Педагогический проект"Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
проект (1 класс) на тему
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.м
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._proekt_2013.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
СИПКРО
Зачетная работа
по курсам повышения квалификации по ИОЧ ВБ
«Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального общего образования в свете ФГОС»
( 26.08 – 30.08.2013 г.)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Автор проекта: Коканова Наталья Вячеславовна,
учитель начальных классов
МБУ лицея № 76 г.о. Тольятти
2013 г.
Содержание
- Актуальность темы данного проекта……………………… 3
- Проблемы взаимодействия семьи и школы……………….4
- Цель педагогического взаимодействия семьи и школы…...6
- Задачи работы педагогов…………………………………….8
- Программа реализации проекта……………………………..9
- Планируемые результаты…………………………………...11
- Список литературы………………………………………….13
- Актуальность темы данного проекта.
В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя и в итоге найти своё дело.
Воспитание без поведения, без переживания, без социальной практики, без деятельного отношения к жизни невозможно.
Ребёнок, взрослея, просто живёт, действует, играет, общается, что-то узнаёт, бегает с мячом, участвует в конкурсах, спектаклях, смотрит фильмы, не задумываясь над тем, что это даёт для его развития. Но ведь действует сам. Но развивается сам!
Все успехи и трудности, которые он переживает, становятся актом его самосознания. Если он справляется с проблемами – хорошо. Если нет – человеку надо помочь. Тут и вступает в силу педагогическая поддержка. А какой будет эта поддержка, зависит от личности учителя. В конечном счёте именно позиция педагога определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребёнка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребёнка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формировании у них таких интегральных качеств, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становление характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Таким образом, семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению. И в настоящее время значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития личности ребёнка очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «Я», усваиваются первые социальные нормы и правила. Семья – это первый коллектив, в котором ребёнок находится с момента появления на свет, первый институт социализации.
- Проблемы взаимодействия семьи и школы.
Ослаблению воспитательной роли семьи способствуют следующие факторы:
- Чрезмерная занятость родителей
- Довольно высокий процент неблагополучных семей
- Национальный вопрос (религия, традиции) не позволяет полноценно социализироваться
- Уровень образованности родителей
- Авторитаризм либо детоцентризм родителей по отношению к детям
- Состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестёр либо братьев)
- Недостаточная организация досуговой деятельности
- Компьютеризация детства
- Недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.
Эффективность социализации оценивается не по тому, насколько успешно обеспечено воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а по тому, насколько успешно готов ребёнок к самостоятельной трудовой (учебной) деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.
Семья формирует личность ребёнка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребёнка в определённых аспектах через семью. Именно поэтому необходимо скорректировать деятельность учителей в воспитании подрастающего поколения. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребёнка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребёнка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты.
Интеллектуальный аспект формируется на уроках: дети учатся работать с литературой, знакомятся с огромным количеством разного рода информации, направленной на расширение интеллектуального кругозора. Принимают участие в практических занятиях, которые помогают использовать полученные ранее знания на практике. Учителя направляют ребят в их интеллектуальном поиске, советуют использовать любые источники информации.
Эмоциональный аспект формируется за счёт требований к поведению на уроке, перемене. Эти требования учат детей правильному поведению в общественных местах, соблюдению дисциплины, умению общаться, адекватно реагировать на окружающие раздражители. Общаясь с учителями и сверстниками, ребята определяют отношение к самому себе и окружающим людям, учатся выражать свои чувства в форме, понятной другим.
Вся система работы школы должна быть направлена на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся.
Каким вырастет ребёнок, во многом определяет его положение в семье.
В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Все братья пьяным – пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
- Цель педагогического взаимодействия семьи и школы.
Сотрудничество педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.
Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
- Единым объектом (субъектом воспитания);
- Общими целями и задачами воспитания детей;
- Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
- Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:
- Обеспечение качественного образования учащихся;
- Развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
- Формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
- Подготовка школьников к школьной жизни;
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
- Просветительская – способность родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
- Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
- Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
- в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
- в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения саморазвитии.
Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.
Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником; высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребёнка, проявляют заинтересованность в делах ребёнка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.
В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.
- Задачи работы педагогов
Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно с определённым образом организованной теоретической и практической деятельности. Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитании не только своего ребёнка, но и класса в целом станет активнее. Учителя и родители как партнёры в учебно0воспитательном процессе дополняют друг друга.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей педагог должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребёнку.
Главная задача работы педагогов – это профилактика отклоняющегося поведения школьников. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на формирующуюся личность. Ребёнку, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому – большой жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе, своих силах, в своём таланте и неповторимости, где главным помощником должен выступать родитель.
В работе с родителями решаются следующие основные задачи:
- формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
- формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьёй и детьми;
- формирование психолого-педагогической культуры родителей;
- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
- индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребёнком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель – родитель».
- Программа реализации проекта.
Главными формами взаимодействия школы с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Всё это традиционные формы работы с родителями учащихся.
Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.
Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.
Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьёй в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем заместитель директора по воспитательной работе анализирует ответы родителей и на их основании планирует участие родителей в жизни школы на новый учебный год.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
Групповые формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогают родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.
Педагогический коллектив школы сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолога – педагогическую помощь, научить воспитывать ребёнка. Формы работы с родителями могут быть разными, но самой распространённой формой групповой работы с родителями на протяжении многих лет остаётся родительское собрание.
Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких-либо трудностей учебного или личного характера у их ребёнка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребёнка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.
6.Программа реализации проекта.
Необходимо поставить вопрос о создании системы педагогического взаимодействия на уровне «семья-школа», разумеется, с учётом традиций, имеющегося опыта, возможностей и особенностей школы. Хотя в силу ряда объективных причин осуществить сегодня это не просто. С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально – экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности ребёнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребёнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и школа подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.
Конечно, не все родители откликаются на стремление классного руководителя к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Лучше начать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса и школы, поддерживает интересные начинания учителя. Постепенно тактично вовлекаются остальные родители, при этом учитываются интересы каждого ребёнка и его семьи. Результат такой работы – доверие, откровенность родителей, их желание поделиться с классным руководителем тревогами, сомнениями, заботами, которые возникают в процессе воспитания ребёнка. Взаимодействие семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства школы, главной ценностью которого является личность ребёнка, его счастье и успех.
7.Список литературы:
- Воликова Т.В. Учитель и семья. – Москва, 2003г.
- Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка. Начальная школа. – 2009
- Гребенщиков И.В. Школа и семья. – Москва, 2005.
- Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. Начальная школа - 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот...
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. ...
Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия».
Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произ...
" Семья и школа:пути эффективного взаимодействия"
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...
Выступление на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"
В данной теме освещены актуальные ответы на вопросы учителей начальных классов: Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с...
Презентационный материал к выступлению на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"
Данный презентационный материал поможет наглядно рассмотреть и осветить вопросы темы выступления на ШМО "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего п...