Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"
рабочая программа
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и
как можно больше добра»
Л. Н. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.docx | 82.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная программа» с. Летка
Согласовано Утверждено
зам. директора по ВР Приказом № ___от____
_______________Попова В. Н. МАОУ «СОШ» с. Летка
Воспитательная программа
«Дети – будущее России»
Срок реализации программы – 4 года
Программу составила:
классный руководитель,
учитель начальных классов
Кислицина А. В.
с. Летка
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………...………………………………………………………………....3
1.1. Нормативно-правовая основа…………………………………………………………………………………………….…....….3
1.2. Актуальность и принципы………………………………………………………………………………………………….…......3
1.3. Цели и задачи программы……………………………………………………………………………………………………..…..4
1.4. Направления реализации программы…………………………………………………………………………….…………....….5
1.5. Участники программы…………………………………………………...………………………………………………………...6
1.6. Сроки реализации программы…………………………………………...………………………………………………………..6
1.7. Виды занятий, применяемые в ходе реализации программы……………………………………………………………..….....6
1.8. Ожидаемые результаты………………………………………………….…………………………………………………….…..7
2. Содержание программы………..……………………………………………………………….………………………………....8
2.1. 1-й класс………………………………………………………………………………………………………………………….....8
2.2. 2-й класс…………………………………………………………………………………………………………………..……….12
2.3. 3-й класс……………………………………………………………………………………………………………………..….…16
2.4. 4-й класс……………………………………………………………………………………………………………..…………….20
3. Модель выпускника начальной школы…………………………………………………………………..……………………17
4. Работа с родителями……………………………………………………………………………..…………………….………….24
4.1. Планирование работы с родителями. 1 класс.……………………………………………………………………………….....26
4.2. Планирование работы с родителями. 2 класс…………………………………………………………………………………...27
4.3. Планирование работы с родителями. 3 класс………………………………………………………………...…………………28
4.4. Планирование работы с родителями. 4 класс……………………………………………………………………………...……29
5. Мониторинг………………………………………………………………………………………………………………..……….30
6. Список используемой литературы……………………………………………………………………………………………...32
1. Пояснительная записка
1.1.Нормативно-правовая основа
1. Конституция Российской Федерации;
2. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования;
5. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
6. Стратегия развития системы образования Российской Федерации до 2020 г.;
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
8. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
10. Устав ОУ;
11. Правила внутреннего распорядка учащихся;
12. Положения: о работе классного руководителя, о методическом объединении классных руководителей, об общешкольном родительском комитете, о родительском комитете класса, об ученическом самоуправлении.
1.2.Актуальность и принципы
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и
как можно больше добра»
Л. Н. Толстой
Будущее общества во многом зависит от того, что сегодня происходит в душах наших детей. Вот почему важно как можно раньше помочь детям постичь душою, что можно и что нельзя делать по отношению к миру, людям, себе. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для этого. Если научить ребенка видеть и понимать мир, анализировать, сопоставлять, размышлять о нем, наслаждаться или бороться, создавать новое, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечения, семью. Следовательно, и общество, в котором он живет.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
- Возрастной адекватности - используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
- Практической целесообразности – содержание отражает наиболее актуальные проблемы;
- Динамическому развитию и системности – содержание, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые должны были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
- Необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, то есть имеет для них практическую значимость;
- Вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.
1.3 Цели и задачи программы
Цель воспитательной программы - создание комфортной обстановки, благоприятных условий для формирования гармоничной современной личности ребенка, способной реализовать свой творческий потенциал.
Для реализации поставленной цели программа призвана решить ряд задач:
- создавать в классе ситуацию успеха;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- создавать необходимые условия для самоутверждения личности в коллективе, развитие уважительных отношений к себе, людям, обществу;
- развивать классное самоуправление;
- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;
- стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
1.4 Направления программы
В центре воспитательной системы находятся гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, культуротворческое и эстетическое воспитание, нацеленные на проявление и развитие индивидуальных творческих способностей, а также на знание и выполнение всех правил и норм поведения в обществе.
Программа включает семь направлений:
- Я – гражданин России.
Формирование чувства гордости за отечественную историю, воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, к своей Родине.
- Я - человек.
Создание условий для проявления нравственных знаний и совершения нравственно – оправданных поступков, изучение нравственных традиций семей и поколений.
- Я и мой интеллект.
Создание условий для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся, дать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
- Я и здоровье.
Создание условий для формирования у учащихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Я и природа.
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Я и семья.
Формирование позитивного отношения к семейным ценностям, создание условий для духовного общения детей и родителей.
- Я и труд.
Создание условий для воспитания трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе, профессиональное просвещение учащихся.
1.5 Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1- 4 классов МАОУ «СОШ» с. Летка. В реализации программы участвуют учителя, учащиеся, родители, школьный психолог, социальный педагог, администрация школы.
1.6 Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 учебных года.
1.7 Формы проведения мероприятий
- классный час
- беседа
- рассказ
- обсуждение прочитанной литературы
- интерактивные игры
- психологические игры
- викторины
- праздники
- конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
- фотовыставки
- экскурсии
- спортивные праздники
- конкурсы для всей семьи
- КВН
- театрализованное представление
- исследовательская деятельность
- диагностические исследования
- социально-значимые акции
- «десанты помощи» ветеранам, пожилым людям
1.8 Ожидаемый результат:
- Успешная адаптация в первом классе.
- Развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами, сплочение коллектива класса.
- Формирование активной нравственной позиции личности учащихся по отношению к окружающему миру, людям, к себе.
- Развитие классного самоуправления.
- Формирование развитой, творческой, способной к самосовершенствованию личности.
- Зарождение классных традиций.
- Формирование гражданской позиции, уважение к традициям своего народа; уважительное отношение к традиционным религиям.
2. Содержание программы
1 класс
Цель: Создание благоприятных условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Задачи:
- Формирование и укрепление детского коллектива;
- Формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
- Развитие познавательного процесса, творчества, инициативы, приобщение к самоуправлению;
- Оказание помощи учащимся в усвоении школьных правил.
Виды деятельности и формы занятий:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам.
- Просмотр документальных фильмов, беседы о подвигах народа во время ВОВ.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Экскурсии по селу, ознакомление с различными видами труда, различными профессиями; проведение конкурса рисунков; проведение игрового часа.
- Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома.
Воспитание нравственных чувств.
- Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучению распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, обсуждения прочитанных книг)
- Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье в ходе игровой программы, анализа литературных произведений.
Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
- Ознакомление с режимом дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях.
- Проведение уроков здоровья.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (подкормка птиц, очистка доступных территорий от мусора).
- Ознакомление с правилами друзей природы в ходе проведения занятий «Клуба любителей природы».
1 класс
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Я - гражданин России | «Добро пожаловать в страну Знаний» Игра - путешествие | «Цена минутки» Беседа | «Кто я? Какие мы?» Классный час | Классный час «А ну –ка, мальчики!» | Классный час «А ну – ка, девочки!» | «12 апреля – день космонавтики» Беседа | Урок памяти Выставка рисунков «Рисуют мальчики войну, рисуют девочки войну…» | ||
Я - человек | Акция «Чистый двор» Уход за комнатными растениями в течение года | «Как меня зовут?» Урок - игра | «Добро и зло» Беседа с элементами инсценировки Трудовой десант «За чистоту класса» | «Капелька жизни» КТД | «Добрые дела» Классный час | «Мы – друзья природы» Утренник Трудовой десант «За чистоту класса» | |||
Я и мой интеллект | «Ты мне нравишься» Занятие по адаптации первокл-ов | «Все вместе» Занятие по адаптации первокл-ов | «Расскажи мне о себе» Занятие по адаптации первокл-ов | «Карлики и великаны» Занятие по адаптации первокл-ов | «Так и этак» Занятие по адаптации первокл-ов | «Украшаем слова» Занятие по адаптации первокл-ов | «Добрые слова» Занятие по адаптации первокл-ов | «Добрый волшебник» Занятие по адаптации первокл-ов | «Я – солнышко!» Занятие по адаптации первокл-ов |
Я и здоровье | Беседа сотрудника ГИБДД о правилах дорожного движения. «Путь в школу и домой» Практикум | 1«Режим дня – основа жизни человека» Беседа - игра 2 Операция «Каникулы» | 1. «Дорожные знаки» Классный час 2. «Как победить грипп?» Классный час | 1. «Мои друзья – вода и мыло» 2.Операция «Каникулы» | «Зимушка – зима» Час развлечения на прогулке | Операция «Каникулы» | «О Сидорове Пашке – ужасном замарашке» Инсценированный классный час | Операция «Каникулы» | |
Ученик, его общение и досуг | «Мой досуг» Экскурсия в ДС, ДДТ. | 1.«А ну-ка, мальчики» Конкурсная программа 2. | «А ну-ка, девочки» Конкурсная программа | ||||||
Я и семья | «Мама, мамочка, папуля» Праздник, посвященный дню Отца и дню Матери | «Новогодние приключения у елки» Утренник «Мама, папа, я – здоровая семья» Веселые старты | «Давайте жить дружно!» Праздник «Прощание с букварем» Праздник | « Вся семья вместе – так и душа на месте» Игровая программа «Прощай, веселый первый класс» Интеллектуально – игровой праздник | |||||
Я и природа | Уход за комнатными растениями (в течение года) | Клуб* любителей природы | Клуб любителей природы | Клуб любителей природы | Клуб любителей природы |
*Занятия по курсу «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»». Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как семья, человек, Родина, природа, труд, здоровый образ жизни, культура. Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской.
