Классный час на тему "Я и другие".
классный час (1 класс) на тему

Корчак Дарья Александровна

Тема: «Я и другие».

Планируемые результаты:

- Личностные: формирование культуры общения, снятие барьеров в общении, саморегуляция в процессе общения.

- Метапредметные: формирование коммуникативных способностей; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развитие навыков самоанализа; умение строить речевые высказывания; принятие ребенком норм и правил поведения в обществе.

- Предметные: сформулировать и запомнить закономерности и правила общения, познакомить с понятиями: «общение»,  «стереотипы», «критика».

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_drugie_microsoft_office_word.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Я и другие».

Планируемые результаты:

- Личностные: формирование культуры общения, снятие барьеров в общении, саморегуляция в процессе общения.

- Метапредметные: формирование коммуникативных способностей; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развитие навыков самоанализа; умение строить речевые высказывания; принятие ребенком норм и правил поведения в обществе.

- Предметные: сформулировать и запомнить закономерности и правила общения, познакомить с понятиями: «общение»,  «стереотипы», «критика».

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: презентация.

        

Этапы занятия

Методы и приемы

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Словесный метод

Здравствуйте те, кто весел сегодня! 
Здравствуйте те, кто грустит? 
Здравствуйте те, кто общается с радостью! 
Здравствуйте те, кто молчит!
Меня зовут Александра Анатольевна.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я очень надеюсь, что у нас сегодня не будет грустных лиц. И молчать мы не будем. Ведь мы собрались на час общения. Мне 
очень важно мнение каждого, не бойтесь его высказывать. Порадуйте нас своими умными мыслями. Присаживайтесь.

 Приветствовать учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)

2.Основная часть

Словесный метод

Беседа

Выполнение заданий учителя.

Анализ ситуации.

Работа с ситуацией.

 -Когда задают вопрос каждому из вас «Кто ты?», то прежде всего вы говорите: «Я -  человек!»

Ещё древние люди говорили, что Человек – самый загадочное существо на земле. Человек – это самое простое и самое сложное. Человек – клубок тайн. Мы постараемся сегодня открыть одну из тайн.  

Известно, что страшнее всего для человека одиночество. Человек, в отличии от животного обязательно должен общаться с другими людьми. Одна из тайн человека, как правильно общаться.

Скажите, какую тему мы будем изучать? (как мы общаемся друг с другом, общение людей друг с другом) «Я и другие» Какую цель можно поставить для себя?

  1. Научиться правильному общению с людьми.

Каждый день мы с вами играем и выполняем разные обязанности. Жизнь требует от нас, чтобы мы одновременно играли множество ролей, меняли образ своего я.

Смотрите, например, когда я в школе, я – ученик.

А когда в магазине? Кто я? в магазине я? (покупатель)
на дороге я?  (пешеход)
в транспорте я ? (пассажир)
в библиотеке я? (читатель)
в театре я? (зритель)
для друзей я? (друг)
в семье я? (сын, дочь, внук, брат, сестра)
в родной стране я? (гражданин)

Выполняемые роли требуют умения общаться.
А что же такое общение?

 Общение - процесс взаимодействия  хотя бы двух людей друг с другом, передачи информации.

Давайте определим жизненные пространства, в которых мы общаемся с другими людьми. Я:
-школа;
-семья;
-общество.

Задание 1.

- Сегодня мы поговорим с вами об общении в школе.

- Давайте проанализируем 3 ситуации, которые могли произойти с вами в школе. Суть этих ситуаций: Мальчики опаздывали на урок.

1) без стука открывает дверь, ничего не объясняя, входит в класс Павлик и садится на место («нечего мне объяснять, ни я один опаздываю»). Давайте представим себя на месте этого мальчика. Как вы думаете, правильно поступает Павлик,  умет ли он общаться с другими людьми? О чем же он думал, когда заходил в класс? («Нечего мне объяснять, я не один опаздываю»)

2) Саша стучится в дверь, входит, извиняется, объясняет причину опоздания («зайду и извинюсь, ничего страшного, меня поймут, это может случиться и с другими»). Поговорим от лица второго мальчика -  Саши. А у Саши правильное общение?  Что он думал на тот момент? («Зайду и извинюсь, ничего страшного, меня поймут, это может случиться с другими») Мальчик надеется на понимание, пытается объяснить свой поступок.

