Программа внеурочной деятельности "Мы журналисты"
рабочая программа
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Мы журналисты» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhurnalistika.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 Героя России Дьяченко А.А.
Программа дополнительного образования
Направленность программы: социально-педагогическая
Возраст детей: 11- 14лет
Срок реализации: 2 года
Программу составила:
Педагог: Денисова А.Е.
п. Зимовники
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Юный журналист» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Программа является модифицированной, разработана на основе программ: Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»/ авт.-сост. Хохлова [электронный ресурс] - г. Катав-Ивановск, 2012г. Режим доступа: http://ddt-katav.ucoz.ru, Рабочей программе по дополнительному образованию объединения «Юный журналист» ГБОУ СОШ № 116 г. Москва[электронный ресурс] - Режим доступа:, - 2014 г.
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Мы журналисты» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.
Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения молодежи. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Необходимо помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Мы журналисты». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа сможет привлечь внимание учащихся к различным социальным проблемам.
Новизна данной программы состоит в том, дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области.
Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение. Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Цель программы:
Обучить учащихся основам профессии журналиста, привить навыки работы с социальной газетой, развить интерес к литературному творчеству.
Задачи программы:
Предметные:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Метапредметные:
- развитие литературных способностей подростков;
- развитие умения устного выступления;
- развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей;
- развивать потребность к творческому труду.
Личностные:
- воспитание нравственных, морально-психологических и коммуникативных качеств.
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- формировать потребность учащихся к саморазвитию.
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать активную деятельность.
- формировать общественную активность, реализацию в социуме.
Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 11-14 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа «Юный журналист» разработана на 2 года обучения. Всего 68 часов: 1 год обучения – 34 часа, по 1 часу в неделю, 2 год обучения – 34 часа в год; по 1 часу в неделю. Однако, по желанию учащихся можно продолжать работу и более 2 лет. Программа рассчитана на многогранное обучение ребенка основам журналистики. Каждый обучающийся сможет развить как письменную, так и устную речь.
Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- история российской журналистики;
- понятие тема, идея (основная мысль) текста, его композиция,
- типы речи, стили речи,
- изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
- жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья и др.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- собирать материал, систематизировать его;
- строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
- доказывать свою собственную точку зрения;
- интересоваться мнением других людей;
- составлять план;
- создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах;
- собирать материал;
- грамотно излагать свои мысли;
- создавать макет будущего номера;
- редактировать созданный материал.
Формы и режимы занятий
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.
Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.
Оптимальная наполняемость группы – не мене 15 человек.
Программа по курсу «Мы журналисты» рассчитана на 2 года обучения, 1 час в неделю, 34 часов в год.
Формы проведения занятий: свободные творческие дискуссии, беседа, игра, чтение и обсуждение статей из газет, экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей, практические работы (подготовка материала для публикации).
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Занятия проводятся:
1 раз в неделю по 1 академическому часу (академический час равен 45 мин.) с перерывом 10 минут.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
| Передача информации | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание. |
| Обучение. Вырабатывать умение применять теорию на практике | Упражнения |
| Поиск решения проблемы самостоятельно | Упражнения |
| Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом. | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах |
| Создание ситуаций занимательности | Короткая игра, игра-оболочка |
| Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности. | Игра |
| Закрепление умений, знаний, навыков | Игра |
| Усиление мотивации учения. Формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность | Урок – интервью, урок – презентация, урок- пресс-конференция; и т.д. |
| Формирование мотивации, установка на активное восприятие | |
| Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция. | Самостоятельная деятельность |
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы.
Формы подведения итогов реализации программы
- участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;
- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
- участие в различных видах презентаций;
- итоговое занятие, беседа, контрольное задание, зачетное упражнение, конкурс, наблюдение, презентация.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | ||
теоре-тических | практи-ческих | ||||
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (2 ч.) | |||||
1 |
| 1 1 | 1 1 | 0 0 | |
Раздел 2. История российской журналистики (2 ч.) | |||||
2 |
| 1 1 | 1 1 | 0 0 | |
Раздел 3. Журналистика как профессия (6 ч.) | |||||
3 |
| 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 | 0 0 0 0 0 1 | |
Раздел 4. Функции журналистики (5 ч.) | |||||
4 |
| 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | 0 0 0 0 0 | |
Раздел 5. Требования к журналисту (3 ч.) | |||||
6 |
| 1 1 1 | 1 1 1 | 0 0 0 | |
Раздел 6. Формирование жанров журналистики ( 3 ч.) | |||||
| 3 | 2 | 1 | ||
Раздел 7.Знакомство с оформительским делом (7 ч.) | |||||
| 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 0 0 0 0 | 0 0 0 1 1 1 1 | ||
Раздел 8. СМИ – воспитатель гражданственности (1 ч.) | |||||
| 1 | 1 | 0 | ||
Раздел 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. (2 ч.) | |||||
| 1 1 | 0 0 | 1 1 | ||
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (1 ч.) | |||||
| 1 | 0 | 9 | ||
Итого: | 34 | 9 |
Содержание программы
1-й год обучения
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (2 ч.)
