Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Программа
по внеурочной деятельности
«Юный журналист»
в 4 в классе
Учитель: Коваль Марина Николаевна
Пояснительная записка
Газета – это история мира за сутки.
А. Шопенгауэр
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) « Об образование в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 24.07.2015);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 № 15785 ( с изменениями и дополнениями, приказ от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 31 января 2012 г. № 69);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253;
- Учебный план МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска» на 2016/2017 учебный год;
- Приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;
- Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 по вопросам составления рабочих программ учебных предметов;
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Предметные результаты.
- Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников, следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.
- Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.
- Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
- Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.
- Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части).
- Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
- Организация умения выделять и формулировать тему, идею.
- Формирование умений строить устные и письменные высказывания.
- Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
Личностные результаты.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
- Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
- Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
- Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.
Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности, работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация своих материалов), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Учиться определять и формулировать цель деятельности.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор информации,
Познавательные УУД:
Познавать не размышляя – бесполезно;
размышлять, не познавая, опасно.
Конфуций
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Ориентироваться в своей системе знаний.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.
Коммуникативные УУД:
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с представителями общественности, коучинг (к примеру «Человек – центр любой деятельности»), круглый стол, планерка, работа в малых группах, технология проблемного диалога («побуждающий и подводящий диалог»).
Результаты внеурочной деятельности
- Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
- 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
- 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
- 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Система организации учащихся пресс-клуба
Программа рассчитана на 1 год обучения.
В процессе обучения участники кружка делятся на рабочие группы:
Корреспонденты – сбор и обработка материала
Художники-фотографы – предоставление необходимого графического материала для газеты.
Редакторы – подготовка материалов.
Сценаристы – подготовка сценария к разделам газеты.
Блиц-опросники – сбор информации.
Верстальщики – верстка газеты.
Маркетологи – работа с Интернет-ресурсами, подготовка школьного издания, материалов к различным конкурсам.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятий | Способы и формы работы | Результаты |
1 | 02.09 | Можно ли научиться писать? | Игра «Проба пера» Психологический тренинг. | Знакомство с «памятками» журналиста, результаты тренинга, анализ работ. |
2 | 09.09 | Дайджест детской прессы. Особенности различных детских и подростковых изданий. | Обзор детских изданий. Деловая игра «Точка зрения!» Обзор Интернет-ресурсов. | Работа-отчет «Самое креативное школьное издание» с использованием презентации. |
3 | 16.09 | История возникновения журналистики | Проблемный диалог, информационный поиск | Мастер-новость «Журналист будущего» |
4 | 23.09 | Что такое профессиональная этика журналиста. | Работа в малых группах, «побуждающий и подводящий диалог» | Предварительный просмотр статей, анализ текстов. |
5 | 30.09 | Круглый стол | Вопросы для собеседования: Когда в обиход вошли понятия «газета», «журнал»? Почему в 18-19 вв издатели отдавали приоритет журналу, а не газете? Какие виды газет вы знаете? Какие исторические типы журналистики вы знаете? Существует ли полная свобода печати? Каковы причины возникновения журналистики? Что такое гласность и свобода печати? Что такое дайджест? Какие законы РФ о СМИ вы знаете? Какие детские и подростковые издания выходят в Саратовской области и других регионах страны? Охарактеризуйте их. | Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)». |
2 модуль. Основы журналистики.
6 | 07.10 | Понятие информации. Информационные жанры. Кто владеет информацией – тот владеет миром. | Коучинг «Умею ли я работать с информацией». Тренинг «Работа с событием». | Собеседование, индивидуальная работа. |
7-8 | 14.10 | Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности | Игра «Проба пера». «Маленький мистер Бин». Написать материал (тема, жанр – на выбор), в который включить свои «бины» (например, каБИнет) | Составление материалов в виде зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания». |
9 | 21.10 | Как построить заметку. | Урок читательских удовольствий. Конкурс «Заметка дня!» | Заметка о значимом событии в жизни школы. Подготовка газетной. |
10-11 | 28.10 18.11 | Статья. Виды статьи | Деловая игра «Идеальное задание» Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного портретика на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?» | Мастер-новость «Час важных сообщений» Подготовка газетной полосы. |
12 | 25.11 | Что такое удачный заголовок и как его придумать. | Мастер-класс. «Обыграй словечко!» Структурирование номера газеты. | Конкурс «Лучший заголовок» Подготовка газетной полосы. |
13 | 02.12 | "Пусть не пугает чистый лист..." «Плохой журналист сделает из хорошего материала невзрачную заметку, хороший из минимума информации сделает интереснейшую вещь». Поговорка журналиста | Творческая мастерская. Составление статьи по крылатому выражению, афоризму. | Подготовка газетной полосы. Работа в рубриках «Размышляем вслух», «Моя точка зрения», «Знаете ли вы?» |
14 | 09.12 | Общение - это искусство | Ролевая игра «Трудные собеседники». | Подготовка и проведение блиц-опроса. Подготовка газетной полосы. |
15-16 | 16.12 23.12 | Интервью как метод и как жанр. Как проводить интервью | Игра «Умеете ли вы задавать вопросы?» | Подготовка и проведение интервью. Подготовка газетной полосы. |
17 | 30.12 | Особенность репортажа. Что такое "эффект присутствия". | Коучинг «Вы – в центре событий» | Репортаж с места событий. Подготовка газетной полосы. |
18 | 13.01 | “Король” художественно-публицистических жанров. Очерк. | Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ | Конкурс «Лучший очерк». Подготовка газетной полосы. |
18 | 20.01 | Фельетон | Литературный тренинг «Угадай, кто это?» | Используя русские народные пословицы, написать фельетон на школьную тему. Подготовка газетного номера. |
20 | 27.01 | Выпуск газеты | Планерка. Работа с информационно-иллюстративным материалом. | Номер газеты. |
21 | 03.02 | Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Правила проведения опроса. Методики опроса. | Деловая игра «Собеседование» Составление вопросов. Творческая мастерская «Бюро расследований» | Подготовить и провести блиц-опрос, составить мониторинг. Подготовка газетного номера. |
22 | 10.02 | Культура речи. Требования к языку средств массовой информации. Формы устной и письменной речи. | Пресс-конференция | Индивидуальная работа. Подбор материала в виде заметок, зарисовок, статей. Подготовка газетного номера. |
23 | 17.02 | Круглый стол | Вопросы для собеседования: Какие вы знаете жанры газетных материалов? Чем жанры отличаются друг от друга? Какие жанры относятся к информационной группе? В какой форме может проводиться интервью? Из каких элементов состоят новости? Что такое жанр? Что такое публицистика? Назовите ее роды, виды Что общего между статьей и корреспонденцией и каковы их различия? Почему зарисовку и очерк называют художественно-публицистическими жанрами? Что такое социология? Как социология связана с журналистикой? | Творческая работа (по выбору). Подготовка газетного номера. |
24 | 24.02 | Синтез жанров в современной журналистике | Игра-тренинг «Фантастическая добавка» | Индивидуальная работа. Оформление газетной полосы. Подготовка газетного номера. |
25 | 03.03 | Логические и эмоциональные способы воздействия на читателя | Ролевая игра «Попробуй убедить меня в…» | Работа в форуме, блоге. |
26 | 10.03 | Газета-экспромт | Работа в малых группах. | Выпуск номера газеты |
3 модуль. Художественно-техническое оформление издания.
27 | 17.03 | Заголовки и иллюстрации. Роль и функции иллюстраций. | Диалог – шоу «Заголовок и иллюстрация» | Индивидуальная работа. Оформление газетной полосы. Подготовка газетного номера. |
28-29 | 24.03 | Художественно-техническое оформление издания | Деловая игра «Редакционный коллектив» | Индивидуальная работа. Оформление газетной полосы. Подготовка газетного номера. |
28-29 | 07.04 14.04 | полосы. М Подготовка газетного а номера. кет номера. Верстка, основные ее правила | Деловая игра «Редакционный коллектив». | Индивидуальная работа. Оформление газетной |
30 | 21.04 | Редактирование газетных материалов разных форм и жанров. Общее понятие о редактировании. Цели правки и ее виды. | Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ. Конкурс «Лучший литературный редактор». | Работа по принципу переделки: чужую заметку переделать в интервью и наоборот, интервью сделать заметкой. Подготовка газетного номера. |
31 | 28.04 | Реклама в редакционно-издательской деятельности. Создание рекламного текста, его язык. | Работа в малых группах. 1 группа – Рекламный отчет 2 группа – Рекламное интервью 3 группа – Рекламная заметка 4 группа – Рекламный очерк | Придумать рекламный логотип для школьной газеты, школьного сайта. Индивидуальная работа. Подготовка газетного номера. |
32 | 05.05 | Круглый стол | Вопросы для собеседования: Что такое макет номера и кто в редакции руководит макетированием? Что такое шаблон? Как создать публикацию? Что такое колонтитул? Какими бывают заголовки? Каковы их функции? Что такое выходные данные и что в них входит? | Создать оригинал-макет газетной полосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации). |
33 | 12.05 | Выпуск газеты | Планерка. Работа с информационно-иллюстративным материалом. | Мастер-новость «Пресс-клуб – это…» |
34 | 19.05 | Подведение итогов | Конкурс «Лучшая статья», «Лучший репортаж», «Лучший фотоснимок», «Самый активный». | Награждение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения «Юный журналист»
Программа по внеурочной деятельности для 1- 4 классов...
Программа внеурочной деятельности «Юный журналист»
С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми в разных социальных с...
Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Здесь представлена программа внеурочной деятельности для учеников 1-4 классов по направлению художественное творчество[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10127506","attributes":{"alt":"...
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...
Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Внеурочная деятельность в 5-9 классах...
Программа внеурочной деятельности "Мы журналисты"
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Мы журналисты» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспон...