Программа курса внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир".
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир". Спортивно- оздоровительное направление. 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»
город Волжский Волгоградская область
«Принято» «Утверждено»
МО учителей Директор МБОУ лицея №1
начальных классов ________ С.Н.Омельченко
Протокол №____ Приказ №______
« ___»__________ 2014г. «___» _________2014г.
Программа курса
внеурочной деятельности
«Я пешеход и пассажир»
(спортивно-оздоровительное направление)
3 класс
Составитель: Палирус Я.Н., учитель I категории
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с учащимися 3 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы факультатива «Я - пешеход и пассажир» автора Н.Ф. Виноградовой.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта на дорогах создаёт объективные предпосылки для возникновения дорожно- транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Основным причинами дорожно-транспортных происшествий являются недисциплинированность обучающихся, незнание ими Правил дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно - транспортный травматизм среди детей и подростков.
Актуальность: переход на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Программа «Я пешеход и пассажир» сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с обучающимися 3 класса.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я – пешеход и пассажир» краткосрочная, рассчитана на 17 учебных недель- 17 учебных часов.Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Форма занятий – групповая. Продолжительность 25 минут.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- повысить у обучающихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Формы и методы работы обучения Правилам дорожного движения разнообразны: тематические занятия, практические занятия, беседы, конкурсы, соревнования, викторины, настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры на транспортной площадке, экскурсии, демонстрация фильмов и видеороликов, беседы с инспекторомдорожного движения.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Конкурс эрудитов, праздник на тему: «Безопасное колесо».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЛИ СТРУКТУРА КУРСА
Ориентировка в окружающем мире( 3 часа)
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транс-
порта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой
скоростью,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и
местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть
«закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении на-
правления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода
в соответствии с ними.
Ты — пешеход( 10 часов)
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир (4часа)
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко,
рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передви-
жения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно,
тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож-
ного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко
характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного сред-
ства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую
модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении до-
рожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками до-
рожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в
игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от
дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Теория | Практическая часть |
Раздел 1. Ориентировка в окружающем мире | ||||
1 | Вводное занятие. Диагностика. Тест по определению уровня знаний ПДД. | 1 | 1 | 0 |
2 | Близко – далеко, быстро – медленно. | 1 | 1 | 0 |
3 | Виды транспорта. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства. Разгадывание кроссворда. | 1 | 0.5 | 0.5 |
Раздел 2. «Ты – пешеход» | ||||
4 | Элементы улиц и дорог. КТД | 1 | 0.5 | 0.5 |
5 | Дорожная разметка (транспортная площадка). | 1 | 0.5 | 0.5 |
6 | Порядок на дороге. | 1 | 1 | 0 |
7 | Дорожные знаки. Конкурс рисунков | 1 | 0.5 | 0.5 |
8 | Наш друг – светофор. Светофоры с дополнительными секциями. Показ фильма | 1 | 1 | 0 |
9 | Правила движения пешеходов. КТД | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | Где и как переходить улицу. | 1 | 1 | 0 |
11 | Что такое «перекрёсток»? Инспектор ГИБДД (регулировщик) – наш помощник (транспортная площадка). | 1 | 0.5 | 0.5 |
12 | Нерегулируемый перекрёсток. Дорожные опасности. Фотоконкурс | 1 | 1 | 0 |
13 | Ситуации - «ловушки». Показ фильма | 1 | 1 | 0 |
Раздел 3. «Ты – пассажир» | ||||
14 | Правила пользования транспортом. | 1 | 1 | 0 |
15 | Конкурс эрудитов. | 1 | 1 | 0 |
16 | Проект «Знай правила движения, как таблицу умножения. | 1 | 0 | 1 |
17 | Праздник «Безопасное колесо»(транспортная площадка). Конкурс рисунков по профилактике дорожно – транспортного травматизма. | 1 | 0 | 1 |
ОПИСАНИЕ ПРИМЕРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ
Раздел1.Ориентировка в окружающем мире.
- Вводное занятие. Тест. Диагностика на выявление уровня знаний ПДД.
История возникновения города, его территориальное расположение, дорожно- транспортная система. Маршрут движения ученика из дома в школу и т.д. История возникновения ГИБДД. Создание «портрета» своей улицы.
