ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛА - СЕМЬЯ
статья на тему

Алексеева Альбина Петровна

Статья содержит опыт работы по формированию эффективного взаимодействия в системе школа-семья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛА - СЕМЬЯ

Изначально в нашей школе учебный процесс не отделялся от процесса воспитания и развития ребёнка. С этой точки зрения деятельность учителя и классного руководителя является одним целым. Цель работы – формирование эффективного взаимодействия в системе школа-семья. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребёнка, одной из самых актуальных проблем современности. С учётом программы развития нашей школы мы определяем в качестве участников совместной деятельности учителей, учеников и их родителей. Участники призваны решать и учебные задачи, и воспитательные. Цель системы воспитания - целостность ребёнка. Данная цель достигается через совместную деятельность субъектов. Через освоение видов деятельности, определённых программой развития школы, учебным планом школы, планом внеурочной деятельности каждый из субъектов достигает состояния внутренней активности. В результате - формируется опыт отношений у всех трёх субъектов. У ребёнка складывается система ценностей, у родителей и учителя происходит корректировка этой системы. Взаимодействие - область обширная, включает в себя:

  • взаимное обучение
  • учебное сотрудничество
  • учебные взаимодействия
  • сотрудничество  в познании
  • воспитательные взаимодействия. 

Структура воспитания основывается на построении правильных отношений между классным руководителем, ребёнком и родителями. Дети приобретают опыт различных отношений: деловых, групповых, межличностных. Опыт отношений выстраивается на взаимопомощи, взаимной ответственности и толерантности. Несколько лет вёлся курс «Воспитание толерантности» (автор – Е. И. Николаева). В результате работы созданы условия для того, чтобы научить ребёнка соотносить свои переживания и чувства с конкретными словами, управлять своими эмоциями и определять эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на это, ответственно поступать в ситуациях нравственного выбора. Содержание воспитательной работы в школе по–прежнему ориентируется на такие образовательные запросы обучающихся и их родителей, как:

  • национальные,
  • экономические,
  • социальные условия района, области.

В основе системы воспитания лежат общечеловеческие ценности. Деятельность семьи и школы в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если родители и педагоги станут союзниками. Сотрудничество позволит:

-лучше узнать ребёнка

-увидеть его в разных ситуациях

-помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей

-в развитии их способностей

-в формировании жизненных ценностных ориентиров

-в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении

        Для качественного взаимодействия школы и семьи существует несколько путей, в том числе формирование системы учебно-воспитательной работы в нашем образовательном учреждении совместно с родительской общественностью, повышение  психолого-педагогической грамотности родителей и проведение ряда целенаправленных мероприятий, укрепляющих связи как внутрисемейные, так и семьи и школы.

В нашей школе мы  используем ряд технологий и методов воспитания, позволяющих эффективно организовать совместную деятельность

  • Творческие семейные конкурсы (призваны укреплять семейные связи на основе традиций, вызывать гордость за своих родных)

Конкурс рисунков  с защитой «Мои радости»;

Конкурс рассказов с рисунками «Традиции в моей семье»;

Конкурс сочинений «Моя семья - моя гордость»

  • Фотовыставки (используем для наглядного примера трудовых дней наших родителей, любви к малой родине)

«Мужская профессия», «Моя прекрасная мама»

«Мой Чунский край», «Красота моего района»

  • Школьная научно-исследовательская конференция «Весёлый ветер», где родители первые помощники по подготовке исследовательских работ

«Моя бабушка ровесница района», «Родословная моей семьи»,

         «Ветеран в моей семье»

  • Школьная газета «Пёрышко», где публикуются материалы об отношениях в семье, об умении общаться с родителями, благодарности родителям за активное участие в жизни школы

Методы воспитания разнообразные. Предпочтение отдаётся активным диалоговым формам организации учебно-воспитательного процесса. Выделяем несколько методов, составляющих основу работы современного классного руководителя: игра, тематическая беседа, дискуссия, экскурсия, диалог. В зависимости от ситуации и поставленной цели применяются основные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная. Предпочтение отдаем групповой форме работы. В результате групповой деятельности происходит мобилизация всех субъектов на поиск и достижение поставленной перед группой цели, укрепление положительного отношения друг к другу, сплочённости участников, что так же способствует реализации планируемого результата. 

