Кружок "Страна Литературия"
рабочая программа (2 класс) по теме

кружок по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_strana_literaturiya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано:

                                             Утверждено:

                                                                                                                                                                                                                                                     

Якупова Лилия Владиковна

Кружок по литературному чтению

«Страна литературия»

Программа рассчитана на учащихся 2 класса

Срок реализации программы – 1 год

Программа защищена                                                        

с оценкой______________                                                        Курс 3, группа 35

«     » ____________ 20___ года                                              

                                             

                                                     Челябинск, 2015

Пояснительная записка

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где преобладает телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

- изменение характера чтения;

- преобладание «делового» чтения над «свободным»;

- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную   роль в образовании и развитии личности ребенка.

Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.

    Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

    Для  решения данной проблемы нами разработана программа литературного кружка  для учащихся 2 классов «Страна Литературия»  в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.  Рабочая программа «Страна Литературия» составлена на основе авторской программы Е.Н. Еременко, Е.В. Покладова. Краснодар. 2011год.

Цели:

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно – эстетического опыта ребенка.

  Задачи:

- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ;

- развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Особенности программы (ведущие идеи и основные понятия):

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

  1. художественно-эстетического;
  2. литературоведческого;
  3. коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

 Сроки и реализации программы и режим занятий:

      Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится литературный концерт. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут 1 занятие.

Формы организации кружка  

- Литературные игры

- Конкурсы-кроссворды

- Библиотечные уроки

- Путешествия по страницам книг

- Проекты

- Встречи с библиотекарем

          - Уроки-спектакли.

 Результаты освоения программы кружка:

 В результате освоении программы кружка «Страна Литературия» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Осознавать значимость чтения для личного развития;

- Формировать потребность в систематическом чтении;

- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Календарно-тематическое планирование

                     

Тема

Теорет. часы

Практ. часы

Всего часов

УУД

1

Вводное занятие. «Книга – наш друг и учитель»

1

1

Рассказ учителя о роли книги в жизни человека. Презентация детских книг с которыми предстоит познакомиться в процессе данного курса.

2

Где живут книги?

1

1

Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг.

3

Из чего состоит книга?

1

1

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки».

4-5

Малые фольклорные жанры: народные пословицы, поговорки, загадки.

1

1

   

2

Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы).

6-7

Скороговорки. Считалки.

1

1

2

 Знать предназначение скороговорок;

Уметь читать скороговорки  и считалки, уметь произносить их.

8

Сказки о животных

1

1

Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам.

9

Занимательная азбука. С. Я. Маршак.

1

1

Уметь читать и анализировать прочитанное. Иллюстрации на понравившееся стихотворение

10

Русские народные сказки.

1

1

Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам.

11

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

1

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

12

Русская народная сказка «Теремок».

1

1

Понимание содержания сказки, драматизация.

13

Герои сказок в лепке. Настольный театр.

1

1

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.

14

Кинозал. Просмотр и обсуждение мультфильмов по русским народным сказкам

1

1

Понимание содержания сказок.

15

Из старинных книг. Чтение рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского

1

1

уметь фантазировать и творчески мыслить и работать.

16

Театрализованное представление.

1

1

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.

17-18

Чтение художественных произведений о матерях и детях

2

2

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

19

Организация выставки книг «Любимые сказки»

1

1

Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.

20

Рассказы и сказки о милосердии

1

1

Уметь находить главную мысль произведения, формулировать своё отношение к прочитанному.

21

Стихи о весне

1

1

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного.

22

«В сказку дверь мы приоткроем». Игра - викторина

1

1

Уметь найти правильный ответ

23

Произведения о честности. Осеева «Честное слово»

1

1

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

24- 25

Рассказы о животных.

1

1

2

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном.

26

Мой любимый питомец. Составление текста-описания.

1

1

Уметь анализировать чтение, фантазировать.

27

Стихи и рассказы об играх и игрушках.  Моя любимая игрушка

1

1

Уметь составлять текст

28

Стихи о ребятах -сверстниках

1

1

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

29

Все наоборот. Забавные стихи

1

1

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

30

Рассказы о детях

1

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам

31

Сказки зарубежных писателей

1

1

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

32

Книги русских писателей-сказочников

1

1

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам.

