Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ в ГПД
статья на тему
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_deti_ovz_v_gpd.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему
«Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы
с детьми с ОВЗ в ГПД»
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими авторами (И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, 1981; Н. Я. Семаго, 2001; А. Н. Корнев, 1982, 1992 и др.). Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция.
Исследования у данной категории детей зрительного восприятия выявили низкую активность восприятия в целом (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, 1972).
В исследованиях состояния психомоторики (В. И. Лубовский, 1978) прежде всего указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:
- нарушения активности;
- трудности переключения, координации и автоматизации движений;
- наличие синкинезий;
- выраженная быстрая истощаемость.
Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующим образом:
- низкая активность и целенаправленность;
- замедленная скорость;
- сниженные объем, точность и прочность запоминаемого (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Корнев, 1982).
Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей.
Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость (С. А. Домишкевич, 1988; Т. В. Егорова, 1973 и др.). Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования (З. И. Калмыкова, 1982).
Отмечая неравномерность развития различных сторон интеллектуальной деятельности среди детей с особенностями в развитие исследователи выделяют ряд общих особенностей деятельности детей данной категории (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, 1989;). К ним относятся:
• низкий уровень мотивации познавательной деятельности;
• недостаточность организованности и целенаправленности;
• выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;
• большое количество ошибок.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:
- неадекватная самооценка;
- слабость познавательных интересов;
- низкий уровень притязаний и мотивации.
Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован (Н. А. Никашина, 1977). Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.
Характеризуя особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.
Специальное образование обычно рассматривается как служба, в помощи которой нуждаются лица с определенными особенностями развития. В основу специального образования «… должно быть положено уважение к лицам с особенностями развития, признание их способностей, включая возможности самостоятельного принятия решений». Усиление эффективности коррекционно-развивающего обучения – настоятельное требование времени, поскольку результативность решения этой важнейшей задачи в значительной степени обуславливает успех социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся коррекционных классов, в силу своих особенностей в развитие, нуждаются в особых формах педагогического воздействия. И информационные технологии являются одной из них. Опыт, как зарубежный, так и отечественный, показывает, что возможности обучения с применением компьютера гораздо выше тех, которые имеются в традиционной форме классно-урочной системы. Этому способствуют индивидуализация процесса обучения, повышение активности детей за счет возможности наблюдать результаты своих действий, возможности исследовательской деятельности, возможности использования метода опробования и анализа действий за счет их повторения. Обучающие ситуации, создаваемые с помощью информационных технологий, делают возможной самокоррекцию и индивидуальную работу ученика в сообществе с другими детьми. Таким образом, компьютер представляется действенным педагогическим средством. Даже незаметный, на первый взгляд, рост уверенности в себе ребенка, источником которого может стать успешно решенная игровая задача, оборачивается для него весьма значимым положительным эффектом.
Учеными и учителями-практиками доказано, что с помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать достижения в развитии, осознанно ставить перед собой новые задачи. Благодаря компьютерным технологиям можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам.
Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Внимание физическому состоянию детей с ОВЗ
Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся школы. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе, малая физическая активность во внеучебное время.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
- рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;
- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами «Дети улиц» и наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;
- медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой №54 с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.
Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим и освещенность школьных помещений; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих СанПиНов.
Важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не только материальная база школы, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими работниками и родителями.
Активная позиция и формирование учебных планов и расписания занятий, адекватность учебной и внеучебной нагрузки возрастным возможностям учащихся, грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы – вот те резервы, которые имеются в нашей школе для улучшения условий труда и отдыха учащихся, от которых напрямую зависит их психическое и физическое здоровье. Соблюдение гигиенических норм обучения и внешкольного режима для учащихся является важными составляющими здоровьесберегающей деятельности.
Важнейшими условиями сбережения здоровья учащихся, предупреждения алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности и т.п являются:
- признание приоритета охраны здоровья;
- повышение квалификации педагогов по вопросам здоровье сберегающих образовательных технологий и культуры здоровья;
- проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья, профилактику вредных привычек, подготовку к семейной жизни.
Список используемой литературы:
- 1.Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей, с. 3.
2.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развитие — М.: Генезис
3.Демьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. Исследование скорости восприятия и объема оперативной памяти у детей с затруднениями в усвоении навыков чтения, письма,счета.
4.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.:
Педагогика, 1989. - 104 с.
5. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий /
Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
6. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.
7. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
8. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
9. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
10. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
11. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.
12. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84.
13. Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. – М.: Академия, 2000. –410 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические рекомендации для установления правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми.
В статье даны рекомендации для установления правильных взаимоотношениях между детьми и взрослыми....
Психолого-педагогические рекомендации для установления правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Донный материал - в помощь родителям для установлеия контакта со своим ребенком....
Проект "Психолого - педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями
Проект имеет большое практическое значение, так как многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде....
Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.
По мере повышения требований к образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной шко...
«Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.»
«Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.» ( Беседа с родителями ) Учительница начальных классов ГБОУ школы № 561 г. Санкт-Петербурга Хлынова Ва...
Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»
ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...
Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми
Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми...