Рабочая программа "Я и мир вокруг меня"
рабочая программа ( класс) на тему
Программа «Я и мир вокруг меня» ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками сиротского образовательного учреждения. Данная программа может использоваться учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня и работникам дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch.progr_._ya_i_mir_vokrug_menya.docx | 72.18 КБ |
Предварительный просмотр:
(
Пояснительная записка.
Программа «Я и мир вокруг меня» ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками сиротского образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Я и мир вокруг меня».
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.) идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой, использованы идеи Е.Д. Худенко, НМЦ « Развитие и коррекция» (г. Москва).
Рабочая программа учебного предмета «я и мир вокруг меня» для 1-3 классов МБОУ НОШ г. Покров составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего начального образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа выполняет две основные функции.
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Новизна программы.
Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, а так же этики, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. УУД Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.
В основу программы «Я и мир вокруг меня» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Цель программы.
Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи.
- Формировать у детей представления о биполярных качествах личности
- и нравственных нормах поведения.
- Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного
- поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
- Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
- Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника
обществом.
- Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
- Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
В области формирования социальной культуры:
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
- познавательная беседа;
- этическая беседа;
- профилактическая беседа;
- игры: ролевые, ситуационные;
- занятия с использованием художественных средств выразительности;
- упражнения;
- тренинги;
- экскурсии;
- тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Режим занятий. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу, в 1 классе 33 часа в год, во 2-3 классах по 34 часа в год. За весь срок обучения - 101 час.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
1.Разминка
Её цель – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе и «мы – чувство».
2. Повторение и объяснение нового материала
Повторение и объяснение нового материала тоже имеют нетрадиционный вид и выступают чаще всего как БЕСЕДА, ДИСКУССИЯ, РАБОТА ДЕТЕЙ СО СЛОВАРЯМИ и т.д. Поэтому на этих занятий нет учебников, а вместо обычных школьных тетрадей дети работают в альбомах или блокнотах.
3. Домашнее задание
На этих занятиях дети получают домашнее задание. Но, во-первых, это необязательно, а во-вторых, само задание НЕТРАДИЦИОННО: понаблюдай, подумай, узнай свою родословную, обсуди с близкими свой характер, вспомни или нарисуй, сочини, изобрази,приклей в тетрадь свою лучшую фотографию и др. Каждый ученик участвует в совместных обсуждениях и выполняет домашние и любые задания только добровольно.
4.Итог,оценка.
Планируемые результаты
1 класс
Личностными результатами изучения кружка «Я и мир вокруг меня» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Я и мир вокруг меня» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Реализация данной программы проводится через следующие разделы:
- Будем знакомы. – 5 ч.
- Ребята, давайте жить дружно! – 10ч.
- Азбука безопасности – 26 ч.
- Человек в мире людей- 13 ч.
- Кто и что вокруг нас? – 26 ч.
- Искусство общения – 13 ч.
- Я и моя семья – 8 ч.
Итого – 101 час.
Содержание программы.
1 класс.
1. Будем знакомы (5ч.)
Занятие 1. Давайте познакомимся!
Знакомство с основными темами занятий.
Игра: «Давай знакомиться!».
Занятие 2. Знакомство со школой.
Знакомство со школой, с одноклассниками
Экскурсия по начальной школе - столовая, библиотека, актовый зал, предметные кабинеты.
Занятие 3.Мои увлечения.
Вступительная беседа о том, что нравиться ребятам. Выполнение работы «Мои увлечения», оформление выставки в классе. Демонстрация выставки родителям.
Занятие 4-5. Я и моя семья.
Рассказы учащихся о членах их семей. Выполнение рисунка «Я и моя семья». Оформление выставки в классе.
2. Ребята, давайте жить дружно! (5ч.)
Занятие 1. Хороший ли я друг?
Чтение и обсуждение историй о друзьях. Прохождение теста.
Занятие 2. Возьмемся за руки друзья.
Рассказы учащихся о тех играх, которые им нравятся. Разучивание новых игр.
Занятие 3. Жить без улыбки - просто ошибка.
Веселая игра – соревнование с вопросами о ребятах, школе.
Занятие 4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Беседа о том кто такой друг, как находить друзей и что делать, что бы никогда их не потерять.
Занятие 5. Как понять друг друга без слов
Рассказ.Пантомимы.Разыгрывание ситуаций.
3. Азбука безопасности ( 10 ч.)
Занятие 1. Улица, где я живу.
Прогулка по территории города, особое внимание уделить тому, как учащиеся добираются до школы, (пройти всем вместе путь от дома до школы).
Занятие 2-3. Правила дорожные знать каждому положено.
Закрепление тех сведений, которые учащиеся получили во время вчерашней прогулки - нарисовать свой маршрут от дома до школы. Конкурс рисунков.
Занятие 4. Мы пассажиры
Вспомнить правила поведения в общественном транспорте. Разыграть несколько ситуаций и определить правильно ли себя ведут герои этих ситуаций.Ролевая игра.
Занятие 5. «В стране дорожных знаков»
Обобщение всего того, что ребята узнали на этих занятиях. Викторина.
Занятие 6-7. Мой дом и опасности в нем.
Игра « Определите. Что это за помещение?», знакомство с номерами телефонов срочных служб: 01,02,03,04, прослушивание и анализ заметок из газеты « Сказочные новости».
Занятие 8. Уроки бабушки Медуницы. Первая медицинская помощь.
Дать всестороннее представление о первой медицинской помощи, отгадывание загадок
« Что объединяет все эти предметы?», прослушивание и анализ Советов от Доброй бабушки Медуницы, игра « Закончите предложения..».
Занятие 9-10. Спички, не тронь, в спичках огонь!
Беседа о причинах пожаров. Правила поведения при пожаре.
4. Человек в мире людей (5ч)
Занятие 1. Этика - наука о морали
Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).
Занятие 2. Зачем быть вежливым?
Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?
Занятие 3. Добро и зло в сказках.
Зачем людям нужны сказки. Отношение героев сказок к природе, к людям. Сочиним сказку. Волшебство, чудо, правда в сказках.
Занятие 4. Я и мои роли.
Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли.
Занятие 5. «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»
Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.
Кто и что вокруг нас? (8ч.)
Занятие 1. Живое и неживое.
Беседа. Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы.Составление загадок о телах живой и неживой природы.
Занятие 2-3. Какие бывают растения? Какие бывают животные?
Беседа:Многообразие растений на Земле, их предназначение. Гербарии. Многообразие животных на Земле, их предназначение.Игра « Угадай растение по описанию».Сочинение «Мой любимец».
Занятие 4-5. Домашние любимцы и комнатные растения.
Беседа:Домашние животные. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных. Изготовление стенгазеты «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Занятие 6. Правила поведения в природе.
Правила поведения на природе:как мы должны бережно относиться к природе, её обитателям, бороться за охрану природы и окружающей среды. Общаясь с природой, охранять её здоровье.
Занятие 7. Земля наш общий дом.
Беседа,просмотр видеоролика об экологической катасьрофе.Обсуждение увиденного.
Занятие 8. Игра – путешествие «По лесным тропинкам»
Сценарий мероприятия.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Дата | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | ||||
1. Будем знакомы (5ч.) | |||||
1 | Давайте познакомимся! | 1 | |||
2 | Знакомство со школой. | 1 | |||
3 | Мои увлечения. | 1 | |||
4-5 | Я и моя семья | 1 | 1 | ||
2. Ребята, давайте жить дружно! (5ч.) | |||||
6 | Хороший ли я друг? | 1 | |||
7 | Возьмемся за руки друзья | 1 | |||
8 | Жить без улыбки - просто ошибка | 1 | |||
9 | Нет друга – ищи, а нашел – береги. | 1 | |||
10 | Как понять друг друга без слов | 1 | |||
3. Азбука безопасности ( 10 ч.) | |||||
11 | Улица, где я живу | 1 | |||
12-13 | Правила дорожные знать каждому положено. | 1 | 1 | ||
14 | Мы пассажиры | 1 | |||
15 | «В стране дорожных знаков» | 1 | |||
16-17 | Мой дом и опасности в нем | 1 | 1 | ||
18 | Уроки бабушки Медуницы. Первая медицинская помощь | 1 | |||
19-20 | Спички, не тронь, в спичках огонь! | 1 | 1 | ||
4. Человек в мире людей (5ч) | |||||
21 | Этика - наука о морали | 1 | |||
22 | Зачем быть вежливым | 1 | |||
23 | Добро и зло в сказках | 1 | |||
24 | Я и мои роли | 1 | |||
25 | «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть» | 1 | |||
5. Кто и что вокруг нас? (8ч.) | |||||
26 | Живое и неживое. | 1 | |||
27-28 | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | 1 | 1 | ||
29-30 | Домашние любимцы и комнатные растения. | 1 | 1 | ||
31 | Правила поведения в природе. | 1 | |||
32 | Земля наш общий дом | 1 | |||
33 | Итоговое занятие Игра «По лесным тропинкам» | 1 | |||
Итого | 33 часа |
Содержание программы.
2 класс.
Раздел 1.Искусство общения (6ч.)
Тема 1. И снова здравствуйте!
Знакомство с основными темами занятий.
Тема 2. Это слово говорят, если вас благодарят.
Беседа-рассказ: как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово .Чтение художеств.произведенй.. Разыгрывание ролевой ситуации.
Тема 3. Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)
Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.
Тема 4. Когда без извинения не обойтись?
Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».
Тема 5. Слово - мостик понимания между людьми.
Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.
Тема 6. Мои умные помощники.
Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.
Раздел 2.Ребята, давайте жить дружно! ( 5 ч)
Тема 1. Без друга в жизни туго. Мои друзья.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 2. Хороший ли я друг?
Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».
Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе
Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно».
Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.
Тема 3. Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».
Тема 4. Винтики – конфеточки - мальчики и девочки
Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация.
Тема 5. Ссоры и споры
Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд. Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра.
Раздел 3. Азбука безопасности ( 9 ч.)
Тема 1. Мы пассажиры.
Знакомство с правила поведения в общественном транспорте, сформулировать общее представление о видах общественного и специального транспорта, ознакомить с приемом классификации и приемом выделения «лишнего», научить учащихся работать с графическими упражнениями, отгадывание загадок о транспорте, разыгрывание ситуаций « Мы едим в трамвае», « Мы едем в троллейбусе», « Мы едем в автобусе». Ролевая игра «В транспорте».
Тема 2-3. Мой путь от дома до школы.
Рассказ о местоположении школы в населённом пункте. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу. Беседа.Просмотр и анализ м/ф «Пристегните ремни».Практическое занятие «Создание макета безопасного пути в школу».
Тема4-5. Мой дом и опасности в нем.
Дать представления о быте дома и окружающих в нем опасностях, воспитывать ответственность за свои поступки и поведение в доме.Игра « Определите. Что это за помещение?», знакомство с номерами телефонов срочных служб: 01,02,03,04, прослушивание и анализ заметок из газеты « Сказочные новости».
Тема 6. Путь в страну Здоровию. Режим Дня школьника.
Сформировать валеологические представления о правильном режиме дня школьника, расшифровывание рисунка « Почему у Оли разболелись зубы?», знакомство с биологическими часами ( отгадывание загадки) ,прослушивание и исправление ошибок в стихотворении « Все перемешалось!»
Тема 7. «Не трогай нас!» отдыхаем без опасности.
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые растения. Презентация «Опасные растения и грибы».Работа с гербарием. Рисунок «Несъедобные грибы».
Тема 8. Когда четвероногие друзья опасны.
Хищники. Ядовитые животные. Животные-возбудители опасных заболеваний. Места обитания опасных животных. Составить рассказ по серии картинок.
Тема 9. Викторина «Улица полна неожиданностей».
Развлекательная программа.
Раздел 4. Человек в мире людей ( 4 ч.)
Тема 1. Что такое профессия? Какие бывают профессии?
