Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
методическая разработка (4 класс)

Коваль Марина Николаевна

Юный журналист

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_yunyy_zhurnalist.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по внеурочной деятельности

«Юный журналист»

в 4 в классе

                                                           

Учитель: Коваль Марина Николаевна

Пояснительная записка

Газета – это история мира за сутки.

А. Шопенгауэр

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) « Об образование в Российской Федерации» ( с изменениями  и дополнениями, вступил в силу с 24.07.2015);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 № 15785 ( с изменениями и дополнениями, приказ  от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 31 января 2012 г. № 69);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253;
  • Учебный план МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска» на 2016/2017 учебный год;
  • Приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;
  • Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 по вопросам  составления  рабочих программ  учебных предметов;

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

Планируемые результаты

Предметные  результаты.

  •  Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников, следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.
  • Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.
  •  Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
  • Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.
  • Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части).
  • Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
  • Организация умения  выделять и формулировать тему, идею.
  • Формирование умений строить устные и письменные высказывания.
  • Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
  • Развитие умений  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
  • Формирование  навыков работы  и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.

Личностные результаты.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.
  • Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
  •  Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
  •  Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
  •  Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.

Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности, работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация своих материалов), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание».

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД: 

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Учиться определять и формулировать цель деятельности.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
  • Формирование  навыков работы  и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор информации,

 

Познавательные УУД:

Познавать не размышляя –  бесполезно;
размышлять, не познавая, опасно.

Конфуций

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Ориентироваться в своей системе знаний.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Средства  достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.

Коммуникативные УУД:

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Развитие умений  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
  • Формирование  навыков работы  и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с представителями общественности, коучинг (к примеру «Человек – центр любой деятельности»), круглый стол, планерка, работа в малых группах, технология проблемного диалога («побуждающий и подводящий диалог»).

Результаты внеурочной деятельности

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
  • 1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь
  • 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
  • 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Система организации учащихся пресс-клуба

Программа рассчитана на 1 год обучения.

В процессе обучения участники кружка делятся на рабочие группы:

Корреспонденты – сбор и обработка материала

Художники-фотографы – предоставление необходимого графического материала для газеты.

Редакторы – подготовка материалов.

Сценаристы – подготовка сценария к разделам газеты.

Блиц-опросники – сбор информации.

Верстальщики – верстка газеты.

Маркетологи – работа с Интернет-ресурсами, подготовка школьного издания, материалов  к различным конкурсам.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятий

Способы и формы работы

Результаты

1

02.09

Можно ли научиться писать?

Игра «Проба пера»

Психологический тренинг.

Знакомство с «памятками» журналиста, результаты тренинга, анализ работ.

2

09.09

Дайджест детской прессы. Особенности различных детских и подростковых изданий.

Обзор детских изданий.

Деловая игра «Точка зрения!»

Обзор Интернет-ресурсов.

Работа-отчет «Самое креативное школьное издание» с использованием презентации.

3

16.09

История возникновения журналистики

Проблемный диалог, информационный поиск

Мастер-новость «Журналист будущего»

4

23.09

Что такое профессиональная этика журналиста.

Работа в малых группах, «побуждающий и подводящий диалог»

Предварительный просмотр статей, анализ текстов.

5

30.09

Круглый стол

Вопросы для собеседования:

Когда в обиход вошли понятия «газета», «журнал»?

Почему в 18-19 вв  издатели отдавали приоритет журналу, а не газете?

Какие виды газет вы знаете?

Какие исторические типы журналистики вы знаете?

Существует ли полная свобода печати?

Каковы причины возникновения журналистики?

Что такое гласность и свобода печати?    

Что такое дайджест?

Какие законы РФ о СМИ вы знаете?

Какие детские и подростковые издания выходят в Саратовской области и других регионах страны? Охарактеризуйте их.

Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)».

2 модуль. Основы журналистики.

6

07.10

Понятие информации. Информационные жанры.

Кто владеет информацией – тот владеет миром.

Коучинг «Умею ли я работать с информацией».

Тренинг «Работа с событием».

Собеседование, индивидуальная работа.

7-8

14.10

Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности

Игра «Проба пера».

«Маленький мистер Бин». Написать материал (тема, жанр – на выбор), в который включить свои «бины» (например, каБИнет)

Составление материалов в виде зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания».

9

21.10

Как построить заметку. 

Урок читательских удовольствий.

Конкурс «Заметка дня!»

Заметка о значимом событии в жизни школы.  

Подготовка газетной.

10-11

28.10

18.11

Статья. Виды статьи

Деловая игра «Идеальное задание»

Литературный тренинг.  Составление письменной характеристики или литературного портретика на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?»

Мастер-новость «Час важных сообщений»

Подготовка газетной полосы.

12

25.11

Что такое удачный заголовок и как его придумать.

Мастер-класс. «Обыграй словечко!»

Структурирование номера газеты.

Конкурс «Лучший заголовок»

Подготовка газетной полосы.

13

02.12

"Пусть не пугает чистый лист..."

 «Плохой журналист сделает из хорошего материала невзрачную заметку, хороший из минимума информации сделает интереснейшую вещь». Поговорка журналиста

Творческая мастерская. Составление статьи по крылатому выражению, афоризму.

