Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения
методическая разработка (1 класс) по теме

Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения, специальные методические приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ._podv._igry.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Генералова М.А.

Организация подвижных игр незрячих и слабовидящих детей

во внеурочное время

Школьные годы — это период активного роста ребенка и по существу почти единственный период в жизни незрячего ребенка, когда он находится под постоянным и целенаправленным воздействием различных средств обучения и воспитания. В связи с этим долг школы в том, чтобы задачи развития двигательных функций, компенсации дефекта были решены в значительной степени именно в этот период. Задача физического развития незрячих и слабовидящих школьников заключается в создании у них личного двигательного опыта, в формировании навыков основных жизненно необходимых движений. Важно не только научить незрячего и слабовидящего ребенка ходить, бегать, прыгать, подниматься и спускаться с лестницы, но и добиться  согласованности и красоты движения. Все это можно выработать только в единой системе педагогических мероприятий, включающих занятия физкультурой, спортом, прогулки, игры. Подвижная игра как одно из ценнейших средств физического воспитания используется воспитателем во внеклассное время.

Незрячий ребенок, так же как и зрячий, может играть почти в любую подвижную игру, только его нужно специально учить играть. При соответствующем отборе, подготовке, консультации врача, учителя физкультуры многие подвижные игры воспитатель адаптирует  и использует в работе с детьми во внеурочное время.

Дети с тяжелыми нарушениями зрения, как и их зрячие сверстники, стремятся к движению, к действию. Однако первые неудачи, препятствия, столкновения, испытанные  ранее, могут вызвать у незрячего ребенка боязнь пространства. Родители, опасаясь за ребенка, стремятся оградить его от неприятностей, подстраховывают каждое его движение, что в конечном итоге ведет к малоподвижности, к появлению стереотипных навязчивых движений, в которых ребенок в какой-то степени удовлетворяет свое стремление к движению. Воспитатель во внеурочной работе отводит достаточно времени для обучения незрячего ребенка владеть своим телом, координировать движения, опираясь на мышечное чувство. Обучение движениям – это процесс сложный и длительный, связан с многократным объяснением, показом, повторением. Обучая ребенка правильным движениям, воспитатель исправляет параллельно те скованные, неразвитые движения, которые сформировались в дошкольном возрасте, ведет работу по устранению навязчивых движений.

 Каждая игра в основном решает какие-то определенные задачи: развитие координации движений, ориентировки, слуха, совершенствование в беге, ходьбе, прыжках, выносливости, скорости или умения согласовывать свои действия с действиями товарищей по команде, выполнять правила игры, воспитание воли, настойчивости, чувства коллективизма. Например, успешному обучению незрячих детей ориентировке в пространстве способствуют игры, типа «Найди по заданию», «Возьми приз», «Каравай», «Холодно—жарко!» и др. От простых игр для незрячих детей, почти не имеющих игровых навыков («У медведя на бору», «Искание мяча», «Мышеловка)», постепенно осуществляется переход к более сложным играм, где помимо подражания требуется быстрота реакции, умение ориентироваться.

В организации игр незрячих детей воспитатель предусматривает наличие специального оборудования и инвентаря. К такому оборудованию относятся браслеты с колокольчиками, которые надеваются на руку играющим, и дают    возможность незрячим детям определять по слуху, где находится игрок. Мяч, часто используемый в подвижных играх, должен быть немного тяжелее волейбольного с тем, чтобы в полете не так резко отклонялся в сторону и лучше ощущался незрячими. Окрашен в яркий цвет для лучшего восприятия слабовидящими, быть наполненным камешками или горохом и издавать при малейшем движении звук. Остальные принадлежности — флажки, булавы, палки и т. д. ничем не отличаются от спортивного инвентаря зрячих, только при их использовании воспитатель каждый раз проверяет, нет ли изъянов, могущих вызвать травму. Эти меры позволят устранить нервозность и напряженность в игре, связанных с частой потерей мяча, невозможностью определить местонахождение участников игры и т. д.

