«Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее»
методическая разработка ( класс) на тему
Программа развития классного коллектива: « Мир – по прежнему красив»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_konkurs_metodicheskih_razrabotok_pedagogov.docx | 89.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс методических разработок педагогов «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее»
БОУ « Воскресенская СОШ»
Калачинского района.
Омской области.
Программа развития классного коллектива: « Мир – по прежнему красив»
Автор: учитель начальных классов
Волошина Наталья Ивановна
Реализации программы 4 года
2016 год
Содержание
1 | I Введение | 3 |
2 | II Основная часть | 4 |
3 | I часть: Воспитательный план внеурочное время | 6 |
4 | II часть План воспитательных результатов через учебные дисциплины | 15 |
5 | Диагностические материалы. | 24 |
6 | Методические рекомендации | 40 |
7 | Термины | 43 |
8 | Литература | 45 |
I Введение
«Человеком ты родился,
но Человеком должен стать»
В.А.Сухомлинский
Детство - это важный период в жизни ребенка и крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят
Что такое духовно – нравственные качества личности:
Это «Совестливость» (совесть есть уверенность в знание добра) .
« Ответственность» ( дает отчет в своих действиях).
« Справедливость» ( ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость)
« Честь», « Достоинство» (это награда. « Береги честь смолоду» . Честность, самолюбие, самоуважение, скромность, гордость»
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в начальных классах, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости моей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
Моя работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе»
На протяжение четырёх лет обучения в начальной школе я буду работать по программе « Мир – по прежнему красив» и являюсь автором программы, и реализовывать задачи первой ступени. Развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания детей в процессе их духовно- нравственного воспитания.
II Основная часть
. Ребёнок –субъект жизни и школьное воспитание , определяет цель « Личность способную строить жизнь достойную Человека». Из этого вытекла цель « Развитие морально и духовно нравственных качеств»
Из цели вытекли задачи:
- 1. Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований
2. Привитие нравственные чувства :отзывчивость , понимание и сопереживание.
3 Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу, к семье.
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
4.Воспитание трудолюбия, творческому отношению к учению, труду жизни.
5.Воспитание ценностного отношения к природе.
Программа состоит из двух частей
1 часть : Воспитательный план внеурочное время.
2 часть :План воспитательных результатов через учебные дисциплины.
Ожидаемые результаты
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
I часть: Воспитательный план внеурочное время
- раздел: Обеспечение условий достойного безопасного пребывания детей в О У.
Духовное здоровье - соблюдение ценностей и убеждений.
- задачи. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей
- 1.2 принцип: Дисциплинированность, требовательность к себе и другим, решимость ,настойчивость.
Работа с коллективом | Дата | Индивидуальная работа с учащимися | Работа с родителями | Учителями предметниками | С окружением | |
1 физ - минутки
| ежедневно | Составление маршрутного листа от дома до школы. ( сентябрь) | Индивидуальная работа « Здоровье твоего ребенка» | Участие в спортивных мероприятиях ( учитель физкультуры) | Встреча с мед. Работником « Спорт и вредные привычки» | |
Кл час « Дружи с водой» | Инструктаж « Правила поведение на экскурсии» ( в течении года | Родительское собрание: « Гармония души и тела, режим дня и здоровья» | Встреча с учителем ОБЖ | Встреча со спортсменами « Я и спорт» | ||
Экскурсия « Безопасное поведение на дороге» | Изготовление памяток « Я еду на новогоднюю ёлку» « Я иду по дороге» ( в течении года) | Индивидуальная работа « Домашнее задание – каким ему быть и как его выполнять» | Встреча с семейными династиями , активно занимающимися спортом. | |||
Спартакиады « Здоровье лучшее богатство» | Проведение анкетирования « Моё здоровье» | Индивидуальная. беседа : « Развитие интереса к спорту у ребенка в семье» | ||||
Викторина Кл. час « Спорт и вредные привычки» | Беседа с детьми с ослабленным здоровьем. | |||||
Экскурсия « Перекрестки и их виды» | ||||||
Кл. час « Режим дня и спорт» | ||||||
Игра – беседа « Глаза ,главные помощники» | ||||||
Веселые старты « Спорт любить ,здоровым быть» | ||||||
Экскурсия «Как переходить правильно улицу» | ||||||
Игровая программа « Еду по дороге на велосипеде» | ||||||
Проведение « Дня Здоровья» |
II раздел Обеспечение позитивных межличностных отношений .
