеллектуального и художественно-эстетического плана.
  • Реализация в ходе смены форм воспитательной работы, позволяющих привлекать родителей.

Г. Итоговый этап (20–21 дни смены) 

  • Увеличение эмоциональной привлекательности и значимости жизни в лагере через общественную оценку индивидуальных заслуг ребенка и самооценку;
  • Вручение дипломов, награждение детей;
  • Формирование мотива: добиться большего в следующей смене и активно проявить себя в общественной деятельности в своем классе.

Д. Послелагерный период 

  • Сбор отзывов детей и родителей о смене;
  • Анализ работы лагеря педколлективом и задачи будущей деятельности школьной площадки.
  • Составить отчет в виде презентации.

Данная программа  является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Основную образовательную программу школы:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни.

     Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 6 -18 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

     Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 - 25 человек.

6. Содержание воспитательной работы лагеря

         Реализация   целей   и   задач   смены    осуществляется    по   программе  «Большое   космическое     путешествие».   Все   учащиеся   делятся    на     равные     группы - экипажи.   Каждый   экипаж   планирует   свою   работу   с  учётом    общелагерного плана. Центром всего является космический корабль «Детство». 
                                    Структура управления
Экипаж корабля:
Капитан – начальник лагерной смены.
Бортпроводники – воспитатели
Диспетчеры – командиры экипажа
Космонавты – дети. 

Задача капитана, бортпроводников  и  диспетчеров  –  организация  плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. 
Стратегию   участия   в   деле   экипажей   организуют    бортпроводники   и диспетчеры.
           Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику,   выпускает   вахтовый   журнал,  где  отражает   жизнь   экипажа каждый день. В  конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.
           Вся   информация  об  условиях  участия  в  том  или  ином деле  будет представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде  звездного неба  (Вселенной),  где  центром  является  космический  корабль  «Детство».       Путешествуя  в  космическом  пространстве,  космонавты  (дети)  открывают каждый  день  новую,  неизведанную  ранее  планету.  Всего  планет  18 –  по количеству  дней  пребывания  детей  в лагере. Экипаж космонавтов, первым открывший  планету  (победивший  в  общелагерном  деле), устанавливает на планете  свой  символический  флажок   и   красочно   оформляет   планету   в зависимости  от  темы  дня.  Тем  самым  будет наглядно видно, какие успехи достигнуты  той  или  иной  командой. Рядом со звездным небом (Вселенной) планируется    расположить   информационный   стенд,   на    котором    будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация,  отражающая  результаты   прошедшего  дня.  За долгие 18 дней наш   космический   корабль  «Детство»  может  столкнуться   с   различными неожиданностями.  Это   могут   быть   и   космические   пираты,   и   НЛО,  и метеоритные  дожди  и  солнечные  затмения,  и неожиданный водопад звёзд. Каждый  член  космического  корабля   от   капитана  до  космонавта  должен соблюдать Законы и Заповеди. 
Законы:

  • Закон точного времени.
  • Закон доброты.
  • Закон порядочности.
  • Закон дружбы.
  • Закон безопасности.
  • Закон взаимовыручки.


Заповеди:

  • Экипаж – одна семья.
  • Один за всех и все за одного.
  • Порядок прежде всего.
  • Каждое дело вместе
  • Все делай творчески, а иначе зачем?
  • Даже если трудно, доведи дело до конца.
  • Чистота – залог здоровья.


           Выполнение всех Законов и Заповедей  предполагает  сделать  жизнь  в лагере   интересной   и  насыщенной,   приносящей   радость  себе  и   другим. Экипажем космонавтов разработана система  стимулирования  успешности  и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать
«звезду» за активное  участие  в   жизни   экипажа  и  в  целом  корабля.  Если  в  экипаже набирается  10 «звездочек»,  то  их можно обменять на одну большую звезду. В  конце  лагерной   смены  подводятся   итоги:  подсчитывается   количество открытых     планет    тем     или    иным    экипажем    космонавтов,   а   также количество   «звезд»    в   целом.   По итогам путешествия  победители получают звания:  Лучший космонавт, герой космоса, покоритель вселенной,

         Каждый   день  смены  будет  посвящен  открытию  одной  из планет.