3) Костя долго топтался у двери, так и не смог войти в класс («Как страшно, меня никто не поймет. Обязательно накажут»).  Что же думал Костя? А у Кости правильное общение? Давайте поставим себя на его место? («Как же страшно, меня никто не поймет. Обязательно накажут») Он не доверяет учителю и одноклассникам , его общению мешает страх и недоверие.

- Какой мы можем сделать из этого вывод?

Есть много трудностей, и с ними нужно уметь справляться.

Задание 2. «Сделай выбор»

- Ребята, сейчас я буду называть качества, а вы выберите те, которые мешают общению, создают трудности, непонимание:

  • Доброта;
  • Жадность;
  • Внимательность;
  • Замкнутость;
  • Дружелюбие;
  • Зависть;
  • Грубость.

- Итак, ребята, какой мы можем сделать вывод?

Положительные (хорошие) качества всегда помогут понять другого человека, разрешить трудную ситуацию.

-Знаете ли вы, что такое стереотипы нашего поведения?

Стереотип- это то, что для большинства людей становится привычным в общении с другими людьми.( Привычное восприятие чего-либо или кого-либо)

Задание 3.

- Я сейчас предложу вам стереотипы, а вы скажете, в чем суть, выскажите свое отношение:

 - отличник – всегда вежливый ученик (нет);

- если учитель требовательный - он не любит своих учеников (нет);

- если человек плохо одет, то он не заслуживает уважения( нет);

- все мальчишки – грубияны (нет);

- неухоженный, некрасивый ученик не может быть хорошим другом (нет).

Задание 4.

- Решаем следующую ситуацию, стереотипное восприятие.

- Представим себе класс. Сегодня на уроке у Пети было много сил, энергии, и он их тратил на беседы с одноклассниками, много отвлекался, вертелся. Через 15 минут после начала урока Марья Ивановна сделала ему первое замечание, потом второе и третье. Петя решил: «Она ко мне плохо относится и вообще она злая и

строгая!».  Петя рассказал своему соседу по парте, Вове, что учительница на него злится и вообще плохо относится. Вова возразил: «Она добрая и внимательная». Потом Петя пожаловался Ире, на что девочка ответила: «Марья Ивановна — классная, столько всего знает, хвалит нас все время! Наверно, это ты виноват!». С этим Петя не мог согласится.

Вечером мальчик рассказал все маме. Мама подумала над

ситуацией и дала несколько советов.

-Что делал Петя?

- Какой тут стереотип сработал? («Она ко мне плохо относится и вообще она злая и строгая!»

- Ребята, это стереотипное отношение к требовательному  учителю.

Всю неделю на уроках Марьи Ивановны Петя вел себя спокойно, часто отвечал, помог стирать с доски и раздавать наглядность. Учительница похвалила Петю, а сам мальчик подумал: «Хорошо, что я послушал маму. Так я узнал, что на самом деле учительница хорошая!».

- Как вы думаете, какой совет ему дала мама?

- Как мы можем обобщать эту ситуацию?

Нарушая правило, сложилось неправильное мнение. Стереотипы мешают нормальному восприятию других людей. От них нужно избавляться.

- Как мы можем избавиться от стереотипов?

1.Чтобы избавиться от стереотипов в отношении какого-либо человека, как можно больше узнайте про него от других,

2.Спросите себя: «почему он так обращается со мной, может быть, есть какая- то причина?»

3. Ответьте себе: «Насколько стереотипное поведение полезно или вредит мне в общении с этим человеком?»

Слушать и отвечать на вопросы.

Выполнять задание.

Выполнять задание.

Делать вывод.

Отвечать на вопросы.

Выполнять задание.

Выполнять задание.

Слушать учителя.

Отвечают на вопросы.

Воспринимать информацию.

Личностные:

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

-умение выделить нравственный аспект поведения;

-ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

 

Умение строить речевые высказывания. (П)

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия. (К)

Умение строить речевые высказывания. (К).