2.1 задачи: Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Включать учащихся в осмысление принципов совестливость, ответственность, справедливость, честь и достоинство.
2.2 принцип: « Справедливость, как добродетель – перекрещивается с совестью и честью». « Береги честь смолоду»
Работа с коллективом | Индивидуальная работа с учащимися | Работа с родителями | Учителями предметниками | С окружением | ||
Кл. час « Доброе слово, что ясный день» « Добрым жить на белом свете веселее» | Правила поведения в школе. | Индивидуальная беседа « О детской дружбе» | Встреча с детьми коллективов среднего и старшего звена | Посещение детского сада. | ||
Игра –беседа «Простые правила этикета» « Подумай о других» | Правила поведения в столовой, в поликлинике, в транспорте, в ДК. | Посещение квартир | ДК « Делай добрые дела» | |||
Путешествие в сказку «Узнай себя» « Дело время ,потехе час» Праздник « День матери» « Поздравляем наших мам» | Правила честной игры и состязаний | Родительское собрание «Чем порядочнее человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии» | Посещение социально-го центра» | |||
Беседа « Нам счастья не сулит обида чья-то» « Со взрослыми и сверстниками» | Правила дружной работы | Беседа за круглым столом «Ответствен-ность, честь, достоинство, справедли-вость» | ||||
Праздник- общение « Подарок коллективу» « Поговорил бы кто со мной» « Делаем стенгазету» | Правила товарищества | Привлечение родителей в участиях ( конкурсах, в праздниках ) по теме: «Нравстенность» | ||||
Игра –беседа « Повседневный этикет» | Занятие в клубе « Азбука нравственности» | |||||
Час общения « Весёлые правила хорошего тона» | Привлечение учащихся в участие по нравственной тематике ( в праздниках, конкурсах, сюрпризах) | |||||
Игра « Сказка об этикете» | ||||||
Беседа « Путешествие в страну этикета» | ||||||
Кл. час « Путешествие в волшебную сказку этикета» | ||||||
Беседа « Мой дом –моя семья». | ||||||
Кл. час « В труде человек хорошеет» |
III раздел. Содействие освоение программ общего и дополнительного образования
- задачи Обучать учащихся в рамках школьных общеобразовательных программ
Включать задачи по развитию духовно- нравственных качеств личности
- Птица красна пером, а человек уменьем.
Работа с коллективом | Индивидуальная работа с учащимися | Работа с родителями | Учителями предметниками | С окружением | |
Игра « Штурманы» | Работа с тестами | Особенности обучения в начальной школе. | Экскурсии в кабинет химии | Посещение библиотеки | |
Через тернии к звёздам | Работа с загадками, кроссвордами. | Встреча за круглым столом « Мой ребенок в школе» | Экскурсии в кабинет информатики | ||
Олимпиады | Участие в телекоммуникационных проектах ( региональных, во Всероссийских, международных) « Дети спасут мир» | Встреча с родителями имеющих затруднения в учебе | Экскурсии в кабинет географии | ||
Игра- конкурс « Муравей» | Работа с одаренными детьми Разработка научно- исследовательских работ. | День открытых дверей | Экскурсии в кабинет физики | ||
Игра- конкурс « Слон» | |||||
Игра- конкурс « Вундеркинд» | |||||
Игра- конкурс « Пони» |
IV раздел Осуществление патриотического гражданского - правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся
- 4.1 задачи . Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований
- Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу, к семье.
- .Воспитание ценностного отношения к природе
4.2 принцип: « Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.»
