Воспитательная программа "Ступени развития"
материал на тему
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ»
(СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 4 ГОДА)
Челябинск, 2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка | стр.3 |
2. Актуальность программы «Ступени развития» 3. Цель и задачи программы «Ступени развития | стр.3 стр.4 |
4. Основные направления программы | стр.5 |
5. Интеллектуально-познавательное воспитание | стр.5 |
6. Спортивно-оздоровительное воспитание | стр.6 |
7. Духовно-нравственное воспитание | стр.7 |
8. Творческо-эстетическое воспитание | стр.8 |
9. Гражданско-патриотическое воспитание | стр.8 |
10. Трудовое воспитание | стр.9 |
11. Требования к выпускнику начальной школы | стр.10 |
12. Ожидаемые результаты программы «Ступени развития» | стр.10 |
13. Методическое обеспечение программы | стр. 11 |
14. Список литературы | стр. 12 |
Воспитательная программа в начальной школе «Ступени развития»
Срок реализации программы – 4 года
Пояснительная записка
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Можно с уверенностью сказать, что воспитывать – это значит развивать субъективный, внутренний мир каждого конкретного человека. С одной стороны, воспитание основывается на идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, необходимо максимально развивать индивидуальные особенности каждого ребенка. При таких условиях можно утверждать, что результатом является личность, гармонично социализированная в обществе. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников [и.1]
Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя [и.2]
Актуальностью данной программы является то, что личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным.
Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально-ориентированной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования;
- формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
- принятие учащимися общенациональных ценностей, духовных традиций;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование в нравственно и эмоционально благоприятной среде классного коллектива и развитие личности ребёнка в нем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у учащихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья [и.4]
Программа «Ступени развития» направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Направления программы:
- интеллектуально-познавательное воспитание;
- спортивно-оздоровительное воспитание
- духовно-нравственное воспитание;
- творческо-эстетическое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- трудовое воспитание.
Содержание программы воспитания
Направления программы:
Интеллектуально-познавательное воспитание
Гибкость ума может заменить красоту.
(с) Стендаль.
Цель - повышение мотивации обучения, осознание школьниками необходимости учения.
Основные задачи:
- повышение мотивации учения путём включения учащихся в творческую деятельность, внеклассную деятельность по предметам, участие в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах, самообразование;
- рост качества и повышение престижа знаний;
- раскрытие потенциала каждого ребёнка, предоставление ему возможности самореализоваться и познать самого себя;
- использование новых форм работы в данном направлении.
Практическая деятельность:
- использование моделирования (сенсорные, понятийные, предметные, предметно-схематические, графические и другие виды моделей, алгоритмы);
- проведение развивающих и интеллектуальных игр и упражнений;
- олимпиады по предметам, предметные недели, научно-практические конференции проектно-исследовательских работ;
- конкурсы на знания учеников в определённой области;
- викторины по предметам [и.5]
Спортивно-оздоровительное воспитание
Цель - формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Основные задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- развивать: сообразительность, внимание, ловкость, быстроту реакции.
Практическая деятельность:
- работа спортивных секций по детскому фитнесу, футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике и туристско-спортивной подготовке;
- организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
- проведение бесед по охране здоровья;
- применение на уроках игровых моментов, физкультминуток;
- участие в школьных, районных и городских спортивных соревнованиях;
- встречи с известными спортсменами;
- ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании»;
- походы на природу [и.3]
Духовно-нравственное воспитание
Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.
(с) Мишель де Монтень.
Цель - способствовать сохранению духовно-нравственного здоровья детей.
Основные задачи:
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему духовно-нравственного воспитания;
- организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
- организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
- создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Практическая деятельность:
- психологические игры, тренинги, “сюрпризы дружбы”, “конверт откровений”;
- беседы;
- коллективно-творческие дела;
- театральные постановки на определённую тематику;
- проведение классных часов и кругов общения на тему нравственности;
- «открытые» семейные праздники [и.6]
Творческо-эстетическое воспитание
Душа человека — величайшее чудо мира.
(с) Данте Алигьери.
Цель - воспитание у школьника стремления к самостоятельному участию в изучении искусств, приобщение к творческой деятельности.
Основные задачи:
- систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
- приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
- формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
- развивать художественно-творческие способности детей.
Практическая деятельность:
- уроки основанные на имитации организации творческой деятельности (урок-путешествие по выставке, урок - народный промысел, урок - фольклорный праздник и т.п.);
- посещение музеев, театров, выставок;
- праздники на тему искусства;
- творческий конкурс «Вдохновение»;
- выставки семейного художественного творчества [и.6]
Гражданско-патриотическое воспитание
Любовь к Родине – первое достоинство
цивилизованного человека.
(с) Наполеон Бонапарт.
Цель - сформировать достойного гражданина и патриота России, формирование у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны.
Основные задачи:
- проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям;
- создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Практическая деятельность:
- классные часы на тему «Патриоты своей страны»;
- организация походов, экскурсий на выставки военного оружия, военной техники и т.д.;
- круги общения «Я люблю свою родину»;
- походы на парад в честь «9 мая»;
- встречи с ветеранами, рассказы о войне;
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания [и.5]
Трудовое воспитание
Истинное сокровище для людей
— умение трудиться.
(с) Эзоп.
Цель - воспитание психологической и практической готовности школьников к труду.
Основные задачи:
- формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
- вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Практическая деятельность:
- проведение субботников;
- уборка класса, генеральная уборка;
- организация постоянных и временных объединений, направленных на выполнение определенной работы;
- создание и поддержание трудовых традиций в школе;
- создание производственных кооперативов с возможностью реального заработка;
- индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности [и.4]
Требования к выпускнику начальной школы
Выпускник начальной школы – это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Обладает высоким уровнем самосознания, самодисциплины, пониманием ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважением человеческого достоинства, милосердием, доброжелательностью, способностью к сопереживанию, умением пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности, убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних [и.1]
Ожидаемые результаты реализации данной программы
- активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
- приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
- становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
- формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
- формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе [и.4]
Методическое обеспечение программы «Ступени развития»
Теоретические методы:
- беседы на различные темы;
- рассказы учителя;
- обсуждения.
Практические методы:
- игры (ролевые, подвижные, сюжетные, психологические);
- конкурсы;
- викторины;
- олимпиады по предметам;
- походы, экскурсии;
- классные часы, круги общения;
- посещение музеев, театров;
- встречи с известными личностями;
- физкультминутки;
- факультативы разных направленностей;
- праздники на различную тематику;
- создание газет;
- включение детей в трудовую деятельность.
Список литературы
Интернет-источники
1. http://nsportal.ru/vospitatelnaya-programma
2. http://festival.1september.ru
3. http://www. Klassruk/programma.ru
4. http://www.zavuch.ru
5. http://shkola-ver.narod.ru
6. http://hotimlshkola.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воспитательного потенциала в МОУ Александроневская сош
Программа по воспитательной работе в школе....
Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...
Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...
Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...
Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления
Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...
Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...