День птиц
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноармейская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Красноармейская СОШ)
Номинация: «Досуговое мероприятие» 3 класс
Щербакова Валентина Геннадьевна учитель начальных классов
«День птиц»
пос. Красноармейский, Орловский район, Ростовская область
2016г.
Цель: Создание условий для формирования экологической культуры.
Задачи:
1.Развивающие:
Развитие познавательных УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Развитие творческих способностей детей, трудолюбия, самостоятельности и инициативы.
Развитие коммуникативных УУД: формировать интерес к общению и групповой работе, учить строить понятные для собеседника высказывания. Содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремленности, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Развитие регулятивных УУД: учить принимать и сохранять учебную цель; формировать умение осуществлять взаимоконтроль. Учить определять и формулировать цель и последовательность действий.
2. Образовательные:
Общеучебные: используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, подбирать необходимые материалы для составления текстов в соответствии с поставленной задачей; отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации предложенного учителем замысла. Логические: синтез, как составление целого из частей, формировать умение выполнять символические действия в паре и группах.
3.Воспитательные: формировать положительное отношение к учению, воспитывать желание сохранения народных традиций, желание осуществлять добрые дела.
Используемая технология: технология деятельностного метода.
Межпредметные связи: изо, литературное чтение, технология, история, музыка, русский язык, математика.
Оборудование и инструменты: проектор и компьютер, аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года», листы самооценки, смайлики и светофоры для рефлексии, фигурка птички, накопленный иллюстративный и печатный материал,
фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, запись «Голоса птиц».
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- коллективная, индивидуальная, самостоятельная.
Планируемые результаты:
- уметь самостоятельно выполнять работу, используя полученные ранее знания; - уметь оценивать свою работу; - закрепить простые приемы работы по охране и заботе о птицах.
Сценарий внеклассного мероприятия «День птиц»
Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые гости, учащиеся нашей школы!
У нас сегодня замечательный праздник.. Ещё в Древней Руси был Обычай - печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих "птичьих домиков".
У нас сегодня замечательный праздник. От долгого зимнего сна пробуждается вся природа: распускаются листья на деревьях, пробиваются первые цветы, от зимнего сна просыпаются животные: пчёлы и бабочки, лягушки и змеи, ежи и медведи. И, конечно же мы встречаем верных спутников весны, её посланников.
Учитель. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!
А чудо спрятано в загадке.
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица). Слайд 1
Учитель: Миллионы лет назад, в юрском периоде мезозойской эры, от древних рептилий археоптериксов произошли птицы, (Слайд №2)
и доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение (Звуковой файл “Голоса птиц”).
А еще через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, а там орел парит свободно, легко!
– Скажите, какая наука изучает птиц? (Орнитология, слайд №3.)
– Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.
В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны. Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих "птичьих домиков". Слайд №4
-Зачем нам нужны птицы?
-Зачем мы строим им домики?
-Что будет, если исчезнут все птицы?
-А чтобы птицы не исчезли, что люди делают?
А) Проекты «Красная книга»
Б)Птицы из пластилина. Дет. выставка.
В) Рисунки детей.
Знакомство с многообразие названий птиц. Слайд №5
Учитель. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
-Что это за птицы? -Зимующие птицы.
-Почему их надо подкармливать зимой?
-Чем полезны синицы?
Слайд №6 Звучит запись «Голоса птиц».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Учитель (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц. (Звучит запись «Голоса птиц»). И улетают птичьи голоса далеко-далеко…
А чтобы не исчезали птицы, что для этого необходимо сделать? (Красная книга Ростовской области) Слайд№7
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом.
Открылась бездна, звезд полна;
звездам числа нет, бездне – дна,
– Что это? (Небо.) (Слайд№8, карта звездного неба.)
Учитель. Благодаря поэтическому отношению человека ко всему, что его окружает, птицы вознеслись на небо. Есть на небе созвездия Лебедя и Орла, они хорошо видны погожими летними ночами. (Слайд№9 с созвездиями.)
На ряду со звёздными орлом есть птицы и на гербах.
– Какие государства поместили орла на своем гербе? (Россия, Польша, Германия и др. – (слайд№10.)
Не только художники, но и композиторы использовали образ птиц в своих произведениях.
(Звучит отрывок из балета “Лебединое озеро” П.И.Чайковского.) (Слайд№11)
Учитель: Вслушайтесь в эти чудные звуки. “Лебединое озеро” – первый написанный П.И.Чайковским балет. Как прекрасна музыка, как точно передает она гордую красоту птицы.