Программа пришкольного лагеря как средство реализации поставленных целей и задач включает в себя следующие направления.

Здоровый образ жизни

Задачи:

  •  Развитие физических  способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере.  
  •  Обучение приемам и методам оздоровления организма.
  • Осознание важности систематических занятий физической культурой и спортом для всестороннего развития личности;
  • Привитие навыков к здоровому образу жизни;
  • Умение соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой интерес к походам по родному краю;
  • Стремление к выполнению правил личной и общественной гигиены, приучение к закаливанию.
  • Развитие общей и скоростной выносливости, гибкости, ловкости, повышения спортивного мастерства

Содержание деятельности:

  • Утренняя зарядка.    
  • «Веселые старты»                                                                                                                                          
  • День Здоровья.                                                                                                                                                              
  • День бегуна.                                                                                                                                                          
  • День прыгуна.                                                                                                                                                        
  • Соревнования по футболу.                                                                                                                            
  • Спартакиада (отрядная, общелагерная).                                                                                                            
  • «Час игры».

Интеллектуально – творческое.

Задачи:

  • Эстетическое восприятие предметов и явлений действительности
  • Развитие способностей видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде и творчестве людей.
  • Интерес к занятиям творческого характера, участие художественной  и музыкальной самодеятельности.
  • Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности.  
  • Воспитание духовной культуры.

Содержание деятельности:

  • Конкурсы рисунков.    
  • Конкурс отрядной песни.  
  • Конкурс отрядной газеты.
  • Творческие конкурсы.  
  • Викторина по сказкам
  • Посещение театров, других культурных учреждений.

Нравственно – патриотическое

Задачи:

  • Пробуждать у детей интерес к родному краю, своей стране.
  • Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине.
  • Воспитывать в детях доброту, человечность, милосердие.

Содержание деятельности:

  • Игровая программа «На лесной полянке»
  • «Юные защитники Родины»  
  •  Экскурсия по поселку.
  • Изучение судьбы человека, его вклад в историю страны.    

 

Трудовое воспитание

Задачи:

  • Вовлечение «трудных» ребят в трудовую деятельность.
  • Развивать способности видеть прекрасное в озеленение нашей  школы и города.
  • Оказывать помощь по обелению территории школы и нашего города.
  • Развивать патриотическое воспитание через отношение к окружающей действительности.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Содержание деятельности:

  • Трудовые десанты по уборке пришкольной территории
  • Выставка поделок
  •  Выставка рисунков на тему «Профессии».

Экологическое воспитание

Задачи:      

  • Обеспечение «экологизации» детского оздоровительного лагеря в развивающих, воспитывающих целях.                                                                                                                            
  • Расширение представлений о многомерности мира                                                                                                          
  • Формирование активной позиции школьников в решении экологических проблем.                                                    
  • Обогащение личного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром.           
  • Включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность, формирование экологических знаний, умений и навыков. 

Содержание деятельности:

  • День экодвижения.  
  • Спортивно-туристическая эстафета с использованием знаков дорожного движения — экознаков, заданиями на пользование различными видами транспорта.  
  • День экологической прессы (конкурсная программа).    
  • Конкурсы экологических листовок, платков, рисунков.

Режим дня

8.30 –9.00 - Сбор космонавтов.
9.00 – 9.20– Утренняя зарядка «Встреча с гуманоидом».
9.20 – 9.30 – Сбор экипажа корабля (организационная линейка).
9.30 - 10.00 – Завтрак землянина.
10.00 – 11.00 – «Космостарты» - спортивно-оздоровительный час.

