РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "КЛУБ ПЕШЕХОДОВ" 3 КЛАСС
рабочая программа (3 класс)

Гусенова Лариса Анатольевна

  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15

                                                                                                                                                                                                           Приложение

                                                                                                                                                                        к основной образовательной программе

                                                                                                                                                                        начального общего образования.

                                                                                                                                                                        Приказ № 12-ш15-13-482/18 от 01.06.2018

Рабочая   программа курса

внеурочной деятельности

"Клуб пешеходных наук"

        Класс: 3 г

       Учебный год: 2018 – 2019

       Учитель: Гусенова Л.А.

       Количество часов за год

34

в т.ч.

I полугодие

15

II полугодие

19

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Клуб пешеходных наук» 3 класс на 2018 - 2019 учебный год  является авторской, составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;  в соответствии с основной образовательной программой начального  общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 01 июня 2018 года  №12-ш15-13-482/18 в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа разработана на основе  нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федеральный закон  №273 «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 
  • Устав МБОУ СОШ № 15;
  • Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 15.

Возраст детей:  9-10 лет.

Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения 2018-2019 г. 

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут.  Численный состав группы 18 человек.  

Актуальность:  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.  

Основная идея программы — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети.  Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Цель программы:  заключается  в формировании у обучающихся   навыков  правильного  и безопасного поведения на дорогах, правильной и адекватной  самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

 Задачи программы:

1.   Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.

2.   Развитие дорожной грамотности детей.

           3.  Обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

4. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

5.   Формирование мотивационно -поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

6.   Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В ходе освоения программы учащиеся смогут узнать:

- историю возникновения ПДД;

- безопасный путь из дома до школы;

- дорожные знаки; сигналы светофора;

- виды транспорта;

- причины ДТП;

- правила поведения в транспорте.

 

смогут научиться:

- применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;

- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию;

- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

 

смогут получить навыки:

- дисциплины, осторожности;

- предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.

 

Личностные результаты изучения курса:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметные результаты  изучения курса:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные УУД:

  • узнавать историю возникновения ПДД;
  • различать дорожные знаки;
  • объяснять сигналы светофора;
  • различать виды транспорта;
  • объяснять  причины  ДТП;
  • узнавать правила движения на велосипеде и правила движения по дороге.
  • ориентироваться в дорожных ситуациях;

Ожидаемые  результаты:

  • Приобретение обучающимися  знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;
  • Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге,
  • Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
  • Овладение  двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Содержание курса

Количество часов, в том числе

Формы организации и виды деятельности

теория

практика

1

Дорожная грамота.

3

7

Беседа. Тренинг. Экскурсия. Встреча с работниками ГИБДД.    Викторина по правилам дорожного движения. Игра. Просмотр видеофильма.

 Практическое занятие. Работа  с рассказом

 Н. Носова  «Автомобиль».

2

Транспортные средства.

1

3

Беседа. Игра. Загадки о видах транспорта.

 Конкурс рисунков «Транспорт  прошлого и будущего». Проект "Марки автомобилей и  их эмблемы". Просмотр видеофильма.Работа в группе, в паре.

3

Здравствуй, дорога!

3

7

Беседа. Игра. Конкурс рисунков «Нарушители». Практическая работа. Работа в группе, в паре.

4

Наш друг - светофор.

1

2

Беседа. Игра "Светофор". Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». Работа в группе, в паре. Экскурсия. Просмотр видеофильма.

5

Дорожные знаки.

2

5

Беседа. Игра. Практическое занятие. Проект "Правила дорожного движения -твои правила жизни". КВН «Азбука безопасности». Работа в группе, в паре. Просмотр видеофильма.

Итого

10

24

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм организации занятий:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
  • экскурсии
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • выпуск стенгазет
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Формы и методы контроля:

  • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
  • проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
  • организация игр-тренингов;
  • анализ результатов деятельности.

.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема        занятия

Дата

Корректировка

Планируемая

Фактическая

1. Дорожная грамота-10ч.

1

Правила дорожные знать каждому положено. Чтение рассказа Н. Носова  «Автомобиль»

2

История возникновения правил дорожного движения.

