Воспитательная программа «Мы – будущее России»
методическая разработка на тему
Воспитательная программа "Мы - будущее России"
Цель: создание условий для гармоничного развития личности ученика (гуманной, духовной, творческой, трудолюбивой, нравственно ориентированной, эстетически и интеллектуально развитой)
Задачи:
- Создавать условия для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Создавать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ученика;
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- Создавать условия для поддержания и укрепления здоровья учащихся;
- Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс своих детей.
- Программа предлагается для учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 4 учебных года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
МБОУ СОШ №110
Воспитательная программа
Программа
«Мы – будущее России»
Срок реализации 4 года
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 1110 г. Челябинска
___________________В. Ю. Азанов
Классный руководитель:
Песоцкая Александра Власовна
Челябинск, 2015
Содержание
Пояснительная записка3-4
Духовно-нравственное воспитание5
Патриотическое воспитание6
Эстетическое воспитание7
Спортивно-оздоровительное воспитание8
Интеллектуальное развитие9
Трудовое воспитание10
Экологическое воспитание11
Работа с родителями12
Планируемые результаты13-14
Методическое обеспечение15
Список литературы16
Пояснительная записка
«Воспитание есть искусство, применение
которого должно совершенствоваться
многими поколениями»
И. Кант
Исследования психологов последних лет показали, что современные младшие школьники стали более осведомленными, эрудированными, раскрепощенными, чем их сверстники прошлых поколений, но также для них характерны такие полярные проявления как: доброта и эгоизм, коллективное и индивидуальное одновременно. Наиболее частая проблема, встречающаяся у детей младшего школьного возраста – дисгармоничное развитие.
Наша воспитательная программа актуальна тем, что при совместном сотрудничестве ученика со школой и родителями, личность младшего школьника развивается в различных областях в равной мере, что является фундаментом для развития гармоничной личности.
Цель: создание условий для гармоничного развития личности ученика (гуманной, духовной, творческой, трудолюбивой, нравственно ориентированной, эстетически и интеллектуально развитой)
Задачи:
- Создавать условия для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Создавать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ученика;
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- Создавать условия для поддержания и укрепления здоровья учащихся;
- Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс своих детей.
Программа предлагается для учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 4 учебных года.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является выпускник начальной школы, обладающий следующими качествами:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Форма подведения итогов реализации программы:
На протяжении 4 лет обучения, учащиеся с помощью учителя ведут журнал-летопись событий. Каждый год проводится два собрания, 1 - в начале учебного года, на нем обсуждаются вопросы о том, что дети хотят узнать, чему хотят научиться, ставят цели, задачи, которые будут реализовываться в течение года; 2 - в конце учебного года, где дети подводят итоги, как прошел их год, что они узнали, чему научились, анализируют что, удалось осуществить в соответствии с поставленными задачами. В конце 4 года обучения проводится чаепитие, на котором присутствуют ученики совместно с родителями и "пролистывают" альбом "Школьной жизни": проигрывают яркие номера, разыгрывают сценки, вспоминают яркие события школьной жизни. По окончанию данного мероприятия перед классом предоставляются 2 портрета: 1- портрет первоклассника (что знали и умели на момент поступления в школу), 2 - портрет выпускника начальной школы (что новое узнали, чему научились, какой опыт приобрели на момент окончания нач. школы), при этом во время чаепития программа выстроена таким образом, что сравнительные параллели проводятся по каждому приоритетному направлению.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: формирование личностных качеств учащегося, соответствующих высоконравственному и духовно развитому гражданину России, осознающего ответственность за будущее нашей страны через практическую деятельность.