11.00 – 12.00 – Обед марсианина.
12.20 – 13.30 –«Предстартовые хлопоты» - внутрикомандное дело.
                         «Экипаж одна семья» - общелагерное дело.
13.30– 14.00 – Свободное время. Игры по интересам.

    14.00 – 14.30 –А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

                             Завтра снова мы придем!

Тематическое планирование

День

Мероприятие

Время

Первый день

Здравствуй «Галактика    Радости» Планета встреч

1. Встреча детей

  - знакомство и обустройство лагеря

2. Минутка здоровья «Мой рост, мой вес».

3.Разделение на отряды, огоньки знакомств

4.Праздник, посвященный Дню защиты детей

5.Итоговый огонёк.

8.30 – 9.00

 9.50 – 10.00.

10.00 – 11.00.

10.30 – 11.00.

11.00 – 13.00.

14.00 – 14.30.

Второй день

Планета Самоуправления

1. Минутка здоровья, закаливание.

2. Выборы в отрядах, обустройство отрядных комнат.

3. Презентация школы всезнаек.

4. Подготовка  к празднику открытия лагеря.

5. Игры на свежем воздухе.

6. Итоговый огонек.

9.50 – 10.00.

10.00 – 11.00.

11.00 – 11.30.

11.30 – 12.00.

12.00 – 13.00.

14.00 – 14.30.

Третий день

Планета Юных экологов

1.Минутка здоровья «Книги о здоровье»

2.Школа всезнаек

3.Праздник «Здравствуй  «Галактика Радости»

4.Видеосалон

5. «Экологический десант» Выпуск экологических плакатов, листовок «Школьный двор – экологически чистая территория».

6.Итоговый огонёк

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 – 11.20

11.20 – 12.00.

12.00 – 13.00

14.00 – 14.30

Четвёртый день

Сказочная туманность

1.Минутка здоровья, как ухаживать за зубами

2.Школа всезнаек

3. «Там чудеса…»   встреча с сотрудниками библиотеки  

4. Игровая программа «Безопасность на дорогах». Акция «Письмо водителю – письмо пешеходу» (знаем сами – научим других).

5. Игры на свежем воздухе

6.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10. 40

10.40 – 11.40

11.40 – 12.40

12.40 – 13.00

14.00 – 14.30

Пятый день

Планета Интеллектуалов

1.Минутка здоровья, путешествие в страну витаминию.

2.Школа всезнаек

3.Беседа  «Чистая вода – основа жизни на Земле». Викторина «Угадай-ка…».

5. Познавательно – игровая программа «Знатоки природы».

6.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 – 11.00

11.00 – 11.40

11.40 – 12.40

12.40 – 13.00

14.00 – 14.30

Шестой день

Планета

Друзей

1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»

2.Школа всезнаек

3. Игровая программа «Сто затей для ста друзей»

4.Лидерский курс «Умею сам – научу другого»

5. Игры на свежем воздухе

6.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 –10.40

10.40 – 11.40

11.40 – 12.40

12.40 – 13.00

14.00 – 14.30

Седьмой день

Звезда Патриотов

1.Минутка здоровья, осанка – основа красивой походки

2.Школа всезнаек

3.Посещение  библиотеки «День России»

4. Конкурс рисунков «Моя малая Родина» 80 лет Кировской области.

5.Занятия по интересам.

6.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 – 11.40

11.40 – 12.00

12.00 – 13.00

14.00 – 14.30

Восьмой день

Планета Вежливости

1.Минутка здоровья, как снять усталость с ног

2.Школа всезнаек

3. Шоу-дефиле с элементами соревнований в силе, ловкости, сообразительности и творчестве.

5.Игры на свежем воздухе

6. Подготовка к дню туриста.

7.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 –11.40

11.40 – 12.00

12.00 – 13.00

14.00 –14.30

Девятый день

Астероид юных туристов

1.Минутка здоровья

2.Школа всезнаек

3. Игра по станциям. Этапы: как правильно поставить палатку, собрать рюкзак, преодолеть препятствия (болото, рукоход и пр.), перевязать и перенести раненого и т.д.

