«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)
статья по окружающему миру (3 класс) по теме
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.
Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры и сознания, основанных на полной осведомленности об экологической обстановке в стране, в регионе, городе. Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является внеклассная и внешкольная работа. Внеклассная и внешкольная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения детей с природой, а также позволяет расширить кругозор детей.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся.
Предлагаемый проект ориентирован на создание сотрудничества между школой и семьями учеников по формированию трудовых навыков учащихся с привлечением родителей, а также воспитанию экологической культуры родителей и детей.
Проект реализуется посредством проведения совместных мероприятий: изготовление кормушек и скворечников, поделок из природного материала. Создание Красной книги, куда внесены птицы Астраханской области. Подготовки памятки «Птичье меню» и «Берегите птиц». Составления сборников «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы». Создание фоторепортажа. Проведение презентации проекта «Птицы – наши друзья» для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel_astrahan_mbou_soshno45_ageeva.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ учащихся
«Юный исследователь»
Тема: «Птицы – наши друзья!»
(Зимующие птицы)
Агеева Евгения
Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение
г. Астрахани, «Средняя общеобразовательная школа №45»
3 класс «Б»
Научный руководитель:
Донская Н. Ф.
г. Обнинск, 2012/2013 учебный год
Оглавление
Введение……………………………………………………………….…………… 3
Основная часть
I. Реферативная часть……….………………………………………………………5
II.Исследовательская работа
Наблюдения………………………………………………………...……………… 5
Практический этап …………………………………………………...…………… 6
Эксперимент………………………………………………………...…………… 6
Заключение………………………………………………….………………………7
Литература……………………………………………………….………………….8
Введение.
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Все началось с экскурсии. Дети обратили внимание на то, что не услышали пения птиц во дворе школы. Мы спросили их: «Что надо сделать, чтобы птицы прилетали во двор школы и радовали нас своим пением?» Они предложили сделать кормушки, развесить их и подкармливать птиц. Мы считаем, что эта тема актуальна всегда, потому что птицы – наши друзья и помощники в борьбе с вредителями. Ребята очень любознательны, поэтому Жаданов Артемий (3 «Б») и Агеева Евгения(2 «Б») решили узнать, что любят птицы, какие еще птицы обитают в Астраханской области, почему некоторые птицы занесены в Красную книгу. Началась большая исследовательская работа. Артемий изучал жизнь и повадки перелетных птиц, а Евгения – зимующих.
Этот объект не случайно вызвал интерес у детей и у нас педагогов. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический «контакт» с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей. Общение с природой воспитывает в детях трепетное отношение к ней, воспитывает доброту, желание беречь и охранять природу.
Цель: воспитывать бережное отношение к живой природе и научить творить добро.
Задачи:
1. Узнать, какие птицы обитают в Астраханской области.
2. Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать.
3. Чем питаются птицы зимой.
4. Как они приспосабливаются к зимним условиям.
Гипотеза:
Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним жизнь зимующим птицам.
Объект исследования: зимующие птицы.
Методы исследования:
Игровой, исследовательский (проблемно – поисковый метод), метод проектов, ИТК, наблюдение, эксперимент.
Теоретическая ценность состоит в том, что дети из научно – познавательной литературы и Интернета узнали очень много интересных фактов из жизни птиц, а так же узнали, какие птицы обитают в Астраханской области и почему многие птицы занесены в Красную книгу.
А практическая ценность заключена в том, что дети научились делать кормушки, скворечники, развесили их во дворе школы, в своих дворах, изучили «меню» птиц и всю зиму подкармливали птиц.
Использование знаний, полученных детьми самостоятельно, позволили им занять призовые места на олимпиаде по теме «Наш край» и помогут им в дальнейшем при обучении в старшей школе.
Основная часть
Реферативная часть.
Я задалась вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Почему же не все птицы остаются зимовать? Отлёт большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.
У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусах по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем выше температура тела. Круглый год с нами живут бок о бок голуби, дятлы, воробьи. Воробьи очень маленькие птички, но подвижные. Они не боятся наших холодов. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи летом отблагодарят вас за ваше внимание! А вот про ворону так и не могут понять люди – оседлая, кочующая или перелетная она птица. Ответить на этот вопрос прямо нельзя, потому что, ворона и оседлая, и кочующая и перелетная птица. Там где зимы из года в год стоят теплые, ворона живет возле нас из года в год и никуда не улетает. Там где зимы выпадают суровые, тяжелые вороны на зиму не остаются или остается только часть птиц, чтобы прокормиться зимой, а другие откочевывают на Юг. Но есть и такие вороны, которые не дожидаются зимнего холода, ни гадают, какой будет новая зима, а с наступлением первых холодов летят сразу туда, где ждет их тепло и пища.
