Статья "Кукольный театр. Из опыта работы."
статья
Статья "Кукольный театр. Из опыта работы."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья на тему "Кукольный театр в школе" | 14.54 КБ |
Сказка про маму | 12.04 КБ |
сказка "Теремок" | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Кукольный театр
Кукольный театр ещё один вид внеурочной деятельности, тесно связанный с литературным чтением.
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этих идей кукольный театр обладает большими возможностями. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления младших школьников помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.3
Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. 4
Кукольный театр развивает способность чувствовать, думать и творить. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. В этом состоит педагогическая целесообразность программы театра кукол. Кружок рассчитан на учащихся с первого по четвертый класс, т.е. предполагает долговременную работу с детьми. Работая в кружке, дети учатся слушать и слышать друг друга, договариваться, вступают в диалог. Дети учатся сотрудничать, согласовывать свои действия, считаться с мнением партнера. В то же время дети раскрывают свои творческие способности.5
Кружок ведется в форме групповых занятий, так как «Кукольный театр» - искусство коллективное, оно включает в себя деятельность художников, музыкантов, режиссера, актеров. Все они работают над спектаклем как над единым целым.
Одной из основных задач педагога является обеспечение социализации обучающихся, формирование общей культуры личности, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также акцентировать внимание каждого учащегося на его успехах. Поэтому для достижения лучших результатов я начала заниматься с ребятами во внеурочное время кружком «Кукольный театр». При этом старалась найти компромисс: с одной стороны внеурочная деятельность не должна вызывать перегрузки детей, а с другой – те позиции, которые недостаточно прорабатываются в наших предметных программах, должны быть компенсированы за счет внеурочной деятельности.
Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности во время уроков.
Занимаясь в кружке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, умение сконцентрироваться, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействовать с партнером, самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения.
Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует саморегуляции ребенка в будущем.
Первый раз мы выступаем перед одноклассниками, выслушиваем их замечания, критику. Затем - перед родителями, а уже потом показываем сказку посторонним. В ходе репетиций обязательно нужно выполнять упражнения для рук и для пальчиков, так как руки находятся в постоянной работе. Когда в класс приходят новички, мы их тоже привлекаем к работе в кружке, и они быстро вливаются в коллектив. Сразу выявились дети, у которых способности к рисованию. Они выступают в роли художников-оформителей сказки.
На каждом занятии отрабатывается дикция, ведется работа над интонационной выразительностью речи, воспитывается культура речевого общения, активизируется словарный запас детей, закрепляется правильное произношение звуков. Занятия в кукольном театре способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей стране, признательности к её защитникам. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, справедливости, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.
Предварительный просмотр:
Однажды Зайчонок раскапризничался и сказал своей маме:
— Я тебя не люблю!
Обиделась Зайчиха-мама и ушла
в лес.
А в этом лесу жили два Волчонка. И не было у них никакой мамы. Было им без мамы очень плохо.
Вот однажды сидели волчата под кустом и горько плакали.
— Где бы нам взять маму? — говорит один Волчонок. — Ну хотя бы маму-коровку!
— Или маму-кошку! — говорит второй Волчонок.
— Или маму-лягушку!
— Или маму Зайчиху!
Услышала эти слова Зайчиха и говорит:
— Хотите, я буду вашей мамой?
Обрадовались волчата. Повели они новую маму к себе домой. А дом у волчат грязный-прегрязный. Прибралась мама Зайчиха в доме. Потом нагрела воды, посадила волчат в корыто и стала их купать.
Сначала волчата не хотели мыться. Боялись, что мыло в глаза попадёт. А потом им очень понравилось.
— Мамочка! Мамочка! — кричат волчата. — Ещё спинку потри! Ещё на головку полей!
Так и стала жить Зайчиха у волчат.
А Зайчонок без мамы совсем пропадает. Без мамы холодно. Без мамы голодно. Без мамы очень-очень грустно.
Побежал Зайчонок к Маше:
— Маша! Я обидел свою маму, и она от меня ушла.
— Глупый Зайчонок! — закричала Маша. — Разве так можно? Где мы будем её искать? Пойдём спросим у Лесной Птицы.
Прибежали Маша и Зайчонок к Лесной Птице.
— Лесная Птица, ты не видала Зайчиху?
— Не видала, — отвечает Лесная Птица. — Но слыхала, что живёт она в лесу у волчат.
А в лесу было три волчьих дома. Прибежали Маша и Зайчонок к первому дому. Заглянули в окно. Видят: в доме грязно, на полках пыль, в углах мусор.
— Нет, моя мама не тут живёт! — говорит Зайчонок.
Прибежали они ко второму дому, заглянули в окно. Видят: на столе скатерть грязная, посуда стоит немытая.
— Нет, моя мама не тут живёт! — говорит Зайчонок.
Прибежали они к третьему дому. Видят: в доме всё чисто. За столом сидят волчата, пушистые, весёлые. Иа столе белая скатерть. Тарелка с ягодами. Сковородка с грибами.
— Вот где моя мама живёт! — догадался Зайчонок.
Постучала Маша в окно. Выглянула в окно Зайчиха. Прижал Зайчонок ушки и стал маму просить:
— Мама, иди опять ко мне жить... Я больше не буду.
Заплакали волчата:
— Мамочка, не уходи от нас!
Задумалась Зайчиха. Не знает,
как ей быть.
