Методическая разработка "Путешествие в деревню"
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Балакирева Татьяна Ивановна

     Знакомство с игровым фольклором послужит возрождению народной культуры и восстановлению связей между поколениями. Народное культурное богатство необходимо сберечь и приумножить.

     Весёлое, звонкое, многогранное творчество заслуживает всяческого внимания и уважения.

     Задачи педагога:

-         познакомить детей с традиционными играми Юга и Севера России;

-         с изделиями декоративно-прикладного творчества;

-         через традиционные игры - увлечь, заинтересовать фольклором с раннего возраста, формировать понимание того, что они – часть великого Русского народа;

-         необходимо использовать в программе устное народное творчество (считалки, пословицы, поговорки, загадки и т. д.), тем самым приобщать детей к традиционной культуре;

Предлагаемая программа может проходить в форме путешествия из одного города в другой, с «птицами» - свистульками.

 Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.Для успешного проведения игровой программы необходимо:

-   подготовить группу ребят (лучше, если это фольклорный ансамбль или   творческое объединение), знающих традиционные игры;

-         продумать оформление в народном стиле;

-         заготовить наглядные пособия, методическую литературу, аудио-видео материал;

-         подготовить выставку традиционной народной игрушки;

-         продумать время, место проведения, способы вознаграждения;

-         игры должны проходить от простых к сложным, быть разнохарактерными;

-         желательно, чтобы в играх принимали участие все приглашённые дети;

-         не ограничивать время на игры и, в то же время, уметь рационально оценивать, стоит ли повторять игру, с интересом ли дети её воспринимают;

-         сохранить структуру игры (правила, жребий, границы, наказания и т. д.);

-         возможно, использование отдельно взятых игр на уроках, в виде физкультминуток, в неурочное время, в походах, на детских площадках и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_programma.puteshestvie_v_derevnyu.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества

                                  Кировского района Санкт-Петербурга

                           Песенно-игровой фольклор.

                          Игровая программа «Путешествие в деревню».

                           

                                                     Балакирева Татьяна Ивановна

                                               педагог дополнительного образования

                                                     

                                             

                                               

                                               Санкт-Петербург

                                                           2015

«Кто без присмотра, без игры в колыбели, тот весь век не при деле».

                                                                          (Народная мудрость)

 Мир детства не мыслим без игрового фольклора. «Не от еды растёт ребёнок, а от радости» – гласит народная мудрость. Во все времена дети росли, развивались физически, нравственно получали первые уроки этикета, мужества, совершенствовали свои творческие способности, т.о. готовились к взрослой жизни.

     Игровой фольклор необходимо использовать и в современной педагогике, т.к. своей яркостью красок он вызывает у детей положительные эмоции – хорошее настроение, обеспечивает психологическую разгрузку, ощущение радости, чувство защищённости, уверенности в себе.

     Традиционная культура и этнопедагогика богата огромным игровым материалом. И лишь часть «символических» игр «крупицы» народного опыта по воспитанию нового поколения предлагает игровая программа «Дети играют, -  что птицы поют».

     Знакомство с игровым фольклором послужит возрождению народной культуры и восстановлению связей между поколениями. Народное культурное богатство необходимо сберечь и приумножить.

     Весёлое, звонкое, многогранное творчество заслуживает всяческого внимания и уважения.

     Задачи педагога:

  • познакомить детей с традиционными играми Юга и Севера России;
  • с изделиями декоративно-прикладного творчества;
  • через традиционные игры - увлечь, заинтересовать фольклором с раннего возраста, формировать понимание того, что они – часть великого Русского народа;
  • необходимо использовать в программе устное народное творчество (считалки, пословицы, поговорки, загадки и т. д.), тем самым приобщать детей к традиционной культуре;

Предлагаемая программа может проходить в форме путешествия из одного города в другой, с «птицами» - свистульками.

 Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

  Для успешного проведения игровой программы необходимо:

-   подготовить группу ребят (лучше, если это фольклорный ансамбль или   творческое объединение), знающих традиционные игры;

  • продумать оформление в народном стиле;
  • заготовить наглядные пособия, методическую литературу, аудио-видео материал;
  • подготовить выставку традиционной народной игрушки;
  • продумать время, место проведения, способы вознаграждения;
  • игры должны проходить от простых к сложным, быть разнохарактерными;
  • желательно, чтобы в играх принимали участие все приглашённые дети;
  • не ограничивать время на игры и, в то же время, уметь рационально оценивать, стоит ли повторять игру, с интересом ли дети её воспринимают;
  • сохранить структуру игры (правила, жребий, границы, наказания и т. д.);
  • возможно, использование отдельно взятых игр на уроках, в виде физкультминуток, в неурочное время, в походах, на детских площадках и т. д.

Детский фольклор является своеобразной «микромоделью» традиционной культуры. А народные игры – есть та азбука, с которой начинается обучение детей специфическому языку фольклора. Еще в 1895 году Е. А. Покровский, издав книгу «Детские игры преимущественно русские». Е. А. Покровский « Пора бы, очень бы пора было на конец положить предел такому триумфальному шествию ненавистного века  и хоть от части поставить ему противовес, физическое  развитие ребенка, начиная с детских игр или даже хоть лишь не мешая детям самостоятельно, своевременно и настоящим образом развиваться с помощью их».  

Народная педагогика, которая шлифовалось веками, остается современной, и по сей день. В то время родители меньше всего думали о том, что они воспитывают ребенка тем более в нравственности, эстетическом, патриотическом направлении. Живя в детской среде с ее играми, приобщенными к традиционной культуре с ее обрядами, ребенок как бы само воспитывался. Традиция вместе со всей семьей – деревней, на примере старших. Всему этому способствовало и конечно особая атмосфера,  в которой  находились дети, живя по календарю.

Традиционная культура тем и, что каждой возрастной группе отводится свое место, свои важные функции, через игру –шло решение всех жизненных – бытовых вопросов. Играя, ребенок – рос, развивался физически, нравственно получал первые уроки этикета, мужества, совершенствовал свой музыкальный язык. Мудрость народа гласит:

 «НЕ ОТ ЕДЫ РАСТЕТ РЕБЕНОК, А ОТ РАДОСТИ».

А что доставит ребенку большей радости смеха, веселья как не игра, ведь она сопровождала его с младенчества до самого зрелого возраста. Хорошая игра – маленький праздник для ребенка, который не проходит бесследно. Игра учила и не только радоваться, но с достоинством принимать. Ведь с детьми «не благородничали» как теперь. Проиграли,  нес свои наказания. Живя в деревне, дети с возрастом все больше приобщались к взрослым,  в духовной сфере существовало целенаправленная передача опыта через игру,  танцев, песен, игре на музыкальных инструментах. В игре можно выплеснуть свои отрицательные эмоции, но не в жизни ряд игр этому посвящено « ЛЕНЬ», « КУЛАЧКИ». Это свой мир с законами и языком, со своими границами надо относиться серьезно. В течение игры все может произойти, поэтому существует и ряд заповедей:

ЛЕЖАЧЕГО НЕ БИТЬ, и т. д .

Ссора заканчивается мирилками. Начало игры всегда уговор с правилами, движение игры – церемонией этикета. Проигрыш – наказание, в народной игре смех  близких товарищей – родителей действует сильнее любого наказания. Детская среда не может быть без игр и творчества. Ведь основа душевного здоровья – творчество - а оно без границ, поэтому одна и та же игра в разных местах играется по-разному. Еще одна мудрость гласит: « ДЕТИ ИГРАЮТ, ЧТО ПТИЦЫ ПОЮТ». И несколькими играми хочется познакомить наших сегодняшних детей.

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ».

В зал входит женщина в русском северном костюме.

Тетушка Дарья  - День добрый!

                               В народе говорят: « Сделал дело, гуляй смело!»;

                               « Делу время – потехе час».

И какие только дела за день не переделаны, всех дел не перечислить. Теперь и отдохнуть можно! Поиграть – попеть да в гости сходить! Кто хочет со мной в деревню – путешествовать по губерниям пройтись…(делятся на губернии по 5 человек; звучат свистульки)

Дарья. – Ой, и птицы с севера в теплые края полетели, (балалайка «Летели две птички..) Подлетают к Вятской губернии.

Увидел кулика – весна у крыльца.

 ИГРА « ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ»

ПТИЦЫ – Мы собрались полетать

                   Мы хотим поиграть

                    В хоровод вставайте

                    Свою игру начинайте!

(Дарья правила игры)

Кулик самород (Курск), колокольчики

Считалка: Ай тари – тари –2 р

                  Прилетели воробьи

                   Засвистали и запели на все голоса

                  Зашумели леса, и пошли чудеса.

ПТИЦЫ – Хороша у нас игра. А у соседей какова? Ай да все в гости туда! (Летят в Новгородскую губернию).

ТЕТУШКА ДАРЬЯ – (в Курской губернии)

                                       Ой, кулики –

                                       Жаворонки прилетите из – за моря. Несите здоровья кому крошку, кому ложку. А мне целую лепешку.

ПТИЦЫ. - Как у вас дела? Не видали ль воробья, он от нас улетел?

ДАРЬЯ – А в Новгороде у нас песни пел. Заводи-ка хоровод, вас игра ждет.

Летал да все рассказывал. Летал, летал воробей. (Новгород)

ПТИЦЫ – Мы запели, засвистели, дальше с нами полетели в Псковской губернии, отдохнем их игру попоем.  

Что там «Воробышек молоденький», игра Псковской области.

ДАРЬЯ – Ой, к нам гости пожаловали. А детвора в тетеру играет. И вас приглашает.

               Вот тетера, а вы детки

                А ворота, – словно клетки

                 Вы туда не попадете

                Быстро – быстро пробегайте.  

                Чтоб друг друга не терять

                 Цепью за руки возьмитесь

                  Друг за другом повернитесь и пошли. Песню петь помоги!

ПТИЦЫ- Ждут на севере нас

                 Снова песню запоем

                  Путешествовать пойдем.

                   Вы летите в Псков скорее будет там повеселее.

ДАРЬЯ – В нашей деревне и утки, и гуси  только селезня нет.

               

«СЕЛЕЗЕНЬ УТКУ ДОГОНЯЛ»

ПТИЦЫ – Полетим. Там немножко посидим. На игру поглядим.

«РАСТЯПА» (Вятская)

ДАРЬЯ – В нашей деревне растяпа живет, работу не делает, ремесло        не ведет. Выходи в хоровод. Покажись на народ.

                 Хором скажем 10 – 2 – 3 Растяпа ты? (правила)

 Ну-ка птицы – ребятня вы свистите. Да все разом замолчите – расходиться нам  пора. Вот и кончилась игра.

 СЧИТАЛКИ: Тили – тили птички пели

                          Взвились к небу, полетели

                         Стали птички гнезда вить

                          Кто не вил тому водить!

       

               Используемая литература.

  1. Болонев Ф.Ф. народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978.
  2. Виноградов В.С. материалы для народного календаря русского старожического населения Сибири. Иркутск, 1918.
  3. Герасимов М.К. Некоторые обычаи и верования крестьян Череповецкогоь уезда Новгородской губернии. // Этнографическое обозрение, 1885, № 4.
  4. Государственный музей этнографии народов СССР, Рукописный отдел, ф. 7 (Тенишева), оп 1
  5. Гуляев С.И. О сибирских круговых песнях. // Отечественные записки, 1839, № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"

В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни....

" Я последний поэт деревни" ( по творчеству С.Есенина)

Конспект нетрадиционного  урока   литературного чтения по творчеству С.Есенина....

Интегрированный урок (технология + изобразительное искусство) на тему: "Коллективное панно "Деревня"

Знакомство с обликом русской деревни помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину, а нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации деятельности и лучшему...

Методическая разработка урока английского языка в 4 классе по теме «Жизнь в городе и в деревне».

Данный урок разработан в системно-деятельностном подходе. УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English 4"  по теме " Be Happy in the Country and in the City"...

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Русская деревня» Деревенские избы в технике аппликации

Конспект занятия студии дизайна «Волшебный мир»Коллективное панно из бумагиЗанятие студии декоративно-прикладного творчества для учащихсяТема: Русская деревняЦели: формирование предст...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов "Во деревне-то было.." ( из истории русского быта)

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов призвана приобщить детей к истории, культурному наследию родной земли, способствовать духовно-нравственному воспитанию, формир...

Технологическая карта урока технологии по теме "Деревня", изделие "Рельефный пейзаж из пластилина "Деревня"" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений изготовления рельефного пейзажа из пластилина.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с понятием &la...