Воспитательная программа "Ступени развития"
материал на тему

Срок реализации 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ»

(СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 4 ГОДА)

Челябинск, 2015 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

стр.3

2. Актуальность программы «Ступени развития»

3. Цель и задачи программы «Ступени развития

стр.3

стр.4

4. Основные направления программы

стр.5

5. Интеллектуально-познавательное воспитание

стр.5

6. Спортивно-оздоровительное воспитание

стр.6

7. Духовно-нравственное воспитание

стр.7

8. Творческо-эстетическое воспитание

стр.8

9. Гражданско-патриотическое воспитание

стр.8

10. Трудовое воспитание

стр.9

11. Требования к выпускнику начальной школы

стр.10

12. Ожидаемые результаты программы «Ступени развития»

стр.10

13. Методическое обеспечение программы

стр. 11

14. Список литературы

стр. 12

Воспитательная программа в начальной школе «Ступени развития»

Срок реализации программы – 4 года

Пояснительная записка

Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Можно с уверенностью сказать, что воспитывать – это значит развивать субъективный, внутренний мир каждого конкретного человека. С одной стороны, воспитание основывается на идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, необходимо максимально развивать индивидуальные особенности каждого ребенка. При таких условиях можно утверждать, что результатом является личность, гармонично социализированная в обществе. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников [и.1]

Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя [и.2]

Актуальностью данной программы является то, что личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным.

Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

  • организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально-ориентированной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  • принятие учащимися общенациональных ценностей, духовных традиций;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • формирование в нравственно и эмоционально благоприятной среде классного коллектива и развитие личности ребёнка в нем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование у учащихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья [и.4]

Программа «Ступени развития» направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Направления программы:

  • интеллектуально-познавательное воспитание;
  • спортивно-оздоровительное воспитание
  • духовно-нравственное воспитание;
  • творческо-эстетическое воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

Содержание программы воспитания

Направления программы:

Интеллектуально-познавательное воспитание

Гибкость ума может заменить красоту.

(с) Стендаль.

Цель - повышение мотивации обучения, осознание школьниками необходимости учения.

Основные задачи:

  • повышение мотивации учения путём включения учащихся в творческую деятельность, внеклассную деятельность по предметам, участие в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах, самообразование;
  • рост качества и повышение престижа знаний;
  •  раскрытие потенциала каждого ребёнка, предоставление ему возможности самореализоваться и познать самого себя;
  •  использование новых форм работы в данном направлении.

Практическая деятельность:

  • использование моделирования (сенсорные, понятийные, предметные, предметно-схематические, графические и другие виды моделей, алгоритмы);
  • проведение развивающих и интеллектуальных игр и упражнений;
  • олимпиады по предметам, предметные недели, научно-практические конференции проектно-исследовательских работ;
  • конкурсы на знания учеников в определённой области;
  • викторины по предметам [и.5]

Спортивно-оздоровительное воспитание

Цель - формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Основные задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • развивать: сообразительность, внимание, ловкость, быстроту реакции.

Практическая деятельность:

  • работа спортивных секций по детскому фитнесу, футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике и туристско-спортивной подготовке;
  • организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
  • проведение бесед по охране здоровья;
  • применение на уроках игровых моментов, физкультминуток;
  • участие в школьных, районных и городских спортивных соревнованиях;
  • встречи с известными спортсменами;
  • ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании»;
  • походы на природу [и.3]

Духовно-нравственное воспитание

Тому, кто не постиг науки добра,

 всякая иная наука приносит лишь вред.

(с) Мишель де Монтень.

Цель - способствовать сохранению духовно-нравственного здоровья детей.

Основные задачи:

  • воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему духовно-нравственного воспитания;
  • организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
  • организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
  • создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
  • укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Практическая деятельность:

  • психологические игры, тренинги, “сюрпризы дружбы”, “конверт откровений”;
  • беседы;
  • коллективно-творческие дела;
  • театральные постановки на определённую тематику;
  • проведение классных часов и кругов общения на тему нравственности;
  • «открытые» семейные праздники [и.6]

Творческо-эстетическое воспитание

Душа человека — величайшее чудо мира.

(с) Данте Алигьери.

Цель - воспитание у школьника стремления к самостоятельному участию в изучении искусств, приобщение к творческой деятельности.

Основные задачи:

  • систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. 
  • приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения. 
  • формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни. 
  • развивать художественно-творческие способности детей. 

Практическая деятельность:

  • уроки основанные на имитации организации творческой деятельности (урок-путешествие по выставке, урок - народный промысел, урок - фольклорный праздник и т.п.);
  • посещение музеев, театров, выставок;
  • праздники на тему искусства;
  • творческий конкурс «Вдохновение»;
  • выставки семейного художественного творчества [и.6]

Гражданско-патриотическое воспитание

Любовь к Родине – первое достоинство

 цивилизованного человека.

(с) Наполеон Бонапарт.

Цель - сформировать достойного гражданина и патриота России, формирование у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны.

Основные задачи:

  • проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся;
  • утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям;
  • создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма;
  • создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Практическая деятельность:

  • классные часы на тему «Патриоты своей страны»;
  • организация походов, экскурсий на выставки военного оружия, военной техники и т.д.;
  • круги общения «Я люблю свою родину»;
  • походы на парад в честь «9 мая»;
  • встречи с ветеранами, рассказы о войне;
  • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания [и.5]

Трудовое воспитание

Истинное сокровище для людей

— умение трудиться.      

(с) Эзоп.

Цель - воспитание психологической и практической готовности школьников к труду.

Основные задачи:

  • формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
  • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
  • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
  • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Практическая деятельность:

  • проведение субботников;
  • уборка класса, генеральная уборка;
  • организация постоянных и временных объединений, направленных на выполнение определенной работы;
  • создание и поддержание трудовых традиций в школе;
  • создание производственных кооперативов с возможностью реального заработка;
  • индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности [и.4]

Требования к выпускнику начальной школы

Выпускник начальной школы – это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Обладает высоким уровнем самосознания, самодисциплины, пониманием ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважением человеческого достоинства, милосердием, доброжелательностью, способностью к сопереживанию, умением пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности, убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних [и.1]

Ожидаемые результаты реализации данной программы

  • активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
  • приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
  • формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе [и.4]

Методическое обеспечение программы «Ступени развития»

Теоретические методы:

  • беседы на различные темы;
  • рассказы учителя;
  • обсуждения.

Практические методы:

  • игры (ролевые, подвижные, сюжетные, психологические);
  • конкурсы;
  • викторины;
  • олимпиады по предметам;
  • походы, экскурсии;
  • классные часы, круги общения;
  • посещение музеев, театров;
  • встречи с известными личностями;
  • физкультминутки;
  • факультативы разных направленностей;
  • праздники на различную тематику;
  • создание газет;
  • включение детей в трудовую деятельность.

Список литературы

Интернет-источники

1. http://nsportal.ru/vospitatelnaya-programma

2. http://festival.1september.ru

3. http://www. Klassruk/programma.ru

4. http://www.zavuch.ru

5. http://shkola-ver.narod.ru

6. http://hotimlshkola.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воспитательного потенциала в МОУ Александроневская сош

Программа по воспитательной работе в школе....

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления

Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...