Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
рабочая программа на тему
Здесь представлена программа внеурочной деятельности для учеников 1-4 классов по направлению художественное творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" для учеников 1-4 классов | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и с взрослыми в разных социальных ситуациях. Формирует готовность слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов, а именно 1-ых, 2-ых и 3-х классов.
Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному Программа опирается на коллективные формы обучения. Младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать.
Программа ориентирована на личностный подход, способствует самоопределению младшего школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний. Программа не только позволяет познакомить с процессом создания газеты. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Уроки организуются так, чтобы ребёнок оказался в ситуации, где он должен добывать необходимые ему знания и активно их применять. Такая работа содействует расширению лингвистического кругозора, развивает стилистическое чутьё, развивает и совершенствует способности создавать и оценивать тексты различной стилевой направленности.
Новизна рабочей программы состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературного чтения, риторики..
Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного журналиста, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Курс разработан на основе требований новых ФГОСов и предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 1 – 4 классов.
Он рассчитан на 1 час в неделю. (8 часов в семестр)
Цель программы развитие социальных умений младших школьников в процессе усвоения ими основ журналисткой деятельности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость, создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам.
Задачи программы:
- Сформировать информационную компетентность учащихся. Научить их использовать различные способы работы с источниками информации.
- Познакомить детей с ролью журналистов в современном мире.
- Создавать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учётом индивидуальных
- Формировать умения соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; познакомить младших школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
- формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- развивать психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение;
- способствовать освоению ИКТ-средств как одного из основных инструментов учебной деятельности;
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства.
Основные принципы, подходы , реализуемые в программе
- Принцип сотрудничества
- Принцип индивидуализации
- Коммуникативно-деятельностный подход
- Личностно-ориентированный подход
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 7-11 лет
Программа предусматривает формирование навыков журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Формы проведения занятий:
В ходе реализации программы, используются следующие формы организации занятий
- игра;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
-просмотр и обсуждение городских новостей;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет;
- подготовка статей для публикации в общешкольной газете.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.
Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
В основе работы лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе организуется с учётом познавательной инициативы ребёнка и включает диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, её обработку, обсуждение и интерпретацию. На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам в приготовлении их творческих работ. В рекомендуемую структуру занятий могут быть включены: эмоционально – творческая разминка; создание проблемной ситуации; работа с источниками информации; их анализ и интерпретация, создание речевых высказываний, презентация работ , рефлексия.
Методы и приёмы деятельности
Достижению поставленных целей может способствовать использование записных книжек и блокнотов корреспондентов. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует фиксировать слова, фразеологизмы, которые понадобятся для раскрытия темы.
Целесообразно предложить обучающимся сделать синтаксические заголовки, словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; выделить предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания.
Особое внимание обучающихся следует обратить на взаимосвязь жанра и стиля. Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться , непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы: хроника, интервью, репортаж, статья, заметка.
Особенностью проведения занятий является объединение практической и теоретической работы, посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций.
Организация выполнения практических занятий предполагает использование коллективных и индивидуальных форм работы. Большое значение для формирования самостоятельности имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку в трудных случаях обращаться к словарям и справочникам.
Продолжительность занятий – 40-45 минут.
Контроль за усвоением знаний:
Контроль знаний осуществляется педагогом через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет.
Требования к знаниям и умениям:
Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие
познавательные учебные действия
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
личностные учебные действия
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения учащиеся должны
- Овладеть такими социальными умениями, как правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми.
- Знаниями этикета публичных выступлений и общения
- Умением работать с информацией, сравнивать её.
- Умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж
- Знанием о структуре создания газет и журналов
- Создавать школьную газету
- Опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- основные цели и задачи средств массовой информации;
- иметь представление о профессии журналист;
- основные жанры журналистики;
- особенности основных компьютерных программ
должны уметь:
- строить устное и письменное сообщение;
- работать в различных жанрах публицистического стиля;
- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,
- общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- иметь навык работы на персональном компьютере;
-презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
- готовить и публиковать материалы в прессе под руководством педагога.
Результатом деятельности школьников в рамках программы «Юный журналист» станет выпуск школьных стенных газет.
Учебно-тематическое планирование
1 -2 класс (первый год обучения)- 8 часов
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
| 1 2 1 1 1 | 1 1 - - - | - 1 1 1 1 |
6 | 2 | 4 |
Учебно-тематическое планирование
3-4 класс (первый год обучения)- 8 часов
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Вспомним, что такое СМИ. (телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы) 2. «Мир газет и журналов» (Жанры, содержание газеты. Редакция.) 3. «Наша классная газета» (Распределение ролей) 4. Деловая игра «Мы выпускаем стенгазету» (Газета, содержание газеты, фотографии, подпись фотографий) 5. Практическая работа – «Заметка о сегодняшнем дне» (Работа в группах) -Интервью с учителем; -фоторепортаж. 6. Фестиваль прессы. | 2 2 1 1 2 1 | 1 1 1 - 1 - | 1 1 - 1 1 1 |
9 | 4 | 5 |
Содержание программы 3 - 4 класс.
1.Средства массовой информации. Телевидение, радио, газеты, Интернет. Значение СМИ в жизни общества.
2. Печатные средства массовой информации. Газета, журнал. История возникновения газеты. Создание газеты и журнала.
3. Выпуск газеты. Редактор. Обязанности редактора. Редакционная коллегия. Навыки оформления.
4. Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки.
5. Заметка. Статья.
6. Репортаж. Формы репортажей. Подготовка репортажей. Отличительные признаки репортажей.
7. Интервью. Нормы культурного общения. Упражнения в подготовке интервью.
8. Редактирование текстов.
9. Оформление газеты. Разные виды шрифтов.
- Содержание образовательной программы
1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
2. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.
3. Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокое знание в области литературы, философии и др.
- владение литературным языком.
Формирование жанров журналистики:
4. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
5. Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
6. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
7. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
8. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
9. Практическая работа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
10. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений. Выпуск «Праздничной газеты».
11. Практическая работа. Выпуск афиши для школьного спектакля.
12. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из начальной школы.
Используемая литература для педагога
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
- В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
- Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
- В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Используемая литература для детей
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Информационные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения «Юный журналист»
Программа по внеурочной деятельности для 1- 4 классов...
Программа внеурочной деятельности «Юный журналист»
С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми в разных социальных с...
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...
Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы...
Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Юный журналист...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Внеурочная деятельность в 5-9 классах...
Программа внеурочной деятельности "Мы журналисты"
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Мы журналисты» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспон...