Земля наш дом.
план-конспект занятия ( класс) на тему

Шутова Ольга Владимировна

Стихи, загадки о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_nash_dom.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Земля наш дом .

Цели :

1) систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;

2)формирование представления о Земле как общечеловеческом доме;

3)показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

4)способствовать воспитанию ответственного отношения к природе ; формирование экологической культуры;

1 ученик            Есть просто храм,

Есть храм науки.

А ещё природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй, её святынь.

2 ученик

Посмотри, мой юный друг

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает.

3 ученик

Поле, речка и трава

Горы, воздух и листва

Птицы, звери и леса

Гром, туманы и росса,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Айболит

Здравствуйте, ребята!

А я как раз травы собрал

Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Помогают от болезней,

Мята, пихта, зверобой

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства

4 ученик

- Мы растенья эти знаем

Бережем и охраняем,

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Айболит  

Собирай не на потеху

Отнеси ты их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди сделают лекарства.

А теперь отгадайте мои загадки. Что за растения и чем они полезны?

Загадка 1) Ты растение не тронь,

               Жжётся больно как огонь. (крапива)

Крапива: 

Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Мои листья богаты витаминами А, С, К. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, борщ  с крапивой или крапивный салат.

Загадка  2) Горел в траве росистой, потом померк,

       потух и превратился в пух. (одуванчик)

Одуванчик: В народной медицине листья называют «жизненным эликсиром» и применяют при разных болезнях. Листья одуванчика хороши в весенних салатах,             только их предварительно надо вымочить в подсоленной воде. Во Франции листья специально выращивают на полях, как пищевое растение, из цветов варят варенье, а поджаренные корни используют, как заменитель кофе.

 Загадка 3) Белые горошки

       на зелёной ножке. ( ландыш)

Ландыш: А знаете ли вы, что цветы ландыша превращаются в красные ягоды? Только их нельзя трогать, а тем более есть. Они ядовиты! Да и всё растения ландыша ядовито, но препараты из моих листьев, цветков, семян – это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца.

Загадка 4) Стоят кругом сестрички:

      жёлтые глазки, белые реснички. ( ромашка )

Ромашка:  Если случится тебе простудиться,

      Привяжется кашель, поднимется жар,

      Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

      Слегка горьковатый, душистый отвар.

Так говориться об отваре из ромашки аптечной.

Айболит:       Нужно только не лениться,

                Нужно только научиться,

                Находить в лесу растенья –

                Те, что для людей полезны, -

                И отступят все болезни.

Выходят девочки: стих о цветах.

Девочки цветы:        Мы цветы и наша доля –

                        Расти, цвести в открытом поле

                        Все подробности о нас

                        Мы расскажем вам сейчас.

Ромашка:       Знакомые с детства родные ромашки

                Мы рвём на лужайке у тихой реки

                Как белые звёзды средь розовой каши

                Они развернули свои лепестки

                Вся в белое наша поляна одета,

                Качает цветы ветерок на бегу…

                Ромашки! Ромашки! Я знойного лета

                Без вас и представить себе не могу!

Колокольчик: Колокольчик! Колокольчик!

                На лугу со всех сторон

                Лёгкий-лёгкий тонкий-тонкий!

                Будто слышится мне звон

                Колокольчик! Колокольчик!

                Неужели это ты

                Так звенишь и так трепещешь

                Там где травы и цветы?

Клевер:          Здесь у рощицы берёзовой

                Где к лугам сбегает рожь

                Кашки белой, кашки розовой,

                Кашки алой не сочтёшь!

                С колокольчиком, с ромашкой

                Клевер весело цветёт

                Его «пчелиной кашкой» называет наш народ.

        Если я сорву цветок,

        Если ты сорвёшь цветок,

        Если мы сорвём цветы –

        И не будет красоты!

                

На земле исчезают цветы,

                С каждым годом заметнее это

                Меньше радости и красоты

                Оставляет нам каждое лето.

                Откровенье цветов полевых

                Нами понятно было едва ли.

                Беззаботно топтали мы их

                И бездушно, безжалостно рвали.

                В нас молчало безумное «стой»!

                Нам казалось всё мало, всё мало.