2 класс
Цель: Создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Задачи:
- Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимоподдержке; воспитание уважительного отношения к родителям, к старшим;
- Поддерживать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
- Развивать интерес к природе, сформировать понимание активной роли человека в природе;
- Формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием
- Познакомить с правами и обязанностями гражданина России;
- Воспитать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- Содействовать формированию традиций класса.
Виды деятельности и формы занятий:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой на плакатах, в процессе бесед.
- Просмотр документальных фильмов, беседы о подвигах народа во время ВОВ, проведение уроков памяти, конкурсов рисунков.
- Участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений)
- Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома.
Воспитание нравственных чувств.
- Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения семейных праздников и утренников.
- Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
- Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни в ходе бесед, чтения книг, КТД, подготовки и проведения подвижных игр, спортивных соревнований.
- Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Участие в природоохранительной деятельности (создание цветочных клумб, подкормка птиц, очистка доступных территорий от мусора).
- Приобретение познаний в ходе проведения занятий «Клуба любителей природы» (беседы, чтения книг, КТД).
- Участие в мероприятиях, организованных ДО «Росток».
2 класс
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Я - гражданин России | Театрализованная игра «Неофициальные символы России» | Урок мира | «Всемирный день прав ребенка». Классный час | Классный час «Вперед, мальчишки!» | Классный час «Ох, уж эти девочки!» | Памяти Ю. Гагарина «Он был первым…» Участие в смотре строя и песни | Урок памяти Выставка рисунков «По рассказам и книжкам я знаю войну…» Проект «Города -герои»
| ||
Я - человек | Беседа «Права и обязанности школьника» Творческая мастерская** «О культуре поведения в школе» | Классное собрание «Наш класс на перемене» Участие в праздничной программе, посвященной Дню Учителя. | Творческая мастерская «Не надо больше ссориться» Практическое занятие “Безопасные места для детей” | Творческая мастерская «Учимся дружить» Беседа «Поговорим об ответственности» | Творческая мастерская «Учимся обсуждать проблему» | Творческая мастерская «Цветик- семицветик» Беседа «Преступления и их последствия» | Творческая мастерская «Слушаем сказку» | Творческая мастерская «Тише, пожалуйста» | Участие в конкурсах «Ученик года», «Класс года» |
Я и труд | Проект «Профессии моего села» (в течение года) Трудовой десант «За чистоту класса» (в течение года) | «Экскурсия медицинский кабинет» Творческая мастерская | «Кем быть» творческая мастерская | «Моя мама на работе» Выпуск фотостенда. | «О профессиях и трудолюбии» Творческая мастерская | Участие в субботниках по благоустройству села, территории школы. | |||
Я и мой интеллект | Участие в интеллектуальных конкурсах (в течение года) | «Моя логика» Развивающие игры | « Мое внимание» Развивающие игры | «Моя память» Развивающие игры | |||||
Я и здоровье | Беседа сотрудника ГИБДД о правилах дорожного движения. Игра по ПДД «Телечехарда» | Занятие* «Как ты растешь» Операция «Каникулы» | Занятие «Что ты знаешь о себе» | Занятие «Твое настроение» Операция «Каникулы» | Занятие «Как ты познаешь мир» | Занятие «Твои чувства» | Занятие «Как изменить настроение» Операция «Каникулы» | Занятие «Твои поступки» | Занятие «Твои привычки» Выпуск плаката на тему ЗОЖ Операция «Каникулы» |
Я и семья | Праздник «Моя первая оценка» | Участие в празднике, посвященном Дню Матери | Новогодний утренник | Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | Праздник «МММ представляет…» | Семейная гостиная «Тепло родного очага» | |||
Я и природа | Проект «Комнатные растения» (в течение года) | Клуб любителей природы** | Клуб любителей природы | Клуб любителей природы | Клуб любителей природы | Акция «Чистое село – здоровое село» |
- Занятия по рабочим тетрадям «Учусь понимать себя»: 2 класс:/ М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана – Граф: Просвещение, 2010 (Все цвета, кроме черного). В тетрадь включены развивающие задания и игры, расширяющие представления второклассников о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята научатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.
