ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 4 КЛАССЕ
материал (4 класс) на тему
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 4 КЛАССЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 4 КЛАССЕ | 60.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Классных руководителей . /_________ Ф.И.О. Протокол № ___ от «__» _____________ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя школа № 4» Ефимова О.К./___________ Ф.И.О. «___» __________ 2015 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Средняя школа № 4» Кузьмина И.В/_____________ Ф.И.О Приказ № _________ от «___» ________ 2015г. |
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
4 «Б» класса
Пучковой Ольги Владимировны
2015 – 2016 учебный год
г. Ачинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, личностных, творческих качеств учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество, на основе индивидуального и личностно – ориентированного подхода, организации коллективной внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.
Задачи:
- Развитие самоуправления в школе;
- Выявление и развитие творческих способностей;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Совершенствование методического мастерства классных руководителей;
- Формирование социально значимых качеств личности;
- Укрепление связи семья – школа.
Основные направления воспитательной работы:
- Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное
- Нравственное и духовное
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- Интеллектуальное
- Здоровьесберегающее
- Культуротворческое и эстетическое
- Работа с родителями.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Создание условий для обеспечения инновационного развития педагогических работников, обеспечивающих повышение качества дополнительного образования и воспитания.
2. Обеспечение детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании социальной адаптации на основе специальных психолого-педагогических подходов.
3. Совершенствование механизмов оценки качества воспитательной работы.
- Создание условий для воспитания навыков физической активности, здорового питания, правового и безопасного поведения.
- Организация ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства, предупреждение негативных явлений в детской и подростковой среде.
- Применение новых технологий и методик здоровьесберегающего образования, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса.
- Использование практики применения «Служб примирения», как элемента ювенальных технологий, в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Активизация профилактической работы с родительской аудиторией.
Анализ работы за прошедший год
В прошлом году продолжалась работа по формированию коллектива. Дети подружились между собой. У них появились общие интересы и занятия. Ребята дружат не только в школе, но и за её пределами. Сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ученики прислушиваются к мнению своих одноклассников, им важно их мнение. К учёбе в школе относятся позитивно. Доброжелательно относятся к учителям, детям.
Дети участвуют в планировании мероприятий, пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, творчество, организованность. Над этим предстоит работать в 4 классе.
В прошедшем году было проведено пять тематических родительских собрания, на которых рассматривались вопросы успеваемости и воспитания. Родители принимали участие в походах и экскурсиях.
Есть ещё много проблем, которые предстоит решать в будущем году. Самое главное, чтобы каждый ребёнок не потерял своего лица, чувствовал себя в школе комфортно, и чтобы он с радостью спешил в школу за новыми знаниями.
В классе есть неуспевающие дети: Медведев Никита, Коркуляк Анна, также обучается 5 детей с ЗПР. Ведётся работа со слабоуспевающими: Ковалкиным, Лайзан, Медведевой, Тимофеевым. В течение года проводились мероприятия для решения проблем конкретных детей, посещались семьи.
Исходя из целей и задач прошедшего года, можно отметить следующие положительные моменты работы:
- многообразие форм работы;
- развитие познавательных интересов учащихся;
- начало формирования основ культуры общения и построения межличностных отношений в коллективе;
- творческие « открытия» учащихся;
- насыщенность физкультурно-оздоровительными мероприятиями;
- удачное построение индивидуальной работы с учащимися;
- большую совместную работу детей и родителей;
закладывание традиций начальной школы.
Проблемы:
Однако некоторые моменты остались отработаны не до конца, а часть негативных сторон проявилась в ходе изучения класса. А так же в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, следует обратить внимание на следующие моменты:
- не все дети понимают значение физической культуры, небрежно относятся к своему здоровью;
- требуется целенаправленная работа по формированию детского коллектива;
- у некоторых детей нет сформированных навыков общения;
- не все учащиеся могут преодолевать трудности в учёбе, правильно и рационально расходовать учебное время;
- во время проведения классных часов, экскурсий бросается в глаза незнание норм поведения в общественных местах, невысокий уровень культуры отдельных учеников.
Педагогическая характеристика класса
В классе на начало года обучалось 28 человек: из них – 13 девочек, 15 мальчиков, разного уровня способностей. На конец 1 полугодия 26 учеников: 13 девочек, 13 мальчиков. В классе есть ученики, которые могут в дальнейшем учиться на «4» и «5», а есть ученики, у которых средний и низкий уровень подготовки к школе.
