Конспект подвижных игр 2-4 класс
учебно-методический материал по зож по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №20 ГОРОДА ТУЛЫ
Конспект занятия
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
для 1 – 2 классов
Использование игровой и здоровьесберегающей технологий
АВТОР:
Аникина О.И.
Воспитатель ГПД.
Тула
2015 год
Пояснительная записка
Двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой деятельности – учебой. Единственным средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объема двигательной активности с правильной постановкой учебной и внеклассной работы в школе.
Немалая роль принадлежит здесь подвижной игре – естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства. Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.
Игра обладает огромными обучающими, развивающими, совершенствующими личность возможностями. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1.Обучающая функция - развитие умений и навыков: память, внимание, восприятие информации различной формы.
2.Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств, что ведет к активизации резервных возможностей личности.
3.Воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция детей в игровых моделях жизненных ситуаций.
4.Коммуникативная функция - объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.
5.Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
6.Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях.
В подвижной игре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре
наиболее темпераментно и ярко. В этом возрасте по сравнению с дошкольным дети уже могут сдерживаться, подчиняться в играх общим правилам поведения, оценивать поступки других.
Любую игру нужно объяснять примерно по следующий схеме:
1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и их расположение;
3) ход игры;
4) цель игры;
5) правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответом на вопросы играющих.
Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленных образовательных и воспитательных задач. Обязанность воспитателя не только начать игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить.
Одна из наиболее важных задач воспитателя – суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Только при таком отношении к игре можно активно влиять на детей, решать нужные педагогические задачи. С окончанием игры обрываются игровые связи, почти полностью исчезает неформальная игровая сфера. Однако остается главное – доверие ребенка к педагогу, который, пренебрегая взрослостью, может войти в детский мир, оставаясь вместе с тем справедливым авторитетом.
Воспитателю важно следить за психологической атмосферой подвижной игры.
Нельзя допускать пререканий, грубости. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели – важная задача воспитателя.
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. После игры полезно отметить тех,
кто действовал лучше остальных.
Педагогические наблюдения в процессе игры, которыми воспитатель может не делиться с детьми, также имеют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности. Наблюдения в процессе игры – один из источников совершенствования педагогического мастерства, связанный с познанием своих учеников.
Поскольку координация движений у детей еще не совершенна, воспитателю целесообразно применять игры, требующие проявления значительной точности движений, чувства времени и пространства.
Предлагаемый набор активных игр отвечает всем требованиям по обучению, развитию и воспитанию детей в группе продленного дня. Эти игры универсальны по месту своего проведения. Они могут проводиться как в помещении, так и на открытом воздухе.
Игра «Класс, смирно!»
Цель: формирование внимания учащихся.
Содержание игры: Играющие строятся в одну шеренгу. Руководитель стоит лицом к детям. Руководитель подает различные строевые команды, которые дети должны исполнять в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово «группа» не произнесено, исполнять команду нельзя. Тот, кто ошибся, делает шаг вперед и продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д. Игра продолжается примерно 3 мин. Побеждают те, кто по окончании игры остались в исходном положении.
Правша игры: 1. Шаг вперед делают те ребята, которые своевременно не выполнили правильной команды. 2. Необходимость выполнения шага вперед провинившемуся можно заменить штрафными очками. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.
Игра «Охотники и утки»
Цель: Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.
Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель.
Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Описание. Игроки одной команды «охотники» становятся за линией круга _(вокруг озера), а игроки другой команды «утки», располагаются в круге (на озере). Охотники стреляют в «уток» (кидают маленькие мячики). Утки перемещаются в пределах круга. Подбитая «утка» покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все «утки» не будут подбиты. После этого команды меняются ролями.
Игра «Найди свой цвет»
Описание: Воспитатель делит детей на 4 группы и раздает им флажки разных цветов: желтые, красные, синие и зеленые. Каждая группа уходит на свое специально отведенное место. Затем воспитатель устанавливает по одному флажку тех же цветов, что и у детей, в противоположные углы.
Дается сигнал «идите гулять», после которого дети расходятся по комнате и гуляют. Как только они услышат команду «найди свой цвет» сразу же подбегают каждый к своему флажку, по цвету совпадающему с флажком в их руке. В это время воспитатель внимательно наблюдает какая группа быстрее всех собралась возле соответствующего флажка. Самые первые – это и есть победители.
Продолжительность игры должна быть не больше 5 минут.
Игра «Цветные автомобили»
Описание: Дети рассаживаются вдоль стены на стульчики. Их назначают «автомобилями». Каждому раздаются флажки разных цветов. Воспитатель встает перед детьми и держит в руке по одному флажку тех же цветов, что и у детей. Воспитатель поднимает вверх любой флажок, например, красный. Это сигнал для «автомобилей», что пора выезжать из своих «гаражей». Дети, у кого красный флажок встают и ходят по комнате, при этом гудят, изображая автомобиль. Воспитатель опускает флажок. «Автомобили» сразу же останавливаются и не двигаются с места. Звучит команда «пора домой». «Автомобили» разъезжаются каждый на свое место. Воспитатель опять поднимает флажок, но уже другого цвета и игра продолжается – выезжают другие «автомобили». В эту игру можно играть не более 6 минут!