— Вот как надо сделать, — сказала Маша, —г Один день ты будешь зайчаткиной мамой, а другой день — волчаткиной.
Так и решили. Стала Зайчиха один день жить у Зайчонка, а другой — у волчат.
Предварительный просмотр:
Сценарий кукольного спектакля Теремок
Сценарий для постановки русской народной сказки в домашнем кукольном театре
Действующие лица:
Мышка
Лягушка
Заяц
Лиса
Волк
Медведь
Слева стоит теремок. Справа – несколько деревьев. На втором плане лес. На поляну из-за деревьев выходит мышка с узелком и направляется к теремку.
Мышка (поет)
Каждый должен где-то жить
И зимой, и летом.
Как же Мышке не тужить,
Если дома нету?
Каждый должен где-то спать
И обедать где-то.
Как же мне не горевать,
Если дома нету?
Мышка останавливается перед теремком.
Мышка
Что за славный теремок –
Не большой, не маленький.
Он не заперт на замок,
Не закрыты ставенки.
Флюгерок стоит на крыше,
Под окном сирень цветет.
Вы скажите серой мыши,
Кто тут в тереме живет?
Я готовить мастерица,
Шить могу и вышивать.
Я хочу здесь поселиться,
Чтобы жить да поживать!
Мышка оглядывается по сторонам. Ей никто не отвечает. Она входит в теремок и выглядывает из окошка.
Мышка
Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Лягушка с узелком и направляется к теремку.
Лягушка
Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
Из окна выглядывает Мышь.
Мышка
Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка
Я Лягушка-поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
Я умею плавать брасом,
Воду из реки носить.
Со своим пришла матрасом
И прошу меня пустить!
Мышка
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьем!
Лягушка входит в дом. Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Зайчик с узелком и направляется к теремку.
Зайчик
Что за славный теремок
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
С заячьей принцессой!
Посажу я огород
Рядом на лужайке.
Кто тут в тереме живет,
Расскажите Зайке!
Мышка выглядывает из окна.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка
Кто тревожит наш покой?
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!
Зайчик
Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик!
Вы пустите жить меня,
Я хороший Зайчик!
Я полы умею мыть
И махать ушами.
Мышка (Лягушке)
Может, пустим Зайца жить?
Лягушка (Зайчику)
Оставайся с нами!
Зайчик заходит в дом. Мышка и Лягушка прячутся. На поляну из-за деревьев выходит Лиса с узелком и направляется к теремку.
Лиса
Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный!
Чую яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Эй вы, мил честной народ,
Отворяйте двери!
Кто тут в тереме живет,
Люди али звери?
Мышка выглядывает из окна.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Кто ты, отвечай-ка!
Лиса
Про красавицу-Лису
Слух давно ведется.
Знают все меня в лесу!
Зайчик
Место ей найдется!
Мышка
Заходи, кума, смелее,
Вот как раз готов обед.
Лягушка
Вместе будет веселее!
Лиса входит в дом.
Лиса
Лучше дома в мире нет!
Все обитатели теремка скрываются в нем. На поляну из-за деревьев выходит Волк с узелком и направляется к теремку.
Волк
Вот хоромы так хоромы –
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Лиса
И Лиса, хозяйка!
Не возьму я что-то в толк,
Кто ты?
Волк
В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Сами посмотрите!
Зайчик
Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Лягушка
Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.
Все жители теремка (хором)
Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!
Из-за деревьев выходит Медведь с узелком и идет к теремку.
Медведь
С вами жить хочу и я!
Все (хором)
Нет, Медведь, не надо!
Медведь (обиженно)
Зря вы так. Я пригожусь!
Мышка
Больно ты огромен.
Медведь
Да не бойтесь, помещусь.
Я в запросах скромен.
Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.
Мышка
Что ж ты, Мишка, натворил?
Лягушка
Мы ж предупреждали.
Зайчик
Теремок наш развалил!
Лиса
Без угла оставил!
Медведь
Ну, простите вы меня,
Я ведь не нарочно.
Хоть упал ваш домик с пня,
В нем и так жить можно.
Мышка
Где же подпол, чтоб хранить
На зиму запасы,
Жарким летом – холодить
Бочку с мятным квасом?
Лягушка
Где же мой большой чулан,
Мокрый, с комарами?
Лиса
И светелка, чтобы там
Прясть мне вечерами?
Зайчик
Где крылечко в огород?
Волк
И сторожка рядом –
Вдруг без спроса кто придет,
А ему не рады?
Медведь
Да-а! И печки нет, чтоб греть
Мне зимою спину…
Зайчик
Ах, зачем же ты, медведь,
Домик опрокинул?
Лиса
Жить теперь-то будем как?
Медведь (со вздохом)
Не могу представить!
Лягушка (Медведю)
Если сделал что не так,
То сумей исправить!
Волк
Хоть и виноват медведь,
Мы ему поможем!
Зайчик
Чем о домике жалеть,
Лучше новый сложим!
Медведь ставит новый теремок на место старого. Все кричат ура. Конец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...
Информационно-методический модуль (обобщение опыта работы) "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра".
Опыт работы по теме "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра был обобщен на уровне ВИПКРО в 2007 г....
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
Организация деятельности школьного театра (из опыта работы)
Данная публикация рассказывает о деятельности театрального кружка в условиях общеобразовательной школы....
Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта
Логопедические методики на уроках в начальной школе...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....