Понятия «профессия». Беседа за круглым столом. Знакомство с профессиями.
Тема 2-3. Профессии в моей семье. (Устные высказывания, рисование).
Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии.Альбом «Профессии моей семьи».
Тема 4. Я - водитель, а ты - пешеход.
Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра.
Раздел 5. Кто и что вокруг меня? (10 ч.)
Тема1-2. Земля и космос.
Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях.Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле».
Тема3-4.Явления природы.
Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца.Сборник загадок о явлениях природы.
Тема5.Какие науки изучают природу. Знаменитые ученые.
Знакомство с науками – Ботаника, Зоология, Биология, География, Метеорология.
Тема6. Живая и неживая природа.
Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы.Составление загадок о телах живой и неживой природы.
Тема 7. Какие бывают растения.
Многообразие растений на Земле, их предназначение. Гербарии. Игра « Угадай растение по описанию».
Тема 8. Какие бывают животные.
Многообразие животных на Земле, их предназначение.Сочинение «Мой любимец».
Тема 9. Народные приметы.
Как появились народные приметы.Сборник народных примет.
Тема 10. Природа просит помощи. Экологический утренник.
Сценарий мероприятия.
Календарно-тематическое планирование.
2 класс
№ | Дата | Наименование тем | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
| ||||
1 | И снова здравствуйте! | 1 | ||
2 | Это слово говорят, если вас благодарят. | 1 | ||
3 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | 1 | ||
4 | Когда без извинения не обойтись? | 1 | ||
5 | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора). | 1 | ||
6 | Мои умные помощники | 1 | ||
| ||||
7 | Без друга в жизни туго. Мои друзья. | 1 | ||
8 | Хороший ли я друг? | 1 | ||
9 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | 1 | ||
10 | Винтики – конфеточки - мальчики и девочки. | 1 | ||
11 | Ссоры и споры. | 1 | ||
3. Азбука безопасности ( 9 ч.) | ||||
12 | Мы пассажиры. | 1 | ||
13-14 | Мой путь от дома до школы. | 1 | 1 | |
15-16 | Мой дом и опасности в нем. | 1 | 1 | |
17 | Путь в страну Здоровию. Режим Дня школьника. | 1 | ||
18 | «Не трогай нас!» отдыхаем без опасности. | 1 | ||
19 | Когда четвероногие друзья опасны. | 1 | ||
20 | Викторина «Улица полна неожиданностей». | 1 | ||
4.Человек в мире людей ( 4 ч.) | ||||
21 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? | 1 | ||
22-23 | Профессии в моей семье. (Устные высказывания, рисование | 1 | 1 | |
24 | Я - водитель, а ты - пешеход. (Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра) | 1 | ||
5. Кто и что вокруг меня? (10 ч.) | ||||
25-26 | Земля и космос. | 1 | 1 | |
27-28 | Явления природы. | 1 | 1 | |
29 | Какие науки изучают природу. Знаменитые ученые. | 1 | ||
30 | Живая и неживая природа. | 1 | ||
31 | Какие бывают растения. | 1 | ||
32 | Какие бывают животные. | 1 | ||
33 | Народные приметы. | 1 | ||
34 | Природа просит помощи. Экологический утренник | 1 | ||
Итого | 34 часа |
Содержание занятий.
3 класс.
1.Искусство общения ( 7 ч. )
Тема 1. Мы школьники, а это значит…
Повторение понятий «школьник», «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
Тема 2. Моё хочу и моё надо.
Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый»
Тема 3. За что уважают в семье и обществе.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Ознакомить детей с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими приглашение и знакомство, знакомство с моделью и символами семьи, прослушивание и анализ сказок «Кукушка»,
« Легенды о матерях», работа с « волшебными листочками откровений», рассказы детей о своих семьях по плану :
1.Из кого состоит твоя семья?
2.Как тебя называют в семье?
3. Твое любимое занятие в семье?
Решение и разыгрывание проблемных ситуаций. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики « Три дерева» по Э.Клессманну.
Тема 4. Игра – практикум «Подари другому радость».
