Проект "Психолого - педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями
материал на тему
Проект имеет большое практическое значение, так как многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_obrazovaniya_administracii.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Кочёвского муниципального района
МОУ «Юксеевская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
Психолого-педагогические методы
и подходы в работе с
неблагополучными семьями.
Составитель: Утробина
Екатерина Владимировна
учитель начальных классов
2009
№ | Ф.И.О.родителей, место жительства | Имена детей, дата рождения | класс | причина | С какого года состоит на учёте |
1. | Утробин Иван Андреевич Утробина Татьяна Анатольевна д. Митино Кочёвский район | Никита Евгений | 8 1 | Слабый контроль за детьми |
Аннотация
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта.
Проект разработан и выполняется учителем начальных классов МОУ «Юксеевская средняя общеобразовательная школа» Утробиной Е.В. при поддержке администрации ОУ.
Проект имеет большое практическое значение, т. к. многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Рост подростковой преступности сегодня становится государственной проблемой и грозит перерасти в национальную трагедию. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.
На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей бездомных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением.
Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью.
Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать.
В первом классе учится один ребёнок из неблагополучной семьи.
1. Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей в микрорайоне школы; укрепление института семьи, возрождение семейных
ценностей и традиций.
Задачи проекта:
- оказание помощи неблагополучной семье;
- оказание консультативной помощи специалистами школы родителям;
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность;
Продолжительность реализации проекта – 2 года.
2. Степень реализации проекта
Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны школы. В настоящее время реализация проекта находится на первой организационной стадии. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании. Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.
Организационная – организация семейного досуга.
В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.
Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:
- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.
- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.
- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.
- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
- изучение личностных особенностей членов семьи.
- составление карты семьи.
- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
- составление программы работы с неблагополучной семьей.
- выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
3. Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
В рамках проекта будут реализованы новые виды услуг по профилактике детской безнадзорнрости.
Для работы по реабилитации неблагополучной семьи школа в основном укомплектована кадрами: в школе есть школьный психолог Никонова Галина Александровна, социальный педагог Утробина Марина Алексеевна, классный руководитель 1 класса Утробина Екатерина Владимировна, родительский комитет 1 класса в составе трёх человек Утробиной Оксаны Ивановны, Утробиной Галины Валерьяновны, Утробиной Татьяны Анатольевны , попечительский совет школы.
4. Рабочий план реализации проекта.
№ | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Диагностика неблагополучной семьи | Сентябрь | Классный руководитель Социальный педагог |
2 | Составление карты неблагополучной семьи | Сентябрь, октябрь | Классный руководитель Социальный педагог |
3 | Индивидуальная работа: посещение, составление акта | Постоянно | Классный руководитель Социальный педагог |
4 | Индивидуальное консультирование родителей и ребёнка из неблагополучной семьи | Постоянно | Классный руководитель Социальный педагог |
5 | Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы: - вредные привычки ребёнка и родителей; - совместное проведение свободного времени; - личный пример родителей; -профилактика правонарушений; | 1 раз в четверть | Классный руководитель Социальный педагог |
6 | Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями: - анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия; - тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье; - тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации. | Постоянно | Социальный педагог, психолог |
7 | Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей. | Постоянно | Классный руководитель |
5. Конкретные результаты.
Проект находится на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы.
6. Механизм оценки результатов.
Проект оценивается прежде всего по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек. Вовлечение детей из неблагополучных семей на занятия дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты проекта оценивает администрация ОУ.
7. Перспективы дальнейшего развития.
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается.
8. Бюджет проекта.
Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств классного руководителя.
1. Для проведения тренингов:
- бумага ксероксная – 120 рублей;
- карандаши, ватман, краска для принтера (чёрная и цветная) – 300 рублей;
2. Для поддержки ребёнка из неблагополучной семьи – 100 рублей.
Итого: 520 рублей на 1 учебный год.
Заключение.
Я работаю по данной проблеме ёщё совсем мало времени и пока можно говорить об экспериментальном уровне разработки. О больших результатах пока говорить рано, но мелкими шажками мы двигаемся к намеченной цели. Есть совместные мероприятия, праздники, проводятся лектории, тренинги, выпускаются памятки, буклеты, есть заинтересованность, со стороны детей и родителей и мы работаем, и будем продолжать свою не лёгкую и порой не благодарную работу. И пусть мы сможем помочь только одной семье из множества этих семей, но и этот результат будет дорог. Таким образом, я считаю, что магистральным направлением решения данной проблемы является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещён на работу с семьёй. Причём эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с этой проблемой, должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм. Жизнью доказано, что отсутствие любви, сострадания и поддержки – главные ошибки человечества. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы.
А в заключении мне хотелось бы рассказать психологическую притчу.
Пять простых правил, чтобы быть счастливым
Однажды осёл фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками:
- Как же его оттуда вытащить?
Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осёл мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не чувствовать запаха разложения”.
Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осёл сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.
Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!
…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.
Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.
Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
1. Освободи своё сердце от ненависти - прости.
2. Освободи своё сердце от волнений - большинство из них не сбываются.
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
4.Отдавай больше.
5. Ожидай меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с неблагополучными семьями
В последние десть лет наблюдается тенденция увеличения количества неблагополучных семей. В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии с...
"Организация работы с неблагополучными семьями"
1) Проектирование годового планирования общеобразовательного учреждения с семьями учащихся;2) Определение направлений взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи;3) Определение путей ...
Программа коррекционной работы с неблагополучными семьями
Программа предназначена для коррекционной работы непосредственно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, семья которых состоит на учёте в территориальной КДН и ЗП, на...
Роль школы в работе с неблагополучными семьями
Будущее - в руках взрослых! Пусть эти руки будут нежными, разумными, справедливыми!...
Роль школы в работе с неблагополучными семьями
Гармоничная семья - залог прекрасного будущего ребёнка!...
«Работа с неблагополучными семьями».
Направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влия...
Программа по работе с неблагополучными семьями.
Программа по работе с неблагополучными семьями. Имеется карта первичного осмотра ребёнка в семье, индивидуальный план работы....