Игра «Поймай комара»
Описание: Воспитатель стоит в центре круга, который образовали дети, и в руках держит прутик со шнуром на конце. К шнуру привязан игрушечный комар. Воспитатель кружит комара над детскими головками, а те подпрыгивают на обеих ногах и пытаются его поймать. Кому удастся поймать комара, кричит «я поймал». Затем игра продолжается заново пока не пройдет 5 минут.
Рекомендации. Перед началом игры, желательно, чтобы дети потренировались в прыжках на двух ногах.
Игра Поезд
Описание: Дети встают в колонну по росту. Первый ребенок в колоне - "паровоз", остальные - "вагончики". Паровоз после сигнала воспитателя гудит: "у - у - у", в это время дети сгибают руки в локтях. После гудка паровоза дети вытягивают руки вперед и говорят: "чу", руками изображают движение колес. Они повторяют это 3 - 4 раза. На слова воспитателя: "Колеса стучат" дети делают шаг на месте, на сигнал "поехали" - идут, постепенно ускоряя шаг, дальше - на бег. На слова воспитателя: "мост", "тунель" или "под гору" поезд идет медлено, а "с горы" - снова идет быстрее. Когда воспитатель поднимает красный флажок, поезд останавливается; когда зеленый - двигается дальше. К станции поезд подходит медлено и останавливается. Паровоз выпускает пар: "пш - ш...".
Игра «МОЛЕКУЛЫ»
Цель: выявление характера взаимоотношений в детском коллективе.
Содержание игры:
По сигналу ведущего (обычно хлопок в ладоши) играющие начинают хаотичное движение. По второму сигналу ведущий называет любое число до 10 (или слово «все»), а играющие должны объединиться в группы с названным числом. Игра повторяется несколько раз с различными числами.
Игра «ТОК»
Цель: формирование чувства коллективизма, ответственности, внимания.
Содержание игры:
Две команды с одинаковым количеством игроков становятся друг напротив друга в две шеренги. В конце шеренги лежит предмет, например, мяч. Ведущий показывает первым двум игрокам монету, если монета повернута числом - «пускают ток», т. е. передают сигнал, пожимая друг другу руки, последний поднимает и берет предмет.
Проигравшие меняют первого игрока. Игра продолжается до определенного счета.
Игра «ТРОПИЧЕСКИЙ ДОЖДЬ»
Цель: формирование внимания учащихся.
Содержание игры:
Игроки становятся в круг, ведущий в центре. Поворачиваясь по кругу, ведущий показывает движение каждому игроку. С повторным прохождением круга меняется и движение (щелчки пальцами, хлопки в ладоши, хлопки по бедрам, топанье ногами и в обратном порядке). Игрок должен выполнять движение до тех пор, пока ведущий не покажет новое.
Игра «РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»
Цель: научить использовать жесты и мимику в общении.
Содержание игры:
Дети делятся на пары. Ведущий дает задание: «Представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло, и через него ничего не слышно».
примечание: Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
Игра «ХОР»
Цель: научить согласовывать свои действия с партнером по общению, сосредотачиваться на слуховой информации.
Содержание игры:
Выбирается несколько игроков, которые будут произносить заданную фразу. Их число зависит от количества слов в задуманной фразе. Они отходят и распределяют между собой слова в задуманном предложении. Например, ведущий загадал фразу: «ИДЕТ БЫЧОК, КАЧАЕТСЯ…» Первый ребенок будет говорить: «ИДЕТ, ИДЕТ…», второй: «БЫЧОК, БЫЧОК…», третий: «КАЧАЕТСЯ, КАЧАЕТСЯ …» и т.д. Дети должны произносить фразу хором, без остановки, пока слушатели не догадаются, что они говорят. Использовать можно фразы из известных детям стихотворений, песенок, потешек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме подвижные игры во 2 классе
Задачи данного урока: совершенствование передачи и ловли мяча в подвижных играх....
Конспект урока в 3 "В" классе на тему " Подвижные игры"
Развитие физических качеств на основе подвижных игр...
Конспект урока физической культуры 3 класс "Подвижные игры"
Конпект урока физкультуры для 3 класса, разработанный в рамках УМК "Школа России". Тема урока: "Подвижные игры"...
Конспект урока для учащихся 4 класса Тема: «Обучение подвижным играм»
Задачи урока:1. Образовательные: разучить игры: « Два мороза», «Пустое место»2. Оздоровительные: содействие укреплению опорно-двигательного аппара...
План-конспект урока физкультуры во 2 классе «Круговая тренировка. Подвижные игры»
Цели: разучить разминку с гимнастическими палками; провести круговую тренировку; поиграть в подвижную игру....
Конспект урока по технологии на тему "Подвижные модели оригами" 3 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся в совместной учебно-познавательной деятельности по способу знакомства с видами техники оригами....