Программа "Я - маленький гражданин России"
методическая разработка ( класс) на тему
Программа “Я – маленький гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – маленький гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Я маленький гражданин России | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Я - маленький гражданин России»
(направление: духовно-нравственное)
Срок реализации –4 года
1 – 4 класс
Составила:
учитель начальных классов
Кожина Наталья Ивановна
Пояснительная записка
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Актуальность. В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Программа “Я – маленький гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – маленький гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – маленький гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе – коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Программа “Я – маленький гражданин России” используется с 1-4 классы и рассчитана на 1 час в неделю. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
- ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
- “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте».
- “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая».
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, беседы об искусстве, организация выставок детского творчества и фотовыставок, разучивание русских народных песен, танцев.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в школьный музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
-воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
-формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
Обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: игра «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы.
Формы проведения
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия, поход
- практическое занятие, викторина
- встречи с участниками исторических событий
Ценностные установки:
Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Личностные результаты:
–осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
–осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
–уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
–уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
–способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
–способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
–умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
–освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
–способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
–приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
–совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
–усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
–владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
–владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
–овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
–знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания (определяется применением методов сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, наблюдения, анкетирования.)
Высокий уровень:
-у учащихся сформирована устойчивость внутренней позиции школьника;
-опираясь на свой собственный опыт умение оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие;
-проявление толерантности по отношению к окружающим людям и событиям;
-умение адаптироваться и быстро ориентировать в незнакомой ситуации;
-высокая познавательная активность, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая.
Средний уровень :
-относительная устойчивость внутренней позиции школьника; -опираясь на свой собственный опыт школьник затрудняется оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие;
-частичная сформированность терпимости и гуманистического отношения к окружающим людям и событиям;
-трудности в адаптации к новым условиям;
-мотивация внешняя, школа привлекает больше внеучебными сторонами, низкая познавательная активность.
Низкий уровень:
-неустойчивость внутренней позиции школьника;
-опираясь на свой собственный опыт, не умеет оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие.
- интересы детей и педагогов совпадают лишь частично, взаимоотношения детей в коллективе неустойчивые, не имеют существенных основ для укрепления;
-низкая учебная мотивация, нежелание получать знания.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля:
• диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;
• анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);
• методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);
• изучение самооценки личности младшего школьника;
• методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
• проектная методика «Автопортрет»;
• конкурс рисунков «Я и мой класс»;
•изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
• социометрия;
• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степанова;
• методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);
• диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
• доброжелательный;
• порядочный;
• самодисциплинированный;
• уверенный;
• терпимый (толерантный);
• самостоятельный;
• ответственный;
• целеустремленный (особенно к знаниям);
• внимательный к сверстникам;
• аккуратный;
• уважительный;
• любящий;
• интеллектуальный;
• здоровый;
• общительный;
• любознательный;
•сопереживающий;
• воспитанный;
• трудолюбивый;
• открытый;
• активный.
Содержание программы:
1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.
2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени. История моего посёлка. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. «Я и школа» (8 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе.
Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка.
Самый красивый школьный двор
Экскурсии по школе, по школьному саду Акции.
5.«Я и мое Отечество» (6 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков.Экскурсии, экологические акции.
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Сбор игр.
2. «Я и семья» (5 часов).Формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура» (4 часа). Формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс.
Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе?
Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5.«Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права.Мой любимый город.
О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города.
День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3-й класс «Россия - Родина моя» (34 часа)
1.«Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден?
2.«Я и семья» (8 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений.
3.«Я и культура» (3 часа). Формирование отношения к искусству.
Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Богатыри земли Русской. Новогодние зарисовки.
Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Экскурсия в библиотеку.
4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. По каким правилам мы живем. Наша школа в будущем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок.
5. «Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков.. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков..
4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.
3.«Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.«Я и школа» (4 часа). Формирование гражданского отношения к школе.
Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений.
5.«Я и мое Отечество» (10 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.
Мини-проекты, презентации Оформление альбома. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Календарно-тематическое планирование
1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | Дата проведения |
1 . Праздник первого звонка | 1 | 1 | ||
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе | 1 | 1 | ||
3. Моя семья - моя радость | 1 | 1 | ||
4. Правила поведения в школе. Урок-игра | 1 | 1 | ||
5. Экскурсия по школьному саду | 1 | 1 | ||
6. Я, ты, мы. Игра | 1 | 1 | ||
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина | 1 | 1 | ||
8.У природы нет плохой погоды… Экскурсия в лес | 1 | 1 | ||
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала | 1 | 1 | ||
10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 | 1 | ||
11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков | 1 | 1 | ||
12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | ||
13. История моего села. Экскурсия в музей | 1 | 1 | ||
14. Светофор -наш друг. Встреча с сотрудниками ГАИ | 1 | 1 | ||
15. Законы жизни в классе. Урок-игра | 1 | 1 | ||
16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия | 1 | 1 | ||
1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация | 1 | 1 | ||
18. Школа вежливости. Беседа | 1 | 1 | ||
19. Маленькая страна. Экологическая акция | 1 | 1 | ||
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков | 1 | 1 | ||
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов | 1 | 1 | ||
22. Загляните в мамины таза. Праздник | 1 | 1 | ||
23. Встречаем Масленицу | 1 | 1 | ||
24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли | 1 | 1 | ||
25. Слушаем сказки моей бабушки | 1 | 1 | ||
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина | 1 | 1 | ||
27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен | 1 | 1 | ||
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу | 1 | 1 | ||
29. Мои родные - защитники Родины. Проект | 1 | 1 | ||
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества | 1 | 1 | ||
31. Десант чистоты и порядка | 1 | 1 | ||
32. Самый красивый школьный двор. Акция | 1 | 1 | ||
33. С чего начинается Родина? КВН | 1 | 1 |
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | Дата проведения |
1. Урок Мира | 1 | 1 | ||
2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | 1 | 1 | ||
3.Обязанности ученика в школе. Беседа | 1 | 1 | ||
4.Осень в родном селе. Фотоконкурс | 1 | 1 | 1 | |
5.Подумай о других. Беседа с элементами игры | 1 | |||
6.Я- ученик. Беседа с творческим заданием | 1 | |||
7. Родной край в древности. Экскурсия в музей | 1 | 1 | ||
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | ||
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений | 1 | 1 | ||
10. Мой портфель. Игра-экспромт | 1 | 1 | ||
11. Моя любимая мамочка. Презентация | 1 | 1 | ||
12. Школьная символика. Символика класса (гимн, герб, флаг) | 1 | 1 | ||
13. Мое село. Экскурсия | 1 | 1 | ||
14.Проект «С чего начинается Родина» | 1 | 1 | ||
15. О чем шепчут названия улиц родного села. Конкурс рисунков | 1 | 1 | ||
16. «Спички-это не игрушки» встреча с сотрудниками МЧС | 1 | 1 | ||
17. Экология нашего села. Беседа | 1 | 1 | ||
18.Столовая для птиц. Вывешивание кормушек | 1 | 1 | ||
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | ||
20. Мы и наши права. Встреча с сотрудниками полиции | 1 | 1 | ||
21. Акция «Батарейка» | 1 | 1 | ||
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений | 1 | 1 | ||
23. Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование | 1 | 1 | ||
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра | 1 | 1 | ||
25. Широкая Масленица. Игра | 1 | 1 | ||
26. В здоровом теле-здоровы дух. | 1 | 1 | ||
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие | 1 | 1 | ||
28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие | 1 | 1 | ||
29. День птиц. Выставка рисунков | 1 | 1 | ||
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей | 1 | 1 | ||
31 . Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества | 1 | 1 | ||
32. Открытка ветерану. Акция | 1 | 1 | ||
33. «Книга Славы» Проект | 1 | 1 | 1 | |
34. Знай и люби свой край. Викторина | 1 | 1 |
3-й класс «Россия - Родина моя» (34часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | Дата проведения |
1. Кому нужна моя помощь? Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | ||
2.Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 | 1 | ||
3.Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | ||
4.Для чего я рожден? | 1 | 1 | ||
5.Откуда я родом. | 1 | |||
6.Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | 1 | ||
7.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 | 1 | ||
