Программа духовно-нравственного развития "Большое космическое путешествие" Школа 2100
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме
Воспитательный процесс школы ориентирован на создание условий для воспитания культурного человека, имеющего широкое гуманитарное мировоззрение, способного адаптироваться к жизни в обществе, готового к последующему освоению профессиональных образовательных программ, усвоившего духовно-нравственные ценности. Именно программа "Школа 2100" позволяет ребенку стать личностью, готовой к саморазвитию, самостоятельной в действии, умеющей делать выбор. Основные особенности программы: ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам. Программа духовно-воспитания представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-nravstvennaya_programm_shkola_2111.doc | 979.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
«Большое космическое путешествие»
Классный руководитель: Тауберт М.В.
2012 -2013 учебный год
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в Образовательной системе «Школа 2100» Базовые ценности:
Воспита-тельные задачи
ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Воспитательный ИДЕАЛ»
качества личности
(цель)
ШКОЛА (ОУ)
Урочная
Опыт учебного взаимодействия
Учёба
- знания о ценностях
- оценки поступков
- выбор поступков
Опыт творческого поведения
Культурные практики
- участие в куль-турном событии
Представители властей
СМИ
Произведения культуры
Общественные
организации
(в т.ч. религиозные)
Круг общения (друзья, соседи, транспорт, магазины и т.п.)
Семьи
КРАСОТА
ПРИРОДА
ЗДОРОВЬЕ
ТРУД
Творчество
Наука
СТРАНА
Патриотизм
Солидарность
Гражданствен-ность
Культура
Человечество
ДОБРО
Человек. Семья
Принятие или отторжение
Внешкольная
Опыт гражданского поведения
Социальные практики
Решение общественно значимой задачи (или её модели)
Внеклассная
Пояснительная записка.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности воспитанника, основанный на эффективном взаимодействии классного руководителя и воспитанника, направленный на достижение поставленной цели. С другой стороны – это искусство изменения личности ребенка, руководство его самоизменением, самосовершенствованием.
Воспитательный процесс школы ориентирован на создание условий для воспитания культурного человека, имеющего широкое гуманитарное мировоззрение, способного адаптироваться к жизни в обществе, готового к последующему освоению профессиональных образовательных программ, усвоившего духовно - нравственные ценности.
Общая цель духовно-нравственного воспитания личности определена как создание условий для саморазвития личности, обладающей социальной активностью гражданина России, высоким уровнем нравственной культуры.
В законе об образовании сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации”.
Именно программа “Школа 2100” решает эти задачи. Она позволяет ребенку стать такой личностью, которая готова к саморазвитию, которая проявляет самостоятельность в действии, умеет делать выбор.
Основные особенности программы:
Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам.
Вся система заданий построена таким образом, чтобы наряду с развитием умений и навыков ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия, развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.
Программа духовно – нравственного воспитания представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Его стратегической целью является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Духовно – нравственное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно – культурного развития социума.
Формой реализации программы является игра – путешествие по звездному небу на космическом корабле «Радуга».
Вся школа - Великая Галактика (ВеГа), в которой дети путешествуют по планетам, переходя из класса в класс. Мы оправляемся в путешествие на космическом корабле по станциям - направлениям воспитательной работы.
Игра проходит в два этапа: 1 -2 класс планета «Земля», 3-4 класс планета «Млечный путь». Каждый ученик отвечает за работу одного из министерств, координирует и направляет работу, которых президент. Практическая деятельность в составе министерств, способствует становлению самостоятельной и творческой личности. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.
Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Воспитывать чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Исходя из собственной педагогической практики, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из учеников. Поэтому составила ориентировочные направления своей работы, с помощью которых буду идти к намеченной цели. Все эти направления акцентируются внимания на «Я» каждого ребенка. В центр системы воспитания мы поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность:
познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;
реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной программы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить определённые человеческие качества личности, отражающие своеобразный духовно - нравственный портрет школьника.
Проект данной программы рассчитан на реализацию в начальной школе и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.
В заключение хотелось привести слова великого Авиценны:
«Учитель – это жертвенная профессия, это, человек, способный спускаться с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение».
Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учиться, любит свою семью, стремиться ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.
Цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Задачи развития и воспитания младших школьников:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Содержание программы
- совмещение в жизненной практике младшего школьного возраста различных программ и учебных задач
- поэтапное усложнение обучающих задач и условий
- создание условий для выбора деятельности учеников с учетом их интересов, способностей и возможностей
Научно – педагогической и практической основой программы являются следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал
Аксиологический принцип
Принцип следования нравственному примеру.
Принцип идентификации (персонификации).
Принцип диалогического общения.