Занятие 1-2. Вводное занятие. Журналистика как вид деятельности. Ознакомление с планом работы объединения «Мы журналисты», цель и задачи. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Цели и задачи портфолио, структура портфолио обучающегося (теоретические).
Раздел 2. История российской журналистики (2 ч.)
Занятие 3-4. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Вид занятия - теоретические.
Раздел 3. Журналистика как профессия (6 ч.)
Занятие 5-10. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. Журналистика как профессия. Знакомство с этапами выпуска газеты (Презентация). Вид занятия: 5 ч. - теоретические, 1 ч. – практические.
4. Функции журналистики (5 ч.)
Занятие 11-15. Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Вид занятия - теоретические.
Раздел 5. Требования к журналисту (3 ч.)
Занятие 16-18. Требования к журналисту компетентность, объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком. Вид занятия - теоретические.
Раздел 6. Формирование жанров журналистики (3 ч.)
Занятие 19-21. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра. Вид занятия: 2 ч. - теоретические, 1 ч. - практические.
Раздел 7. Знакомство с оформительским делом (7 ч.)
Занятие 22-29. Шрифт. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Оформление газеты. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD. Обучение работы на ПК. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT- 3 часа. Подготовка презентации. Работа творческими группами . Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов. Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта. Вид занятия: 3 ч. – теоретические, 4 ч. – практические.
Раздел 8. СМИ – воспитатель гражданственности (2 ч.)
Занятие 30 – 31. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина». Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты. Вид занятия:1 ч. – теоретическое, 1 ч. – практическое.
Раздел 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. (2 ч.)
Занятие 32 – 33. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты. Вид занятия – практические.
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (1 ч.)
Занятие 34. Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ. Вид занятия – 1 ч. – практическое.
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | |
теоре-тических | практи-ческих | |||
Раздел 1. История журналистики (7 ч.) | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
2 | История мировой и российской журналистики | 6 | 6 | 0 |
Раздел 2. Оформительское дело (15 ч.) | ||||
3 | Знакомство с оформительским делом: - знакомство с материалами периодической печати, анализ материалов; - эстетика классического дизайна - эстетика модернистского дизайна - новые технологии в оформлении газеты - выпуск школьных газет - работа на ПК | 2 2 2 2 5 2 | 1 1 1 1 0 0 | 1 1 1 1 5 1 |
Раздел 3. Нравственные, патриотические, художественные и эстетические проблемы журналистики (12 ч.) | ||||
4 | Экскурсии | 2 | 0 | 2 |
5 | Обсуждение нравственных, патриотических, художественных и эстетических проблем журналистики | 4 | 2 | 2 |
6 | Индивидуальная работа и работа в малых группах | 3 | 0 | 3 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Содержание программы
2-й год обучения
Раздел 1. История журналистики (7ч.)
Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами объединения «Мы журналисты». Знакомство с творческими работами членов объединения за предыдущие годы. Правила поведения во время занятий. Правила техники безопасности. Анализ материалов периодической печати. Анализ некоторых рубрик, статей, шрифтов, цветовых решений и др. Вид занятия – теоретическое.
Занятие 2-7. История журналистики. Знакомство с изданием «Писанные новости Венеции». Роль СМИ в развитии общества, формировании его мировоззрения. 4.История журналистики. Кто такой «спецкор»? Нравственные взгляды журналиста. История журналистики. Кто такой «собкор»? Вид занятия – теоретическое.
Раздел 2. Оформительское дело (28 ч.)
Занятие 9-10. Знакомство с оформительским делом: знакомство с материалами периодической печати, анализ материалов. Вид занятия: 1ч. - теоретическое, 1 ч.- практическое.
Занятие 11-12. Эстетика классического дизайна. Этическое поведение журналиста. Дизайн газеты. Главные черты, особенности, самостоятельный подбор примеров из прессы. Практическая работа. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Вид занятия: 1ч. - теоретическое, 1 ч.- практическое.
Занятие 13-14. Эстетика модернистского дизайна. Вид занятия: 1ч. - теоретическое, 1 ч.- практическое.
Занятие 15-16. Новые технологии в оформлении газеты. Вид занятия: 1ч. - теоретическое, 1 ч.- практическое.
Занятие 17-21. Творческая работа. Написание отзывов, статей, подбор фотографий, выбор стиля оформления, печатание статей, оформление газеты рисунками. Обучение работать дружно в коллективе, находя общие решения. Выпуск газеты. Выпуск газеты ко Дню учителя. Обсуждение направлений газеты, определение рубрик, фотографирование, выбор стиля, цветового и графического решения, оформление газеты. Вид занятия: 8 ч.- практическое.
Занятие 22-23. Обучение работы на ПК. Выбор шрифта. Печатание текста. Подбор иллюстраций. Рисование. Оформление заголовков. Вид занятия: 2 ч.- практическое.