Подготовка газетной полосы.  Работа в рубриках «Размышляем вслух», «Моя точка зрения», «Знаете ли вы?»

14

09.12

Общение - это искусство

Ролевая игра «Трудные собеседники».

Подготовка и проведение блиц-опроса.

Подготовка газетной полосы.

15-16

16.12

23.12

Интервью как метод и как жанр. Как проводить интервью

Игра «Умеете ли вы задавать вопросы?»

Подготовка и проведение интервью.

Подготовка газетной полосы.

17

30.12

Особенность репортажа. Что такое "эффект присутствия".

Коучинг «Вы – в центре событий»

Репортаж с места событий.

Подготовка газетной полосы.

18

13.01

“Король” художественно-публицистических жанров. Очерк.

Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ

Конкурс «Лучший очерк».

Подготовка газетной полосы.

18

20.01

Фельетон

Литературный тренинг «Угадай, кто это?»

Используя русские народные пословицы, написать фельетон на школьную тему.

Подготовка газетного номера.

20

27.01

Выпуск газеты

Планерка. Работа с информационно-иллюстративным материалом.

Номер газеты.

21

03.02

Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Правила проведения опроса. Методики опроса.

Деловая игра «Собеседование»

Составление вопросов.

Творческая мастерская «Бюро расследований»

Подготовить и провести блиц-опрос, составить мониторинг.

Подготовка газетного номера.

22

10.02

Культура речи. Требования к языку средств массовой информации. Формы устной и письменной речи.

Пресс-конференция

Индивидуальная работа. Подбор материала в виде заметок, зарисовок, статей.

Подготовка газетного номера.

23

17.02

Круглый стол

Вопросы для собеседования:

Какие вы знаете  жанры  газетных материалов?

Чем жанры отличаются друг от друга?

Какие жанры относятся к информационной группе?

В какой форме может проводиться интервью?

Из каких  элементов состоят  новости?

Что такое жанр?

Что такое публицистика? Назовите ее роды, виды

Что общего между статьей и корреспонденцией и каковы их различия?

Почему зарисовку и очерк называют художественно-публицистическими жанрами?

Что такое социология?

Как социология связана с журналистикой?

Творческая работа (по выбору).

Подготовка газетного номера.

24

24.02

Синтез жанров в современной журналистике

Игра-тренинг «Фантастическая добавка»

Индивидуальная работа.

Оформление газетной полосы.

Подготовка газетного номера.

25

03.03

Логические и эмоциональные способы воздействия на читателя

Ролевая игра «Попробуй убедить меня в…»

Работа в форуме, блоге.

26

10.03

Газета-экспромт

Работа в малых группах.

Выпуск номера газеты

3 модуль.  Художественно-техническое оформление  издания.

27

17.03

Заголовки и иллюстрации. Роль и функции иллюстраций.

Диалог – шоу  «Заголовок и иллюстрация»

Индивидуальная работа.

Оформление газетной полосы.

Подготовка газетного номера.

28-29

24.03

Художественно-техническое оформление  издания

Деловая игра «Редакционный коллектив»

Индивидуальная работа.

Оформление газетной полосы.

Подготовка газетного номера.

28-29

07.04

14.04

 полосы.

М

Подготовка газетного

а номера.

кет номера. Верстка, основные ее правила

Деловая игра «Редакционный коллектив».

Индивидуальная работа.

Оформление газетной

30

21.04

Редактирование газетных материалов разных форм и жанров. Общее понятие о редактировании. Цели правки и ее виды.

Анализ информационных источников, работа с текстом, анализ.

Конкурс «Лучший литературный редактор».

Работа по принципу переделки: чужую заметку переделать в интервью и наоборот, интервью сделать заметкой.

Подготовка газетного номера.

31

28.04

Реклама в редакционно-издательской деятельности. Создание рекламного текста, его язык.

Работа в малых группах.

1 группа – Рекламный отчет

2 группа – Рекламное интервью

3 группа – Рекламная заметка

4 группа – Рекламный очерк

Придумать рекламный логотип для школьной газеты, школьного сайта.

Индивидуальная работа.

Подготовка газетного номера.

32

05.05

Круглый стол

Вопросы для собеседования: 

Что такое макет номера и кто в редакции руководит макетированием?

Что такое шаблон?

Как создать публикацию?

Что такое колонтитул?

Какими бывают заголовки? Каковы их функции?

Что такое выходные данные и что в них входит?

Создать оригинал-макет газетной полосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации).

33

12.05

Выпуск газеты

Планерка. Работа с информационно-иллюстративным материалом.

Мастер-новость «Пресс-клуб – это…»

34

19.05

Подведение итогов

Конкурс «Лучшая статья», «Лучший репортаж», «Лучший фотоснимок», «Самый активный».

Награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения «Юный журналист»

Программа по внеурочной деятельности для 1- 4 классов...

Программа внеурочной деятельности «Юный журналист»

С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми в разных социальных с...

Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"

Здесь представлена программа внеурочной деятельности для учеников 1-4 классов по направлению художественное творчество[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10127506","attributes":{"alt":"...

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...

Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Юный журналист 2-4 классы...

Программа внеурочной деятельности "Мы журналисты"

Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Мы журналисты» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспон...