РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "КЛУБ ПЕШЕХОДОВ" 3 КЛАСС
рабочая программа (3 класс)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_klub_peshehodov_3_klass.docx | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования.
Приказ № 12-ш15-13-482/18 от 01.06.2018
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
"Клуб пешеходных наук"
Класс: 3 г
Учебный год: 2018 – 2019
Учитель: Гусенова Л.А.
Количество часов за год | 34 | |
в т.ч. | I полугодие | 15 |
II полугодие | 19 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Клуб пешеходных наук» 3 класс на 2018 - 2019 учебный год является авторской, составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 01 июня 2018 года №12-ш15-13-482/18 в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015
- Устав МБОУ СОШ № 15;
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 15.
Возраст детей: 9-10 лет.
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения 2018-2019 г.
Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут. Численный состав группы 18 человек.
Актуальность: Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея программы — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Цель программы: заключается в формировании у обучающихся навыков правильного и безопасного поведения на дорогах, правильной и адекватной самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.
Задачи программы:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
4. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
5. Формирование мотивационно -поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
6. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В ходе освоения программы учащиеся смогут узнать:
- историю возникновения ПДД;
- безопасный путь из дома до школы;
- дорожные знаки; сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения в транспорте.
смогут научиться:
- применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
смогут получить навыки:
- дисциплины, осторожности;
- предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.
Личностные результаты изучения курса:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные УУД:
- узнавать историю возникновения ПДД;
- различать дорожные знаки;
- объяснять сигналы светофора;
- различать виды транспорта;
- объяснять причины ДТП;
- узнавать правила движения на велосипеде и правила движения по дороге.
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
Ожидаемые результаты:
- Приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;
- Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге,
- Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание курса | Количество часов, в том числе | Формы организации и виды деятельности | |
теория | практика | |||
1 | Дорожная грамота. | 3 | 7 | Беседа. Тренинг. Экскурсия. Встреча с работниками ГИБДД. Викторина по правилам дорожного движения. Игра. Просмотр видеофильма. Практическое занятие. Работа с рассказом Н. Носова «Автомобиль». |
2 | Транспортные средства. | 1 | 3 | Беседа. Игра. Загадки о видах транспорта. Конкурс рисунков «Транспорт прошлого и будущего». Проект "Марки автомобилей и их эмблемы". Просмотр видеофильма.Работа в группе, в паре. |
3 | Здравствуй, дорога! | 3 | 7 | Беседа. Игра. Конкурс рисунков «Нарушители». Практическая работа. Работа в группе, в паре. |
4 | Наш друг - светофор. | 1 | 2 | Беседа. Игра "Светофор". Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». Работа в группе, в паре. Экскурсия. Просмотр видеофильма. |
5 | Дорожные знаки. | 2 | 5 | Беседа. Игра. Практическое занятие. Проект "Правила дорожного движения -твои правила жизни". КВН «Азбука безопасности». Работа в группе, в паре. Просмотр видеофильма. |
Итого | 10 | 24 |
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм организации занятий:
- тематические занятия
- игровые тренинги
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх
- экскурсии
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- выпуск стенгазет
- разработка проектов по ПДД
- встреча с работниками ГИБДД
- просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов;
- анализ результатов деятельности.
.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка | |
Планируемая | Фактическая | |||
1. Дорожная грамота-10ч. | ||||
1 | Правила дорожные знать каждому положено. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль» | |||
2 | История возникновения правил дорожного движения. | |||
3 | Улица, транспорт и пешеходы. | |||
4 | Скрытые опасности на дороге. | |||
5 | Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги. | |||
6 | Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения в школу (определение на рисунках, моделирование). | |||
7 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | |||
8 | Встреча с работниками ГИБДД. | |||
9 | Викторина по правилам дорожного движения. | |||
10 | Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны гляди. | |||
2. Транспортные средства- 4 ч. | ||||
11 | Средства передвижения прошлого Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. | |||
12 | Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Загадки о видах транспорта. | |||
13 | Конкурс рисунков «Транспорт прошлого и будущего». | |||
14 | Проект "Марки автомобилей и их эмблемы". | |||
3.Здравствуй, дорога! - 10 ч. | ||||
15 | Инспектор ГИБДД (регулировщик)– наш друг и помощник. Сигналы регулировщика для пешехода. | |||
16 | Движение по дороге в группе. | |||
17 | Беседа «Правила перехода улиц и дорог». Права и обязанности пешеходов. | |||
18 | Где можно и где нельзя играть. Конкурс рисунков «Нарушители». | |||
19 | Беседа « Причины детского дорожно – транспортного травматизма»(разбор ситуаций). | |||
20 | Перекрестки и их виды. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. | |||
21 | Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением. Нерегулируемые участки дороги. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). | |||
22 | Железнодорожный переезд. Правила перехода железной дороги. | |||
23 | Мы – пассажиры. Правила пассажиров в транспорте. | |||
24 | Ты – велосипедист. Правила езды на велосипеде. | |||
4. Наш друг - светофор- 3 ч. | ||||
25 | Светофор. Разные виды светофора. | |||
26 | Светофорное регулирование движения пешеходов Регулируемые перекрёстки. Игра "Светофор". | |||
27 | Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». | |||
5. Дорожные знаки- 7 ч. | ||||
28 | Азбука дорог – дорожные знаки. Запрещающие знаки. | |||
29 | Азбука дорог – дорожные знаки Предписывающие знаки. | |||
30 | Азбука дорог – дорожные знаки Разрешающие знаки. | |||
31 | Практическое занятие «Чтение дорожных знаков». Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. | |||
32 | Проект "Правила дорожного движения -твои правила жизни". | |||
33 | КВН «Азбука безопасности». | |||
34 | Здравствуй лето! Правила безопасности на улице в летнее время. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ТошееваЛ.И. В. И. Основы безопасности дорожного движения: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011, – 240с. – (Мастерская учителя)
2.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009.
3. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения учебное пособие для детей 7-10 лет, М.: Дрофа, 2008.-111, (1)с. :ил.
- Е.А. Козловская, С.А. Козловский «Дорожная безопасность» обучение и воспитание
младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под редакцией начальника Главного управления ГИБДД МВД России генерала-лейтенанта милиции В.А.Федорова. МОСКВА Третий Рим 2002.
- Управление ГАИ ГУВД Свердловской области Департамент образования
Правительства Свердловской области
Методические рекомендации «Организация работы по безопасности с учащимися младшего школьного возраста». г. Екатеринбург – 1997 г.
- В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу»
Мастерская учителя.
Москва. «ВАКО» 2008.
- Б.Г. Никитин, Т.Э. Зуев. Методические рекомендации для системы дополнительного
обучения детей Правилам дорожного движения. Москва. 2001.
- Е.С. Фоминова, В.Л. Маковлева Методические рекомендации к проведению
профилактической работы по детсому дорожно-транспортному травматизму. Оренбург 2000.
- А.Д. Рубец «История автомобильного транспорта в России. – Москва.: БАРМА 1999.
- Л.Б. Шапиро, С.А. Левитин «Уличный травматизм и первая помощь при травмах».
Москва.: Медицина, 2004.
Видео-, аудиоматериалы:
- Электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении (Фильм «Уроки Тётушки Совы» - азбука безопасности на дороге.», «Что такое светофор? Регулируемый перекрёсток»;
- Детские песни.
Литература:
Для учащихся:
1. Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 1 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
2.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 2 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
3.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 3 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
4.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 4 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
Для учителя:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.
2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.
3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.
4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.
8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»
Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»
Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...