Программа внеурочной деятельности «Земля – наш дом» 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Кружок даёт возможность научить детей необходимым знаниям о природе, о поведении в природе, умение работать в группе, оказывать необходимую помощь в нестандартной ситуации себе и товарищам. А так же ребята учатся другим жизненно – необходимым навыкам.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение /
Средне Специальное Учебное Заведение «Челябинский педагогический колледж №1»
«Согласовано» «Утверждено» Зам. директора по УВР Директор _____________(ФИО) _______________(ФИО) Приказ №___ от
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Наименование программы «Земля – наш дом»
Класс: 1
Срок реализации: 1 год
Ф.И.О. разработчиков программы:
Гунтина М. Е.
Челябинск, 2014
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности по экологическому направлению «Земля – наш дом».
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Актуальность программы:
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Кружок даёт возможность научить детей необходимым знаниям о природе, о поведении в природе, умение работать в группе, оказывать необходимую помощь в нестандартной ситуации себе и товарищам. А так же ребята учатся другим жизненно – необходимым навыкам.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры; умение рационально организовывать свою деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Земля – наш дом» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- привитие любви к родному краю, познание окружающего мира;
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся;
- развивать коммуникативные способности детей;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
-способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
- формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников.
Программа рассчитана на детей 7-9 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Количество занятий и учебных часов в неделю, за год: программа рассчитана на 34 недели, на 68 академических часа.
В процессе реализации программы будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения):
- экскурсии;
- конкурсы;
- практические занятия;
- творческая работа;
- викторины;
- игры;
- проекты;
- спортивные игры;
- беседы;
- экологические сказки.
Формы занятий:
- фронтальные,
- подгрупповые,
- интегрированные,
- индивидуальные.
На занятиях используются различные методы и приёмы:
- игровой метод;
- метод наглядности;
- словесный;
- эвристический;
- метод проектов;
- проблемно-мотивационный;
- наблюдение;
- исследовательский метод;
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Формы отслеживания результатов:
- презентации;
- выступление;
- выставка;
- проектные карты.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Методическая база:
1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы, наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи и др. материалы), инструменты и принадлежности для практических работ;
2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
3. Использование интернет – ресурсов.
Материально – техническое обеспечение:
Для проведения занятий по программе имеется материальная база:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской,
- техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов;
- библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
- наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | - принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; - развитие критического и творческого мышления. | - Организация на занятии парно-групповой работы |
Регулятивные | - умение взаимодействовать с окружающими; - различать допустимые и недопустимые формы поведения в окружающей действительности; - формирование готовности к преодолению трудностей. - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать теоретическую задачу в практическую; - проявлять творческую инициативу в совместном сотрудничестве. |
Коммуникативные | - развитие умения учебного сотрудничества; -формировать собственные высказывания; - умение слушать и вступать в диалог. | - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, отношение; |
Планируемые результаты работы по программе:
Учащиеся должны знать:
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
Методическое обеспечение учителя:
- практические материалы для психологической работы с младшими школьниками;
- раздаточный материал для детей;
- оборудование (рабочие) материалы для учителя;
- методические пособия по художественному творчеству для учителя;
- книги по изобразительному искусству.
Кадровое обеспечение:
- учитель начальных классов и учитель- предметник;
- педагоги школы, реализующие программу;
- педагоги дополнительного образования;
- психолог;
- родители детей;
- работники Областного художественного музея, галерей, выставок.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Всего часов | Теоретич. | Практич. | УУД |
1. | Введение | 3 | 1 | 2 | -интерес к познанию мира природы. |
Что такое экология? Экскурсия в природу. Игра «Азбука экологии». | |||||
2. | Мой дом за окном | 15 | 4 | 11 | - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой. |
Мой дом | |||||
Игра «Тайны вокруг нас». | |||||
Практическое занятие «Уборка школьного двора» | |||||
Откуда берётся и куда девается мусор? | |||||
Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | |||||
Деревья твоего двора Викторина «Что ты знаешь о деревьях?», Экскурсия –наблюдение. | |||||
Экскурсия по территории школы | |||||
Птицы нашего двора | |||||
Акция «Птичья столовая» Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | |||||
Дорога из дома в школу Конкурс загадок о природе. | |||||
3. | Я и мое окружение | 14 | 4 | 10 | - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека. |
Моя квартира. Моя семья. Соседи. | |||||
Мой класс | |||||
Дом моей мечты | |||||
Комнатные растения в квартире, классе Экскурсия в городской ботанический сад | |||||
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | |||||
Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» Проект «Выращивание лука в комнатных условиях». | |||||
Экскурсия в лес | |||||
Животные в доме | |||||
Экскурсия в живой уголок | |||||
4. | Гигиена моего дома | 8 | 3 | 5 | - установка на безопасный здоровый образ жизни. |
Уход за квартирой | |||||
Практическое занятие «Гигиена класса» | |||||
Бытовые приборы в квартире Экскурсия в школьную кухню | |||||
Природа в квартире и в классе | |||||
Наша одежда и обувь | |||||
Русская народная одежда Экскурсия в краеведческий музей. | |||||
Практическая работа «Уход за одеждой» | |||||
Экскурсия в школьный музей | |||||
5. | Вода – источник жизни | 8 | 4 | 4 | - умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов. |
Вода в моём доме и в природе Стихи, рассказы о воде и природе | |||||
Экскурсия к водоёму | |||||
Вода в жизни растений, животного мира | |||||
Вода и здоровье человека | |||||
Личная гигиена | |||||
Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | |||||
6. | Солнце и свет в нашей жизни | 10 | 7 | 3 | - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. |
Солнце, Луна, звёзды – источники света | |||||
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | |||||
Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | |||||
Отношение к свету и теплу различных животных | |||||
Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | |||||
Электрический свет и тепло в моём доме | |||||
Откуда приходит свет и тепло в мой дом | |||||
Телевизор в моём доме | |||||
Сколько стоят свет и тепло | |||||
Итоговое занятие | |||||
7. | Воздух и здоровье | 2 | 1 | 1 | - установка на безопасный здоровый образ жизни. |
Воздух и здоровье человека | |||||
Практическое занятие «Уборка в классе» | |||||
8. | Мой край | 5 | 3 | 2 | - способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. |
Растительный мир области | |||||
Животный мир области | |||||
Исчезающие растения и животные родного края Составление загадок. | |||||
9. | Весенние работы | 3 | 1 | 2 | - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков. |
Беседа о посеве растений. Необходимость урожая для жизни. | |||||
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. | |||||
Итоговое занятие | |||||
68 | 28 | 40 |
Список литературы:
Для учителя: |
|
Для учащихся |
|
Интернет ресурсы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Земля - наш общий дом"
Программа внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Земля-наш дом" для 1-4 класса
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. З...
Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом" 3 класс
Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса
Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля - наш дом" (3 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Земля – наш дом» составлена на основе ФГОС НОО, ООП МОУ «Узуновская СОШ», ав...
Приложение к программе внеурочной деятельности "Земля - наш дом" для 3 класса
Приложение содержит календарно - тематиченское планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности "Земля - наш дом" для 3 класса...