5.Игры на свежем воздухе

6. Подготовка к празднику «День птиц»

7.Итоговый огонек.

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

11.40 –12.00

12.00 – 13.00

14.00 –14.30

Десятый день

Планета

птиц

1.Минутка здоровья

2.Школа всезнаек

3. КВН «Наши пернатые друзья». Игра для ума «Загадочный калейдоскоп».

4. Операция «Птичкин дом».

5. Игры на свежем воздухе.

6.Минутка тишины «О чем говорят птицы?».

7.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 – 11.20

11.20 – 12.00

12.00 – 12.30

12.30 – 13.00

14.00 –14.30

Одиннадцатый день

Сияние музыки

1.Минутка здоровья, первая помощь при укусах

2.Школа всезнаек

3. Конкурс талантов «Бой-Гел-Шоу»

4. Беседа «Чем опасна дорога для нас и мы для дороги»

5. Занятия по интересам.

5.Спортивный час

6. Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 – 11.40

11.00 – 11.30

11.30 – 12.00

12.00 – 13.00

14.00 –14.30

Двенадцатый день

Планета здоровья

1.Минутка здоровья. Разговор о правильном питании

2.Школа всезнаек

3.Акция «Есть выбор: жизнь без наркотиков»

4. Конкурс агитбригад «Сохраним природу».

5.Выпуск отрядной газеты.

6.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 –10.40

10.40 – 11.20

11.20 – 12.10

12.10 – 13.00

14.00 – 14.30

Тринадцатый

День

Планета Фантазий и Юмора

1.Минутка здоровья «Гигиена в доме»

2.Школа всезнаек

3. Беседа «Смех – лучшее лекарство»  

4. Викторина «Устами младенца»

5. Юмористический конкурс «Эти забавные животные»

6.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 – 11.40

11.40 – 12.15

12.15 – 13.00

14.00 –14.30

Четырнадцатый  день

Планета Героев

1.Минутка здоровья. Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики, сноуборд, мопед»

2.Школа всезнаек

3. Просмотр кинофильма о войне.

4.Игры на свежем воздухе

5.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 – 11.00

11.00 – 12.00

12.00 – 13.00

14.00 – 14.30

Пятнадцатый день

Планета

Олимпийская

1.Минутка здоровья «Закаливание»

2. Школа всезнаек

3. Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни». Первенство лагеря по различным видам спорта.

4. Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия».

5.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40– 12.15

12.15 – 13.00

14.00 – 14.30

Шестнадцатый день

Планета

проектов «Мой край будет лучшим».

1.Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

2.Школа всезнаек

3.«День защиты проектов» (благоустройство территории, экскурсионные маршруты).

(культура ведения спора, конкурс выступлений детей по заданной теме, номинация «Звезда убеждений»)

6.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

11.40 – 13.00

14.00 – 14.30

Семнадцатый день

Планета

Нептуна

  1. Минутка безопасности «Как вести себя на воде?»

2.Школа всезнаек

3. Праздник Нептуна.  

4.Операция «Сюрприз»

5.Игры на свежем воздухе

6.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 – 11.30

11.30 – 12.00

12.00 – 13.00

14.00 – 14.30

Восемнадцатый день

Планета достижений

«Экспедиция возвращается с победой»

1.Минутка здоровья «Мой рост, мой вес».

2.Отчет школы всезнаек

3.Закрытие лагерной смены «Праздничный концерт» Детская дискотека.

4.Игры на свежем воздухе

5.Итоговый огонек

9.50 – 10.00

10.00 – 10.40

10.40 – 12.00

12.00 – 13.00

14.00 – 14.30

Возможные риски:

  • Плохие  природные условия;
  • Высокая активность клещей;
  • Поломка  оргтехники.