8.Моя семья - моя радость. | 1 | 1 | ||
9.У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 | 1 | ||
10.Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! | 1 | 1 | ||
11.Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | 1 | ||
12.Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. | 1 | 1 | ||
13.Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Викторина. | 1 | 1 | ||
14.Богатыри земли Русской. Экскурсия в библиотеку. | 1 | 1 | ||
15.Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 | 1 | ||
16.Мой класс - моя семья. Беседа. | 1 | 1 | ||
17.Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе. | 1 | 1 | ||
18.Ты и твои друзья. Игра. | 1 | 1 | ||
19.Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. | 1 | 1 | ||
20.По каким правилам мы живем. Игра. | 1 | 1 | ||
21. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений, проектов. | 1 | 1 | ||
22.Знакомства с символами Российского государства. | 1 | 1 | ||
23.Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Путешествие по страницам журналов. | 1 | 1 | ||
24.Флаги России. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | ||
25.Мой Пермский край. Конкурс рисунков, проектов. | 1 | 1 | ||
26.Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 | 1 | ||
27.Как вести себя при пожаре? | 1 | 1 | ||
28.История Отечества. Аукцион знаний. | 1 | 1 | ||
29. Экскурсия в в музей «Зал боевой Славы» | 1 | 1 | ||
30.Честь имею. Вам, защитники Отечества! Игровая программа. | 1 | 1 | ||
31.Животные из Красной книги. Доклады. | 1 | 1 | ||
32.Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильмов. | 1 | 1 | ||
33.Чем живет планета Земля? КВН. | 1 | 1 | ||
34.Судьба Земли - наша судьба. | 1 | 1 |
4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | Дата проведения | ||
1. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | ||||
2. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры | 1 | 1 | ||||
3. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение | 1 | 1 | ||||
4. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | ||||
5. Панорама добрых дел. | 1 | 1 | ||||
6. Забота о родителях - дело совести каждого. | 1 | 1 | ||||
7. Я и моя семья. Фотовыставка | 1 | 1 | ||||
8. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов | 1 | 1 | ||||
9. Игры с младшим братом (сестрой) | 1 | 1 | ||||
10. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина | 1 | 1 | ||||
11. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут | 1 | 1 | ||||
12. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов | 1 | 1 | ||||
13 . Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие | 1 | 1 | ||||
14. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 | 1 | ||||
15. Я и мой класс. Конкурс рисунков | 1 | 1 | ||||
16. Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 | 1 | ||||
17. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов | 1 | 1 | ||||
18. Зачем нужно учиться в школе. Диспут | 1 | 1 | ||||
19. Поговорим о толерантности | 1 | 1 | ||||
20. Символика России. Символы нашего края. | 1 | 1 | ||||
21. Государственный праздник - День Согласия и примирения | 1 | 1 | ||||
22. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети» | 1 | 1 | ||||
23. Основной закон жизни нашего государства. Беседа | 1 | 1 | ||||
24. Я - гражданин России. Игра-викторина | 1 | 1 | ||||
25. Герои России. Сообщения учащихся | 1 | 1 | ||||
26. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа | 1 | 1 | ||||
27. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества | 1 | 1 | ||||
28. Мой прадед -герой. Оформление альбома | 1 | 1 | ||||
29. В ответе за тех, кого приучили. Проект | 1 | 1 | ||||
30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек | 1 | 1 | ||||
31. Знаешь ли ты страны мира? Викторина | 1 | 1 | ||||
32 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика | 1 | 1 | ||||
33. Я - житель планеты Земля. Круглый стол | 1 | 1 | ||||
34. Берегите природу. Конкурс экологических сказок | 1 | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2010. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...
Рабочая программа "Я гражданин России"
План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...
Классный час « Я – маленький гражданин России».
Классный час....
Авторская программа "Я - гражданин России"
Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....
Я - маленький гражданин России
Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости - это национальная гордость. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою зем...
Программа Я- гражданин России
Подпрограмма воспитания школьников с 1 по 4 класс "От возможностей каждого-к успешному классному коллективу"...