При подготовке к проведению игры воспитатель делит детей на подгруппы (команды) с учетом их сил и состояния зрения, расставляет на игровые позиции, помогает выбрать водящего, объясняет правила игры, постоянно комментирует ее ход.

Планирование подвижных игр и игровых упражнений

обучающихся с ОВЗ (незрячих) первого года обучения

Упражнения на развитие навыков ориентирования

1. Ознакомление с местом занятий. Обход зала, площадки. Ознакомление с расположением окон, дверей, оборудования, мебели и т.п.

2. Ходьба на голос воспитателя. Повороты на голос воспитателя. Индивидуальная ходьба за воспитателем

3. Ходьба на звуковой сигнал, за звуковым сигналом (по прямой, дуге, кругу)

4. Ходьба по прямой линии, соблюдая прямолинейность движения

5. Ходьба в помещении школы («Класс – столовая», «Класс – спальня», «Класс – библиотека» и т.д.)

6. Ориентирование в играх, при организации режимных моментов

«У медведя во бору»

Подготовка: отмечаются опушка леса и дом, выбирают медведя. Он надевает браслет, идет за линию опушки леса (определяется дорожкой, веревкой и т.п.) и садится на корточки за 2-3 см до нее, остальные идут за линию дома.

Инструкция. Все бегут к опушке, располагаются на одной линии и, делая движения, как будто рвут ягоды и собирают грибы, напевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит

После слова рычит, медведь вскакивает и старается кого-нибудь поймать (осалить). Все играющие убегают к себе в дом. Пойманные дети выбывают из игры (садятся на стулья).

Методические рекомендации. Раньше произнесения слова рычит, медведь не имеет права вскакивать, а дети не имеют права убегать; убежавший раньше считается пойманным. Следует приучить детей, чтобы они не спешили произносить последние слова, все нужно произносить в одном темпе. Детей нужно расставить по возможности шире, чтоб избежать столкновений. Дом должен быть сигнализирован, или там должен стоять помощник со звучащей игрушкой, или ориентировать бегущих детей хлопками.

«Перебежки»

Подготовка: играющие выстраиваются в одну шеренгу, напротив них на расстоянии 4-5 метров лицом к шеренге становится воспитатель.

Инструкция. Воспитатель предупреждает о начале игры словами: «Игра начинается!», называет по имени игрока, стоящего первым в шеренге и начинает хлопать в ладоши (или звенеть в колокольчик). Игрок бежит на звук, становится рядом с воспитателем с правой или с левой стороны (по предварительному указанию) лицом к шеренге и начинает хлопать, называя имя следующего игрока. Аналогично действует второй игрок и т.д. Таким образом, на другую сторону перебегают все играющие и выстраиваются в новую шеренгу.

Методические рекомендации. Игрок не начинает перебежку, пока не назовут его имя. В противном случае он возвращается на свое место, перебежавший игрок может вызвать следующего (голосом или хлопками) лишь после того, как сам занял свое место в новой шеренге и повернулся лицом к не перебежавшим еще игрокам.

«Прятки»

Подготовка: выбирают водящего, который становится в одном из углов площадки.

Игра: все игроки тихо прячутся. Когда все спрятались, по сигналу воспитателя, все хлопают в ладоши, а водящий, ориентируясь по хлопкам, начинает искать спрятавшихся. Задача водящего за 2-3 мин. найти как можно больше игроков. Затем снова все прячутся. Игра проходит в тишине. Все игроки по сигналу руководителя должны хлопнуть в ладоши, не хлопнувшие считаются пойманными. Переходить с места на место игроки не имеют права. Водящий, найдя игрока, должен назвать его имя. Иногда, если водящий плохо ориентируется, воспитатель дает сигнал и игроки еще 3 раза хлопают в ладоши.