II. Исследовательская работа.
Наблюдения.
Проводила наблюдения за птицами по плану:
- Какие птицы остаются у нас зимовать.
2. Чем питаются птицы зимой.
3. Как они приспосабливаются к зимним условиям.
4. Какие птицы обитают в Астраханской области.
К кормушке прилетали: воробьи, синички, голуби и вороны.
Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, сосны, ели, лиственницы.
Но где, же они укрываются на ночь и от сильных морозов и ветров? Черные вороны тянутся поближе к селам, к скотным дворам, там вьют гнезда, а вот в городе вороны кормятся и на свалках и возле жилья людей. Зато синицы, голуби, воробьи и даже дятлы днюют и ночуют под крышами домов на чердаках.
Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.
Зима для оседлых птиц – период жесткого выживания. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет птичье население в наших краях. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько кормов, сколько им надо. Потому-то так важны кормушки!
Практический этап.
1. Сделать кормушки и скворечники.
2. Следить за тем, чтобы постоянно в кормушках был корм.
3. Провести фотосъемки.
4. Составить памятку «Берегите птиц!»
При устройстве кормушки не стоит увлекаться сложными и причудливыми конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных коробок, нужно взять коробку с небольшими бортиками по четырем углам привязать верёвочки, соединить их вместе и подвесить на ветку дерева.
Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.
Эксперимент.
Я повесила кормушки во дворе школы и в своем дворе.
Провела эксперимент:
1. Понаблюдала за птицами, прилетающими к кормушкам.
2. Подсчитала число птиц.
Во дворе школы | Во дворе своего дома | |
Воробьи | 5 | 10 |
Синички | 2 | 5 |
Голуби | 3 | 7 |
Вороны | 2 | 10 |
Сороки | 1 | |
Почему во дворах больше птиц?
Вывод: во дворах больше корма, поэтому, когда снег засыпает кормушки, птицы летят ближе к жилью людей.
Заключение
Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых климатических условиях. Не страшны морозы птицам, если есть корм, поэтому необходимо проводить акцию «Покормите птиц!».
Мои наблюдения подтверждают гипотезу:
Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним от гибели зимующих птиц.
В результате проведенной исследовательской работы, я узнала о том, что около 500 видов и подвидов птиц включены в Красную книгу Международного союза охраны природы. По последним оценкам специалистов в фауне России зарегистрировано 789 видов птиц, а в Астраханской области занесено в Красную книгу 72 вида птиц. Исчезли в наших краях: чирок мраморный и кроншнеп тонкоклювый. Многие птицы на грани исчезновения. Берегите птиц! Птицы – наши друзья!
Литература
1.Астрахская энциклопедия. Природа. I том. Астрахань. Издательство «Кто есть кто», 2007.
2. Бейко В. Б., Березина М. В. и др. «Большая энциклопедия животного мира» Москва: РОСМЭН, 2010.
3. «Большая энциклопедия знаний»/Перевод с немецкого Л. С. Беловой, Е. В. Черныш/ Москва: ЭКСМО, 2010.
3. «Большая детская энциклопедия» / Перевод с английского А. И. Ким В. В. Демыкина/Москва: РОСМЭН, 2010.
3. Большая книга знаний. Москва. РОСМЭН, 2008.
4. Даль В. И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка». Москва: АСТРЕЛЬ АСТ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Птицы - наши друзья.
Презентацию можно показать детям в 1 классе на уроке, на внеклассном мероприятии для ознакомления с птицами родного края, их повадками, питанием, местах проживания....
Презентация "Птицы - наши друзья"
Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....
конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"
Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....
«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру "Птицы - наши друзья,зимой их забывать нельзя!"
Открытый урок во 2 “М» классе прошёл на высоком методическом уровне, в соответствии с требованиями по ФГОС, с использованием ИКТ.Урок прошёл под девизом «Птицы – наши друзья, зимой их забывать н...
Наши пернатые друзья - зимующие птицы!
Коллективное пано "Зимующие птицы" выполнено на уроке технологии, как продолжение и закрепление изучения темы по предмету окружающий мир. На данном уроке положительным моментом являлось также применен...
Внеклассное занятие о птицах "Птицы - наши друзья"
Учащиеся знакомятся с многообразием пернатых; на занятии формируются понятия о происхождении названий некоторых птиц....