Методическая разработка "Путешествие в деревню"
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему
Знакомство с игровым фольклором послужит возрождению народной культуры и восстановлению связей между поколениями. Народное культурное богатство необходимо сберечь и приумножить.
Весёлое, звонкое, многогранное творчество заслуживает всяческого внимания и уважения.
Задачи педагога:
- познакомить детей с традиционными играми Юга и Севера России;
- с изделиями декоративно-прикладного творчества;
- через традиционные игры - увлечь, заинтересовать фольклором с раннего возраста, формировать понимание того, что они – часть великого Русского народа;
- необходимо использовать в программе устное народное творчество (считалки, пословицы, поговорки, загадки и т. д.), тем самым приобщать детей к традиционной культуре;
Предлагаемая программа может проходить в форме путешествия из одного города в другой, с «птицами» - свистульками.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.Для успешного проведения игровой программы необходимо:
- подготовить группу ребят (лучше, если это фольклорный ансамбль или творческое объединение), знающих традиционные игры;
- продумать оформление в народном стиле;
- заготовить наглядные пособия, методическую литературу, аудио-видео материал;
- подготовить выставку традиционной народной игрушки;
- продумать время, место проведения, способы вознаграждения;
- игры должны проходить от простых к сложным, быть разнохарактерными;
- желательно, чтобы в играх принимали участие все приглашённые дети;
- не ограничивать время на игры и, в то же время, уметь рационально оценивать, стоит ли повторять игру, с интересом ли дети её воспринимают;
- сохранить структуру игры (правила, жребий, границы, наказания и т. д.);
- возможно, использование отдельно взятых игр на уроках, в виде физкультминуток, в неурочное время, в походах, на детских площадках и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_programma.puteshestvie_v_derevnyu.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Песенно-игровой фольклор.
Игровая программа «Путешествие в деревню».
Балакирева Татьяна Ивановна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2015
«Кто без присмотра, без игры в колыбели, тот весь век не при деле».
(Народная мудрость)
Мир детства не мыслим без игрового фольклора. «Не от еды растёт ребёнок, а от радости» – гласит народная мудрость. Во все времена дети росли, развивались физически, нравственно получали первые уроки этикета, мужества, совершенствовали свои творческие способности, т.о. готовились к взрослой жизни.
Игровой фольклор необходимо использовать и в современной педагогике, т.к. своей яркостью красок он вызывает у детей положительные эмоции – хорошее настроение, обеспечивает психологическую разгрузку, ощущение радости, чувство защищённости, уверенности в себе.
Традиционная культура и этнопедагогика богата огромным игровым материалом. И лишь часть «символических» игр «крупицы» народного опыта по воспитанию нового поколения предлагает игровая программа «Дети играют, - что птицы поют».
Знакомство с игровым фольклором послужит возрождению народной культуры и восстановлению связей между поколениями. Народное культурное богатство необходимо сберечь и приумножить.
Весёлое, звонкое, многогранное творчество заслуживает всяческого внимания и уважения.
Задачи педагога:
- познакомить детей с традиционными играми Юга и Севера России;
- с изделиями декоративно-прикладного творчества;
- через традиционные игры - увлечь, заинтересовать фольклором с раннего возраста, формировать понимание того, что они – часть великого Русского народа;
- необходимо использовать в программе устное народное творчество (считалки, пословицы, поговорки, загадки и т. д.), тем самым приобщать детей к традиционной культуре;
Предлагаемая программа может проходить в форме путешествия из одного города в другой, с «птицами» - свистульками.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Для успешного проведения игровой программы необходимо:
- подготовить группу ребят (лучше, если это фольклорный ансамбль или творческое объединение), знающих традиционные игры;
- продумать оформление в народном стиле;
- заготовить наглядные пособия, методическую литературу, аудио-видео материал;
- подготовить выставку традиционной народной игрушки;
- продумать время, место проведения, способы вознаграждения;
- игры должны проходить от простых к сложным, быть разнохарактерными;
- желательно, чтобы в играх принимали участие все приглашённые дети;
- не ограничивать время на игры и, в то же время, уметь рационально оценивать, стоит ли повторять игру, с интересом ли дети её воспринимают;
- сохранить структуру игры (правила, жребий, границы, наказания и т. д.);
- возможно, использование отдельно взятых игр на уроках, в виде физкультминуток, в неурочное время, в походах, на детских площадках и т. д.
