НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
статья (2 класс) на тему

Миллер Ольга Павловна

Статья поможет воспитателям в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Процесс становления личности и её нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в середе себе подобных.

Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитания чувств и отношений.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте.

Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Через общение ребёнок познаёт социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Предпосылкой нравственных качеств является направленность ребёнка на другого человека, интерес к нему.

Целью духовно-нравственного воспитания является развитие у детей на основе всевозможного воспитательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения друг к другу в детской деятельности, поведении, поступках.

Работая в школе, я проводила обследования взаимоотношений школьников. Полученные результаты констатировали слабые навыки общения детей, а общение – есть фундамент нравственного воспитания.  

Одной из задач формирования межличностных отношений у детей является преодоление отчуждённой позиции ребёнка в отношении к сверстникам, разрушение его защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх.

В таких играх, как: «Зеркало», «Разговор через стекло», наша задача состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Ученики учатся «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать. То есть правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова.

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, ребята привлекаются к решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы …?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребёнку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе, как собственного жизненного опыта, так и других источников, находить бесконфликтный выход из проблемной ситуации. С этой целью проводятся такие упражнения, где детям предлагаются рисунки, на которых изображены два или более человека, занятые ещё не законченным разговором. Детям предлагается закончить разговор. Предполагается, что «отвечая за другого», дети легче, достовернее изложат своё мнение и проявят типичные для них реакции выхода из конфликтных ситуаций.

Специально создаются ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи, эмоциональной отзывчивости (пожалеть обиженного, утешить, угостить).

Взаимная забота и участие в нуждах партнёров объединяют детей и создают чувство причастности друг к другу. В игре «Гномики», при получении всеми детьми колокольчиков, один получает поломанный, детям предлагается поделиться с товарищем своим колокольчиком, проявив тем самым отзывчивость.

Игры ещё одной из разновидностей способствуют организации совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Игра «Рукавички» учит пару детей согласовывать свои действия при раскрашивании узоров рукавичек одинаковыми цветами, в игре «Рисуем домики» ребята коллективно рисуют общий рисунок, при этом фломастеров используется в два раза меньше количества детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации

Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной д...

Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации

Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.Одной из важнейших  задач социального воспитания  и обучения является организация це...

Доклад Тема: «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности в условиях школы – интернат»

  Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребе...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...

Практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников в процессе образования

При проведении коллективных работ на уроках изобразительного искусства и художественного труда мы стремились активизировать как можно больше возможностей и способностей учащихся; вовлечь всех в общени...