« Школа- это мастерская человечности»
Работа с коллективом | Индивидуальная работа с учащимися | Работа с родителями | Учителями предметниками | С окружением | ||
Урок – Мира | Правила и обязанности учащихся( знакомство с уставом школы и традициями школы, села) | Родительских практикум « Корзина чувств» | Посещение музея | Встреча с ветеранами труда и войны . | ||
Час общения « Я гражданин России» | Знакомство со статьями ( документами защищающие права ребёнка) Участие в проекте « Моя конституция» | Родительское собрание» « Права и обязанности школьника» | Встречи с папами отслужившие армию. | |||
Праздник « День Защитника Отечества» | Работа с НОУ : темы « Моя родословная» « Родовая духовность»«По страницам истории своей семьи»« История Куликовской церкви Архангела Михаила в истории развития села Куликово» | |||||
Праздник « День Птиц» | участие в проекте « Знакомые незнакомцы» « Тайге быть» « Наши пернатые друзья» НОУ « Мои любимые рыбки» «Как правильно питаться кошкам» « Русская береза в творчестве моих ровесников» | |||||
Знакомство с историями людей, оставивших след» | Участие в проекте « Недаром помнит вся Россия про день Бородина» | |||||
Посещение музея « Боевой славы» Город Калачинск. | Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка « Однажды летом» | |||||
Экскурсия в храм | Участие в проектах: « Рождественское чудо» « Новогодние колядки» «» Дорога к храму» « Пасхальные традиции» | |||||
Праздник « День Победы» | Участие в проекте « У войны не детские года» |
Vраздел Вариативный компонент воспитания учащихся
5.1 задачи: Изучить возрастные особенности учащихся, специфику класса, через диагностику . Выявить интересы и запросы учащихся, родителей, для сохранения и развития традиций класса, школы.
5.2 принципы: « Человек духовный осознает своё достоинство , как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу. Он никогда не позволит помыкать собой, унижать и издеваться».
Работа с коллективом | Индивидуальная работа с учащимися | Работа с родителями | Учителями предметниками | С окружением | |
Классные собрания | Проведение диагностики в течение года | Родительское собрание « Обсуждение с родителями школьного дня ребёнка» | Встречи с учителями предметниками | Посещение кружков в ДК по интересам | |
Распределение поручений | Встречи учащихся с родителями по интересам | ||||
Праздники по сезонам День именинника, новогодние огоньки, 8 марта , | |||||
Литературные вечера | |||||
Выпускной вечер | |||||
VI раздел Профилактическая деятельность
6.1 задача :Формирование отношений к материальным ценностям
6.2 принцип: «Воспитанность, качество личности»
« Уважение и доброжелательность к каждому человеку»
Работа с коллективом | Индивидуальная работа с учащимися | Работа с родителями | Учителями предметниками | С окружением | |
Классное собрание « Составим законы класса по которым мы будем жить» | Диагностика | Консультации родителей « Эмоциональные проблемы» | Индивидуальные встречи с психологом | Встречи с представителями общественности. | |
Часы общения | Привлечение учащихся в деятельность класса. | Изучение семей | |||
Мир твоего увлечения | Привлечение детей в кружки по интересам. | Родительское собрание « Наши трудные дети» |
II часть План воспитательных результатов через учебные дисциплины
Воспитание гражданственности , патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям граждан.
Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания детей | Русский язык | Литература | Математика | Окружающий мир | ИЗО | Технология | Музыка | Ф-ра |
Знать: - наизусь 2-3 стихотворения разных авторов . Содержание произведений о Родине. Первый куплет и припев гимна России. -название своего государства, столицы -название своего села -правила и обязанности учащихся. -знать ответственность , когда человек исполняет свой гражданский долг. Позитивно относится -к традициям своего народа -к традициям села - к традициям класса. Уметь - находить нужное произведение - понимать содержание прочитанного - задавать вопросы и отвечать - называть столицу России , главную площадь, Историческую достопримечательность. - называть правила и права обязанности учащихся. | + + | + + + + + + + | + + + + + + + + + | + + | + + + |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания детей | Русский язык | Литература | Математика | Окружающий мир | ИЗО | Технология | Музыка | Ф-ра |
Знать: -авторов ( рассматриваемых проблем) -правила поведения в общественных местах. -памятные страницы истории села, Родины - нормы этики в отношениях с окружающими и близкими людьми. - понятия как совестливость, ответственность, справедливость, честность, скромность, самоуважение, гордость. Позитивно относится: - к окружающим своего села, своей улицы, к товарищам, к друзьям. Уметь: -определять смысл рассказа по нравственной проблеме -понимать прочитанное - вступать в дискуссию -накапливать предотвращения конфликтной ситуации и нравственного решения. | + | + + + + | + | + + + + | + + + + | + + + + | + + + + | + + |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению , труду, жизни.
Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания детей | Русский язык | Литература | Математика | Окружающий мир | ИЗО | Технология | Музыка | Ф-ра |
Знать: -роль трудовой деятельности в жизни человека -содержание труда людей ближайшего окружения -профессии своей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира. Позитивно относится: - к трудовой деятельности классного коллектива и товарищей. Друзей к профессиям человека труда Уметь: -применять информацию для решения различных задач -осуществлять сотрудничество в совместной работе. -составлять словесный план трудовой деятельности. | + | + + | + + | + + | + + + |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания детей | Русский язык | Литература | Математика | Окружающий мир | ИЗО | Технология | Музыка | Ф-ра |
Знать: -правила личной гигиены -правила использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами. Позитивно относится: -к здоровому образу своей семьи, близкому окружению Уметь: -соблюдать правила личной гигиены. -соблюдать правила безопасных приемов работы с материалами инструментами. -выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровье безопасного поведения на улице , в быту. | + + | + + + | + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания детей | Русский язык | Литература | Математика | Окружающий мир | ИЗО | Технология | Музыка | Ф-ра |
Знать: -стихи разных авторов содержание произведений содержащих информацию об окружающем мире. -результаты своих действий в деятельности с природой. Позитивно относится: - к охране природных богатств -к охране окружающей среде. Уметь: -обнаруживать красоту и смысл окружающего мира природы и человеческих отношений. -выполнять правила поведения в природе и участие в ее охране. - нести ответственность за младших своих друзей ( животных) | + + + + | + + + | + + | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях.
Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания детей | Русский язык | Литература | Математика | Окружающий мир | ИЗО | Технология | Музыка | Ф-ра |
Знать: Понятие -красота окружающего мира -дружба -любовь -честь -достоинство -совесть -справедливость Позитивно относится: - к музыке -к изобразительному искусству --к культуре труда Уметь: -выражать самые важные переживания о красоте окружающего мира, -о дружбе -о любви -находить средства художественной выразительности в тексте. | + + + | + + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + |
Диагностические материалы.
Анкетирование
Родителям предлагается продолжить следующие предложения:
Вредные привычки – это …
Вредные привычки – следствие…
От вредных привычек можно избавиться, если…
Вредные привычки нашего ребенка – это…
Вредные привычки нашего ребенка – следствие…
Мы считаем, что наш ребенок в состоянии…
Мы не считаем, что наш ребенок в состоянии…
Избавиться от вредных привычек можно с помощью…
Мы понимаем, что…
Для того чтобы ребенок избавился от вредных привычек, ему нужно…
Мы можем посоветовать другим родителям из собственного опыта…
Анкетирование
В работе с родителями большое внимание классный руководитель должен уделить вопросу понимания ими нравственных категорий. С этой целью он может предложить родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися. Предлагая родителям дать определение нравственных категорий, он должен предложить им вариант вопроса, который помогает определить понимание родителями той или иной нравственной категории как практически, так и теоретически.
Доброта – это…
Быть добрым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Милосердие – это…
Быть милосердным – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Терпимость – это…
Быть терпимым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Отзывчивость – это…
Быть отзывчивым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Послушание – это…
Быть послушным – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Справедливость – это…
Быть справедливым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Перечень общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей
Определить свое отношение к данным ценностям по следующей шкале: очень значимы – «3», значимы «2», не очень значимы – «1», неприемлемы – «-», непонятны – «0».
Ценности | Балл | Ценности | Балл |
1. Верность поставленной цели | 17. Великодушие | ||
2. Способность к состраданию | 18. Готовность прийти на помощь | ||
3. Участливость | 19. Святость | ||
4. Чувство надежности, безопасности | 20. Честность | ||
5. Убежденность | 21. Смирение | ||
6. Стремление сотрудничать с другими | 22. Инициативность и находчивость | ||
7. Мужество | 23. Оптимизм | ||
8. Упорство в достижении цели | 24. Доброта | ||
9. Энтузиазм, активное отношение к жизни | 25. Любовь | ||
10. Справедливость | 26. Преданность в дружбе | ||
11. Вера | 27. Послушание | ||
12. Верность | 28. Терпение | ||
13. Чувство товарищества | 29. Миролюбие | ||
14. Способность прощать | 30. Настойчивость | ||
15. Дружелюбие | 31. Радостное восприятие жизни | ||
16. Вежливость | 32. Готовность уповать на Бога |
Анкетирование « Пословицы»
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащегося и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения: учащимся предлагается бланк с пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с её содержанием по следующей шкале.