«Кот и мыши»

Подготовка: выбирается кот, которому на руку надевается браслет. На одной стороне площадки дорожкой отмечается кладовая, сразу за которой находится дом кота. На противоположной стороне находятся домики - норки мышей. У каждой – своя норка. Норками могут быть коврики различной формы, различной поверхности: резиновые, ворсистые, пластиковые и т.п.; пластмассовые обручи и т.д.

Игра: мыши выбираются из своих норок, тихо идут в кладовую; кот приговаривает:

Кот мышей сторожит,

Притворился, будто спит.

Вот он слышит: вышли мыши

Потихоньку, ближе, ближе -

Изо всех ползут щелей.

Цап, царап - лови скорей!

Мыши, которые уже зашли в кладовую, после слов «лови скорей» убегают в свою норку (места, которые каждый игрок запомнил по каким-либо ориентирам: дверь, окно, выпуклость на стене, поверхность покрытия и т.д.). Кот старается поймать мышей. Пойманная мышь становится котом и игра продолжается.

«Кто быстрее сядет на стульчик»

Подготовка: в 10-12 шагах от линии старта ставятся 2-5 стула по количеству игроков. Игрокам предлагается измерить шагами расстояние до стульев. Предварительно необходимо изучить маршрут.

Игра: по сигналу воспитателя все игроки одновременно начинают двигаться к своему стулу, считая шаги. Выигрывает тот, кто первый успел занять свой стул.

«Сядь на стульчик»

Подготовка: на свободной площадке ставится стул. Игроку предлагается на него сесть.

Игра: по сигналу игрок встает, проходит 6 шагов прямо, поворачивает направо и делает 4 шага (воспитатель дает команды) направо, опять поворачивает направо, делает 6 шагов обратно к стулу, повернувшись направо, делает еще 4 шага. Описав четырехугольник, играющий должен вернуться к стулу и сесть на него. Выполнивший задание игрок получает приз.

«Возьми приз»

Подготовка: на свободной площадке ставится стул, на нем - приз. Играющий становится к стулу спиной.

Игра: по сигналу игрок делает 8-10 шагов вперед, поворачивается кругом и возвращается к стулу. Если подошел правильно - приз его.

«Проворные мотальщики»

Подготовка: к концам ленты или шнура длиной 5-6 м прикреплены 2 палочки. Посередине прикреплен колокольчик, он отмечает середину.

Игра: по сигналу воспитателя каждый игрок начинает наматывать ленту на свою палочку. Выигрывает тот, кто первым намотал ленту до колокольчика.

«Догони меня»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.

Инвентарь: площадка без препятствий размером 5x5 метров, колокольчик.

Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот в свою очередь догоняет ведущего, ориентируясь на звук.

Методические указания. Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок. Позднее: ребенок – ребенок. Темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребенка. Можно помогать ребенку указаниями, например: «немного правее, левее» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка «Волшебный пластилин» с обучающимися 4 класса с нарушениями зрения по теме «Изготовление панно «В гостях у сказки»

План-конспект внеурочного занятия для обучающихся 4 класса с нарушениями зренияПанно «В гостях у сказки». Цели: обучить детей с нарушениями зрения новым приемам изготовления панно в технике «плас...

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первого года обучения) "Времена года"

   Задачи: повторение и закрепление лексики по темам «Цвета»; изучение новой лексики по теме: «Времена года»; формирование умение понимать на слух речь учителя и одноклассников;развит...

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Программа коррекционного курса для обучающегося 3кл. (ребёнок с нарушением зрения)

Цель данной программы: компенсация  нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: вниман...

Конкурс турнир «Этот загадочный войлок» для обучающихся первого года обучения

Цель конкурса турнира: выявить знания обучающихся, умение различать тонкости войлочного ремесла....

Структурирование учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся с расстройствами аутистического спектра детей первого года обучения

В статье рассматриваются процессы структурирования учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся в расстройствами аутистического спектра детей первого года обуч...