Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – культурный человек»
методическая разработка (2 класс) на тему
Программа «Я - культурный человек» составлена на основе программы Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-_kulturnyy_chelovek.docx | 48.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23» (с углубленным изучением отдельных предметов) ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК» |
Рабочая программа внеурочной деятельности |
«Я – культурный человек» |
Васильева Н.П. |
Варламова М.В. Михайлова М.Н. Румянцева М.М. Тимофеева Л.П. |
г. Якутск |
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В материалах концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность.
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота. Знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями. Собственности взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Я - культурный человек» составлена на основе программы Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс.
Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти. Включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя 34 занятия по 40 минут и рассчитана на 1 год обучения.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме классных часов, культурных походов, встреч с интересными людьми и сказочной этики, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой. Как театральные постановки. Литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения, пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим. Стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятелъностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Я - культурный человек»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Я - культурный человек» у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
• Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
• Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Я—культурный человек» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Учебно - тематический план
2 класс - « Я культурный человек».
Задачи:
- Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
- Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
- Научить правилам поведения в общественных местах.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол- во часов | Теоре тичес ких | Прак тичес ких | ||||
Раздел № 1 Культура общения | 11 | |||||||
1. | Этикет (повторение). | 1 | + | |||||
2. | Научимся быть благодарными. | 1 | + | |||||
3. | Поведение в общественных местах. | 1 | + | |||||
4. | Милосердие и заботы. | 1 | + | |||||
5. | Музей вредных привычек. | 1 | + | |||||
6. | Говорите правильно. | 1 | + | |||||
7. | Берегите время. | 1 | + | |||||
8. | Дружеские отношения. | 1 | + | |||||
9. | Твой внешний вид. | 1 | + | |||||
10. | Братья наши меньшие. | 1 | + | |||||
11. | Итоговое занятие. «Школа вежливых ребят». | 1 | + | |||||
Раздел № 2 Встречи с интересными людьми | 5 | |||||||
12. | Встреча со «звездой эстрады». | 1 | + | |||||
13. | Встреча с якутским писателем. | 1 | + | |||||
14. | Встреча с известным спортсменом. | 1 | + | |||||
15. | Встреча с ученым - доктором наук. | 1 | + | |||||
16. | Встреча с известным деятелем искусств. | 1 | + | |||||
Раздел № 3 Культпоходы. | 8 | |||||||
17. | Культпоход в Национальный художественный музей. | 1 | + | |||||
18 | Культпоход в Краеведческий музей имени Ярославского. | 1 | + | |||||
19 | Культпоход в Русский Государственный драматический театр. | 1 | + | |||||
20 | Культпоход в Сахатеатр. | 1 | + | |||||
21 | Посещение выставки народных промыслов. | 1 | + | |||||
22 | Посещение выставки народного творчества. | 1 | + | |||||
23 | Посещение концерта в рамках проекта «Музыка для всех». | 1 | + | |||||
24 | Посещение концерта оркестра народных инструментов. | 1 | + | |||||
Раздел № 4 Сказочная этика | 10 | |||||||
25. | Репетиция инсценировки этической сказки. | 1 | + | |||||
26. | Инсценировка этической сказки для учащихся 1-х классов. | 1 | + | |||||
27. | Репетиция инсценировки этической сказки. | 1 | + | |||||
28. | Инсценировка этической сказки для воспитанников детских садов. | 1 | + | |||||
29. | Выбор новой этической сказки, прослушивание сказки, распределение ролей, изготовление реквизита к сказке. | 1 | + | |||||
30. | Репетиция инсценировки этической сказки. Разучивание ролей. Изготовление реквизита и костюмов к сказке. | 1 | + | |||||
31. | Репетиция инсценировки этической сказки. Разучивание ролей. Изготовление реквизита и костюмов к сказке. | 1 | + | |||||
32. | Инсценировка новой этической сказки для учащихся 2 класса. | 1 | + | |||||
33. | Подготовка к проведению Недели этики. | 1 | + | |||||
34 | Неделя этики. | 1 | + | |||||
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"
Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...
авторская РП по внеурочной деятельности "Я-культурный человек"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир человека"
Рабочая программа внеурочной деятельности. Предназначена для учащихся 2 класса. Данная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духо...
Я-культурный человек. Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению
Я-культурный человек. Рабочая программавнеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир человека" 2 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир человека» для 2 класса составлена на основе авторской программы С. Гин «Мир человека» («ШКМ. Мир человека. Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этикет для младших школьников» Культурно – спортивное НАПРАВЛЕННОСТЬ В РАМКАХ ФГОС НОО для учащихся начальной школы 3 классов
Программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»...