Красота и мудрость родного слова
план-конспект урока (1 класс) на тему
1. Продолжить знакомить учащихся с многообразием жанров устного народного творчества народов Донбасса; изучить жанр «пословица» и «поговорка».
2. Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц и поговорок, развивая воображение; работать над развитием речи учащихся и обогащением ее словарного запаса; продолжить работу над развитием умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
3. Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу, приобщая к истокам культурных традиций народов, населяющих Донбасс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_i_mudrost_rodnogo_slova.docx | 346.28 КБ |
letopis_narodnoy_mudrosti.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок гражданственности Донбасса №14
Макросфера 3 «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Тема. Красота и мудрость родного слова
Введение
Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки – обычно называют фольклором. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. В переводе с английского языка это значит «народная мудрость, знание». Возникшее в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Как писал К.Д. Ушинский, в пословицах отразились «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».
Пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошедшее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ. В ней вполне «словам тесно, а мыслям просторно». «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» - писал А.С. Пушкин. Высоко ценил народную мудрость Н.В. Гоголь. Он находил в пословицах необыкновенную «полноту ума, умение сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного выражения».
Работая над пословицами с учащимися, учитель решает следующие задачи:
- понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;
- владение известным запасом произведений данного жанра;
- умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
- выработка умения обоснованного употребления пословиц в речи.
Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.
Роль фольклора в воспитании младших школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития и эстетического воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Каждый народ создавал свою систему ценностей, свои идеалы. Фольклор дает детям возможность соприкоснуться с жизнью народа, познакомиться с его обычаями и творчеством.
Изучение фольклора имеет следующие воспитательные возможности:
1. Углубление знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями разных народов.
2. Усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре народа. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о человеческой красоте и мудрости.
3. Воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
4. Развитие эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в жизни.
Цели:
- Продолжить знакомить учащихся с многообразием жанров устного народного творчества народов Донбасса; изучить жанр «пословица» и «поговорка».
- Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц и поговорок, развивая воображение; работать над развитием речи учащихся и обогащением ее словарного запаса; продолжить работу над развитием умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
- Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу, приобщая к истокам культурных традиций народов, населяющих Донбасс.
Тип урока: комбинированный: усвоения новых знаний с элементами практической работы.
Оборудование: репродукция к картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», схема «Живой цветок: фольклор», дидактические игры: «Собери пословицу», презентация «Летопись народной мудрости».
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.
Пословица.
В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
М.Горький.
Что за роскошь, что за мысль, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!
А.С.Пушкин.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Пословица.
Ход урока
Структура урока | Содержание урока | Примечание |
I. Органи- зация класса | - Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!” - Сейчас мы посчитаем, какой ряд сядет первым. На кого укажу, сядете тихонько: 1.Катилось яблоко 2. Конь ретивый Мимо сада. С длинной гривой. |
|
II. Проверка домаш- него задания | - Скажите, что я использовала, чтобы вы сели за парты? (Вы использовали считалки) - Считалка – это жанр чего? (Жанр устного народного творчества) - Объясните, что значит «устное народное творчество»? (То, что люди передали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения к поколению. У устного народного творчества нет определенного автора. Этот автор - народ.) - Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор) |
|
На доске | ||
- Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете: 1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка). 2) Зимою греет, Весною тлеет, Летом умирает, Зимой оживает (снег). (загадка) 3) Киса, кисонька, коток, Киса - серенький хвосток, Приходи, киса, ночевать, Приди Васеньку качать… (колыбельная песня) 4) А у нас во дворе Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. (небылица) 5) Ехали, ехали В лес за орехами, По кочкам, по ямкам, Бух, и провалились. (потешка) 6) Скачет галка по ельничку, Бьёт хвостом по березничку. Наехали на галочку разбойнички, Сняли они с галки синь кафтан. Не в чем галочке по городу гулять, Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) 7) Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной. (приговорка) 8) Раз, два – упала гора, Три, четыре – прицепило, Пять, шесть – бьют шерсть, Семь, восемь – сено косим, Девять, десять – деньги весить. (считалка) 9) Ласковое слово слаще мёда. (пословица) 10) Семь пятниц на неделе. (поговорка) |
| |
В конце ответа на доске появляется «живой цветок» | ||
Физми нутка | - Я иду и ты идёшь – раз, два, три! (Шагаем на месте.) |
|