Умение планировать, контролировать  и оценивать учебные действия. (К).

3. Физ.минутка

А теперь, давайте немного отдохнем и выполним физминутку.

Выполнять физминутку.

4. Заключительная часть

Работа с ситуацией.

Работа с ситуацией.

 Задание 5. Самостоятельная работа.

- Проанализируйте ситуацию. Попытайтесь верно оценить поведение девочек и дать совет Ане (ситуация на слайде).

Вера вошла в комнату, где её ждала подруга Аня. Лицо у Веры было неподвижным, она не повернула голову, не отвечала на вопросы.

- Как может Аня отреагировать на поведение Веры?

- Что произошло в общение девочек? ( непонимание) 

- Что нужно было сделать Ане? ( выяснить, что случилось)

- Как вы думаете, что могло огорчить Веру?

- Поведение Веры- необязательно зазнайство. Есть много причин. Следует выяснить причину такого поведения и только потом делать выводы.

Понимание: Это не просто так, что-то случилось! Надо спросить, если можно- помочь!

Вывод: Нельзя судить о человеке по его настроению и внешнему виду! Это может быть ошибочным суждением.

- Ребята, а что такое критика?

Критика- это когда человек видит и откровенно говорит о недостатках других.

- Давайте рассмотрим это на примере.

Ситуация:

 Андрей очень хотел помочь маме. Придя со школы, он попытался помыть пол. Когда вернулась мама, она увидела такую картину: в углах пыль, на полу - вода, а сам мальчик — весть грязный.

 Очень хочется покритиковать  сына за такую помощь.

-  Как же это сделать правильно?

- Представьте себя в роли мамы.

- Давайте установим правила правильной критики:

  • Начинать критику нужно с хорошего, с похвалы:«Мне очень приятно, что ты постарался для меня, ты - такой трудолюбивый!»
  • Критиковать поступок человека, но не обижать самого человека: « Спасибо за твое желание помочь, но пока ты еще не научился правильно делать уборку».

- Послушайте продолжение истории:

В комнату зашел младший брат. Тогда мама вдруг замолчала, и, наклонившись к сыну, тихо сказала: «У нас все получится в следующий раз. Я объясню и помогу тебе, мой помощник!».

- Какой вывод мы сделаем из этой ситуации?

Вывод:1) выбирать нужное время место для критики;

2)критиковать лучше наедине;  3)предлагать свою помощь в решении проблемы; 4)быть доброжелательным.

Анализировать ситуацию самостоятельно.

Отвечать на вопросы.

Воспринимать информацию.

Делать вывод.

Отвечать на вопросы.

Воспринимать информацию.

Отвечать на вопросы.

Устанавливать правила.

Воспринимать информацию.

Делать вывод.

Регулятивные:

 -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Рефлексия

Выполнение рефлексии.

- Что может помешать общению?

1) Трудности;

2) Стереотипы;

3)Критика.

- Отметьте себя, на какой ступеньке вы находитесь. ( на слайде)

1 ступень -  у меня все хорошо

2 ступень – мне необходимо улучшить общение

3 ступень – необходимо многое изменить в общении.

Ребята, скажите мне, кто поставил себя на вторую ступень?

Участвовать в рефлексии.

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Мой друг - книга"

Различные задания, загадки, задачки. Все это в интересной форме предложено для первоклассника....

Классный час на тему «Компьютер – друг или враг»

знакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости;Задачи классного часа:Формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самосто...

классный час на тему: "Компьютер- друг или враг?"

материал классного часа  для учащихся начальной школы на тему "Компьютер- друг или враг?"...

Классный час по теме "Компьютер - друг, враг или помощник?"

Классный час с использованием работы с загадками, работы по группам, рефлексии и другое....

Классный час на тему "Настоящий друг"

Разработка классного часа для начальных классов на тему "Настоящий друг"...

Классный час на тему "Стань другом природы!" для 1 класса

Материал игрового занятия способствует воспитанию бережного отношения к природе....

Классный час на тему: "Компьютер - друг или враг"

Классный час на тему: "Компьютер - друг или враг"...