Стоит большая задача по сплочению детского коллектива. Для этого запланировано проведение огоньков знакомства, коллективных посещений кинотеатра, проведение совместных походов и прогулок выходного дня. В классе уже все дети имеют поручения. Если у ребёнка ослабеет интерес к поручению, то попробую помочь выбрать ему поручение по душе. Дети доброжелательны, правильно реагируют на замечания и стараются исправиться.
Трудных детей в классе нет. В классе обучается восемь детей из многодетной семьи (Ковалкины, Шкуратковы, Улановы, Черновы, Лайзан, Толстоноговы, Медведевы, Коркуляк). Пять учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца или в разводе)- Бабкина Диана, Синицина Дарья, Ташполатова Фарида, Фельде Николай, Усков Вадим. У Черновой Дианы не стало мамы.
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. На собрание некоторые родители ходят вдвоем.
В 4 классе будет вестись работа по сплочению коллектива, по воспитанию сознательного поведения в школе и во внеурочное время, отношения к учёбе.
Занятость учащихся 4 «Б» класса Д.О. (100%)
№ п/п | Фамилия, имя (полностью) | ДО в школе | ДО от ЦДОД | Учреждения культуры | Учреждения спорта | Дети д/д | Не заняты |
1 | Бабкина Диана Дмитриевна | ИЗО «Волшебный карандаш»» | |||||
2 | Винокурова Алина Дмитриевна | Вязание, футбол, бисероплетение | + | ||||
3 | Галузин Альберт Михайлович | Бисероплетение, «Компьютерный мир» | + | ||||
4 | Егорова Тамара Алексеевна | Вязание, «Швейная мастерская», библиотечный час | + | ||||
5 | Захарова Прлина Анатольевна | Вязание, бисероплетение | + | ||||
6 | Иванова Ксения Дмитриевна | ИЗО «Волшебный карандаш»» | Художественная школа | лыжи | |||
7 | Ковалкин Александр Васильевич | ДЮСШОР по единоборствам – дзюдо | |||||
8 | Коркуляк Анна Алексеевна | лыжи | |||||
9 | Лайзан Анатолий Владимирович | пирография | |||||
10 | Алексеева | ИЗО «Волшебный карандаш»» | |||||
11 | Медведев Никита Семёнович | ДЮСШОР биатлон | |||||
12 | Медведева Дарья Александровна | ИЗО «Волшебный карандаш»» | ДЮСШОР по единоборствам – дзюдо | ||||
13 | Мокрецова Александра Станиславовна | ИЗО «Волшебный карандаш»» | ДЮСШОР по единоборствам – дзюдо | ||||
14 | Садыкова Алина Маратовна | ИЗО «Волшебный карандаш»» | ДЮСШОР по единоборствам – дзюдо | ||||
15 | Саенко Елизавета Алексеевна | Задоринки | лыжи | ||||
16 | Синицина Дарья Евгеньевна | ИЗО «Волшебный карандаш»» | Художественная школа | лыжи | |||
17 | Ташполатова Фарида Фархадовна | Задоринки | лыжи | ||||
18 | Тимофеев Василий Сергеевич | ИЗО «Волшебный карандаш»» | |||||
19 | Толстоногов Никита Евгеньевич | ДЮСШОР по единоборствам – дзюдо | |||||
20 | Уланов Александр Викторович | пирография | Театральная студия ГДТ | ||||
21 | Усков Вадим Максимович | ДЮСШОР по единоборствам – дзюдо | |||||
22 | Фельде Николай Николаевич | Кикбоксинг 8 школа | |||||
23 | Демидов Александр Алексеевич | ДЮСШОР по единоборствам – дзюдо | |||||
24 | Чернова Диана Евгеньевна | ИЗО «Волшебный карандаш»» | |||||
25 | Шкуратков Тимофей Дмитриевич | ИЗО «Волшебный карандаш»» | |||||
26 | Чанбаев Никита Рамильевич | футбол, бисероплетение | + | ||||
27 |
До в школе До от ЦДОД «Пирография» (Агафонова Л.Ю.)
- «Шёпот парт»
- «Задоринки»
- «Исследователь»
- «Магия бисера»
- «Хобби и ты»
ДЮСШ - ДЮСШОР по единоборствам – дзюдо (Кузнецов П.В.),ДЮСШ по игровым видам спорта – Владыко А. Л.