Сценарий игры.
Тема 5. Умеешь ли ты дружить (Для чего нужна улыбка. Красота внешняя и внутренняя)
Чтение и анализ стихотворения Б.Заходер «Буква Я». Знакомство с понятием «хороший друг», «Хорошие товарищи» С. Михалков, « Лисица и журавль», «Три товарища» В.Осеева. Что значит эгоист?
Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность.
Тема 6. Как научиться разговаривать с людьми.
Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно.
Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение? Басня « Птичий двор» (инсценировка)
-Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Игра «В кругу симпатий». Игра «Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека».
Составление « Дерево вежливости».
Тема 7. Как научиться преодолевать трудности вместе.
Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе.
Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно».Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.
Раздел 2. Я и моя семья ( 8 ч. )
Тема 1-2-3. Моя родословная.
Понятие «родословная», «генеалогия», «история». Необходимость изучения истории своей семьи, предков.Составление «генеалогического древа» своей семьи.
Тема 4-5. Мое имя. История происхождения имен.
Знакомство с многообразием имен. Что влияет на выбор имени. Национальные имена. Значения имен.История моего имени. Работа со справочниками.
Тема 6. Профессии моих родных.
Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии.Альбом «Профессии моей семьи.
Тема 7-8. Герб моей семьи.
Понятия «герб», «девиз». Знакомство с историей возникновения герба.Составление герба и девиза своей семьи.
Раздел 3. Азбука безопасности ( 7 ч.)
Тема1. Знакомить с опасными ситуациями в современных условиях жизнедеятельности.
Формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Тема 2. Чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие.
Знакомство с классификацией катастроф,аварий,стихийных бедствий. Причины их возникновения.
Тема 3. Правила и меры безопасного поведения при использовании пиротехники.
Беседа.Составление правил с детьми (памятки)
Тема 4. Один дома.Звонок в дверь, звонок по телефону.
Беседа.Проигрывание ситуаций.Составление памятки.
Тема 5-6. Мы – пешеходы!
Практическое занятие.Правила движения группой по улицам города.
Тема 7. Мы – путешественники!
Конспект игры-викторины.
Раздел 4. Кто и что вокруг меня?( 7 ч )
Тема 1. Наша Земля на глобусе и карте полушарий.
Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий. Создание журнала «Великие кругосветные путешествия».
Тема 2. Такие удивительные растения!
. Многообразие растений родного края. Значение растений для человека. Правила поведения в природе по отношению к растениям.Создание презентации «Растения нашего края»
Тема 3. Кладовая земли родного края.
Полезные ископаемые края. Места и способы добычи полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых.
Тема 4. Комнатные растения. Откуда они?
Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями.Ознакомление с названиями комнатных растений. Составление этикеток для комнатных растений. Уход за растениями: полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев.
Тема 5. Путешествие в мир млекопитающих.
Млекопитающие. Условия жизни и выживания. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных.
Тема 6. Пернатые друзья.
Птицы их красота и разнообразие. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Охрана птиц. Оформление альбома «Эти удивительные животные.
Тема 7. Жизнь насекомых.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых.Игра «Пестрый мир насекомых».
Тема 8. Викторина «Знатоки природы».
Сценарий мероприятия.
Раздел 5. Человек в мире людей ( 4 ч.)
Тема 1. «Белая ворона, или что значит быть терпимым?
Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявление чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. Определение уровня толерантности детей, помочь им прочувствовать необходимость быть терпимым к другим, формировать первичные представления о толерантности как качестве личности, прослушивание и анализ стихотворения « Голубой щенок», прослушивание и анализ истории о « Столетнике»,
Тема 2.Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.
Проявление чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. Определение уровня толерантности детей, помочь им прочувствовать необходимость быть терпимым к другим, формировать первичные представления о толерантности как качестве личности. « Проявление снисходительности, терпимости, прощения», мини- сценка « Толерантность», анализ притчи о белой вороне и Каркухе.
Тема 3. Научись радоваться чужим успехам.
