Статья.Эмоционально творческие занятия."Творить- жить дважды"
статья (1, 2, 3 класс) на тему
Совместное творчество педагога и детей в детском объединении, рождает неповторимые яркие импровизационные занятия.
Как нельзя войти дважды в одну реку, так и нельзя провести одинаковые творческие уроки, т.е «музыкально –образовательный процесс».
Не случайно образование «сродни Образу» что означает вид, облик, живое наглядное представление о ком –либо или о чем-либо.
Обучение имеет более узкий смысл –передача учащимся необходимых знаний, умений, навыков.
Хочу привести пример «Музыкально-образовательного процесса» на материале фольклора и русского народного творчества
в детском объединении при создании творческой среды обучения, младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnye_tvorcheskie_zanyatiya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Творить-жить дважды».
Эмоциональные творческие занятия, где происходит естественное общение детей с педагогом, с музыкой и ярким миром фольклора надолго остаются в памяти и конечно влияют на развитие личности в дальнейшей жизни. «Творить- жить дважды».
Совместное творчество педагога и детей в детском объединении, рождает неповторимые яркие импровизационные занятия. Как нельзя войти дважды в одну реку, так и нельзя провести одинаковые творческие уроки, т.е «музыкально –образовательный процесс».
Не случайно образование «сродни Образу» что означает вид, облик, живое наглядное представление о ком –либо или о чем-либо. Обучение имеет более узкий смысл –передача учащимся необходимых знаний, умений, навыков.
Хочу привести пример «Музыкально-образовательного процесса» на материале фольклора и русского народного творчества в детском объединении при создании творческой среды обучения, младших школьников. К сожалению, в наше время происходит затухание творческих способностей у детей по мере их взросления (конечно не у всех) в то время, как все дело в том, когда, чему и как следует обучать ребенка.
При этом нужно помнить и другой педагогический вывод из истории и методики музыкального воспитания, что ребенок вовсе не любит только то, что ему дается совершенно легко без всякого труда. Он испытывает как раз большую, эстетическую радость в результате преодоления каких-то трудностей. Этнопедагогика противопоставляет обучение воспитанию. Нужно лишь, чтобы дети «свободно творили».
Для сохранения творческой среды в детском объединении образовательный процесс проходит в непринужденно, игровой, импровизационной форме. Именно это позволяет создать благоприятную атмосферу, способствующую психологической разгрузке и радостному обучению.
На материале песенно- игрового фольклора я использую разнообразные формы образовательного процесса:
Занятие беседа, на котором излагаются этнографические сведения, обязательно с ярким наглядным материалом и музыкальным слушанием. Всегда присутствует импровизация художественно творческая задача, например нарисовать образы услышанные в музыке, передать ее характер, попробовать двигаться в такт, сочинить продолжение текста и т.д.,
таким образом развивается творческое воображение и индивидуальность.
Практическое музыкальное занятия: посвященное народному исполнительству, пению, игре на народных инструментах, изучению диалекта и традиций, где каждый выполняет творческие задания, начиная с элементарных распевок и собственным сочинением песен разных жанров. Примером может быть импровизация с мелодией народных попевок и колыбельной. Творческий процесс происходит тогда, когда дети встают в круг и поют по кругу, именно в этот момент происходит объединение, а в этнопедагогике круг символизирует солнце, тепло, радость и конечно равенство. Народная манера пения очень яркая и образуется при хорошем дыхании. Поэтому упражнения и творческие задания, на постановку дыхания такие как «шарик, эхо, ветерок и т.д. проводятся в игровой форме дыхание формирует звук и он может быть разный: яркий –темный, громкий - тихий, теплый – холодный, цветной. Дети с удовольствием импровизируют со звуком.
При создании творческой среды обязательно учитываются возрастные –психологические особенности детей, поэтому в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является игра, через игру формируется учебная деятельность ребенка.
Занятие-игра. Этнопедагогика богата и разнообразна играми (символическими подвижными, обрядовыми, хороводными) игра, это особый мир, со своими законами, правилами и запретами которые нужно знать и обязательно выполнять, это своеобразный микромир взрослой жизни. В традиционной культуре почти каждая игра сопровождается пением и игрой на инструментах, тембровая палитра народных инструментов имитирует звуки природы и животного мира (голоса птиц, животных, звон капели и т.д.)
Игра на инструментах создает атмосферу радости и праздника, оказывает значительное воздействие на развитие творческо-эмоциональной сферы ребенка. Стоит отметить, что в русской культуре дети принимали непосредственное участи в создании инструмента, выполняли не сложные работы по оформлению и росписи (свистулек, ложек, шаркунков) Необходимо создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью игры и игровых приемов от простого к сложному.
Инструментальная игра одна из самых активных форм приобщения к музыке и народному творчеству, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащегося, его эмоциональное восприятие. С самого раннего возраста игра на простейших духовых инструментах способствует развитию мелкой моторики. Из опыта работы с детьми страдающими заиканием при создании творческой не принужденной атмосферы происходило улучшение здоровья при пении и игре на народных инструментах.
Развитию художественно- творческих способностей детей помогают
интегрированные занятия - это совместная работа с педагогами прикладниками и хореографом.
Занятия в форме праздника, концерта и игровых программ основу которых составляют традиционно-обрядовые действа (Святки, Масленица, Посиделки, ярмарки и т.д) являются итоговой работой детского творчества. Все эти мероприятия создают эмоционально благоприятную творческую обстановку не только для детей, но и для родителей. Примером могут служить совместные мероприятия и общие творческие задания (День матери. Конкурс «Моя семья» и т.д.)
Фестивали, поездки, экспедиции, походы необходимы для общения с родственными коллективами, где естественно происходит «творческий обмен и эстетическое воспитание», где каждый может почувствовать себя частью своего народа.
Художественный мир фольклора в сочетании музыки, песни, танца и прикладного творчества это «кладовая знаний и умений» для творческого развития детей.
Создавая творческую среду, мы решаем ряд образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Все виды народного творчества как художественная форма отражения нравственно- эстетических взглядов народа приобщают детей к народному миропониманию, к богатейшим художественным ценностям, созданным многовековым опытом предшествующих поколений. Через систему знаний и восприятия родной мелодии. Языка, танца, орнамента. Родной природы, образов традиционной культуры и на основе развития комплекса различных навыков и умений воссоздания этого творчества формируются важные качества личности обучающего, связанные с национальным самосознанием, чувство совей причастности к народу, к его истории и культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к занятию: Давайте жить дружно!
Эта презентация служит помошником к занятию " Давайте жить дружно!"...
Презентация к занятию "Творить добро"
В разработке занятия рассматривается понятие "благотворительность". Цель: создать условия для повышения мотивации учащихся к совершению добрых поступков....
Внеурочное занятие "Творить добро"
В разработке занятия рассматривается понятие "благотворительность". Цель: создать условия для повышения мотивации учащихся к совершению добрых поступков....
Внеурочное занятие "Твори добро"
В чем заключается доброта и какого человека можно назвать добрым?...
Статья "Эмоциональное воспитание"
В статье рассказывается о важноси эмоционального воспитания, как оно влияет на жизнь и развитие детей. Также даны рекомендации родителям....
Занятие "Твори добро, ибо ты - Человек"
Занятие для учеников начальной школы, посвященное Дню пожилого человека....
Внеурочное занятие "Твори добро"
Тема: «Твори добро»Форма проведения: Игровое занятиеЦель: создание условий для формирования добрых отношений между детьми, для проявления добрых поступков и дел.Планируемые результаты:...