                А потом в толчее городской

                Мы охапки тащили устало

                И не видели как из-под ног

                Молчаливо, дыша еле – еле,

                Обречённо глядел василёк,

                Безнадёжно гвоздики глядели…

        

Если человек срубит деревья – погибнут или уйдут в другие места растительноядные животные, вслед за ними мигрируют хищники, которым нечем будет питаться, на вырубках начнут размножаться насекомые, исчезнут деревья, не станет грибов, уменьшиться количество ягод.

        Забывчивый охотник на привале

        Не разметал, не растоптал костра.

        Он в лес ушёл, а ветки догорали

        И нехотя чадили до утра.

        А утром ветер разогнал туманы

        И ожил потухающий костёр,

        И сыпля искры впереди поляны,

        Багровые лохмотья распростёр.

        Он всю траву с цветами вместе выжег

        Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

        Как испуганная стая белок рыжих,

        Он заметался со ствола на ствол.

        И лес гудел от огненной метели,

        С морозным треском падали стволы,

        И, как снежинки, искры в них летали

        Над серыми сугробами золы.

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу друзья взращены.

Каждый куст, берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой!

Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. Поэтому каждый житель планеты должен беречь от загрязнения реки и речушки, ручейки, озёра и пруды.

Если люди будут мыть автомобили в реке, погибнут многочисленные мелкие рачки, которыми питаются рыбы, начнут размножаться микроорганизмы – вода «зацветёт»

- начнёт «задыхаться» рыба. В конечном итоге - исчезнет рыба в реке, а воду нельзя будет использовать на нужды человека.

Когда человек, животное и растение вдыхают загрязнённый воздух, они очень рискуют. Для жизни на земле нужен чистый воздух.

        А природа опять

        То предельна проста

        То одета в цветастые перья

        Удивляет меня не её красота

        Удивляет её терпенье

        А когда сквозь асфальт

        Лепестков пятерня

        Продирается после полночи

        Я не радуюсь силе Земли,

        Для меня,

                Это прежде всего -

                                Крик о помощи.

1). Не губи растения в природе!

     Все растения надо беречь.

     Помогая растениям, мы помогаем жить себе!

2). Не шуми в природе!

3). Не разжигай костров в лесу!

     Не делай новых кострищ!

     Береги почву!

4). Не оставляй мусор в природе!

     Знаете, ли, вы, что бумага брошенная, будет лежать более двух лет, консервные банки более тридцати лет, полиэтиленовый пакет более двухсот лет, стекло – тысячу лет.

5). Не режь кору деревьев!

     Не сбивай мухоморы!

     Мухоморами лечатся лоси и другие животные.

     Мухоморы очень красивы, полюбуйся ими!

     Собирай только знакомые грибы!

6). Не разоряй муравейники!

     Муравьи, очень нужны лесу.

     Они лесные санитары!

7). Не убивай зверей и птиц!

     Сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе!

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малые былиночки любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

                        Просьба!

        Птицы, рыбы и звери

        В душу людям смотрят.

        Вы их знаете, люди!

        Не убивайте зря!

                Ведь небо без птиц – не небо!

                А ведь море без рыб – не море!

                А земля без зверей – не земля!

        Люди – человеки, страны и народы.

        Мы теперь навечно должники природы

        Надо с этим домом как–то расплатиться

        Пусть расправит крылья раненая птица!

Литература

  1. “Азбука экологии”, О.Г. Завьяова, К., 97г.
  2. “Формы экологического воспитания детей”, Бахарева А.С., Ш.,98г.
  3. “100 уроков по экологии”, ИПКРО, К.,98г.

Журналы “Начальная школа”, №5, №6/98г., №6/2000г. :

                

                

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля отцов - моя земля!

Урок, посвященный дню образования Краснодарского края. Проведен в форме урока - путешествия с использованием   буклета - путеводителя....

Земля. Модель Земли

Данный урок разработан согласно УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок-семинар «Солнце — звезда, источник света и тепла на Земле. Луна — спутник Земли. Планеты земной группы».

   Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ...

Урок знаний "Земля отцов - моя земля"

Первый урок знаний для первоклассников создает  праздничное начало учебной деятельности, задает необходимый эмоциональный настрой. Цель данного урока -  пробудить интерес к школе, воспитать ...

Урок кубановедения "Земля отцов - моя земля"

Форма работы - час общения, проектная деятельность. Дети работают в группах, узнают, обобщают знания о знаменитых людях станицы. Есть презентация....

Классный час "Земля отцов - моя земля"

разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края....

Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"

Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...