Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности
Факультативный курс «Литературный Петербург»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vod_pursheva.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности
Факультативный курс «Литературный Петербург»,
4 класс
Автор – составитель:
Пуршева Светлана Александровна,
преподаватель внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Цель: Содействовать гармоничному развитию личности младшего школьника в рамках культурной среды региона. Повысить интерес к литературному творчеству. Формировать чувство патриотизма и любви к своему городу через литературные произведения о Санкт-Петербурге.
Программа способствует:
- Развитию эстетического чувство, художественного вкуса.
- Прививанию умений и навыков творческой деятельности.
- Развитию способности к поисково-исследовательской творческой деятельности.
- Расширению и углублению знаний учащихся, дополняет школьную программу по литературному чтению.
- Организации условий благоприятных для реализации литературного творчества, самовыражения личности через написание текстов.
Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач гармоничного развития личности учащихся. Развитие литературного творчества стимулирует интерес к родной литературе и культурным особенностям региона.
Специфика данной программы заключается в реализации общекультурного направления внеурочной деятельности. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, т.е. активное приобретение информации через поиск её самими учащимися.
Связь с урочной деятельностью заключается в углублении полученных на уроках знаний в процессе создания текстов, разработке экскурсий.
Основополагающие принципы программы:
• принцип воспитания гражданина России;
• принцип ценностных ориентиров;
• принцип экоадекватного характера образования;
• принцип обучения в деятельности;
• принцип работы на результат;
• принцип синтеза традиций и инноваций;
• принцип глобальной ориентации образования;
• принцип вариативности.
Нормативно-правовая база
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного процесса:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы:
Знания | Способ деятельности | Опыт творческой деятельности | Опыт эмоционально-целостного отношения к миру |
Раздел 1. Вблизи Невского проспекта | |||
Экскурсия Экскурсовод Названия произведений, действие которых происходит на Невском проспекте и окрестностях | Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
| Викторина Составление кроссвордов Игра «Из какой книжки?» Рисунок – иллюстрация путешествия Составление заочной экскурсии Создание маршрута пешеходной экскурсии Написание итогового текста Коллективное создание книги | Осмысление культурологических особенностей Санкт-Петербурга, особенностей профессии экскурсовода. Эмоциональный отклик при работе с литературным текстом. Рефлексия. |
Календарно-тематическое планирование:
Время | Тема. Форма проведения | Знания | Основные виды деятельности | Связь с урочной деятельностью |
Вблизи Невского проспекта | ||||
1 неделя | «Давно стихами говорит Нева…» Беседа, викторина | Стихи о Неве, Санкт-Петербурге | Слушание, чтение, участие в беседе, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. Викторина | Окружающий мир, 4 класс Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь |
2 неделя | Гоголь «Ночь перед рождеством», читательский практикум | Образ Петербурга в произведении, Зимний дворец – дворец «славы российской». | Слушание, обсуждение, поиск и отбор информации, иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. | Окружающий мир, 4 класс, «Россия, век 18» |
3 неделя | А.С Пушкин, стихи | Стихотворный размер Образ Петербурга в произведениях | Слушание, чтение, участие в беседе, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. | Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь» 1-4 кл |
4 неделя | Крылов и Петербург | Басня Отношение автора Биография Крылова | Слушание, обсуждение, поиск и отбор информации, иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. | Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь» 2-3 кл |
5 неделя | С.Я. Маршак «Мистер Твистер» | История создания произведения | Слушание, обсуждение, поиск и отбор информации, иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. Составление кроссвордов Игра «Из какой книжки?» | Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь» 1-3 кл |
6 неделя | К.И. Чуковский, стихи | Образ Петербурга в произведениях | Слушание, обсуждение, поиск и отбор информации, иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. | Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь» 3 кл, |
7 неделя | Создание маршрута пешеходной экскурсии | Карта, пешеходная экскурсия, особенности профессии экскурсовода, правила поведения в общественных местах, образ настоящего петербуржца | Слушание, обсуждение, поиск и отбор информации, иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения, создание маршрута пешеходной экскурсии. | Окружающий мир, 4 класс, работа с картой Русский язык, работа с текстом |
8 неделя | Заочная экскурсия | Карта, пешеходная экскурсия, особенности профессии экскурсовода, правила поведения в общественных местах, образ настоящего петербуржца, риторика | Участие в беседе, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. Составление заочной экскурсии | Окружающий мир, 4 класс, работа с картой Русский язык, работа с текстом |
9 неделя | «Мой Невский проспект» Творческий проект | Образ Невского проспекта, | Участие в беседе, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. Коллективное создание книги | Русский язык, работа с текстом Технология, переплёт книги ИЗО, техники, композиции |
Материально- техническая база:
Мультимедийное обеспечение:
компьютер, проектор, множительная техника, интернет
телевизор, DVD- плеер
музыкальный центр
ЭОР:
Мини-сайты учителей, конспекты мероприятий, уроков, сценарии праздников.
Обмен знаниями, опытом, разработки мероприятий, игр. Сценарии праздников.
http://uchkopilka.ru/nachal-obraz/vneurochnaya-deyatelnost
Обмен знаниями, опытом, разработки мероприятий, игр. Сценарии праздников.
http://ppt4web.ru/literatura/istorija-sozdanija-knigi.html
Хостинг презентаций.
http://www.heritage-books.ru/istoria_knigi.php
Старинные книги
Детский журнал «Мурзилка»
Он-лайн библиотека
http://school-collection.edu.ru/collection/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной краеведческой деятельности «Моя маленькая РОДИНА» для учащихся 3 класса
Знакомство учащихся с достопримечательностями своего города, района, края. Прививать любовь к своей маленькой родине....
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе
Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...
рабочая программа по образовательной области "Общеобразовательные курсы. Чтение и развитие речи в 3 классе"
Дана пояснительная записка, календарно-тематическое планирование на год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета по...
Рабочая программа по урочной деятельности учебного курса «Изобразительного искусства» 1 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Изо...
Рабочая программа по урочной деятельности учебного курса «Технология» 1 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Рабочая программа обеспечена УМК Роговцева Н.И. Техно...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя дефектолога для обучающихся с РАС (8.4) «Коррекционно-развивающие занятия»
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования о...