** Занятия по курсу «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»». Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как семья, человек, Родина, природа, труд, здоровый образ жизни, культура. Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской.
3 класс
Цель: Способствовать нравственному развитию личности.
Задачи:
- Формирование в ребенке норм нравственного отношения к миру, к людям, к себе;
- Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
- Воспитание любви к своему классу, к своему селу, к своей Родине;
- Формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;
- Воспитание ценностного отношения к природе и всем ее формам жизни;
- Развитие творческого потенциала учащихся.
Виды деятельности и формы занятий:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Ознакомление с традициями родного края в ходе проведения праздника.
- Участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Узнают о профессиях в ходе выполнения различных заданий.
- Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений)
Воспитание нравственных чувств.
- Участие в проведении уроков этики, ролевых игр, занятий – практикумов, направленных на формирование представлений о нормах морально – нравственного поведения.
- Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения народного праздника, конкурсной программы, вечера встречи.
- Посильное участие в делах благотворительности, милосердии, в оказании помощи.
- Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций путём проведения экскурсии в места богослужения, разностороннее развитие нравственного мышления учащихся в процессе обсуждения художественных произведений.
Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
- Приобретение познаний об основных условиях и способах укрепления здоровья, опыта поведения в окружающем мире, общения с другими людьми.
- Получение знаний о возможном негативном влиянии курения на здоровье человека.
- Выполнение режима дня, поддержание чистоты и порядка в помещениях.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Усвоение элементарных представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в ходе проведения мероприятий (живая газета, путешествие – викторина и т. д.).
- Участие в природоохранительной деятельности (создание цветочных клумб, подкормка птиц, очистка доступных территорий от мусора).
- Участие в мероприятиях, организованных ДО «Росток».
3 класс
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Я - гражданин России | «Что такое Родина?» Урок гражданина России. | «Традиции Коми народа» Посиделки | Участие в конкурсе чтецов, посвященном Году «Памяти и славы» | Классный час «С праздником, мальчишки!» Участие в смотре строя и песни | Классный час «С праздником, девчонки!» | Космический КВН | Урок памяти Проект «Герои ВОВ» | ||
Я - человек | Классный час «Доброе слово лечит, а злое калечит» | Участие в программе, посвященной Дню Учителя | Классный час «Толерантность – что это?» | Мастерская творческих ценностей «Сокровища» | Ролевая игра «Я в классе» | Участие в конкурсах «Ученик года», «Класс года» | |||
Я и труд | Проект «Профессии наших родителей» (в течение года) Трудовой десант «За чистоту класса» (в течение года) Конкурс «Самый аккуратный дневник» ( I раз в четверть) | Занятие 1*. Введение в мир профессий. | Занятие 2. Профессия – архитектор | Занятие 3. Профессия - следователь. | Занятие 4. Профессия – биолог. | Занятие 5. Профессия – парикмахер. | Занятие 6. Профессия - журналист | Занятие 7. Профессия -писатель. | Участие в субботниках по благоустройству села, территории школы. |
Я и мой интеллект | Участие в интеллектуальных конкурсах (в течение года) | Игра «Звездный час» | Игра «Поле чудес» | Игра «Счастливый случай» | Викторина «Своя игра» | ||||
Я и здоровье | Беседа сотрудника ГИБДД о правилах дорожного движения. Кросс наций Игра по ПДД «Своя игра» Занятие 1. «Что изменилось за год» | Занятие 2**. «Как научиться разговаривать с людьми» Операция «Каникулы» | Занятие 3. «Что такое интонация» | Занятие 4. «Как научиться преодолевать трудности вместе» Операция «Каникулы» | Занятие 5. «Как понять друг друга без слов» | Занятие 6. «Для чего нужна улыбка» | Занятие 7. «Умеешь ли ты дружить» Операция «Каникулы» | Урок здоровья. Выпуск плаката на тему ЗОЖ | Занятие 8 «Конкурс знатоков» Операция «Каникулы» |