Формирование групповой общности имеет несколько этапов: 1 этап - объединение обучающихся в группы по желанию детей и родителей; по усмотрению классного руководителя; по способностям ребёнка. Таким же способом идёт формирование советов самоуправления в классе и в школе. Обучающиеся осваивают соответствующий вид деятельности. Подводя итоги результативности в конце каждого учебного года, выявляются дети, которые добились успехов по разным видам деятельности, отмечаем их на традиционном празднике «Школа - наш дом». 2 этап формирования групповой общности - организация деятельности обучающихся в группе. Цель совместной деятельности ученика, классного руководителя и родителя заключается не в победе одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение. 3 этап - заключительный этап формирования групповой общности – рефлексия прошедшего занятия (дела). Планируемый результат - субъект социализации. Поэтому преобладающими отношениями являются субъект – субъектные, которые и являются отношениями сотрудничества. Отношения, складывающие внутри класса и школы, способствуют возникновению связей с другими учреждениями района. Множество конкурсов проводится и в нашей школе, поэтому каждый ученик имеет шанс быть успешным в той деятельности, к которой у него есть способности. Большую роль в успехе детей играет сотрудничество с родителями. Полученный результат - общий результат всех субъектов образовательного процесса, результат их сотрудничества.

С целью выявления удовлетворенности родителей качеством работы школы проводим анкетирование. По данным школьного  педагога-психолога

сравнительный анализ результатов   по четырем основным направлениям   показывает разную степень оценки родителей.

 Направление психологический климат в классе. В 2013г – 85% родителей поставили высокую оценку  в 2014- 86%. Не совсем удовлетворены  в 2013 – 9%; 2014 – 8% родителей. Поставили низкую оценку 3% родителей и остальные в этом вопросе были не компетентны.  

Направление комфортное пребывание или  степень комфорта пребывания в среде одноклассников. Высоко оценили 2013 г – 80%; 2014г – 82%. Не совсем удовлетворены 2013 – 14%; 2014 – 14%. Не компетентны в этом вопросе  2013г – 3%; 2014 – 4%; Низкую оценку поставили в 2013 г – 3%; в 2014 таких родителей нет.

Следующее направление отношение педагогов к ребенку. Высоко оценили в 2013г. – 88%; в 2014 – 89%. Не совсем удовлетворены 2013г - 8%; 2014 – 7%. Остальные родители были не компетентны. Низкой оценки нет.

Следующее направление удовлетворенность родителей классным руководством педагога. Высокая оценка в  2013г. – 97%; 2014 – 98%. Остальных родителей не все устраивает в классном руководстве педагога.  

Таким образом, чтобы формировать эффективное взаимодействие в системе школа-семья, мы выделяем следующее:

  1. Планирование  и анализ деятельности класса с учётом видов деятельности и участия всех субъектов образовательного процесса;
  2. Поэтапное формирование групповой общности (обучающихся и родителей);
  3. Применение методов педагогики сотрудничества;
  4. Формирование в образовательном процессе субъект - субъектных отношений;
  5. Повышение профессионализма учителя (классного руководителя);
  6. Выработка механизма связи социума со школой;
  7. Личностное саморазвитие обучающегося, классного руководителя и родителей;
  8. Успешность учителя, ученика и родителей;
  9. Внутренняя активность учителя

В современном обществе нужна личность успешная, компетентная, нравственная. Только в тесном взаимодействии  семьи и школы можно надеяться воспитать такую личность.

Литература:

1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Методика воспитательной работы. Ярославль, 2003

2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. М.,2005

3. Директору  школы о сотрудничестве с родителями /под ред.  д.п.н., проф.  А.С. Роботова,  к.п.н.  И.А.Хоменко,  к.п.н. доц. И.Г. Шапошникова. - М.; Сентябрь, 2001

4. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2002

5.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями для классных руководителей. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся

Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....

Педагогический совет "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"

Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот...

Педагогический проект« Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС»

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя, особенно начинающего. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель долже...

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. ...

Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы.

собрание проводится с родителями будущих  первоклассников. О взаимосвязи семьи и школы....

Педагогический проект"Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю,...

Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...