III. Сообщение темы и цели | Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске: - Поспешишь – людей насмешишь. |
Запись на доске |
Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами) - Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах и поговорках. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи. |
| |
IV. Работа по теме
вица» | - Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда) - Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п. - Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.) |
|
- Вы рассказали то, что знаете о пословицах и поговорках, а теперь читаем понятие «пословица» и «поговорка». | Презентация Слайд 7. | |
- Пословицы бывают разной тематики. Сейчас мы все вместе прочитаем пословицы, предложенные к уроку. | Слайды 9 -15 | |
3. Пословица и ее место в нашей речи | - Прочитайте, какие пословицы о храбрости: | Слайд 17. |
- Гордость нашего края – шахтеры. Во все времена народ прославлял их труд:
| Слайд 18. | |
| Раскрываем смысл пословиц. | |
- Значит, пословицы – это мудрые изречения. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к матери, к Родине, к старшим. - Поднимите руку те, кто из вас любит читать книги. - Где вы берете книги? (в библиотеке) - В каждой школе, клубе, городе и в деревне есть библиотеки, и там много читателей. |
| |
| Слайд 20. | |
- Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. | На доске выписаны пословицы. | |
- Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость) - А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет) - Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет) - О чем эти пословицы? (Они о книгах) |
| |
- А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука – наука, а ребятам – бука». - Почему же азбука – ступенька мудрости, а для детей – бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како – наш – иже – глаголь – аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи». - Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше. - На все случаи жизни созданы народом пословицы. |
| |
V. Закрепле ние изученного на уроке. | ИГРА: «Собери пословицу»: (Красна гора скалой, а человек - головой. Без труда не вытащишь и рыбку без труда. Не спеши языком, а спеши делом.) Работа с поговорками | Слайды 21-23 Слайды 25, 26 |
VI. Рефлексия VIІ. Итог урока | Давайте вспомним и обобщим то, о чем мы говорили сегодня на уроке: - Пословица – это … Игра «Разбери пословицы и поговорки по корзинам». Разгадай кроссворд И напоследок |
Слайд 27 Слайды 29, 30 Слайд 31 |
Домашнее задание | Домашнее задание дифференцированное: группа «А» - Составьте небольшой рассказ, выводом из которого может служить пословица « Друг познается в беде»; группа «Б» - нарисовать рисунок к одной из пословиц |
|
Опорный конспект к уроку
Красота и мудрость народного слова
Пословицы и поговорки, как и другие устоявшиеся речевые обороты: присловья, приговорки, приветствия, пожелания, шутки – красят речь, делают ее выразительной. Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум и нашу речь. Издавна народ дорожил пословицей и говорил: «Пословица не на ветер молвится», «Красна речь пословицей». Недаром А.С. Пушкин, большой знаток и ценитель русского народного языка, восхищаясь нашими пословицами и поговорками, сравнивал их с золотом. Суждения о мире, человеческих качествах и отношениях, содержащиеся в пословицах, выражены иносказательно. На первый взгляд, это короткие высказывания о простых, всем понятных вещах: Яблоко от яблоньки недалеко падает. Действительно, каждый знает, что яблоко, сорвавшись с ветки, не откатится далеко от дерева. Но приведенное предложение получает совсем другой смысл, когда говорящий выражает им свое отношение к какому-то событию, поступку человека.
Пословица – это законченное предложение, завершенное суждение, обладающее переносным смыслом.
Поговорка – только иносказательное выражение, не содержащее суждения. Потому-то и говорят: поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка может “дорасти”, “дозреть” до пословицы. В ступе воду толочь – это поговорка. А вот уже пословица: в ступе воду толочь – вода и будет. О человеке, который присваивает себе чужой труд, говорят, употребляя поговорку: “Любит он чужими руками жар загребать”. Легко чужими руками жар загребать – этой пословицей можно упрекнуть и пристыдить такого человека.
В пословицах отразился многовековой опыт жизни народа. Нет такой стороны человеческой жизни, которую не осветили бы пословицы.
Именно пословицы прославляют родную сторону, Отчизну:
- Всякому мила своя сторона.
- Охранять природу – значит охранять Родину.
- Где кто родится, там и пригодится.
- За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Гордость нашего края – шахтеры. Во все времена народ прославлял их труд:
- Будь в лаве, как в бою, — прославишь Родину свою.
- Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.
- На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.
- Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
- Шахтерский забой — фронт передовой.
- Шахтеру слава, когда много угля дает лава.
Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше.
- Люди давно заметили могущество слова, его силу.
- Человеческое слово стрелы острее.
- На словах густо, а на деле пусто.
Литература
- Детская энциклопедия. / под ред. Благой Д.Д., Тимофеева Л.И., Леонтьева А.А. – М.: Издательство «Педагогика» 1976.
- Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Народное образное слово ./ Сост. Г. Науменко. – М.: «Детская литература», 1979. – 32с.
- Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 160с.
- Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. В 2 кн. Кн. 1. / Т.Г. Рамзаева, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская. Под ред. Б.И. Фоменых. – М.: Просвещение, 1989. – 431с.
- Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 195с.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
- Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. – Челябинск. Издательский центр «Взгляд», 2003. – 116с.