Принцип полисубъектности воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Программа включает
«Первый шаг» – 1 класс
Результат реализации воспитательной программы в 1 классе: |
1.Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам. 2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера. 3. Проявление внутренней позиции ученика. 4. Выявление потенциальных возможностей школьников. |
«Второй шаг» – 2 класс
Результат реализации воспитательной программы во 2 классе: |
1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 2. Проявление внутренней позиции. 3. Формирование духовно - нравственных понятий |
«Третий шаг» – 3 класс
Результат реализации воспитательной программы в 3 классе: |
1. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой. 2. Накопление опыта духовно - нравственного поведения. 3. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение. |
«Четвертый шаг» – 4 класс
Результат реализации воспитательной программы в 4 классе: |
1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности. 2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье. 3. Накопление и обогащение опыта духовно -нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности. 5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения. 6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств. |
Направления воспитательной работы космические станции
Первая станция
Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые)
Ценности | Виды деятельности | ||
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | |
Человек и люди Жизнь человека Добро, правила морали и умение делать нравственный выбор Взаимозависимость интересов личности и общества Свобода и права личности Честь и достоинство Признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать Разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности Дружба и взаимопомощь Справедливость и милосердие Духовная безопасность («добрый человек в мире, где есть зло») Семья Любовь и верность Здоровье, достаток Почитание родителей Забота о старших и младших Забота о продолжении рода. | ) Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова). Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела. Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии (Дела). Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать. Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями. Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища. | Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий): – беседы и классные часы по примерным темам (по работам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д.)* (Слова); – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения; – экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др. (Слова); – коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п. (Слова и Дела); – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями (Слова); – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора (Дела); – туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм (Дела). Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п. | ) Посильное участие в оказании помощи другим людям: – подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями; – строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся; – решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов |
Предполагаемые результаты. | |||
Слова – знание главных нравственных правил, норм; – представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»; – умение отделять оценку поступка от оценки человека; – различение хороших и плохих поступков; – умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимо-понимание, доброжелательное отношение к собеседнику); – отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.). | Дела – избегание плохих поступков, капризов; – признание собственных плохих поступков; – осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний; – защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких; – препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности; – уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей; – добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому; – следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах. |
Вторая станция
Страна граждан (гражданско – патриотическое воспитание)
Ценности | Виды деятельности | ||
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | |
Патриотизм Любовь: – к близким, друзьям, школе, – к своей малой родине, – к своему народу, – к России, и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам. Гражданственность Долг (перед семьёй, предками, страной) Служение Отечеству Закон и правопорядок Правовое государство и гражданское общество Многообразие культур и народов единой страны Равенство культур и народов России Толерантность (признание права другого быть «непохожим на тебя» и диалог разных людей) Традиционные религии и светская культура Свобода совести и вероисповедания Представления традиционных религий и светской культуры о религиозных идеалах (вера, религиозное мировоззрение, религиозная жизнь) Толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами. Человечество Многообразие культур и народов мира Равенство и независимость народов и государств мира Мир во всем мире Международное сотрудничество Прогресс человечества | Уч)Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова). Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий. Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях (Дела): – посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.; – групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; – специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов». | Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий): – беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д. (Слова); – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; – экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д. (Слова); – коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п. (Слова и Дела); – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; – ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России (Слова); – осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; – ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов (Дела); – завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п. | Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.). Забота о памятниках защитникам Отечества. Участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны. Организация для жителей своего района, села, города национально-культурных праздников, фестивалей, например «Богатство культур народов России». Участие в восстановлении памятников культуры и истории родного края. Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России, «Моя улица – без мусора» и т.п. |