7.Ожидаемые результаты реализация программы

(в аспектах развития ребёнка, отряда, всего лагеря)

- укрепление здоровья детей;

-развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;

-расширение социального опыта;

-формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

-вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

-формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Проводится ежедневная оценка участия каждого ребёнка в коллективных делах лагеря. Создание условий для самореализация детей через участие в мероприятиях разного характера: спортивных, интеллектуальных, патриотических, трудовых, художественных, экологических.

Привитие навыков самостоятельности, ответственности, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Оздоровление детей.

В развитии отряда – высокая степень организованности, сплоченности детей в решении поставленных задач.

Выявление и практическая реализация новых возможностей лагеря в развитии детей.

8.Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах

Цветопись

Народный форум (фабрика достижений лагеря)

 

9. Методическое сопровождение программы

  -Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

 -Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. . одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

10. Инструктажи:

  1. Вводный инструктаж. (Воспитатели)
  2. Инструктаж по правилам дорожного движения. (Воспитатели)
  3. Инструктаж по ТБ во время спортивных мероприятий. (Учитель физ.культуры)
  4. Инструктаж по ТБ при организации игр на территории (Воспитатели).
  5. Текущие инструктажи (Воспитатели).

11.Работа с родителями

Мероприятие

Дата

Выпуск листовок для родителей по итогам анкетирования и мониторинга

В теч. смены

Индивидуальные беседы

В теч.смены

Выпуск листовок для родителей «Здоровье ребёнка»

В теч. смены

Организация выставок рисунков и поделок

В теч. смены

12.Критерии эффективности программы

  • благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
  • удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
  • желание участвовать в работе лагеря в дальнейшем;
  • проявление инициативы детей в организации досуга;
  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребенка;
  • укрепление связей между разновозрастными группами детей.

13. Схема управления программой

       Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 14 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

       Для организации работы по реализации программы смены:

-проводятся ежедневные планерки воспитателей;

-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;

-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

-сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

     В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.

14. Организация взаимодействия летнего пришкольного  оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

на базе МКОУ СОШ С УИОП пгт Нагорск

     

15. Заключение

Лагерь работает не первый год. За это время сложилось немало традиций.

Педколлектив лагеря работает над развитием личности каждого ребенка, над выявлением его способностей, даже скрытых.

Любимые детьми конкурсы, фестивали, игры, спортивные соревнования в измененном виде проводятся каждый год.

В конце смены наиболее активным, преодолевающим себя детям вручаются Дипломы. Традиционным остается состав педагогического коллектива лагеря, который видит свою роль в том, чтобы формировать активную жизненную позицию учащихся, развивать их коммуникативные и организаторские способности.

16. Учебно-методическое оснащение программы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Большое космическое путешествие"

Викторина "Большое космическое путешествие" ко дню космонавтики...

Программа духовно-нравственного развития "Большое космическое путешествие" Школа 2100

Воспитательный процесс школы ориентирован на создание условий для воспитания культурного человека, имеющего широкое гуманитарное мировоззрение, способного адаптироваться к жизни в обществе, готового к...

Программа летнего лагеря "Путешествие в прошлое"

Программа создана для летнего школьного лагеря. Возраст участников 1-4 класс. Цель программы: создать благоприятные возможности для оздоровительного и познавательного досуга детей в летний период, нап...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Космические приключения"

Данная программа призвана помочь семье восстановить здоровье каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию экскурсионно-туристической и досуговой деятельности. П...

Программа летнего лагеря "Космическое путешествие"

Ребята, руководитель, воспитатели в течение всего сезона на борту корабля «Детство» совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - космонавтом; отряды - экипажами. Пр...

Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Большое космическое путешествие"

Вся программа строится на игре, по программе «Большое космическое путешествие».Погружение осуществляется с момента начала смены. Формируются отряды (экипажи). Каждый отряд планирует свою р...

Сценарий праздника открытия летней лагерной смены «БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Сценарий открытия летней лагерной смены школьного лагеря направлен на знакомство с отрядами, воспитателями, вожатыми и другими членами лагеря. Создаётся общая дружелюбная атмосфера праздника, отдыха, ...