- Чистяков А.Ф. Пословица не зря молвится. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 176с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поспешишь – людей насмешишь. Вся семья вместе – так и душа на месте. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему – то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится- Ведь с ней и горе, и беда. И наша речь красна пословицей: Давайте вспомним их, друзья.
Крупнейший собиратель фольклора, В.И.Даль так писал о пословице: «Свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной страсти; это житейская правда, своего рода судебник никем не судимый».
Пословицы и поговорки – составная часть фольклора (с английского языка «народная мудрость, знание»).
Пословицы - краткие, ритмические организованные двухчастные и более изречения, содержащие суждения из области морали, житейской мудрости и т. п. Волков бояться – в лес не ходить. Пословица – это изречение, законченная мысль, выраженная в предложении. Старый друг лучше новых, двух.
Поговорка – украшение речи (цветочек), а пословица – зрелое суждение (ягодка).
Пословицы о Родине Где кто родится, там и пригодится. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Делу время – потехе час. Делаешь наспех – сделаешь насмех. Землю красит солнце, а человека – труд. Собирай по ягодке, наберешь кузовок. Что посеешь, то и пожнешь. ПОСЛОВИЦЫ
Работай до поту, поешь в охоту.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Пословицы о труде Без труда хлеб не родится никогда. Каков рыболов, таков и улов. Терпение и труд все перетрут.
Пословицы о дружбе Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Друзья познаются в беде. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Пословицы о природе Солнечные лучи, как золотые мечи: дорогу себе пробивают. Весна красна цветами, а осень снопами. Много снега – много хлеба, много воды – много травы.
Физми нутка Физкультминутка - Я иду и ты идёшь – раз, два, три! (Шагаем на месте.) - Я пою и ты поёшь - раз, два, три! ( Хлопаем в ладоши.) - Мы идём и мы поём - раз, два, три! (Прыжки на месте.) - Очень дружно мы живём – раз, два, три! (Шагаем на месте.)
Пословицы о храбрости Герой умирает однажды – трус тысячу раз. Кто смерти не боится – невелика птица, а кто жизнь полюбил, тот страх загубил. Не всякий, кто в тигровой шкуре, храбрый.
Гордость нашего края – шахтеры Будь в лаве, как в бою, — прославишь Родину свою. Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь. На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет. Чтобы шахтером называться, мало углем замараться. Шахтерский забой — фронт передовой. Шахтеру слава, когда много угля дает лава.
Пословицы о книге - Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. - Книга не пряник, а к себе тянет. - Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Собери пословицу Красна гора скалой, и рыбку из пруда а спеши делом а человек - головой
Собери пословицу Без труда не вытащишь и рыбку из пруда а спеши делом а человек - головой
Собери пословицу Не спеши языком, и рыбку из пруда а спеши делом а человек - головой
Молодцы!
Надулся как индюк. (Обиделся) Как сыр в масле катается. (Легко) Стучать зубами. (Замерзать) Заморить червячка. (Перекусить) За двумя зайцами погнался. (Делаешь много дел сразу) ПОГОВОРКИ
Разберите пословицы и поговорки по корзинам: Голод не тетка. Хлеб на стол – так и стол престол. Танцевать от печки. Язык мой – враг мой. После дождичка в четверг. Заблудился в трех соснах. Жизнь прожить – не поле перейти. При солнышке тепло – при матушке добро.
Умницы
Кроссворд По горизонтали: 1. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много… 2. Всякой матери свое дитя… 4. Народное братство дороже всякого… По вертикали: 2. Нет лучшего дружка, чем родная… 3. При солнышке тепло – при матери… 5. Нет друга – ищи, а найдешь – ... 6. Землю красит солнце, а человека… Решил кроссворд, проверь себя! 1 2 3 4 6 5
Проверь себя Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает . Всякой матери свое дитя мило . Народное братство дороже всякого богатства . Нет лучшего дружка, чем родная матушка . При солнышке тепло – при матери добро . Нет друга – ищи, а найдешь – береги . Землю красит солнце, а человека труд .
И напоследок… Вспомните пословицы и поговорки, сопутствующие завершению работы: Кончил дело - гуляй смело. Всякое дело концом славится. Конец – всему делу венец. Дело без конца - что кобыла без хвоста. Всё хорошо, что хорошо кончается. Заварил кашу - расхлёбывай до конца. Затянул песню – доводи до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родное слово"
Рабочая программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ. РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА
Поурочное планирование по ИЗО для 3 класса. УМК "Перспектива"....
Красота спасет мир-родная Кубань
Интеллектуальная игра...
Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)
Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)...
Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Красота и мудрость народной игрушки. УМК Перспектива
Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Красота и мудрость народной игрушки. УМК Перспектива...
Интегрированный урок :"Красота и мудрость русской народной игрушки"
Интегрированный урок по изо и чтению....
конспект "красота и мудрость народной игрушки"
народная игрушка...