Предполагаемые результаты. | |||
Слова – элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе); – знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России; – знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры; – знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества; – отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности; – отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами. | Дела – осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям); – участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление); – умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»); – препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия; – избегание насилия, препятствование его проявлениям; – недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы; – умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности; – проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира; – добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников); – самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам. |
Третья станция
Труд для себя и для других (воспитание трудолюбия, способности к познанию)
Ценности | Виды деятельности | ||
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | |
Труд и творчество Трудолюбие (значимость труда и потребность в нём) Созидание и творчество (самоценность труда) Уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Целеустремлённость и настойчивость Наука Знание Стремление к истине и критичность мышления. Научная картина мира | Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей (Слова). Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы (Дела). Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений. | Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий): – праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д. (Дела); – экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира (Слова); – коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п. (Слова и Дела); – встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; – ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации; – совместные проекты с родителями «Труд моих родных» | Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: – украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы; – расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.); – занятие народными промыслами; – работа в творческих и учебно-производственных мастерских; – отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе); – краткосрочные работы (по желанию и с согласия родителей) в школьных производственных фирмах и других трудовых объединениях (детских и разновозрастных); |
Предполагаемые результаты | |||
Слова – знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования; – понимание особой роли творчества в жизни людей; – отрицательная оценка лени и небрежности. | Дела – уважение в действии к результатам труда других людей; – стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками; – умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами; – стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач; – стремление к творческому, нестандартному выполнению работы; – выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности; – проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий); – соблюдение порядка на рабочем месте. |
Четвертая станция
Здоровье тела и духа (воспитание здорового образа жизни)
Ценности | Виды деятельности | ||
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | |
Здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное) Здоровье личное, близких и всех людей Здоровье человека, общества и природы Здоровый образ жизни | Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей (Слова). Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья. Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья Риторика – влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»). Технология – правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы (Дела): – осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы; – регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п. – образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде. | Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий): – спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями); – занятия в спортивных секциях; – туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности); – классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.; – экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье (Слова); – встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами. | Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды: – соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; – составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха; – организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе; – отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких; – противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании |
Предполагаемые результаты | |||
Слова – знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями; – знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей; – знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья; – знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье; – знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.; – отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены; – понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека. | Дела – соблюдение правил гигиены и здорового режима дня; – подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.). |
Пятая станция
Природа – наш дом (экологическое воспитание)
Ценности | Виды деятельности | ||
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | |
Жизнь и эволюция Природа родного края Заповедная природа Планета Земля Экологическое сознание | Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил (Слова). Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы (Дела): – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п. | Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий): – экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира (Слова); – классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?» и т.п.; – встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё; – ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия; – проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения | Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий): – экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира (Слова); – классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?» и т.п.; – встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё; – ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия; – проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения |
Предполагаемые результаты | |||
Слова – начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции); – начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики; – знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля; – отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу; – умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе. | Дела – самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека; – бережное, заботливое отношение к растениям и животным; – добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.); – добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.). |
Шестая станция
Красота спасет мир (эстетическое воспитание)
Ценности | Виды деятельности | ||
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | |
Духовный мир человека Красота в творениях природы и человека (искусство) Гармония | Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира (Слова). Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ. Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности. Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека. Театр (учебный курс) – красота сценического действия. Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы (Дела): – исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»; – оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания. | Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий): – игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.); – посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?» (Слова); – классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»; – занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве; – встречи-беседы с людьми творческих профессий; – участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров. | Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности: – участие в художественном оформлении помещений, зданий; – участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры; – опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями. |
Предполагаемые результаты | |||
Слова: – представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека; – умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал); – начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира; – проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.; – различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»; – отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета. | Дела: – самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев); – реализация себя в художественном творчестве; – украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы; – соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида. |
Примерная тематика мероприятий
в 1 – 2 классе на планете «Земля»
Направления - станции | 1 класс | 2 класс |
Добрые чувства, мысли и поступки | 1.Права и обязанности школьника. 2.Права поведения на улице. 3.Волшебные слова. 4.Помни о других. 5.Как быть прилежным и старательным. 6.Поговорим о том, как мы выглядим. 7.Жадность и жадина. 8.Добро и зло. 9.Что значит быть ответственным. 10. История моей дружбы. 11.Умей благодарить. | 1.В дружбе сила. 2.Правила поведения в библиотеке. 3.Книга - твой друг, береги её. 4.Правда и ложь – какие они? 5.Права ребенка в новом веке. 6.Волшебники добра. 7.О аккуратности. 8.О лени и лентяях. 9.Правила общения с окружающими. 10.Эгоисты. Кто они такие? 11.Быть должны всегда в порядке твои книжки и тетради. 12.Путешествие в страну вежливости. |
Страна граждан | 1.«Никто не забыт, ничто не забыто». 2.Страна, в которой я живу. 3.Герб, флаг, гимн России. 4.История моего имени и фамилии. 5.Я – Россиянин. | 1.Праздник народных игр – Святки. 2.День Конституции. 3.И вот он – дом, в котором мы живем. 4.Славные сыны нашего Отечества. 5.История моей улицы. 6. Цена ломтика. |
Труд для себя и для других | 1.Что такое поручение? 2.День именинника. 4.Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. 5.Прощание с первым классом. 6.Конкурсы рисунков. | 1.Наш класс на перемене. 2.Как мы выполняем свои поручения? 3.Терпение и труд все перетрут. 4.Озеленение и уход за цветами. |
Здоровье тела и духа | 1.Знакомство с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения. 2.Веселые старты. 3.Поиграем вместе. 4.Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. 5.Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело. 6.Веселые старты. 8.Подвижные игры разных народов. | 1.Праздник в Академии дорожых наук. 2.Мальчишки, вперед! 3.Путешествие в Спортландию. 4.Невидимые враги человека. 5.Что значит: быть здоровым человеком? 6.Шалости и травмы. 7.Чем можно отравиться? 8.Чтобы гриппа не бояться, надо закаляться. |
Природа – наш дом | Цветы нашей родины. Путешествие в лес Все о животных. На лесной полянке. Загадки в картинках о животных. | Экологическая сказка. Лукошко грибника. КВН «Пернатые друзья» Золотая волшебница Осень. |
Красота спасет мир | Моя любимая игрушка. Конкурсы рисунков. Красивые девчонки, красивые мальчишки. Строим музей сказок | 1.А ну-ка, девочки! 2.О наших именах. 3.Конкурсы рисунков, сочинений. 4.мы рисуем природу |
Примерная тематика мероприятий
в 3 – 4 классе на планете «Млечный путь»
Направления - станции | 3 класс | 4 класс |
Добрые чувства, мысли и поступки | 1. Значение семейных традиций 2.Ты и твои товарищи. 3.Правила поведения в театре и кино. 3.Уважай свое время и время других. 4.Каждой вещи свое место. 5.На чем основано взаимопонимание. 6.Ответственность. 7.Зависть. 8.Культура общения. 9.Что такое характер. 10.Что значит в жизни похвала. 12.Волшебники добра. | 1.Язык, мимика и жесты. 2.Вы идете в гости: правила поведения. 3.Правила приличия в житейских ситуациях. 4.Ты и твои друзья. 5.Добрые дела. 6.Да здравствует вежливость. 7.Мои мечты и мои желания. 8. Что значит быть счастливым. 9. Тренинги общения. 10.Любая ли работа должна быть оплачена? |