Детский фольклор является своеобразной «микромоделью» традиционной культуры. А народные игры – есть та азбука, с которой начинается обучение детей специфическому языку фольклора. Еще в 1895 году Е. А. Покровский, издав книгу «Детские игры преимущественно русские». Е. А. Покровский « Пора бы, очень бы пора было на конец положить предел такому триумфальному шествию ненавистного века и хоть от части поставить ему противовес, физическое развитие ребенка, начиная с детских игр или даже хоть лишь не мешая детям самостоятельно, своевременно и настоящим образом развиваться с помощью их».
Народная педагогика, которая шлифовалось веками, остается современной, и по сей день. В то время родители меньше всего думали о том, что они воспитывают ребенка тем более в нравственности, эстетическом, патриотическом направлении. Живя в детской среде с ее играми, приобщенными к традиционной культуре с ее обрядами, ребенок как бы само воспитывался. Традиция вместе со всей семьей – деревней, на примере старших. Всему этому способствовало и конечно особая атмосфера, в которой находились дети, живя по календарю.
Традиционная культура тем и, что каждой возрастной группе отводится свое место, свои важные функции, через игру –шло решение всех жизненных – бытовых вопросов. Играя, ребенок – рос, развивался физически, нравственно получал первые уроки этикета, мужества, совершенствовал свой музыкальный язык. Мудрость народа гласит:
«НЕ ОТ ЕДЫ РАСТЕТ РЕБЕНОК, А ОТ РАДОСТИ».
А что доставит ребенку большей радости смеха, веселья как не игра, ведь она сопровождала его с младенчества до самого зрелого возраста. Хорошая игра – маленький праздник для ребенка, который не проходит бесследно. Игра учила и не только радоваться, но с достоинством принимать. Ведь с детьми «не благородничали» как теперь. Проиграли, нес свои наказания. Живя в деревне, дети с возрастом все больше приобщались к взрослым, в духовной сфере существовало целенаправленная передача опыта через игру, танцев, песен, игре на музыкальных инструментах. В игре можно выплеснуть свои отрицательные эмоции, но не в жизни ряд игр этому посвящено « ЛЕНЬ», « КУЛАЧКИ». Это свой мир с законами и языком, со своими границами надо относиться серьезно. В течение игры все может произойти, поэтому существует и ряд заповедей:
ЛЕЖАЧЕГО НЕ БИТЬ, и т. д .
Ссора заканчивается мирилками. Начало игры всегда уговор с правилами, движение игры – церемонией этикета. Проигрыш – наказание, в народной игре смех близких товарищей – родителей действует сильнее любого наказания. Детская среда не может быть без игр и творчества. Ведь основа душевного здоровья – творчество - а оно без границ, поэтому одна и та же игра в разных местах играется по-разному. Еще одна мудрость гласит: « ДЕТИ ИГРАЮТ, ЧТО ПТИЦЫ ПОЮТ». И несколькими играми хочется познакомить наших сегодняшних детей.
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ».
В зал входит женщина в русском северном костюме.
Тетушка Дарья - День добрый!
В народе говорят: « Сделал дело, гуляй смело!»;
« Делу время – потехе час».
И какие только дела за день не переделаны, всех дел не перечислить. Теперь и отдохнуть можно! Поиграть – попеть да в гости сходить! Кто хочет со мной в деревню – путешествовать по губерниям пройтись…(делятся на губернии по 5 человек; звучат свистульки)
Дарья. – Ой, и птицы с севера в теплые края полетели, (балалайка «Летели две птички..) Подлетают к Вятской губернии.
Увидел кулика – весна у крыльца.
ИГРА « ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ»
ПТИЦЫ – Мы собрались полетать
Мы хотим поиграть
В хоровод вставайте
Свою игру начинайте!
(Дарья правила игры)
Кулик самород (Курск), колокольчики
Считалка: Ай тари – тари –2 р
Прилетели воробьи
Засвистали и запели на все голоса
Зашумели леса, и пошли чудеса.
ПТИЦЫ – Хороша у нас игра. А у соседей какова? Ай да все в гости туда! (Летят в Новгородскую губернию).
ТЕТУШКА ДАРЬЯ – (в Курской губернии)
Ой, кулики –
Жаворонки прилетите из – за моря. Несите здоровья кому крошку, кому ложку. А мне целую лепешку.
ПТИЦЫ. - Как у вас дела? Не видали ль воробья, он от нас улетел?
ДАРЬЯ – А в Новгороде у нас песни пел. Заводи-ка хоровод, вас игра ждет.
Летал да все рассказывал. Летал, летал воробей. (Новгород)
ПТИЦЫ – Мы запели, засвистели, дальше с нами полетели в Псковской губернии, отдохнем их игру попоем.
Что там «Воробышек молоденький», игра Псковской области.
ДАРЬЯ – Ой, к нам гости пожаловали. А детвора в тетеру играет. И вас приглашает.
Вот тетера, а вы детки
А ворота, – словно клетки
Вы туда не попадете
Быстро – быстро пробегайте.
Чтоб друг друга не терять
Цепью за руки возьмитесь
Друг за другом повернитесь и пошли. Песню петь помоги!
ПТИЦЫ- Ждут на севере нас
Снова песню запоем
Путешествовать пойдем.
Вы летите в Псков скорее будет там повеселее.
ДАРЬЯ – В нашей деревне и утки, и гуси только селезня нет.
«СЕЛЕЗЕНЬ УТКУ ДОГОНЯЛ»
ПТИЦЫ – Полетим. Там немножко посидим. На игру поглядим.
«РАСТЯПА» (Вятская)
ДАРЬЯ – В нашей деревне растяпа живет, работу не делает, ремесло не ведет. Выходи в хоровод. Покажись на народ.
Хором скажем 10 – 2 – 3 Растяпа ты? (правила)
Ну-ка птицы – ребятня вы свистите. Да все разом замолчите – расходиться нам пора. Вот и кончилась игра.
СЧИТАЛКИ: Тили – тили птички пели
Взвились к небу, полетели
Стали птички гнезда вить
Кто не вил тому водить!
Используемая литература.
- Болонев Ф.Ф. народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978.
- Виноградов В.С. материалы для народного календаря русского старожического населения Сибири. Иркутск, 1918.
- Герасимов М.К. Некоторые обычаи и верования крестьян Череповецкогоь уезда Новгородской губернии. // Этнографическое обозрение, 1885, № 4.
- Государственный музей этнографии народов СССР, Рукописный отдел, ф. 7 (Тенишева), оп 1
- Гуляев С.И. О сибирских круговых песнях. // Отечественные записки, 1839, № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"
В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни....
" Я последний поэт деревни" ( по творчеству С.Есенина)
Конспект нетрадиционного урока литературного чтения по творчеству С.Есенина....
Интегрированный урок (технология + изобразительное искусство) на тему: "Коллективное панно "Деревня"
Знакомство с обликом русской деревни помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину, а нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации деятельности и лучшему...
Методическая разработка урока английского языка в 4 классе по теме «Жизнь в городе и в деревне».
Данный урок разработан в системно-деятельностном подходе. УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English 4" по теме " Be Happy in the Country and in the City"...
Методическая разработка открытого занятия по теме: «Русская деревня» Деревенские избы в технике аппликации
Конспект занятия студии дизайна «Волшебный мир»Коллективное панно из бумагиЗанятие студии декоративно-прикладного творчества для учащихсяТема: Русская деревняЦели: формирование предст...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов "Во деревне-то было.." ( из истории русского быта)
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов призвана приобщить детей к истории, культурному наследию родной земли, способствовать духовно-нравственному воспитанию, формир...
Технологическая карта урока технологии по теме "Деревня", изделие "Рельефный пейзаж из пластилина "Деревня"" - 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений изготовления рельефного пейзажа из пластилина.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с понятием &la...