Природа как средство эстетического и нравственного воспитания личности с ОВЗ в условиях образовательного учреждения
статья ( класс) на тему
Во все времена природа оказывала огромное влияние на человека. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Важнейшая задача педагога - ввести ребенка в природу, научить его видеть, понимать, чувствовать ее красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа – источник ощущения прекрасного. Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Еще древние греки полагали, что красота и гармония - это не только эталоны явлений природы, но и принципы общественной жизни.
Во все времена природа оказывала огромное влияние на человека. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Важнейшая задача педагога - ввести ребенка в природу, научить его видеть, понимать, чувствовать ее красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности.
«Без сомнения, человек создал себе много радостного в общественной жизни. Тем не менее он все ещё принадлежит природе. Ребенок в особенности. Обязательно должен черпать из неё силы, необходимые для развития его тела и духа» - говорила М.Монтессори. Она уделяла этому вопросу очень большое внимание, и в ее доме ребенка всегда был устроен сад, где дети могли ухаживать за растениями и животными. С тех пор прошло более ста лет, но потребность ребенка быть ближе к природе, нисколько не поменялась.
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы, птицы, звери, пауки, бабочки – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для дальнейшего развития. Уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний и впечатлений. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмысливать, эмоционально воспринимать рассказ, сказку, стихотворение, побуждает выразить свое отношение к тому или иному. Общение с природой развивает ребенка, являясь не иссекаемым источником для наблюдения за явлениями природы и живого мира, а также является одним из элементов нравственного воспитания.
Ребенок учится наблюдать и подмечать явления природы. С увеличением наблюдательности, ребенок учится ухаживать за живыми существами, и благодаря этому, он начинает ценить заботу окружающих о себе.
Ухаживая за растениями или животными, ребенок учится ответственности. Он начинает понимать, что жизнь растения или животного зависит от его действий: успел ли он полить или накормить своего питомца.
Ребенок начинает понимать такое качество как терпение. Посадив зерно, ждет, когда оно прорастет и покажет первый листочек, наблюдает за его ростом. Как говорит сама М.Монтессори, ребенок учится доверчивому отношению, приобретает душевное равновесие и усваивает первые уроки мудрости.
Общение с природой дарит ребенку единение. Ребенок начинает чувствовать природу, вдохновляется ее чудесами. Ребенок любит любые проявления природы. Каждый ребенок способен заинтересоваться пауком в паутине, не испытывая ни малейшего отвращения - настолько сильно его доверие.
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной ценности. Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но этим оружием он может пользоваться по – разному. Человек созидает и разрушает природу, тем самым убивает все живое и себя.
Учащиеся должны понять, что охрана природы - это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии. Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», - писал И. Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» и уникальностью - вот наша задача.
Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Главная цель нашей деятельности: сохранение и укрепление здоровья детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. Особенно важно это для умственно отсталых школьников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход педагогов при формировании у проблемных детей экологических представлений, позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.
Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны: первая – экологическое сознание, - вторая - экологическое поведение. Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства.
Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту. Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка можно самыми разнообразными способами.
• Беседовать с детьми о лесе. Объяснить детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.
• Показать, что лес – один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
• Приучать детей не ломать кустарники, не портить деревья.
• Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.
• Организовывать совместные с учениками прогулки в лес и обязательно обговаривать правила поведения в лесу.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, педагог разъясняет непонятные моменты, направляет его мысли и интересы на жизнь природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не надо жалеть своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда наши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться к лесу. Какими будут наши дети, зависит от нас. |
На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу, лесные богатства. Сохранить зелень лесов, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду - это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши леса нам должны помочь наши дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»
P { margin-bottom: 0.21cm; } Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а р...
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения....
Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в образовательном процессе МБОУ ООШ д.Лаптево.
Данный материал и презентация отражают особенности духовно-нравственного воспитания в нашей школе. В своем выступлении я постаралась кратко передать содержание образовательного пространств...
Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.
Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.«То, что сегодня ребёнок делает с помощьювзрослых, завтра он сумеет сделать этосамостоятельно».Л.С.Выготский.Мерой и пок...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...