Статья "Эмоциональное воспитание"
статья

Божко Екатерина Романовна

В статье рассказывается о важноси эмоционального воспитания, как оно влияет на жизнь и развитие детей. Также даны рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Эмоциональное воспитание»

        Когда в семье появляется ребёнок, родители надеются, что ребёнок будет их понимать и прислушиваться к ним. Проходит время, ребёнок растёт, и найти с ним общий язык становится сложнее. Однако есть путь, который всегда будет понятен и взрослым и детям – это эмоции.

        Эмоции – это то, что помогает нам познавать других и себя. Эмоции – это ощущение окружающего мира. Если мы постоянно будем испытывать страх, то мир будет нам казаться пугающим, мы никому и ничему не сможем доверять, мы всегда будем настороже, и нам трудно будет расслабиться. Если мы часто будем злиться и раздражаться, то жизнь будет казаться неудобной. Если мы живём в чувстве горя, то мир будет для нас серым, и в нём не будет места для мечтаний и надежд. Если мы испытываем чувства радости, удивления и интереса, то мир становится для нас открытым и дружелюбным, перед нами появляются новые возможности и идеи.

        Родители хотят, чтобы их дети жили в светлом и счастливом мире, но неосознанно наполняют его страхами и тревогами. Чтобы такого не происходило, родителям необходимо развивать свой эмоциональный интеллект и учиться эмоциональному воспитанию.

        Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции»  и умение использоваеть «Я-сообщения». Развитый эмоциональный интеллект позволяет детям сосредоточивать свое внимание и концентрироваться на учебе, обеспечивает эмоциональную отзывчивость и самоконтроль, необходимые в отношениях с другими детьми и в целом для создания и поддержания дружеских отношений. Поэтому родителям очень важно уделять этому больше внимания.

Эмоциональное воспитание - это то, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях.

Процесс эмоциоанльного воспитания включает в себя несколько важных пунктов, которым дожны следовать родители:

1) понимать, какую эмоцию испытывает ребенок;

2) считать эмоции возможностью для сближения и обучения;

3) сочувственно выслушивать и признавать чувства ребенка;

4) помогать ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;

5) вместе с ребенком изучать стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Родители, практикующие эмоциональное воспитание, руководят эмоциональной жизнью детей. Они выходят за рамки принятия или ограничения неподобающего поведения и учат своих детей регулировать чувства, находить выходы и решать проблемы. Такие родители перестают смотреть на негативные эмоции детей с неодобрением и не пытаются их сгладить, а наоборот, рассматривают такие моменты как возможность сблизиться со своими детьми.

Дети, чьи родители используют эмоциональное воспитание, имеют более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складываются отношения с друзьями, наблюдается меньше проблем с поведением, они менее склонны к насилию. Дети, имеющие опыт эмоционального руководства, обладают лучшим эмоциональным здоровьем и испытывают меньше негативных, а больше позитивных чувств. Дети быстрее восстанавливаются. Они грустят, сердятся или испытывают страх, попадая в трудную ситуацию, но быстро себя успокаивают, приходят в норму и продолжают продуктивную деятельность.

        Советы родителям.

  1. Говорите с детьми о чувствах и эмоциях.

Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает.

По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов. В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.

  1. Плохих эмоций не бывает.

Одна из основных ошибок родителей — стремление спрятать, замолчать или проигнорировать негативные эмоции детей. Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, но то заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств.

Не забывайте: негативные переживания проходят быстрее, если на них обращать внимание. Обсуждайте их с детьми, пытайтесь понять и осознать.

  1. Не ругайте детей за чувства.

Очень часто родители пытаются подавить эмоции своих детей подобными фразами «Прекрати плакать» или «Ты не должен так себя чувствовать». Это огромная ошибка.

Когда мы указывает ребенку, как он должен чувствовать, то вызываем у него недоверие к своим чувствам, что приводит к появлению неуверенности в себе и потере самоуважения. С другой стороны, когда мы говорим ребенку, что он чувствует правильно, но ему нужны другие способы выражения — мы сохраняем его характер и поддерживаем чувство собственного достоинства. Кроме того, он знает, что с ним рядом находится понимающий взрослый, который собирается ему помочь.

Список литературы:

  1. Джон Готтман «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей».
  2. Андрей Курпатов «Счастливый ребёнок. Универсальные правила».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"

Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"

Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....

Экологическое воспитание – воспитание человечности.

Статья об экологическом воспитании младших школьников....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...