Осознать , что зависть – порочное чувство, приносящее вред собственному здоровью, обучение детей покаянию ,как одному из приемов психологической защиты, приемам самоконтроля, формирование толерантных отношений между младшими школьниками, прослушивание и анализ отрывка из сказки
« Гадкий утенок» Х.-Х. Андерсена.
Чтение с доски и анализ стихотворения
« Зависть» , монтаж стихотворения
« Избавление от зависти»,обсуждение ситуаций
« Случаи из жизни», практическое упражнение
« Трюк Тарзана», обсуждение притчи
« Избавление от зависти», прослушивание рассказа « Толя и Коля».
Тема 4.Хорошо бы дожить до старости.
Показать особенности жизнедеятельности пожилых людей, помочь младшим школьникам осознать, что в любом возрасте можно получить удовольствие от жизни, формировать чувство эмпатии к престарелым людям и воспитывать заботливое отношение к ним. Прослушивание отрывка из стихотворения С.Маршака и
Д. Хармса « Старушка», « Старичок», работа по схеме « Лестница возрастов»,, прослушивание и обсуждение поступков из отрывка произведения А.Гайдара « Тимур и его команда», проигрывание ситуации « Мне уже за восемьдесят», прослушивание и обсуждение басни Л.Н. Толстого « Старик и яблоня», чтение наставления одного духовного человека, обсуждение.
Календарно - тематическое планирование.
3 класс
№ | Дата | Наименование тем | Количество часов | ||
Теоретич. | Практич. | ||||
| |||||
1 | Мы школьники, а это значит… | 1 | |||
2 | Моё хочу и моё надо. | 1 | |||
3 | За что уважают в семье и обществе | 1 | |||
4 | Игра – практикум «Подари другому радость» | 1 | |||
5 | Умеешь ли ты дружить. (Для чего нужна улыбка. Красота внешняя и внутренняя) | 1 | |||
6 | Как научиться разговаривать с людьми. | 1 | |||
7 | Как научиться преодолевать трудности вместе. | 1 | |||
| |||||
8-9-10 | Моя родословная. | 1 | 2 (проект) | ||
11-12 | Мое имя. История происхождения имен. | 1 | 1 | ||
13 | Профессии моих родных. | 1 | |||
14-15 | Герб моей семьи. | 1 | 1 | ||
| |||||
16 | Знакомить с опасными ситуациями в современных условиях жизнедеятельности | 1 | |||
17 | Чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие. | 1 | |||
18 | Правила и меры безопасного поведения при использовании пиротехники. | 1 | |||
19 | Один дома. Звонок в дверь, звонок по телефону. | 1 | |||
20-21 | Мы – пешеходы! Практическое занятие. Правила движения группой по улицам города. | 1 | 1 | ||
22 | Мы – путешественники!Игра-викторина. | 1 | |||
| |||||
23 | Наша Земля на глобусе и карте полушарий. | 1 | |||
24 | Такие удивительные растения! | 1 | |||
25 | Кладовая земли родного края. | 1 | |||
26 | Комнатные растения. Откуда они? | 1 | |||
27 | Путешествие в мир млекопитающих. | 1 | |||
28 | Пернатые друзья | 1 | |||
29 | Жизнь насекомых | 1 | |||
30 | Викторина «Знатоки природы». | 1 | |||
| |||||
31 | «Белая ворона, или что значит быть терпимым? | 1 | |||
32 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями. | 1 | |||
33 | Научись радоваться чужим успехам. | 1 | |||
34 | Хорошо бы дожить до старости | 1 | |||
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" (проектная деятельность)Пояснительная записка -цели и задачи.Планирование работы.Разработки проектов....
рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"
Данная программа разработана для занятий с детьми младшего школьного возраста с целью изучения флоры и фауны Саратовской области, развития творческой личности, воспитания гуманного отношения к п...
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" для 3- 4 классов...
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" для учащихся 1-2 классов
Программа кружка нацеленаформирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможно...
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" 2016-2017 уч.год
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; раз...
Рабочая программа курса "Геометрия вокруг нас" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "Геометрия вокруг нас" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...