Страна граждан | 1.Великий день Победы. 2.Обычаи и традиции русского народа. 3.Цена ломтика. 4.Деревенские посиделки. 5.Красные даты нашего календаря. 6.История моего села. | 1.Родина любимая моя. 2.Русские посиделки. 3.Мы – земляне. 4.Давно закончилась война. 5.О героях былых времен.. 6.Красота русской природы. |
Труд для себя и для других | 1.Традиции класса. 2.Наш класс в жизни школы. 3.Как мы дежурим в классе и в школе. 4. Изготовление сувениров и подарков. | 1.Рыцарский турнир. 2.Прощание с начальной школой. 3.Новогод приключения. 4.Юморина 1 апреля. 5.Дежурство по школе и по классу. 6.О чем может рассказать шк дневник. 7. Интеллектуальные игры |
Здоровье тела и духа | 1.Веселый урок о здоровье. 2.Спортивные праздники. 3.Веселые старты. 4.Игры разных народов. 5.Путешествие в природу. 6.Азбука безопасного поведения. 7.Полезны везде и всегда солнце, воздух и вода. 8.Говорим мы вам без смеха, чистота –залог успеха. 9.Увлекатель путешествие в мир здорового образ жизни. 10.Папа, мама и я – спортивная семья | 1.Веселые стары. 2.Вредные привычки. 3.Спортивные праздники. 4.Мир моих увлечений. 5.Опасная дружба. 6.О пользе зарядки. 7.Здоровье девочки. 8.Здоровье мальчика. |
Природа – наш дом | 1.Биологическая викторина 2.Породы собак 3.Праздник весны. 4.Березовый мой край. | 1.Экология моего края. 2.Любим свой край. 3.Экологическая игра. 4.В мире интересного. 5.Что я знаю о природе? |
Красота спасет мир | 1.Приключения у нов елки. 2.Масленица. 3.Что это за день – 8 Марта. 4.Конкурс рисунков, стихов, сочинений. | 1.Рождество. 2.О чем может рассказать шк дневник. 3.Семья и школа – общий дом. 4.Конкурс рисунков, стихов, сочинений, композиций. |
Программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов
Направления | Программа | Краткое содержание |
Страна граждан | Факультативный курс "Я – гражданин России", автор Н.Я. Чутко | Цель факультативного курса "Я – гражданин России" состоит в расширении общественно значимых знаний ребенка о самом себе с дополнением знаний по истории. |
Труд для себя и для других | Программа для учащихся 1-4 классов «Детская риторика», автор Т.А. Ладыженская | Красочное, занимательное учебное пособие для уч-ся 1-4 классов позволяет учителю (родителям) ввести учеников в мир общения; показать значение речи в жизни человека; познакомить с некоторыми правилами вежливого общения и т.д. В учебные пособия включены интересные задания, на основе которых формируются коммуникативные умения; рисунки и дидактический материал способствуют развитию творческих способностей учеников. Учащиеся не только узнают много нового об особенностях говорения, слушания, чтения, но и познакомятся с такими речевыми жанрами, как словарная статья |
Курс «Информатика в играх и задачах: для 1-4 классов, авторы: А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова и др. | Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка. | |
Здоровье тела и духа | Курс для начальной школы «Цветок здоровья», автор М.Л. Лазарев | Курс направлен на формирование у младших школьников элементарных знаний о правилах здорового поведения, навыков здорового образа жизни и повышение резервов здоровья. Цель курса: сохранение и укрепление здоровья учеников начальной школы в процессе образовательной деятельности. Курс ориентирован на гармоничное психофизическое развитие ребенка. |
Природа – наш дом | ||
Красота спасет мир |
Организация воспитательно-развивающей деятельности
Сентябрь
«Мы сегодня улыбнемся, скажем «Здравствуй!» всем вокруг»
Направления - станции | Проводимая работа | |||
1 - неделя | 2 - неделя | 3- я неделя | 4 - неделя | |
Добрые чувства, мысли и поступки | Помни правила движения как таблицу умножения | |||
Страна граждан | «Мы живем в России» познавательная беседа | Вспомним наш гимн | ||
Труд для себя и для других | Правила поведения в школе и дома. | Как мы дежурим в школе и дома. | Выборы министров и президента | |
Здоровье тела и духа | Техника безопасности в школе, в общест транспорте, дома | Экскурсия в парк | ||
Природа – наш дом | Экскурсия в парк | Операция «Листопад» | ||
Красота спасет мир | «Здравствуй, школа!» - торжественная линейка, посвященная Дню знаний | Выставка «Осенняя сказка» | «Школа – мой дом» |
Октябрь.
«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»
Направления - станции | Проводимая работа | |||
1 - неделя | 2 - неделя | 3- я неделя | 4 - неделя | |
Добрые чувства, мысли и поступки | «Учитель! Славлю имя твое!»- конкурс чтецов | Культура общения | ||
Страна граждан | Мы – Земляне! | Конкурс рисунков, сочинений «Нам нужен мир!» | ||
Труд для себя и для других | Быть должны всегда в порядке твои книжки и тетрадки | Культура общения | ||
Здоровье тела и духа | Разучивание игр | Веселые старты. Антинаркотическая акция | Разучивание физминуток | |
Природа – наш дом | «Мы собрали урожай» - конкурсная программа | |||
Красота спасет мир | Выставка рисунков «Мой учитель!» |
Ноябрь.
«Здоровье не купишь, его разум дарит»
Направления - станции | Проводимая работа | |||
1 - неделя | 2 - неделя | 3- я неделя | 4 - неделя | |
Добрые чувства, мысли и поступки | Чтение детской литературы | День матери | ||
Страна граждан | Выставка «Символы России» | Красные дата нашего календаря. | День памяти жертв ДТП | |
Труд для себя и для других | Уважай свое время и время других. | |||
Здоровье тела и духа | Беседа«Что такое вредные привычки» | |||
Природа – наш дом | Уход за комнатными цветами | |||
Красота спасет мир | Посещение библиотеки, кружков | «В некотором царстве, в некотором государстве» |
Декабрь.
«Пусть Новый год, что на порог.
Войдет в наш дом, как добрый друг»
Направления - станции | Проводимая работа | |||
1 - неделя | 2 - неделя | 3- я неделя | 4 - неделя | |
Добрые чувства, мысли и поступки | Ты и твои друзья | Сочиняем стихи про Новый год. | ||
Страна граждан | Красота русской природы в произ художников и писателей. | |||
Труд для себя и для других | Изготовление новогодних игрушек | «Чудо Рождества» театр праздник | ||
Здоровье тела и духа | Свет зеленый всем мигает, в путь – дорогу приглашает. | Игры на свежем воздухе. | ||
Природа – наш дом | Викторина «На снежной полянке» | |||
Красота спасет мир | Разучивание стих, песен, игр к Новому году | Конкурс рисунков - «В зимнем царстве, в снежном государстве» | Встречаем новый год с семьей. |
Январь.