Я и семья | Литературная гостиная «Книги всей семьей читаем» | Участие в празднике, посвященном Дню Матери | Новогодний утренник | Спортивные соревнования «На старт! Внимание! Марш!» | Поздравительная открытка «Милой маме посвящаем…» | Семейная гостиная «Счастливы вместе» | |||
Я и природа | Уход за комнатными растениями (в течение года) | Клуб*** любителей природы | Клуб любителей природы | Клуб любителей природы | Акция «Чистое село – здоровое село» |
*Занятия по программе «Развитие учебно – познавательных мотивов младших школьников», представленной в методической газете для учителей начальной школы «Начальная школа». Каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
**Занятия по рабочим тетрадям «Учусь понимать других»: 3 класс:/ М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана – Граф: Просвещение, 2010 (Все цвета, кроме черного). В тетрадь включены развивающие задания и игры, расширяющие представления второклассников о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята научатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми
*** Занятия по курсу «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»». Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как семья, человек, Родина, природа, труд, здоровый образ жизни, культура. Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской.
4 класс
Цель: Создать условия для формирования способности к реализации творческого потенциала, к развитию желания «становиться лучше».
Задачи:
- Воспитание интереса к общественным явлениям, понимание активной роли в обществе;
- Воспитание интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, родного края.
- Развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
- Воспитание бережного и гуманного отношения ко всему живому;
- Поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации.
Виды деятельности и формы занятий:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Ознакомление с православными праздниками путем создания стенгазеты.
- Получение первоначального представления о ценностях отечественной культуры в процессе участия в литературно-музыкальной композиции.
- Участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам.
- Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, участниками боевых действий.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Приобретают начальный опыт участия в общественно полезной деятельности (трудовые акции).
- Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений).
- Получают навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, младшими детьми посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий (праздник, путешествие).
Воспитание нравственных чувств.
- Участие в проведении уроков этики, игр, занятий – практикумов, направленных на формирование представлений о нормах морально – нравственного поведения.
- Участие вместе с родителями в проведении музыкального вечера, в проведении выставок семейного художественного творчества.
- Посильное участие в делах благотворительности, милосердии, в оказании помощи.
Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
- Выполнение режима дня, поддержание чистоты и порядка в помещениях.
- Обучение равноправному общению и взаимоотношениях, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
- Участие в ролевой игре, которая покажет, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.
- Участие в природоохранительной деятельности (создание цветочных клумб, подкормка птиц, очистка доступных территорий от мусора).
- Участие в мероприятиях, организованных ДО «Росток».
4 класс
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Я - гражданин России | Урок гражданина России. | Проект «Православные праздники» | Звездный час «Права и обязанности» | Рождество Христово. | Классный час «Какой он, настоящий мальчишка?» Участие в смотре строя и песни | Классный час «8 марта – международный женский день» | 1. Конференция на тему «Космос» 2. Пасха – праздник Светлого Христова воскресения. | 1.«Память о военном лихолетье» Урок – крик 2.Конкурс сочинений «Орден в моей семье» | |
Я - человек | Беседа «О добре и любви»* | Беседа «Уважай старость» | «Азбука поведения» или «разговор о воспитанности». Беседа – рассуждение** | «Интеллигентный человек. Какой он?» Беседа с элементами дискуссии.
