Доклад "Семейные традиции"
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Семейные традиции,ценности»
«Семья- это та первичная среда, где человек должен учиться
творить добро».
В.А.Сухомлинский.
Сегодня актуальность проблемы формирования духовности личности перед нашим обществом стоит особенно остро. У большинства подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных человеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. В общественной и семейной жизни наблюдается много негативных явлений: разгул пошлости, популяризация насилия и открытости семейных тайн, нравственная беспечность, социальное равнодушие, растёт преступность, особенно среди подростков. А сколько информационного потока низкопробного уровня получает подросток из Интернета, телевидения?
Социологические исследования по вопросу, кто оказывает существенное влияние на нравственное воспитание школьников, привели к выводу: наибольший процент отводится родителям- 45%, педагоги- 38%, друзья и сверстники-17%.
Сегодня российская семья в большинстве своём находится в зоне социального неблагополучия. Много неполных семей. Отсутствие общения, взаимопонимания, положительных эмоций, сокращение культурного пространства семьи приводит к негативным явлениям в семье, к проблемам с детьми, потере контакта и взаимопонимания. Многие родители признаются в своём бессилии и надеются на помощь школы.
Вот почему сегодня нам, педагогам, так важно привлекать к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей в школьном образовании родителей. Установление партнёрских отношений с родителями, создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов, организация педагогического сопровождения семейного воспитания,- вот те задачи, которые мы, классные руководители, ставим перед собой в ходе реализации плана воспитательной деятельности. В частности по программам« Сотрудничество семьи и школы», «Здоровье и спорт», «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Досуг и традиции».
По этим программам определяются следующие основные направления по осуществлению взаимодействия с родителями, и активно реализуем их:
- оказание помощи родителям в устранении психолого-педагогической некомпетентности как одной из главных причин, порождающих нравственные проблемы в семье;
-расширение информационного и культурного пространства для семей;
- оказание информационной и методической помощи и поддержки семьям;
- организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;
- проведение анкетирования родителей и детей;
Активно используются просветительские формы работы с родителями: родительские собрания, с применением интерактивных методов, в том числе и анкетирования, консультации для родителей, памятки и рекомендации по темам, обсуждаемым на собраниях. Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной:
«Семейное воспитание и здоровье наших детей»;
«Режим дня и его соблюдение»;
«Как воспитать толерантного человека?»;
«Как помочь своему ребёнку учиться?»;
«Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков»;
«Семейные праздники и традиции»;
«Как сделать ребёнка счастливым?»;
«Общение родителей и детей»;
«Роль традиций в семейном воспитании ребёнка»;
«Авторитет родителей в воспитании детей в семье».
Ещё одной формой работы, активизирующей родителей, являются творческие конкурсы, направленные на совместную деятельность с их детьми:
-« За здоровый образ жизни»;
- Конкурс «Наша дружная семья»;
- Конкурс сочинений «Моя семья»;
- Выставка рисунков « Моя мама»;
- Презентации « Наша семья»;
- Пожелания мамам на праздник «Наши милые мамы»;
- «Моя родословная»;
Такие конкурсы сплачивают семьи, дают возможность общения с детьми, объединяют их интересы.
Особая работа в совместной деятельности родителей и детей проводится и в спортивных мероприятиях. Здесь наблюдается большее количество участников. Это такие мероприятия, как:
-«Мама, папа, я - спортивная семья»;
-«Зимние забавы»;
-«А ну-ка, девочки»;
Важная роль, на мой взгляд, в сближении родителей и детей отводится в программе «Досуг и традиции». Здесь существует широкий спектр и классных часов, и встреч с родителями, и проведение совместных праздников, соревнований, викторин, посещение уроков, беседы. Вот лишь некоторые из них:
-Классные часы: « Мир наших увлечений», «Привычки -хорошие и плохие», «Мои любимые родители», «Жизненные ценности», «Моя семья- мое богатство».
-Совместные презентации «Наша семья», «Семейный отдых»,
- Беседы родителей с детьми: «Моя профессия», « Курение и его последствия»,
«Здоровый образ жизни».
-Совместные сборы родительского комитета с детьми;
- Рейды в неблагополучные семьи.
Как показывает опыт, формами работы, наиболее популярными у родителей, являются:
-совместные мероприятия ( традиционными являются праздники «Наши милые мамы», «Новогоднее представление», «Наши семейные традиции», спортивные соревнования с участием родителей );
-консультации учителей предметников,
-посещение уроков родителями;
- тематические родительские собрания;
- анкетирование детей и родителей;
-творческие конкурсы.
Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Ведь главное в воспитании ребёнка в семье - это достижение душевного единения, нравственной связи родителей и детей. Между тем в последнее время в восприятии подростков семья утрачивает своё ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребёнок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находит понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50 % детей находится в зоне социального риска.