Задачи:
- Воспитание чувства любви к малой Родине
- Формирование и воспитание у учащихся нравственной культуры
- Воспитание высоких моральных качеств
- Формирование умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора
- Реализация творческого потенциала на основе нравственных установок через продуктивную деятельность
Практическая деятельность:
- Проведение тематических классных часов, бесед, тренингов
- Участие в конкурсах рисунков, стихов
- Посещение театров, музеев
- Организация и участие в акциях, приуроченных ко Дню пожилого человека, Дню учителя и др. праздникам
- Проведение ролевых игр
- Проведение праздничных концертов
- Проектная деятельность: «Моя семья» - иллюстрированный альбом
- Устный журнал
- «Литературные посиделки»
- Конкурсы на аккуратность: «Самая красивая тетрадь», «Самый лучший дневник»
- «Помощь библиотекарю»: пополнение фонда библиотеки школы, реставрация книг и т.д.
- Создание и выпуски праздничных плакатов
- Встречи с деятелями города
- Проведение уроков Мужества
- Проект «Моя малая Родина»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: формирование у учащихся чувств патриотизма к своему народу, Родине
Задачи:
- Формирование гражданственной позиции учащихся
- Воспитание чувства любви, гордости к стране и ее истории
- Приобщение учащихся к волонтерской деятельности
- Воспитание чувства сострадания, сочувствия через помощь нуждающимся
- Формирование интереса у учащихся и их родителей к изучению истории своей семьи
Практическая деятельность:
- Тематические классные часы, беседы
- Фестиваль, посвященный 9 мая
- Смотр песни и строя, приуроченный к 23 февраля
- Организация помощи ветеранам ВОВ, пожилым людям
- Участие в акциях по сбору средств (вещи, игрушки, книги, медикаменты, корма и т.д.) для детских домов и приютов для животных
- Фестиваль творчества на патриотическую тематику
- Проведение парламентских уроков
- Проект «Древо семьи» (составление родословной с исследованием этимологии фамилии)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: воспитание у учащихся эстетического вкуса и творческих способностей средствами художественно-эстетических видов деятельности
Задачи:
- Формирование активного интереса к произведениям искусства
- Формирование у учащихся представлений о красоте окружающего мира
- Развитие общей культуры учащихся
- Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся
- Формирование бережного отношения к культурным ценностям
Практическая деятельность:
- Проведение тематических классных часов, бесед
- Организация и проведение школьных праздников: «Сказка в Новогоднюю ночь», «Проводы зимы», «До свидания 1 класс», «Прощание с начальной школой» и т.д.
- Конкурсы творческих работ, выпуск газет, организация школьных выставок
- Экскурсии, посещения театров, выставок, музеев
- Встречи с известными деятелями культуры
- Помощь классному руководителю в оформлении классного кабинета, школы к праздникам
- «Школа этикета»
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: формировать знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни
Задачи:
- Способствовать пропаганде здорового образа жизни
- Знакомить учащихся со способами сохранения здоровья
- Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения здоровья
- Способствовать формированию устойчивой позиции учащихся по отношению к вредным привычкам
Практическая деятельность:
- Организация и проведение тематических классных часов
- Профилактические беседы с медицинским работником: «Мы – то что мы едим», «Повышай иммунитет», «Наши друзья витамины»
- Участие в оздоровительных акциях
- Проведение эстафет, экскурсий, спортивных праздников с привлечением родителей
- Участие в общешкольном туристическом слёте
- Посещение внешкольных спортивных секций
- Встречи с известными личностями спорта
- Инструктажи по технике безопасности с привлечением работников МЧС и ГИБДД
- Профилактика вредных привычек
- Проведение утренней зарядки
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, расширения и углубления знаний по дисциплинам
Задачи:
- Расширение кругозора учащихся
- Способствовать повышению познавательной активности учеников
- Способствовать развитию общей эрудиции учащихся
- Развить у учащихся знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач
Практическая деятельность:
- Проведение экскурсий, викторин и праздников
- Участие в интеллектуальных играх: «Интеллектуальный ринг», «Что? Где? Когда?», «Хочу все знать»
- Участие в общешкольных и городских олимпиадах
- Ведение устного журнала
- Посещение кружков, занятий и интерактивных музеев науки («Галилео»)
- Прохождение познавательных квестов
- Проведение исследовательской деятельности учащихся
- Проведение «Парада восходящих звезд науки»
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни
Задачи:
- Формирование положительного отношения к труду
- Воспитание трудовой активности на пользу общества
- Формирование коммуникативных навыков через коллективные формы труда
- Воспитание уважения к труду и его результатам
- Воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности
Практическая деятельность:
- Участие в субботниках
- «Парад профессий» с привлечением родителей
- Организация дежурства в классе, в школьной столовой
- Ярмарка умений «Умею сам, научу другого»
- Участие в ролевых бизнес играх
- Уборка школьной территории
- Озеленение школьного двора
- Экскурсии на предприятия
- Тематические беседы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: способствовать формированию у учащихся бережного и ответственного отношения к окружающей среде
Задачи:
- Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе
- Формирование основ экологической культуры, знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения
- Формирование привычек экологически целесообразного поведения
- Развитие практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды
- Способствовать развитию внимания и наблюдательности за природой
Практическая деятельность:
- Создание кормушек, скворечников для птиц с последующим наблюдением
- Выставка-конкурс экологических плакатов
- Экологический квест
- Тематические классные часы, беседы, игры, викторины
- Уход за растениями в классе
- Забота и уход за животными школьного уголка
- Участие в общешкольной акции «Сделаем будущее планеты» (экономия воды, электроэнергии, озеленение и очищение территорий)
- Проект по ландшафтному дизайну
- Проект «Разработка сборника правил поведения на природе»
- Экскурсии-исследования
- День защиты Земли: выставка творческих работ «Дадим вторую жизнь…» (подделки из втор. сырья)
- Проект «Мой питомец»
- Дневник наблюдений за погодой и природными изменениями
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка
Задачи:
- Способствовать просвещению родителей в вопросах педагогики и психологии детей младшего школьного возраста
- Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс своих детей
- Дать родителям возможность принять участие в процессе управления
Практическая деятельность:
Просвещение родителей:
- Консультации
- Тренинги
- Родительские собрания
- Конференции
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- Дни творчества
- Помощь в организации и проведении мероприятий
Участие в управлении:
- Организация работы родительского комитета
- Участие родителей в Совете школы
Планируемые результаты
У выпускника будут сформированы:
Личностные:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- чувство прекрасного и эстетические чувства.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в том числе в пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (используя в том числе средства и инструменты ИКТ);
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы.
Методическое обеспечение
Проектная деятельность, экскурсии, беседы, классные часы, конференции, круглый стол, устный журнал, тренинги, консультации, викторины, ролевые игры, акции, исследовательская деятельность, метод частичного поиска, решение проблемных ситуаций, творческая деятельность, практикум, кружковые занятия, коллективные трудовые игры, дизайнерский центр.
Материально-техническая база
ИКТ, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь, денежные средства, элементы для декорирования зала, грамоты, сувениры для награждений, садовый инвентарь, саженцы, дневники наблюдений.
Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитательная программа "Шаг в будущее"
Данная воспитаательная программа составленна для учащихся начальной школы. Цель программы: "Формирование нравственных ценностей через систему мероприятий". Программа состоит из четырех блоков -"...
Воспитательная программа (1-4 класс) "Мы - твоё будущее, Россия!"
Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретённые человеком в детстве, по большей части остаются в нём на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, ка...
Воспитательная программа "Растем патриотами России"
Программа разработана на 4 года....
Воспитательная программа "Мы будущее России"
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка , всё большее значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику ...
Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...
Программа воспитательной системы класса "Мы - будущее России"
Рабочая программа воспитательной работы и тематическое планирование...
Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе «Сохранение культурных, духовных ценностей в школе через программу «Мы - будущее России»
Внеурочная деятельность есть средство развития и самореализации личности. По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а...