| «Зачем творить добро?» Классный час | Игра «Мастерская общения» | Беседа «О вреде сквернословия» | «Сохраним планету чистой» игра, посвященная Дню Земли.
| Участие в конкурсах «Ученик года», «Класс года». |
Я и труд | Трудовой десант на пришкольном участке.
| Занятие 1**. Введение в мир профессий. | Занятие 2. Профессия – водитель | Занятие 3. Профессия - археолог. | Занятие 4. Профессия – повар. | Занятие 5. Профессия – учитель. День самоуправления. | Занятие 6. Профессия - журналист | Путешествие «Город Мастеров» | Участие в субботниках по благоустройству села, территории школы. |
Я и мой интеллект | Участие в интеллектуальных конкурсах (в течение года) | Игра «Что? Где? Когда?» | Игра «Умники и умницы» | Игра «Счастливый случай» | Игра «Крестики - нолики» | ||||
Я и здоровье | Занятие 1***. Что вы знаете друг о друге. Викторина «Знать правила движения – это достижение» | Занятие 2. Твой класс. | Занятие 3. Кто твой друг. | Занятие 4. Как научиться жить дружно. | Занятие 5. Как помириться после ссоры. | Занятие 6. Какой у тебя характер. | Занятие 7. Как воспитать характер. | Занятие 8. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. | Занятие 9. Фантастическое путешествие. |
Я и семья | 9 сентября - Всемирный день красоты. Фотосессия****. | 1 октября - Международный день улыбки. День улыбок и вежливости. | 8 ноября – Международный день КВН. КВН «Мы – за здоровый образ жизни» | День Матери и День Отцов. Праздник «Мамы могут, папы могут, все, что угодно…» | Колядки. | Зимние катания. 23 февраля – День защитников Отечества Семейный спортивный праздник «Джунгли зовут!» | 8 марта - Международный женский день. «А ну – ка, мамы!» Конкурсная программа | 2 апреля – Международный день детской книги. Игра «Счастливый случай» | 15 мая – День семьи. Семейный вечер «Классный звездопад» Выпускной вечер в начальной школе. |
Я и природа | Уход за комнатными растениями (в течение года) | Клуб***** любителей природы | Клуб любителей природы | Клуб любителей природы | Акция «Чистое село» |
* Занятия по книге «Навстречу детским сердцам». Автор – составитель Б. А. Ганаго (Допущено к изданию Издательским Советом Белорусской Православной Церкви (решение №5 от 22.09.2010)). «Навстречу детским сердцам»- книга о Добре, Любви, Вере, о нас, о Вечности, для которой мы созданы.. Это живые беседы, рассказы, совместные открытия. Они помогут младшим школьникам распахнуть детские сердца для мира Любви. (С разрешения родителей учащихся, их законных представителей)
** Занятия по программе «Развитие учебно – познавательных мотивов младших школьников», представленной в методической газете для учителей начальной школы «Начальная школа». Каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
*** Занятия по рабочим тетрадям «Учусь общаться»: 4 класс:/ М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана – Граф: Просвещение, 2010 (Все цвета, кроме черного). В тетради предлагаются проблемные задания и игры, обучающие детей равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные. Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в сложной ситуации, дети учатся не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер.
**** В мире ежедневно много поводов для создания радостного, праздничного настроения. Все вместе – дети, родители, педагоги – из большого числа мероприятий выбрали те, которые показались им самыми интересными. Каждый праздник организуется совместно с родителями и детьми.
***** Занятия по курсу «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»». Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как семья, человек, Родина, природа, труд, здоровый образ жизни, культура. Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской.
3. Портрет выпускника начальной школы
ФГОС НОО – Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
4. Работа с родителями
Законодательная база:
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РК « Об образовании».
- Закон « О правах ребенка».
- Устав школы.
Показатели эффективности работы:
- отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися, их родителями;
- повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
- устойчивость в поведении детей.