Циклограмма мероприятий в каникулярное время
Организация | Задачи | Формы и методы | Ответственные |
Ноябрь – посещение кинотеатра «Эдем». | Знакомство с культурными центрами города. | Экскурсия. | Родительский комитет. Классный руководитель |
Январь - «Зимние забавы». Посещение зимнего городка. | Закрепить знания об особенностях времени года – зимы. Создать условия для сплочения коллектива. | Игры на свежем воздухе. | Родительский комитет Классный руководитель |
Март - «Весенняя экскурсия в парк». | Закрепить знания о особенностях времени года – весны. Создать условия для сплочения коллектива. | Экскурсия Беседа | . Родительский комитет Классный руководитель |
Июнь - «Летняя площадка». | Создать условие для создания положительного отношения к сверстникам. | Родительский комитет Классный руководитель |
План- сетка воспитательной работы
1. Гражданско-патриотическое воспитание.
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Формы работы классного руководителя в направлении:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
№ | Проводимые мероприятия | сроки | ответственный |
1 | Парламентский час «Я - ребёнок! Я - гражданин!» | сентябрь | Кл. рук |
2 | Беседа «Символы России» (флаг, гимн, герб) | октябрь | Кл. рук |
3 | Беседа 4 ноября – День народного единства | ноябрь | Кл. рук |
4 | Профессии наших бабушек и дедушек. Конкурс рисунков и сочинений | январь | Кл. рук Родительский комитет |
5 | Ко Дню защитника Отечества «Армейский магазин» | февраль | Кл. рук Родительский комитет |
6 | Утренник 8 марта | март | Кл. рук Родительский комитет |
7 | Космические дали | апрель | Кл. рук |
8 | Конкурс стихов и песен – Этот День Победы | май | Кл. рук |
9 | Урок мужества «Этот день Победы».
| май | Кл. рук Родительский комитет |
2.Нравственное и духовное воспитание
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
№ | Проводимые мероприятия | сроки | ответственный |
1 | Кл.час «Человек среди людей». | сентябрь | Кл. рук |
2 | Культура речи | октябрь | Кл. рук |
3 | Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки» | ноябрь | Кл. рук Родительский комитет |
4 | Кл.час «К тебе пришли гости» | декабрь | Кл. рук Родительский комитет |
5 | «Честность прежде всего» кл.час. | январь | Кл. рук |
6 | «Что мы знаем, что умеем». Тесты, пантомима, рефлексия. | февраль | Кл. рук Родительский комитет |
7 | Конкурс стихотворцев «Любите всё, что Родиной зовём» | март | Кл. рук
|
8 | Литературные посиделки «Мои любимые книжки». | апрель | Кл. рук Родительский комитет |
9 | Конкурс на лучшую тетрадь. | май | Кл. рук |
3.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Задачи:
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
навыки коллективной работы;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формы работы:
формирование первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов;
приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома.
№ | Проводимые мероприятия | сроки | ответственный |
1 | Беседа «Я и мое рабочее место» | сентябрь | Кл. рук |
2 | Участие в конкурсе «Дары осени 2015» | октябрь | Кл. рук Родительский комитет Администрация школы |
3 | Просмотр презентации с последующим обсуждением«Хлеб всему голова» | Ноябрь | Кл. рук Родительский комитет |
4 | Терпение и труд все перетрут.-кл. час. | январь | Кл. рук |
5 | Классный час «Я - дежурный» (обязанности дежурного) | октябрь | Кл. рук |
6 | Мастерская Деда Мороза | декабрь | Кл. рук
|
5 | Операция «Мои друзья - книги» | январь май | Кл. рук Родительский комитет |
6 | Каждой вещи – свое место (коллективная уборка класса) | ежемесячно | Кл. рук |
8 | Беседа с детьми, нуждающимся в особом внимании, о сознательном отношении к своим обязанностям. | регулярно | Кл. рук |
4. Интеллектуальное воспитание.
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
-Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Формы работы :
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для интеллектуального развития.