- Близко – далеко, быстро – медленно.
Дорога и её особенности на местности: повороты, подъёмы, спуски. Отличие дорожного движения от других видов движения. В чём опасность движущихся средств. Интенсивное движение. Скорость движения и тормозной путь машины.
- Виды транспорта. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства.
Виды транспорта: специальные и транспортные(грузовые и пассажирские). Назначение каждого типа автомобилей. Понятие о водителе транспортного средства. Сигналы, подаваемые водителем. Почему автомобиль нельзя мгновенно остановить. Неоправданный риск перед близко идущим транспортом.
Разгадывание кроссворда.
Раздел 2. «Ты – пешеход».
- Элементы улиц и дорог.
Элементы улиц и дорог, их назначение. Одностороннее, двустороннее движение.
КТД: составление плана прилегающей к школе территории, обозначение тротуаров, обочин, проездов.
- Дорожная разметка (транспортная площадка).
Вертикальная и горизонтальная разметка.Её виды, значение для регулирования движения транспорта. Практическое занятие на транспортной площадке.
- Порядок на дороге.
История создания международной системы дорожных знаков; группы дорожных знаков.
- Дорожные знаки.
Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности, предназначение.
Конкурс рисунков.
- Наш друг – светофор. Светофоры с дополнительными секциями.
Транспортные и пешеходные светофоры, их внешний вид, назначение. Трёхсекционные транспортные светофоры. Двухсекционные пешеходные светофоры. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями.
Фильм «Что такое светофор? Регулируемый перекрёсток».
- Правила движения пешеходов.
Правила движения пешеходов: индивидуальное движение, движение группами
и в колоннах. КТД «Правила пешехода и я».
- Где и как переходить дорогу.
Разметкадороги, улица с односторонним и двустороннимдвижением. Оценивание дорожных ситуаций.
- Что такое «перекрёсток»?
Инспектор ГИБДД (регулировщик) – наш помощник (транспортная площадка).
Перекрёсток, его виды. Правила перехода перекрёстка. Практическое
занятие на транспортной площадке.
- Нерегулируемый перекрёсток. Дорожные опасности.
Особенности нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода на
нерегулируемом участке дороги. Правила движения в тёмное время суток.
Фотоконкурс «Дорога и мы».
- Ситуации – «ловушки».
Правила безопасного перехода проезжей части. Ситуации-«ловушки».
Как ихизбежать?
Фильм «Уроки Тётушки Совы» - азбука безопасности на дороге.
Раздел 3. «Ты – пассажир».
- Правила пользования транспортом.
Посадка и высадка из транспорта, безопасное поведение
на посадочных площадках.Понятия «транспортное средство»,
«механическое транспортное средство», «общественный транспорт», «пассажир».
- Конкурс эрудитов.
Форма проведения – групповая. Цель: проверка знаний правил дорожного движения.
- Проект «Знай правила движения, как таблицу умножения».
Подведение итогов. Составление сборника загадок, пословиц и поговорок о правилах
дорожного движения.
- Праздник «Безопасное колесо» (транспортная площадка).
Конкурс рисунков по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы кружка «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Печатные пособия:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения/авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. (Классное руководство)
4. Безопасность дорожного движения/ Под ред. П.В.Ижевского – М: «Просвещение», 2009.
Видео-, аудиоматериалы:
- Электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении (Фильм «Уроки Тётушки Совы» - азбука безопасности на дороге.», «Что такое светофор? Регулируемый перекрёсток»;
- Детские песни.
Оборудование:
- ТСО (музыкальный центр, компьютер, проектор)
- Раздаточный материал
- Транспортная площадка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-513353-1414959134.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Я - пешеход и пассажир»
Программа составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" . 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, календ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-978960-1511783864.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по социальному направлению «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Программа курса внеурочной деятельности «Юный пешеход» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на социальное развитие обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/20/picture-51416-1429546626.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» для начальных классов общеобразовательных школ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы на...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/29/picture-859033-1480426557.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "КЛУБ ПЕШЕХОДОВ" 3 КЛАСС
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355238-1634390704.jpg)
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...