Школа, которую называют «вторым домом», должна стать для наших детей благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием. Нравственные ценности лежат в основе всего уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность учащихся.
Очень важно для воспитания духовно нравственной личности правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать доверие и любовь, уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание старших, своих предков.
Во многих семьях существуют свои традиции. Их передают из поколения в поколения, ими дорожат, их чтят и берегут. Очень важно , чтобы дети об этом знали, а родители об этом рассказывали.
Примером возрождения православных семейных традиций на новом историческом этапе в России стал день памяти благоверных Петра и Февроньи. В народе этот праздник окрестили Днем семейного счастья. Считаю этот пример возрождением преемственности поколений, духовных традиций российских семей, укрепления статуса семейных ценностей, духовно-нравственного здоровья современной семьи.
Семейные традиции – признак единения
Семейными традициями считаются повторяющиеся совместные действия, которые понятны окружающим. Это ритуалы и обряды, которые передаются в семье из поколения в поколение.
Стоит ли говорить, насколько важна в семье традиционная иерархия? А именно, мужчина, стоящий во главе, сильный и надежный, способный решить проблемы всех членов семьи: и жены, и детей, и старшего поколения, который придет на выручку в любой трудной жизненной ситуации.
Безусловно, в семье должны быть и «мужские», и «женские» роли. Тогда структура семьи понятна и предельно проста. Например, муж зарабатывает деньги и решает сложные вопросы. А жена занимается воспитанием детей, содержанием в порядке дома и самообразованием семьи.
Семья не может существовать без традиций!
Если в семье нет традиций и ценностей или их не соблюдают, это прямой путь к ее разрушению. Плохо также вводить вредные традиции, например, выпивать после работы или проводить все выходные в ночном клубе.
Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям.
Семейные традиции:
1. Семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. Общаться можно на любые темы - обсуждать новости, события за день. Телевизор лучше выключить! Если вы поглощены сериальными страстями на экране телевизора, разговор "по душам" за ужином никогда не состоится! Преимущества совместных семейных ужинов огромны. Во-первых, это помощь детям, овладевающим языком. Им, конечно, надо читать книжки, но с ними надо и разговаривать - а когда еще это делать, как не во время ужина! Во-вторых, такие семейные ужины дают чувство семейной сплоченности. Даже если за ужином обсуждается крайне неприятная ситуация, у членов семьи остается уверенность, что вместе можно преодолеть трудные времена.
2. Совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе.
Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания, и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!
Стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми»
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Изречения:
- "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" (Л. Н. Толстой) .
- "Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы" (А. Н. Острогорский)
- К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе". (Сократ)
Цитата «Пройдя через горький опыт отторжения от собственных… основ и корней, она вновь возвращается на свои исторические рельсы. Сегодня предстоит восстановить разорванную связь времен и традиций и уже на этой основе строить свое будущее…»(Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл)
Но семья была, есть и будет. Семья – святое и вечное.
Именно в семье ребёнок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, учиться как себя вести в различных ситуациях, брать достойный пример со своих родителей, любить и гордиться своими родителями, своим домом. «Дом, каким бы он ни был скромным, или богатым, большим или маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Сколько бы лет ни прошло, сердце его должно всё равно тянуться к родному дому», - об этом ещё давно писала в своих дневниках императрица Александра Фёдоровна.
Безусловно, совместная деятельность педагогов и родителей помогает закладывать в детях фундамент важнейших человеческих качеств. Ведь то, что приобретено человеком в детстве, очень трудно, почти невозможно изменить во взрослом состоянии. Наша совместная правильная работа обязательно приведёт к нужному результату. Необходимо разностороннее использование возможностей учебно-воспитательного процесса для осуществления духовно-нравственного воспитания личности.
Литература:
1.Мошкова В.В. Клуб «Счастливая семья»//Начальная школа.-2004
2.Михайлова. И. В. Пути формирования духовных свойств личности. Классный руководитель.-2004.-№ 4.
3. Панова, Г.А. Формирование нравственных основ личности во внеклассной работе.
Русский язык и литература. Всё для учителя.- 2011.-№ 7.
4. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности.
Классный руководитель.- 2003.- № 4., 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Группа продленного дня. Пасхальные традиции.
Методическая разработка внеурочного занятия для начальной школы. Возможно использование как воспитателями группы продленного дня так и учителями начальных классов для проведения тематических классны...
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"
Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....
Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников
В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....
Семейные традиции
Выступление на родительском собрании...
Семейные традиции
Конспект ведения классного часа...
презентация " Фольклор,традиции, обряды" доклад " Фольклор, традиции, обряды"
презентация о обрядах...