Направления - станции | Проводимая работа | |||
1 - неделя | 2 - неделя | 3- я неделя | 4 - неделя | |
Добрые чувства, мысли и поступки | Читаем детскую литературу | Книга – мой лучший друг. | ||
Страна граждан | Изучаю историю своей улицы | |||
Труд для себя и для других | Как мы выполняем свои поручения? | |||
Здоровье тела и духа | Играем на свежем воздухе. | Катаемся на лыжах и коньках | ||
Природа – наш дом | Следы на снегу. | |||
Красота спасет мир | Мы рисуем зимний лес |
Февраль.
Направления - станции | Проводимая работа | |||
1 - неделя | 2 - неделя | 3- я неделя | 4 - неделя | |
Добрые чувства, мысли и поступки | Тренинги общения | |||
Страна граждан | Вы в бою Россию спасли | |||
Труд для себя и для других | Изготовление сувениров для мальчиков и пап | |||
Здоровье тела и духа | Веселые старты | |||
Природа – наш дом | КВН «Волшебный мир» | |||
Красота спасет мир | Моя любимая игрушка |
Март.
Направления - станции | Проводимая работа | |||
1 - неделя | 2 - неделя | 3- я неделя | 4 - неделя | |
Добрые чувства, мысли и поступки | Конкурс для девочек | Чтение детской литературы | ||
Страна граждан | История моего села | |||
Труд для себя и для других | Изготовление подарков | Что такое характер. | ||
Здоровье тела и духа | Разучивание игр | Азбука безопасного поведения. | Играем на свежем воздухе | |
Природа – наш дом | Весенняя капель | |||
Красота спасет мир | Конкурс рисунков. Изготовление подарков |
Апрель.
Направления - станции | Проводимая работа | |||
1 - неделя | 2 - неделя | 3- я неделя | 4 - неделя | |
Добрые чувства, мысли и поступки | Мир вокруг меня. Какой он? | Что значит быть счастливым | ||
Страна граждан | Русские посиделки | |||
Труд для себя и для других | Пересадка цветов в классе | Уборка территории школы | ||
Здоровье тела и духа | Полезны везде и всегда солнце, воздух и вода. | |||
Природа – наш дом | Экскурсия в парк | . | ||
Красота спасет мир | Конкурс рисунков на тему: «Весна» |
Май.
Направления - станции | Проводимая работа | |||
1 - неделя | 2 - неделя | 3- я неделя | 4 - неделя | |
Добрые чувства, мысли и поступки | Конкурс стих. о войне. | |||
Страна граждан | День Победы. | |||
Труд для себя и для других | Уборка территории школы | |||
Здоровье тела и духа | Веселые старты | |||
Природа – наш дом | Экскурсия природу. | |||
Красота спасет мир | Прощание с букварем | Разучивание песен и стихотворений о лете |
Этапы реализации программы
этап | содержание деятельности |
Диагности ческий | 1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса 2) Диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы. |
Прогностический | 1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия 2) Предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел, как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела. |
Организационный | 1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год) 2) Реализация концепции программы 3) Развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций 4) Выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания. |
Практический | 1) Создание системы воспитательной работы. 2) Преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы. 3) Укрепление и накопление классных традиций. 4) Усиление внимания к развитию личности обучающихся 5) Отработка единой воспитательной системы класса 6) Анализ результатов мониторинга воспитательной работы. |
Обобщающий | 1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию 2) Развитие и совершенствование воспитательной системы класса 3) Анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий. |
Организация индивидуальной работы
с младшими школьниками
Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития ребенка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности.
Индивидуальная работа включает несколько этапов
1 этап – диагностические исследования личности ребенка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.
2 этап – вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия учащихся).
3 этап – проектирование развития ценностных ориентации, личностных свойств и качеств школьника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания учащихся. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также и самому к себе.
4 этап – дальнейшее изучение возможностей продвижение учащихся на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
5 этап – корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ. Эффективными приемами корректирования являются наблюдение, самонаблюдение, анализ, оценка, самооценка, контроль и самоконтроль. Изучение учащихся на основе индивидуального подхода позволяет выделить группы учащихся по определенным критериям, поставлены перед ними конкретные задачи и продуманы формы их реализации. Каждая группа учащихся требует особого подхода и своих методов педагогического воздействия.
При этом учитывались два обстоятельства. Во-первых, деление па группы является весьма условным, о нем пи в коем случае не должны знать воспитанники. Во-вторых, эта работа ведется постепенно, периодически, а не сразу, поэтому возможна коррекция групп, задач, форм реализации.