№
| Проводимые мероприятия | сроки | ответственный |
1 | Словесные головоломки. | сентябрь | Кл. рук |
2 | Кто хочет на загадки находить отгадки. | октябрь | Кл. рук |
3 | Развивай свою память. Какая у меня память. | ноябрь | Кл. рук Родительски комитет |
4 | Игра «Почему, откуда, зачем» | декабрь | Кл. рук |
5 | Интеллектуальная игра «Обо всем на свете » | январь | Кл. рук |
6 | Математический час «волшебные цифры» | февраль | Кл. рук Родительский комитет |
7 | Литературный час «Книга – наш друг и помощник» | март | Кл. рук |
8 | Час загадок и ребусов «Угадаем, посчитаем!» | апрель | Кл. рук Родительский комитет |
9 | Игра «Поле чудес» | май | Кл. рук Родительский комитет |
5.Здоровьесберегающее воспитание
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы работы:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
№ | Проводимые мероприятия | сроки | ответственный |
1 | Проведение гимнастики до занятий | каждый день | Кл. рук |
2 | Физминутки на уроках (двигательные, зрительные) | ежеурочно | Кл. рук |
3 | Игровые перемены (игры малой подвижности) | ежедневно | Кл. рук |
5 | Классный час: «Здоровье очень ценный груз» | сентябрь | Кл. рук |
6 | «Все на лыжи и санки» | декабрь | Кл. рук |
7 | Конкурс рисунков «Азбука здоровья» | январь | Кл. рук |
8 | Кл.час «Твое здоровье» | февраль | Кл. рук |
9 | 7 апреля – Всемирный день здоровья. | апрель | Кл. рук Администрация школы |
11. | Работа спортивного кружка | в течение года | Руководитель кружка |
12 | Пересаживание детей с целью охраны зрения | каждый месяц | Кл. рук |
13 | Все на белом свете солнышкины дети»- поход в лес | май | Кл. рук Родительский комитет |
6.Культурнотворческое и эстетическое воспитание
Задачи:
-Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям.
- Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.
Формы работы:
-КВН, классные часы, праздники,
-Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов.
№ | Проводимые мероприятия | сроки | ответственный |
1 | Классный час «Школьный этикет» | сентябрь | Кл. рук |
2 | Неделя вежливости – Если Вы вежливы | октябрь | Кл. рук |
3 | Беседа «Культура общения…» | ноябрь | Кл. рук |
4 | Участие в школьных выставках | в течение года | Кл. рук |
5 | Подготовка к Новому году (разучивание песен, стихов, танцев, украшение елочными игрушками классной комнаты, новогодней ёлки) | декабрь | Кл. рук |
6 | Новогоднее представление «Здравствуй Новый Год!» | декабрь | Администрация школы |
7 | Посещение кружков. | в течение года | Кл. рук |
Работа с детьми «группы риска»
Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть
самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
- Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:
· посещение семей;
· индивидуальные беседы с детьми и родителями;
·педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение);
·привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;
· работа школьного Совета профилактики правонарушений.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей :
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность -человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания
График проведения родительских собраний
Сентябрь «Воспитание и родительское время»
Октябрь «Итоги первой четверти»
Ноябрь «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться»
Декабрь «Итоги первого полугодия»
Январь «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка»
Февраль «Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека»
Март «Итоги третьей четверти»
Апрель «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день»
Май «Итоги 4 года обучения»
№ п/п | Фамилия Имя |
№ п/п | Дата | Тема |
1 | Сентябрь | Огонь – друг или враг? |
2 | Октябрь | Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой |
3 | Ноябрь | Пожар в квартире |
4 | Декабрь | Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт! |
5 | Январь | Чем опасен дым? |
6 | Февраль | Детские шалости с огнём |
7 | Март | Осторожно – электроприборы |
8 | Апрель | Горючие вещества |
9 | Май | Лесной пожар |
ЦЕЛЬ: обучение учащихся ПДД и ППБ, соблюдение учащимися данных правил, разъяснение правил среди друзей и младших братьев и сестер.
Беседы о безопасности дорожного движения.
№ п/п | Дата | Тема |
1 | Сентябрь | Правила дорожного движения – единый нормативный акт для водителей, пешеходов, пассажиров |
2 | Октябрь | История развития автомототранспорта и Правил дорожного движения в нашей стране |
3 | Ноябрь | Дорога и её составляющие. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним |
4 | Декабрь | Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков |
5 | Январь | Назначение и роль дорожной разметки в организации движения. Виды дорожной разметки |
6 | Февраль | Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика. |
7 | Март | Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. ПДД об обязанностях пешеходов |
8 | Апрель | Перевозка людей в транспортных средствах. ПДД об обязанностях пассажиров |
9 | Май | Обобщающее занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
программа воспитательной работы 3 класс
В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....
Программа воспитательной работы 4 класс
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...
Программа воспитательной работы с классом "Ступени познания"
Внеклассная работа...
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...