- балл- согласен в очень незначительной степени,
2 балла- частично согласен
3 балла- в общем согласен
4балла- почти полностью согласен
5баллов- совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждому пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаю следующие пословицы:
1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить -- не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги -- дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу -- половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди -- всё, а деньги -- сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать -- жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело -- сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все -- соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет -- приятели откажутся.
13. а) ученье -- свет, неученье -- тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатому быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон -- паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон -- что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в -- духовное отношение к жизни, б, г -- бездуховное отношение к жизни;
2) а, в – не значимость материального благополучия в жизни, б, г -- материально благополучная жизнь;
3) а, в -- счастливая, хорошая жизнь, б, г -- трудная, сложная жизнь;
4) а, в -- оптимистическое отношение к жизни, б, г -- пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в -- решительное отношение к жизни, б, г -- осторожное отношение к жизни;
6) а, в -- самоопределение в жизни, б, г -- отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в -- стремление к достижениям в жизни, б, г -- отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в -- хорошее отношение к людям, б, г -- плохое отношение к людям;
9) а, в -- коллективистическое отношение к людям, б, г -- индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в -- эгоцентрическое отношение к людям, б, г -- эгоистическое отношение к людям;
11) а, в -- альтруистическое отношение к людям, б, г -- паритетное отношение к людям;
12) а, в -- значимость дружбы, б, г – не значимость дружбы;
13) а, в -- значимость ученья, б, г – не значимость ученья;
14) а, в -- значимость труда, б, г – не значимость труда;
15) а, в -- значимость соблюдения законов, б, г – не значимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".
Основной принцип оценивания полученных результатов -- сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» -- об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Тест «Размышляем о жизненном опыте»
составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса | Буква ответа | ||
а | б | в | |
1 | * |
|
|
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
- На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
- а) обойду, не потревожив;
- б) отодвину и пройду;
- в) смотря какое будет настроение.
- Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
- а) ничего, какое мое дело;
- б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
- в) подойду и непременно заговорю.
- Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
- а) тороплюсь в школу;
- б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
- в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
- Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
- а) предложу свою помощь;
- б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
- в) если попросят, я, конечно, помогу.
- Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
- а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
- б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
- в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
- Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
- а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
- б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
- в) вступаюсь за обиженного.
- Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
- а) они мои, раз я их нашел;
- б) завтра спрошу, кто их потерял;
- в) может быть, возьму себе.
- Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
- а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;
- б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
- в) на свои знания.
- Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
- а) найду что-нибудь рядом с домом;
- б) поищу высокооплачиваемую работу;
- в) хочу создавать нечто ценное на земле.
- Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
- а) по России;
- б) по экзотическим странам;
- в) по одной из ведущих развитых стран.
- Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
- а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
- б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
- в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
- Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
- а) соглашусь с благодарностью;
- б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;
- в) отказываюсь решительно.
- Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
- а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
- б) выполняю, конечно;
- в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
- Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
- а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
- б) не знаю, как придется;
- в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
- Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?
- а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
- б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
- в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
- Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
- а) еду на дачу согласно плану;
- б) не еду, остаюсь, конечно;
- в) жду, что скажет мой товарищ.
- Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
- а) бездомный щенок;
- б) взрослый пес с известным Вам нравом;
- в) дорогой щенок редкой породы.
- Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
- а) напомню о праве на отдых;
- б) делаю, раз надо;
- в) посмотрю, что скажут остальные.
- С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
- а) отвечаю тем же;
- б) не замечаю, это не имеет значения;
- в) разрываю связь.
- Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
- а) играю, конечно;
- б) разумеется, не играю;
- в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
- Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
- а) самому (самой) приготовить все блюда;
- б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
- в) пригласить гостей на кофе.
- Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
- а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
- б) обеспокоен, строю планы самообразования;
- в) буду ожидать новых сообщений.
- а) ужасно завидую, мне неудобно;
- б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
- в) я, как все, аплодирую.
- Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
- а) отдаю – здоровье дороже;
- б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
- в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
- Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
- а) о новогодних подарках;
- б) о каникулах и свободе;
- в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
- Какова роль музыки в Вашей жизни?