3

Улица, транспорт и пешеходы.

4

Скрытые опасности на дороге.

5

Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги.

6

Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения в школу (определение на рисунках, моделирование).

7

Остановочный и тормозной  путь автомобиля.

8

Встреча с работниками ГИБДД.

9

Викторина по правилам дорожного движения.

10

Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны гляди.

2. Транспортные средства- 4 ч.

11

 Средства передвижения прошлого Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.

12

Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Загадки о видах транспорта.

13

Конкурс рисунков «Транспорт  прошлого и будущего».

14

Проект "Марки автомобилей и  их эмблемы".

3.Здравствуй, дорога! - 10 ч.

15

Инспектор ГИБДД  (регулировщик)– наш друг и помощник. Сигналы регулировщика для пешехода.

16

Движение по дороге в группе.

17

Беседа «Правила перехода улиц и дорог». Права и обязанности пешеходов.

18

Где можно и где нельзя играть. Конкурс рисунков «Нарушители».

19

Беседа « Причины детского дорожно – транспортного травматизма»(разбор ситуаций).

20

Перекрестки и их виды.

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

21

Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением. Нерегулируемые участки дороги. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

22

Железнодорожный переезд. Правила перехода железной дороги.

23

Мы – пассажиры. Правила пассажиров в  транспорте.

24

Ты – велосипедист. Правила езды на велосипеде.

4. Наш друг - светофор- 3 ч.

25

Светофор. Разные виды светофора.

26

Светофорное регулирование движения пешеходов Регулируемые перекрёстки. Игра "Светофор".

27

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

5. Дорожные знаки- 7 ч.

28

Азбука дорог – дорожные знаки.

Запрещающие знаки.

29

Азбука дорог – дорожные знаки

Предписывающие знаки.

30

Азбука дорог – дорожные знаки

Разрешающие знаки.

31

Практическое занятие «Чтение дорожных знаков». Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

32

Проект "Правила дорожного движения -твои правила жизни".

33

КВН «Азбука безопасности».

34

Здравствуй лето! Правила безопасности на улице в летнее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ТошееваЛ.И.  В. И. Основы безопасности дорожного движения: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011, – 240с. – (Мастерская учителя)

2.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009.

3. Жульнев Н.Я.  Правила дорожного движения учебное пособие для детей 7-10 лет, М.: Дрофа, 2008.-111, (1)с. :ил.

  1. Е.А. Козловская, С.А. Козловский «Дорожная безопасность» обучение и воспитание

младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под редакцией начальника Главного управления ГИБДД МВД России генерала-лейтенанта милиции В.А.Федорова. МОСКВА Третий Рим 2002.

  1. Управление ГАИ ГУВД  Свердловской области Департамент образования

Правительства Свердловской области

Методические рекомендации «Организация работы по безопасности с учащимися младшего школьного возраста». г. Екатеринбург – 1997 г.

  1. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу»

Мастерская учителя.

Москва. «ВАКО» 2008.

  1. Б.Г. Никитин, Т.Э. Зуев. Методические рекомендации для системы дополнительного

обучения детей Правилам дорожного движения. Москва. 2001.

  1. Е.С. Фоминова, В.Л. Маковлева Методические рекомендации к проведению

профилактической работы по детсому дорожно-транспортному травматизму.  Оренбург 2000.

  1. А.Д. Рубец «История автомобильного транспорта в России. – Москва.: БАРМА 1999.
  2. Л.Б. Шапиро, С.А. Левитин «Уличный травматизм и первая помощь при травмах».

Москва.: Медицина, 2004.

Видео-, аудиоматериалы:

  1. Электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении (Фильм «Уроки Тётушки Совы» - азбука безопасности на дороге.», «Что такое светофор? Регулируемый перекрёсток»;
  2. Детские песни.


Литература:

Для учащихся:

1. Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 1 класса. – М.: Третий Рим, 2002.

2.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 2 класса. – М.: Третий Рим, 2002.

3.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 3 класса. – М.: Третий Рим, 2002.

4.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 4 класса. – М.: Третий Рим, 2002.

Для учителя:

1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.

2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.

3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.

4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.

5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.

6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.

7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.

8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...