– Ребята, а какие есть сказки, в которых говорится о лебедях вы знаете? (“Дикие лебеди”, “Гуси-лебеди” др.)
Ведущий. Многие назвали сказку Ганса Христиана Андерсена “Дикие лебеди”. Вспомните, когда летят лебеди в теплые края-это называется сезонной миграцией птиц. В пути им приходится многое терпеть: они страдают от голода и холода. Но все равно летят. (Слайд 12 косяк лебедей)
- А какие мы с вами знаем басни, где есть тоже птицы? (Ворона и лисица)
Инсценировка басни.
-Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичное, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
А что ещё нам нужно помнить? Слайд №13
Ученик: Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Ученики читают стихотворения.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им на чужбине снился
Мой домик среди ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Учитель. Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья ! Звучит запись «Голоса птиц».
Не разоряйте птичьего гнезда-
Так счастлива в своем жилище птица!
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Она чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
(К.Кулиев)
конкурс: « Разминка» для всех детей.
- Учитель задает вопросы.
-У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см)
-У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)
-Какую пользу приносят синицы? (Поедают жучков- личинок)
-Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)
-Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под крылья)
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
- Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)
- Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)
- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)
- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)
конкурс: « Почтовый ящик». (работа в группах).
Учитель. Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»
Ответ: синица.
«Небольшая птица широко распространённая в в средней полосе России и Сибири, где гнездится в лиственных, хвойных и смешанных лесах, а также в садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами. Догадались, кто я?»
Ответ: полозень.
«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
Ответ: щегол.
конкурс: «Птичьи разговоры». (работа в группах).
Группы получают карточки:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.
Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
конкурс: «Птичьи профессии». (работа в парах).
Учитель. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
карточки:
Птица – рыболов соловей
Птица – плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица – строитель баклан
Птица – акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
должны соединить стрелками признаки и названия птиц.
Ответ: птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.
Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп
Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.
Легкомысленная мамаша (кукушка).
Игра «Прилетели птицы» все вместе.
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Учитель. Что неправильно, почему?
Ученики. Мухи – это насекомые.
Учитель. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Дети хлопают
Учитель. Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)
Учитель. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Дети хлопают
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки —
И спасибо шутке.
Наш праздник – День птиц – подошел к концу. Подумать обо всем живом на Земле как об очень большой семье, и о птицах, которые в этой семье также имеют право на любовь и заботу, в том числе и на любовь человека. Берегите птиц и заботьтесь о них! Зимой развешивайте кормушки, к весне сделайте новый скворечник. Помните, что птицы – наши верные друзья! Сайт№14
Давайте каждый из вас нарисует птицу дрофу. Сделать это очень просто: обводим ладошку и дорисовываем птичку! А на пальчиках, изображающих хвост птицы, напишем свои впечатления от праздника. Готовые рисунки прикрепляем к доске и обмениваемся впечатлениями.
Слайд №14. Песня нашего земляка.
Вот и филин,
У него в когтях указ.
Вам друзья такой наказ:
«Птичьих гнёзд не разоряйте,
Зимой птицам помогайте.
Корм в кормушки доставляйте,
Весной с радостью встречайте,
В новые скворечники пернатых приглашайте!
С указом царя вы согласны, друзья?!
Птицы из теста, такие забавные,
Символ надежды и доброй весны,
До свидания! Спасибо за внимание!
Литература.
Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: Стихотворный материал на экскурсиях в природу. Начальная школа. 2000.№4. Потапова Л.М. Детям о природе: Экология в играх. Для детей 5-10 лет. Ярославль, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День птиц
Сценарий внеклассного мероприятия...
Открытый урок по теме "День птиц"
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме "День птиц"....
Праздник для учащихся 1-4 классов "День птиц"
Цели: воспитать бережное отношение к птицам; познакомиться снародными приметами...
День птиц. Викторина о птицах.
Ребусы, криптограмма, синонимы о птицах....
Спортивно - музыкальное развлечение «День птиц», посвященное Дню птиц для детей старшего дошкольного возраста.
laquo;День птиц», посвященное Дню птиц для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация "Птицы России" к мероприятию "День птиц"
Учащиеся знакомятся с интересными сведениями о жизни птиц России....
День птиц. Викторина о птицах.
Начальные классы. Окружающий мир.Викторина о птицах....