Направления деятельности | Формы работы |
Диагностика семей |
|
Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы |
|
Педагогическое и психологическое просвещение родителей |
|
Работа с семьями опекаемых детей |
|
Работа родительского комитета |
|
Месяц | Родительские собрания | Тематические и индивидуальные консультации (с психологом, учителем) | Совместные дела с классом |
Сентябрь | Посещение семей (в течение года). Индивидуальные беседы. Беседы с психологом школы, социальным педагогом. Совместная работа с логопедом. | ||
Октябрь | Родительское собрание - игра «Давайте познакомимся» | ||
Ноябрь | Праздник «Мама, мамочка, папуля» | ||
Декабрь | Беседа «Трудности и возможности 7-8-летнего ребенка» | «Новогодние приключения у елки» | |
Январь | |||
Февраль | Лекция «Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся первого класса» | Веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья» | |
Март | Праздник «Давайте жить дружно!» | ||
Апрель | Общешкольное собрание | «Вся семья вместе, так и душа на месте» Игровая программа | |
Май | Круглый стол «Агрессия детей: ее причины и предупреждение» | «Прощай, веселый первый класс!» Интеллектуально – игровой праздник |
Планирование работы с родителями.
1 класс
Планирование работы с родителями.
2 класс.
Сроки проведения | Родительские собрания | Тематические и индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | Общешкольное собрание | Посещение семей Индивидуальные беседы Беседы с психологом школы, социальным педагогом. | Праздник «Моя первая оценка» |
Октябрь | Родительское собрание «Первые уроки школьной отметки» | ||
Ноябрь | Участие в празднике, посвященном Дню Матери | ||
Декабрь | Родительское собрание «Эти трудные домашние задания» | Новогодний утренник | |
Январь | Катания на коньках | ||
Февраль | Спортивные соревнования «Мама, папа, я – олимпийская семья» | ||
Март | Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье» | Праздник «МММ представляет…» | |
Апрель | Общешкольное собрание | День открытых дверей | |
Май | Родительское собрание «Итоги учебного года «Перелистывая страницы…»» | Семейная гостиная «Тепло родного очага» |
Планирование работы с родителями.
3 класс.
Сроки проведения | Родительские собрания | Тематические и индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | Общешкольное собрание | Посещение семей Индивидуальные беседы Беседы с психологом школы, социальным педагогом. | «Книги всей семьей читаем» Семейный праздник |
Октябрь | Родительское собрание «Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?» | ||
Ноябрь | Участие в празднике, посвященном Дню Матери | ||
Декабрь | Родительское собрание «Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни» | Новогодний утренник | |
Январь | Катания на лыжах, на санках | ||
Февраль | Спортивные соревнования «На старт! Внимание! Марш!» | ||
Март | Родительское собрание «Характер моего ребенка:что можно в нем изменить и что нельзя» | Поздравительная открытка «Милой маме посвящаем…» | |
Апрель | Общешкольное собрание | День открытых дверей | |
Май | Родительское собрание «Итоги учебного года: наши достижения» | Семейная гостиная «Счастливы вместе» |
Планирование работы с родителями.
4 класс.
Сроки проведения | Родительские собрания | Тематические и индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | Общешкольное собрание | Посещение семей Индивидуальные беседы Беседы с психологом школы, социальным педагогом. | 9 сентября - Всемирный день красоты. Фотосессия |
Октябрь | Родительское собрание «Самостоятельность и ответственность» | 1 октября - Международный день улыбки. День улыбок и вежливости. | |
Ноябрь | 8 ноября – Международный день КВН. КВН «Мы – за здоровый образ жизни» | ||
Декабрь | Родительское собрание «Предупреждение вредных привычек у младших школьников» | День Матери и День Отцов. Праздник «Мамы могут, папы могут, все, что угодно…» | |
Январь | Колядки. | ||
Февраль | Зимние катания. 23 февраля – День защитников Отечества. Семейный спортивный праздник «Джунгли зовут!» | ||
Март | Родительское собрание «Воспитание нравственных качеств ребенка» | 8 марта - Международный женский день. «А ну – ка, мамы!» Конкурсная программа | |
Апрель | 2 апреля – Международный день детской книги. Игра «Счастливый случай» | ||
Май | Родительское собрание «Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления» | 15 мая – День семьи. Семейный вечер «Классный звездопад» Выпускной вечер в начальной школе. |
5. Мониторинг
Определить эффективность воспитательной работы, уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса, в педагогике и психологии можно с помощью методик и диагностик.