Раздел 3. Нравственные, патриотические, художественные и эстетические проблемы журналистики (28 ч.)
Занятие 24– 25. Экскурсия. Выпуск газеты по материалам экскурсии.
Обсуждение материалов экскурсии, написание отзывов, статей, подбор
фотографий, выбор шрифта, цветового решения, оформление газеты. Вид занятия - практическое.
Занятие 26-29. Обсуждение различных нравственных, патриотических, художественных и эстетических проблем журналистики. Вид занятия: 2 ч. - теоретическое, 2ч.- практическое.
Занятие 30-33.Индивидуальная работа и работа в малых группах:
- Выпуск газеты. Выпуск Новогодней газеты. Работа редактора, художника, журналиста, дизайнера, корректора. Согласование всех направлений для гармоничной работы. Распределение работы, помощь друг другу. Оформление газеты. Фотографирование. Роль фотографии в газете.
- «Портрет», «Пейзаж», «Композиция». Фотографирование живых объектов. Просмотр работ, их обсуждение. Новые технологии издательского дела.
- Знакомство учащихся с новыми технологиями издательского дела, ролью компьютерной вёрстки.
- Клубный день. «Газета – это новости жизни». Как корреспонденты добывают материал. Как определить актуальность темы. Проведение блиц – опросов. Как найти «общий язык» с читателем. Как проводятся опросы. Что нельзя журналисту. Проведение блиц – опросов и их анализ.
- Работа на ПК. Самостоятельная творческая работа на ПК. Работа творческими группами. Выпуск газет с использованием современных компьютерных технологий.
- Выпуск газеты ко Дню защитника Отечества. Подбор материала. Поиск фотографий и материалов о выпускниках – офицерах нашей школы.
- Работа на ПК. WWW. YNDEX. RU. Работа в Интернете. Просмотр материалов.
- Выпуск газеты ко Дню 8 Марта. Подбор материала: стихов, иллюстраций, фотографий, написание статей, оформление газеты.
- Работа на ПК. WWW.RAMBLER.RU. Работа в Интернете. Просмотр материалов.
- Работа на ПК. Подготовка презентации на заданную тему. Подбор иллюстраций, текста, графическое и цветовое оформление презентации.
- Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
- Экскурсия.
- Выпуск газеты по материалам экскурсии. Обсуждение материалов экскурсии, написание отзывов, статей, подбор фотографий, выбор шрифта, цветового решения, оформление газеты.
- Школьный сайт. Эстетика и дизайн сайта. Просмотр материалов школьного сайта. Оформление пробной страницы.
- Выпуск газеты ко Дню победы – 9 Мая. Обсуждение газеты, подбор материала об участниках Великой Отечественной войны. Отбор и сканирование фотографий, написание статей. Оформление газеты.
- Журнал. Отличительные особенности журнала. Просмотр современных журналов, анализ статей, иллюстраций графического оформления и др. Пробное оформление журнала.
- Конкурс творческих работ на тему «Великая Отечественная война». Проведение беседы о войне, рассказ о подвиге народа в войне. Показ фрагментов из документального кинофильма «Неизвестная война». Выполнение творческих работ.
- Творческая работа. Написание статей в газету. Работа творческими группами.
- Экскурсия в редакцию газеты. Ознакомление с этапами выпуска газеты.
Вид занятия - практическое.
Занятие 34. Подведение итогов работы объединения за год. Анкетирование. Анализ анкет. Награждения лучших юных журналистов дипломами и грамотами. Вид занятия - практическое.
Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно%
- необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов);
Можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных, практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый или эвристический;
- исследовательский.
Педагогические приёмы:
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятий
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач.
В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение:
Дополнительная литература, словари и справочники, компьютер, принтер, сканер, ЦОР, цифровые носители, фотоаппарат.
Список литературы
Для педагога:
- Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа,1987.-146с
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-2-е изд. –М., 1998. – 126с
- Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах(4-8-е классы). -М.,1977.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
- Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-144с
- Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение,1996. – 35с
- Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М.,1994.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
- Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
Для учащихся:
- Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144
- Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.- М.: Гепта-Трейд,1995.- 640с
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
- Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
- Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская энциклопедия,1979.-431с
- Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. Н.Т.Бунимович. – М.: Республика,2000.-670с
- Словарь русского языка. 4-е изд., стереотипное, 1-4т /под ред. А.П. Евгеньевой.- М.: Русский язык,1999.-800с
- Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2000.-640с
- Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2009.-688с
- Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. 3-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык – Медиа,2007.-616с
- Энциклопедический справочник школьника. Том ІІ, Гуманитарные науки.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003.-864с
- Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения «Юный журналист»
Программа по внеурочной деятельности для 1- 4 классов...
Программа внеурочной деятельности «Юный журналист»
С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми в разных социальных с...
Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Здесь представлена программа внеурочной деятельности для учеников 1-4 классов по направлению художественное творчество[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10127506","attributes":{"alt":"...
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...
Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы...
Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Юный журналист...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Внеурочная деятельность в 5-9 классах...