на тему "Зимующие птицы"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Конспект занятия для начальной школы на тему зимующие птицы.
Программное содержание: уточнение знаний о зимующих птицах. Дать представление о значении подкормки птиц зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия на тему зимующие птицы | 239.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: « Зимующие птицы»
Цель:
- уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы. Обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение.
Задачи:
1. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте.
Метод: словесный (проблемные вопросы)
Формы проведения: беседа.
Оборудование: компьютер, проектор. Занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
План работы:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему занятия.
3. Чтение рассказа.
4. Беседа о птицах.
5. Физкультминутка.
6.Работа над заданием.
7. Чтение стихотворения.
8. Итоги занятия. Оценка работы детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, тему занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки.
Кто расставил на бегу
Крестики и точки. (Птицы)
- О ком сегодня мы поговорим?
- Как называют птиц, которые проводят с нами зиму?
Ответы детей: О птицах. Зимующие птицы. (Слайд1)
-Каких птиц вы видели зимой в парке, около дома или школы? (ответы детей).
- Молодцы, а сейчас послушайте загадку отгадайте, о какой птицы говорится в загадке?
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей) (Слайд 2)
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона) (Слайд 3)
Ворона большая, с крепким клювом, сильными лапами. Это одна из самых умных птиц. Она умеет на расстоянии различать людей. Она отличает человека с ружьем от человека с палкой и более доверчива к последнему. Постепенно она перестала бояться людей в городах, где, естественно, никто в нее не стреляет. Интересно то, что, раздобыв черствую корку хлеба, она летит с ней к ближайшей луже и размачивает ее.
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел.) (Слайд 4)
Дятел – санитар леса, он не просто истребляет жуков и их личинки, но еще скрупулезно извлекает их оттуда, куда добраться до них не может больше никто.
Кроме этого, дятлы чрезвычайно полезны еще тем, что выдалбливают дупла в деревьях с подгнившей сердцевиной и сами используют их в качестве гнездования лишь один раз, освобождая «жилплощадь» другим птицам, белкам и летучим мышам, которые неспособны самостоятельно создавать дупла.
Дятлы – это очень полезные в природе птицы, без которых человеку достаточно сложно было бы контролировать целостность лесов, садов, парков, лесопосадок и природный баланс в целом.
Это синица. Она маленькая. У неё черненькая шапочка на голове, грудка жёлтенькая, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Она охотно селится в старых хвойных местах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимает пустые гнёзда. Зимой охотно поедает семена ели, сосны. Любит лакомиться несоленым салом, мясом. (Слайд 5)
Голубь - «птица мира», воркует, ходит частыми шагами, кормится стаей, медлителен.
По размеру голубь —крупная птица, длина тела - 29—36 см, размах крыла около 50—67 см, масса тела 265—400 г. Оперение птицы густое и плотное, но в то же время перья очень слабо закреплены в кожном покрове.
Голуби собираются целыми стаями возле домов людей, которые их подкармливают. Голубь питается в основном растительными кормами: семенами растений, ягодами (черешню) плодами фруктовых деревьев, употребляют зерновые культуры, пшеницу, ячмень, кукурузу, просо, овес, бобовые культуры, чечевица, семена дикорастущих растений. Очень редко ест насекомых. (Слайд 6)
Снегирь носит снежное название, прилетает зимовать к нам с севера, летом туда возвращается. У самца грудка яркая, у самки - серенькие перья. Снегирь любит ягоды рябины, почки деревьев. У ягод выбрасывает мякоть, съедает косточки. Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. (Слайд 7)
Клесты
Все клесты относятся к отряду воробьиных, поэтому строением тела они и напоминают воробья, только размер их немного больше. Сильными, крепкими лапами пернатый акробат цепляется за деревья и может висеть на них долгое время вниз головой. Окраска самцов— малиново-красного или чисто красного цвета. Вдоль брюшка идут бело-серые полоски. Цвет оперения самочек более скромный, зеленоватых и серых оттенков, перышки по краям с желто-зеленой окантовкой.
Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
- Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет - самец ее кормит.
- А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными. (Слайд 8
Мы поговорим о том, как им тяжело зимой; как они переживают голод, холод, морозы; как умеют прокормиться и не погибнуть.
- А что вам известно, о том, как переживают птицы зиму?
Осенью многие птицы улетели в теплые края, т. к. им стало не хватать корма. Но некоторые птицы, зимующие, живут у нас всю зиму, потому что и зимой находят корм. Зима, правда, поменяла их вкусы. Летом одними насекомыми питались, а теперь все больше семенами да ягодами морожеными. А есть и такие, которые умудряются в морозы добывать мелких насекомых и их личинок из щелей коры и ветвей.
Посмотрите чем кормятся птицы зимой. (Слайд 9).
- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Создают красоту природы. Являются санитарами леса. Способствуют размножению растений)
Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, галки, вороны, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм.
- А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
Правильно, надо чтобы в кормушке всегда был корм. Необходимо, чтобы корм был укрыт от снега и дождя, а кормушка устроена и расположена так, чтобы ее не боялись птицы.
-Из чего можно изготовить кормушку? (Из дерева, из пакетов из – под молока, из пластиковых бутылок).
-А где мы развешиваем кормушки? (В садах, парках, на окнах.)
Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу.
- Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых вредителей.)
Чтение произведения Г. Скребицкого «В зимнюю стужу»
«В зимнем тумане встает холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.
Вдруг словно весенний ветерок прошу мел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над лесом. Да ведь это клесты - природные северяне! Им не страшны наши морозы.
Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой...
Утреннее солнце ярко освещало зеленые вершины елей, гроздья румяных шишек и веселых пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Любуясь клестами, я вдруг заметил, как один из них подлетел к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещеру, и тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц - особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому убедиться.
Крадучись я подобрался к этой ели, и полез вверх по стволу. Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет. Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нем, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка - самочка клеста.
Неловким движением я качнул ветку, испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы. Над самым гнездом свешивались заснеженные ветки. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж: сучьев старой ели, будто наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.
Я поскорее слез с дерева...
Стоя под деревом, я тер закоченевшие в шерстяных варежках руки и все думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа».
- О каких зимующих птицах говорится в рассказе? (Ответы.)
- Кто помнит, какого цвета самка клеста? (Серо-зеленого.)
- Какое оперение у самца? (Красноватое.)
Что нового вы узнали о клестах? (Птенцы появляются на свет в стужу.) Клюв Клеста особенный - верхняя и нижняя части скрещиваются. Таким клювом удобно доставать семена из шишки.
Физминутка .
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лес
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает рос
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
- А как мы можем помочь зимующим птицам? (сделать кормушки.)
Предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.
13.карандаш
14.Карамелька
У синицы клюв тонкий, а у дятла ….. ( толстый)
Ворона большая, а воробей …. ( маленький)
Снегирь малоподвижный, а синица…. ( шустрая)
Синицы высиживают птенцов летом, а клесты … ( зимой)
Итог занятия :
- Ребята, о чем мы говорили на занятии?
- Что нового узнали? Что было интересного?
- Какие птицы зимуют вместе с нами? Как же им помочь пережить зимнее время?
- Я думаю, что теперь каждый из вас, ребята, около дома повисит свою кормушку. Птицы станут частыми гостями в ней. Птицы не умеют разговаривать, но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому. (Слайд 10)
В заключении послушайте стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!»
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой… Поделитесь с птицами едой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"
Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...
К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"
Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....
«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...