Индивидуальная карточка
учёта динамики личностного развития ребёнка
( в баллах, соответствующих степени выраженности качества)
Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Вид и название детского объединения_________________________________________
ФИО педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения_____________________________________________________
Сроки диагностики | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||
Показатели | начало уч.года | конец уч.года | начало уч.года | конец уч.года |
1Организационно-волевые качества: 1.1 Терпение 1.2 Воля 1.3 Самоконтроль | ||||
2 Ориентационные качества: 2.1 Самооценка 2.2Интерес к занятиям в детском объединении | ||||
3 Поведенческие качества: 3.1 Конфликтность 3.2 Тип сотрудничества | ||||
4 Личностные достижения учащегося |
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол – во баллов | Методы диагностики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Организационно-волевые качества: 1. Терпение 2.Воля 3.Самоконтроль | Способность переносить (выдержи вать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодоле вать трудности Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки | - терпения хватает меньше, чем на ½ занятия; - терпения хватает больше, чем на ½ занятия; - терпения хватает на всё занятие; - волевые усилия ребёнка побуждаются извне; - иногда –самим ребёнком; - всегда самим ребёнком; - ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне; - периодически контролирует сам себя; - постоянно контролирует себя сам | 1 5 10 10 5 1 1 5 10 | Наблюде ние Наблюде ние Наблюде ние |
2. Ориентационные качества: 1.Самооценка 2.Интерес к занятиям в детском объединении | Способность оценивать себя адекватно реальным достижении ям Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная - интерес к занятиям продиктован ребёнку извне - интерес периодически поддерживается самим ребёнком - интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно | 1 5 10 1 5 10 | Анкетиро вание Тестирование |
3. Поведенческие качества | 1. Отношение ребёнка к конфликтам 2. Тип сотрудничества | - зачинщик конфликтных ситуаций - наблюдение со стороны - решение конфликта мирным путём - избегают включения в совместную деятельность; - роль исполнителя в совместной деятельности; - творческое отношение к совместной деятельности | 1 5 10 1 5 10 | Наблюде ние Наблюде ние |
Работа с родителями
Особого внимания заслуживает проблема организации и проведения совместного досуга детей и родителей. Очень важно сблизить интересы родителей, педагогов школы и детей, создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
Задачи работы в данном направлении вовлечении как можно большего числа родителей в жизнь школы, в укреплении внутрисемейных отношений, отношений семей и школы, в повышении активности родительской общественности. Причем все это должно преследовать одну цель: создание условий для формирования полноценной личности учащегося школы.
Это становится возможным при соблюдении следующих условий:
- единство требований педагогов и родителей к учебно-воспитательному процессу, к конечному его результату – модели выпускника школы;
- согласованность действий взрослых по отношению к ребенку;
- распределение обязанностей и ответственности за результат совместного воздействия на ребенка;
- по отношению к ребенку – принцип “трех П”: пойми, прости, полюби;
- заинтересованность родительской общественности в развитии школы, в приумножении ее славы.
В качестве целевых ориентиров в работе с семьёй определено следующее:
- - повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе
- - содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность школы
- - выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей
- - пропаганда опыта успешного воспитания
Способы организации мыслительной и практической деятельности родителей разнообразны:
- - собрания-практикумы
- - круглые столы
- - собрания- конкурсы
- - собрания- праздники
- - собрания- мастерские
- «Школа родительской любви» рассчитана на 4 занятия в год.
Тематика родительских собраний
1-й класс
- Особенности интеллектуального и личностного развития шес тилетних детей.
- Леворукость и праворукость.
- Как развить у ребенка желание читать?
- Подвижные и медлительные дети.
2-й класс
- Особенности учебников, по которым учатся ваши дети.
- Утомляемость ребенка и как с ней бороться.
- Поощрение и наказание в семье.
- Как научить ребенка говорить правду.
3-й класс
- Семейные праздники и их значение для ребенка.
- Если ваш ребенок часто болеет.
- Как развивать память ребенка.
- Домашние задания и их назначение.
4-й класс
- Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.
- О чем может рассказать школьный дневник.
- Способности и прилежание - звенья одной цепи.
- Нравственные уроки начальной школы.
- Как научить дочь или сына говорить «нет».
- Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
Взаимодействие школы
с культурными и общественными организациями.
Содержание работы будут определяться исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий. Взаимосвязь с внешними учреждениями:
- Изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений.
- Определяет виды и формы совместной работы.
- Ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей.
- Выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов.
- Расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через встречи, посещения кино, театров.
- Перед проведением внешкольной работы вне школы проводится инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдение правил дорожного движения.
Планируемые результаты духовно – нравственного развития и воспитания младшего школьника
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
Ожидаемые результаты деятельности
духовно - нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
- Добрый, не причиняющий зла живому
- Честный и справедливый
- Любящий и заботливый
- Трудолюбивый и настойчивый
- Творящий и оберегающий красоту мира
- Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
- Смелый и решительный
- Свободолюбивый и ответственный
- Самостоятельный и законопослушный
- Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
- Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
- Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
- Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Приложение
Мы жители Галактики
Государство «Радуга
Планета «Земля» 1 -2 класс
Девиз: «Будем дружными всегда, как у радуги цвета!»
