Выступление "Воспитание детей в духе патриотизм..."
статья по теме
Одной из приоритетных задач образования в школе является воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_v_duhe_patriotizma.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА,
ЧЕРЕЗ УВАЖЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ И ИСТОРИИ МАЛОЙ РОДИНЫ НА МАТЕРИАЛЕ ИКБ (интегрированный курс Белгородоведения)
учитель начальных классов
Соколова Л.В.
МБОУ «ЧСОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов», Белгородская область, п.Чернянка
Одной из приоритетных задач образования в школе является воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Патриотизм – это знание истории родного края, знание культуры и традиций своего народа, любовь к малой и большой Родине, а также стремление приложить все силы для того, чтобы повысить духовное и материальное благосостояние своей Родины.
«К патриотизму, – отмечал академик Д.С. Лихачёв, – нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам».
Особенность требований к качеству образования современной российской образовательной системы выражается не только в необходимости решать задачи закрепления целостности и единства образовательного пространства России, но и формировании политики развития региональных программ образования.
С 1 сентября 2015 года во все образовательные учреждения нашей области внедрен интегрированный курс «Белгородоведение». Представленная Концепция интегрированного курса «Белгородоведение» (далее ИКБ) опирается на принцип гуманизации образования, реализуемый через культурологический, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Этот курс предполагает, прежде всего, ориентацию на развитие гражданина, патриота, высокоразвитой личности, которая в свое личное прошлое, настоящее и будущее включает и историческое прошлое родного края, культурное наследие региона и будущее своего отечества.
Цель изучения региональной программы «Белгородоведение в начальных классах» - формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; формирование метапредметных УУД.
Курс Белгородоведения в нашей школе реализуется в качестве дополнительного материала к основным учебным предметам, в дополнительном образовании и внеурочной деятельности по следующим модулям. Учитывая значительный потенциал учебного предмета окружающий мир в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в основу «Белгородоведения в начальных классах» положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии. Следует учитывать, что дети воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого обучающегося.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. Знакомясь с родным краем, районом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
С 1 класса закладываем у детей основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. На занятиях развиваются коммуникативные способности ребенка, творческий потенциал младшего школьника. Оптимальный результат достигается при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала.
Например, изучая тему по окружающему миру «Семья», добавили тему ИКБ «Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи». На уроке ребята рассказывали о членах своей семьи, их занятии, о традициях, создали герб своей семьи. Когда была тема «Жизнь птиц», «Дикие животные» на уроке мы говорили и о диких животных, и о птицах нашей области, где они обитают, чем различаются, составили листовки «Помогите птицам зимой».
Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся. В 1 классе с детьми мы стали работать по программе творческого объединения «Мой край – родная Белгородчина». Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край - родная Белгородчина» разработана в соответствии с примерной программой Т. М. Стручаевой, И. В. Шияновой, В.В. Стручаева «Белгородоведение в начальной школе». Данная программа рассчитана на 4 года обучения.
Занятия проходят в игровой форме, с использованием фольклорного материала, который не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Например, совершая тематические экскурсии в музеи, ребята знакомятся с историей родного поселка, края в целом, осознают место нашего края в истории всей страны, изучают биографии и творчество людей, прославивших наш край. Ведем совместные занятия с работниками краеведческого музея, детской и районной библиотеки.
На занятиях кружка дети знакомятся с историей возникновения названий рек области, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей области такие государственные символы, что они означают, откуда появились. Изучая тему «Полезные ископаемые Белгородской области» мы пригласили ребят из 4 класса, которые подготовили прекрасный проект на эту тему. Разве мы не гордимся, что наша область богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! Изучая тему «Храмы Белгорода», ребята познакомятся со святынями земли Русской и с основателями святых мест, с их житием. Это дает непоколебимую веру в духовные силы своего народа
В своей работе практикуем уроки мужества, классные часы, используя краеведческий материал, экскурсии по памятным местам родного края, музейные уроки, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми поселка, исследовательскую и поисковую работа детей. Важной частью воспитательной работы являются конкурсы чтецов, конкурсы рисунков и проектов на патриотическую тематику.
Считаем, одним из действенных средств решения региональной программы патриотического воспитания граждан Белгородской области с младшими школьниками явилась разработка и использование в школах в течение нескольких учебных лет дневника для обучающихся, включающего белгородский краеведческий материал.
Думаем, что школа вместе с семьёй помогает стать человеку Гражданином, Патриотом, достойным продолжателем наследия нашей великой Родины. Только объединение усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнёрские связи с центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, через связь с советом ветеранов, шефскую помощь и совместные дела, возможен высокий результат, который воспитывает уважение, чувство патриотизма и гордости за свою Родину, любовь к родному краю, в сохранении русских традиций, воспитанию настоящих патриотов.
Считаем, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.
Список использованной литературы:
- Белгородоведение 1-4 классы: Методическое пособие для учителей начальной школы / Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, И.Г. Чернова, Е.А. Соловей, В.В. Стручаев и др.; под ред. Т.М. Стручаевой. 2-ое изд. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 172 с.
- География Белгородской области / Под ред. Г.Н. Григорьева, А.Н. Петина. – Белгород: Издательство БГУ, 1996. – 142с.
- Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. – Белгород: Белгородская обл. тип., 2012. – 400 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества и патриотизма "Дети войны" в 3 классе.
Урок мужества и патриотизма рассчитан на учащихся начальной школы. Несёт огромное воспитательное значение. Расширяет знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945г, показывает все ужасы в...
Воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста
О роли и способах воспитания патриотизма и гражданской ответственности у детей младшего школьного возраста....
Урок патриотизма « Дети войны»
III Всероссийский конкурс методических разработок и сценариев уроков мужества, мероприятий и проектов, посвященных Дню Победы, Дню памяти и скорби, памятным и знаменательным датам и вех...
Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»
В ходе семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...
Статья. Воспитание у детей патриотизма, любви к народному искусству России на занятиях «Дымковская игрушка»
Воспитание у детей патриотизма, любви к народному искусству России на занятиях «Дымковская игрушка»...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»
Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...
«Формирование Патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»
laquo;Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»...