6. Список используемой литературы
- Безруких М.М. Учусь понимать себя: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Безруких М.М. Учусь понимать других: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Безруких М.М. Учусь общаться: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Внеклассные мероприятия. 1 класс./ Авт. – сост.: Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. – М.: ВАКО, 2005.
- Внеклассные мероприятия. 2 класс./ Авт. – сост.: Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. – М.: ВАКО, 2005.
- Внеклассные мероприятия. 3 класс./ Авт. – сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. – М.: ВАКО, 2005.
- Внеклассные мероприятия. 4 класс./ Авт. – сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. – М.: ВАКО, 2005.
- Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Начальная школа.1-4 классы. + Новые собрания. М.:ВАКО, 2005.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/Под редакцией И. С. Артюховой. М.:ВАКО, 2005.
- Журнал «Начальная школа».
- Журнал «Классный руководитель».
- Дик Н. Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах; Феникс - Москва, 2008. - 336 c.
- Дик Н. Ф. Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классах; Феникс - Москва, 2008.
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000
- Классные часы. 1 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014.
- Классные часы. 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. –М.: ВАКО, 2014.
- Классные часы. 3 класс/ Авт. – сост. Т. Н. Максимова, Н. Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2013
- Классные часы. 4 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. –М.: ВАКО, 2014.
- Классные часы.1 класс/сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Классные часы.2 класс/сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Классные часы.3 класс/сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Классные часы.4 класс/сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Клюева Т. Н., Илюхина Н. В., Флоренко Е. Ю. Методические рекомендации по использованию УМК «Все цвета, кроме черного» в образовательных учреждениях разного типа и вида. – Самара: ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2010.
- Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу:1-4 классы. – М.:ВАКО, 2006.
- Навстречу детским сердцам. Автор-составитель Б.А. Ганаго. Издательство: Белорусский Экзархат.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А.. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы) – М.:ВАКО, 2005.
- Развивающие классные часы и праздники в 3-4 классах/Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Родительские собрания: 1 класс / Авт.- сост. С.Р. Рябова. – М.: ВАКО, 2008
- Родительские собрания: 2 класс/ Авт.- сост. О.П.Варенька.- М.: ВАКО, 2008.
- Родительские собрания: 3 класс /Авт.-сост. И. Ф. Яценко, С. И. Чупина. – М.:ВАКО, 2008.
- Родительские собрания: 4 класс/ Авт.-сост. И. Ф. Яценко.-М.:ВАКО,2008.
- Родительские собрания в 3-4 классах/М. А. Алоева, В. Е. Бейсова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя. Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы; Глобус - Москва, 2009. - 368 c.
- Саляхова Л. И. Родительские собрания. 1-4 классы. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения; Глобус - Москва, 2008.
- Спутник классного руководителя.1-4 классы/авт.-сост. Н. А. Максименко.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Тематические классные часы и мероприятия.1-4 классы/авт.-сост. И. В. Персидская (и др.) – Волгоград: Учитель, 2011.
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 1 класс; Академия Развития, ВКТ - Москва, 2009.
- Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс; Академия Развития, ВКТ - Москва, 2009.
- Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3 класс; Академия Развития, ВКТ - Москва, 2009.
- Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса/Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.
- Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 2 класса/Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.
- Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 3 класса/Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.
- Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 4 класса/Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.
- Авторская программа Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо» - М: РОСТ, 2016 г.
- Методические рекомендации Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо» - М: РОСТ, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа (1-4 класс) "Мы - твоё будущее, Россия!"
Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретённые человеком в детстве, по большей части остаются в нём на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, ка...
Программа воспитательной работы "Патриоты России"
Содействие формированию патриотизма младших школьников через воспитательные задачи....
Программа воспитания «Мы – будущее России»
Цель: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, свобода личная и национальная....
Воспитательная программа «Мы – будущее России»
Воспитательная программа "Мы - будущее России"Цель: создание условий для гармоничного развития личности ученика (гуманной, духовной, творческой, трудолюбивой, нравственно ориентированной, эстетически ...
Воспитательная программа "Мы будущее России"
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка , всё большее значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику ...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «Мы – будущее России!»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «Мы – будущее России!» для обучающихся 1-4 класса (срок реализации 4 года)...
Программа воспитательной системы класса "Мы - будущее России"
Рабочая программа воспитательной работы и тематическое планирование...