33

Литературный концерт

1

1

Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение, показывать театральное представление. Конкурс рисунков.

Итого

15

19

34

Содержание программы

2 класс (34ч)

Здравствуй, книга! (3ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

 

Устное народное творчество. (2ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

 

Скороговорки и считалки. (2 ч).

Знакомство со скороговорками и считалками.

Конкурс чтения скороговорок на скорость.  Проведение игр со считалками.

Книги-сборники о животных.( 1 ч).

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.одов мира .

 

Занимательная азбука С.Я Маршак. (1ч).

Знакомство со стихотворениями.

Рисование иллюстраций к понравившемуся стихотворению.

 

Русские народные сказки. ( 3ч).

Знакомство со с русскими народными сказками.

Составление предложений по картинкам-иллюстрациям.

Театральная постановка сказки «Теремок».

 

Герои сказок в лепке. Настольный театр. (1 ч).

Лепка из пластилина любимого героя народных сказок. Игра в настольный театр из слепленных героев.

 

Кинозал. (1ч).

Просмотр и обсуждение мультфильмов по русским народным сказкам.

Старинные книги. (1ч).

Чтение рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.

Театрализованное представление. ( 1ч).

Сказка выбирается учащимися и готовиться театральное представление.

 

Матери и дети. (1ч).

Знакомство с произведениями по теме: «Матеря и дети».

Выставка « Любимые сказки». (1ч).

Выставка любимой книги. Представление детьми своей книги.

О милосердии. (1ч).

Знакомство с произведениями. Сочинение на тему милосердие.

Стихи о весне. ( 1 ч).

Знакомство со стихотворениями о весне. Чтение стихотворений по ролям.

« В сказку дверь мы приоткроем». (1ч).

Проведение игры- викторины по теме сказки.

О честности. (1ч).

Чтение произведений Осеева « Честное слово».

Рассказы о животных. (3 ч).

Чтение рассказов о животных. Беседа о прочитанном.

Составление рассказа «Мой любимый питомец». Составление текста-описания.

Стихи и рассказы « о любимой игрушке». (1ч).

Знакомство со стихами и рассказами «о любимых игрушках». Составление рассказа «Моя любимая игрушка».

Стихи о ребятах-сверстниках. (1ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Всё наоборот. (1ч).

Знакомство с забавними стихами. Чтение по ролям.

Рассказы о детях. (1ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Сказки зарубежных писателей (1ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Книги русских писателей-сказочников (1ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

«Литературный концерт». (1ч).

Учащимся предлагается рассказать своё любимое произведение, придумать театральное представление на любимую сказку. Проводится конкурс рисунков. На празднике присутствуют герои сказок.

Материально-техническое сопровождение

  • вместительный кабинет
  • необходимая литература на занятие
  • компьютер
  • электронные презентации
  • необходимые иллюстрации сказок и героев
  • альбомы, карандаши, пластилин для творческой работы

 

Учебно-методическая литература для ученика

1. Детские книги: А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Яким, Л.Пантелеев.

2. Книги с рассказами современных писателей-классиков: М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов, В.Сутеева.

3. Л.Н.Толстой "Приключения Буратино".

4. Ш.Перро "Красная шапочка".

5. Дж.Харрис "Сказки дядюшки Римуса"

6. В. Осеева "Совесть, "Мушка".

7. Н.Носов "Мишкина каша".

8. Е.Пермяк "Первая рыбка".

9. А.Барто "В школе".

10. С.Михалков "Фома".

11. Е.Благинина "Тюлюлюй".

12. Н.Некрасов "Дед Мазай".

13. Книги: В.Бианки, Г.Скребицкий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".

Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...

Древнерусская литература презентация Литература Древней Руси Сергий Радонежский

Литература, 8 класс, презентация, раасказывающая о житии Сергия Радонежского...

"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух" (предисловие). Особенности переводной литературы" (УМК "Перспектива")

Конспект урока литературного чтенияТема урока: «Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы»Тип урока: урок открытия новых знаний....

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...