- а) она мне нужна для танцев;
- б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
- в) она мне просто не нужна.
- Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
- а) снятся родные места;
- б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
- в) не замечал (не замечала).
- При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
- а) нет, если мои дела идут хорошо;
- б) да, в настоящее время довольно часто;
- в) не замечал (не замечала).
- Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
- а) отбираю интересное и приношу;
- б) ненужных мне книг у меня нет;
- в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
- Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
- а) да, безусловно, могу;
- б) нет, на свете много интересного;
- в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
- Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
- а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
- б) человеку просто повезло прославиться;
- в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Методические рекомендации
При разработке и реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее - Программа) следует учитывать следующие рекомендации.
1.Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы .
2.Документ ОУ должен содержать конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
3.Собственная программа должна строиться с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося
5.Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.
6.Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников ОУ должна быть направлена на сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям и возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
С целью создания образовательным учреждением режима максимального благоприятствования процессам духовно-нравственного развития личности
1 этап (его можно считать подготовительным) предполагает обязательный углубленный анализ двух сред:
-широкого социального, социально-культурного, социально-экономического, этнорелигиозного, историко-архитектурного и т.д. пространства, в котором функционирует образовательное учреждение;
-психологического, социального, культурного «фона», существующего в самом образовательном учреждении, степени и способов влияния внешних факторов на главных субъектов процесса духовно-нравственного воспитания личности: учителей, учащихся и их родителей в целях выяснения сильных и слабых сторон характера их взаимоотношений между собой и с внешней средой и т. д.
2 этап – диагностический. На данном этапе разработки Программы особое внимание следует уделить выяснению моментов, связанных с позиционированием младших школьников в Программе:
-выявление уровней нравственно-этической готовности ребенка к школьному обучению;
-наличие у учащихся и их родителей собственных взглядов по конкретным направлениям реализации Программы;
-наличие и характер Я - концепции младшего школьника;
-уровень самоуважения и самопринятия, развитость чувства собственного достоинства;
-степень избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость.
3 этап - определение на основе проведенного анализа основных дефицитов в контексте задач целенаправленного духовно-нравственного воспитания, зафиксированных в Программе образовательного учреждения.
4 этап - определение основных форм учебных и внеучебных (в том числе внешкольных) детских и детско-взрослых деятельностей, участие в которых обещает привести к наиболее существенным, на взгляд разработчиков Программы, результатам и эффектам в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся.
5 шаг - определение внешних партнеров образовательного учреждения по реализации Программы (как внутри системы образования, так и за ее пределами), создание механизма их взаимодействия с ОУ.
^ 6 шаг – оформление Программы ОУ как части ООП школы первой ступени ОУ.
Термины
Воспитанность - это показатель сформированности отношений школьника к окружающему миру, которые реализуются в различных видах деятельности, поступках, в условленных и практических действиях.
Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми.
Нравственное здоровье - это культура поведения в обществе, т.е. система ценностей и поведения.
Духовное здоровье - соблюдение ценностей и убеждений.
Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, так же область знаний о них.
Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе; складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении.
Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Культурный человек - образованный, стоящий на высоком уровне культуры.
Культура - высокий уровень развития.
Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы.
Совестливость - совесть есть уверенность в знание добра .
Ответственность - дает отчет в своих действия.
Справедливость - ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость .
Литература
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
3.А .И. Шемшурина « Этическая грамматика в начальных классах»
4. Н .Н. Лебедева « Диагностика состояния воспитательной системы образовательного учреждения. Омск- 2007
5.Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»
laquo;Воспитание: взгляд в будущее»...
Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»
Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»...
Воспитание: взгляд в будущее.
В данной статье описываются проблемы воспитания нового поколения детей и методы решения данной проблемы....
Эссе « Воспитание: взгляд в будущее»
Воспитание подрастающего поколения....
Эссе "Воспитание – взгляд в будущее"
Эссе "Воспитание – взгляд в будущее"...
Эссе по теме: "Воспитание: взгляд в будущее.
Эссе-рассуждение...
Эссе на Фестиваль педагогического мастерства 2021. Тема: "Воспитание: взгляд в будущее"
Тема эссе "Воспитание: взгляд в будущее"...