Планета «Млечный путь» 3-4 класс
Девиз: «Очень дружно мы живем, скучных в космос не берем»
Структура управленческого органа класса
Главными элементами реализации выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития ребенка. Особую роль в реализации данного замысла играет самоуправление учащихся.
Самоуправление – это сложный процесс, когда нужно воспитать группу ребят, которая может спланировать и организовать жизнь классного коллектива и школы в целом.
Задачи ученического самоуправления
- вовлечение ребят в коллективную самоуправленческую работу;
- развитие организаторского опыта, волевых и нравственных качеств, общественной активности;
- создание сплоченности коллектива и формирование общественного мнения в нем;
- вовлечение первичного коллектива в деятельность общешкольного коллектива;
- тесное взаимодействие между учениками и педагогами, совершенствование педагогики сотрудничества.
Наличие органов ученического самоуправления является важным фактором социализации детей, прекрасным инструментарием, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы гражданского сознания для демократического государства. Дети, вовремя вовлеченные в такой процесс, войдут во взрослую жизнь коммуникабельными людьми, умеющими правильно построить свои взаимоотношения с окружающим сообществом.
Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Так сложилось настоящее самоуправление. Уберите одно звено - и от самоуправления ничего не останется. Самоуправление нельзя дать, нельзя взять, нельзя ввести. Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать.
В каждом классе свое государство, в котором есть свой президент и министры, свои государственные символы. Президенты и министры работают под руководством классного руководителя и старшей вожатой.
Начинаю работу с выборов органов самоуправления: президента и министров, определив их задачи и обязанности.
Задачи и обязанности министерств
Министерство образования – помощь в учебной деятельности отстающим одноклассникам, анализ причин отставаний учащихся, помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Министерство творчества – подбор материалов для устных журналов, викторин, проведение бесед, праздников, конкурсов, информационных часов, организация досуга учащихся.
Министерство спорта – организуют спортивные праздники, веселые старты, разучивают новые игры и физминутки, информируют о заболеваемости учащихся, проводят беседы по темам здорового образа жизни.
Министерство экологии – забота о земных насаждениях в классе и школе, разведение зеленых насаждений, природоведческое исследование по заданию учителя, организация и проведение экскурсий в природу, организация живых уголков.
Министерство милосердия – оказание помощи больным и престарелым людям, организация праздников, утренников, игр, подарков для ребят детского дома и детского сада.
Учитывая то, что интерес ребят к однообразной деятельности быстро падает, мы меняем поручения и творческую группу, в которой работает школьник. В конце каждого месяца проводим классное собрание, на котором знакомимся с будущими планами, отмечаем активных учеников, делаем замечания нарушителям и пассивным ученикам. Мы не навешиваем ярлыки, а наоборот стараемся подчеркнуть в каждом что – то хорошее. Для этого в классе действует система стимулирования.
Система стимулирования успешного и личностного роста
Как способ оценки и стимулирования учащихся мы ввели школьную валюту – звезды. В классе распределение звезд проводит совет министров.
Красная звезда – за активную работу в жизни школы.
Розовая звезда – за индивидуальное первенство.
Желтая звезда – за хорошие отметки.
Синяя звезда – за успешное выполнение заданий.
Голубая звезда – за активную работу в классе.
Распределение звезд в Великой Галактике осуществляет Магистрат.
5 звезд – за наилучшие успехи на школьном уровне
10 звезд – за наилучшие успехи на районном уровне
20 звезд – за наилучшие успехи на областном уровне
Заповеди нашего класса
1.Пусть горит моя звезда.
2.Собирать созвездия.
3.Гореть ярче и ярче.
4.Стал звездой – не зазнавайся.
5.Быть вместе и не падать.
Принципы условия развития самоуправления
- Принцип открытости
- Принцип сотворчества
- Принцип успешности
- Принцип деятельности
- Принцип свободы выбора
- Права и обязанности.
Законы классного коллектива
● Будь вежлив! ● Хорошо учись!
● Делись, если можешь ● Не ссорься!
● Помогай товарищу! ● Будь всегда приветлив
● Умей принять помощь, советы ● Останови, если он делает что-то плохое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе "Школа 2100"
Авторы программы РН Бунеев, ДД Данилов, ОВ Чиндилова, ТД Шапошникова. Помощь педагогам в реализации воспитательного процесса....
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова) создана на основе требований Федерального государственного ...