«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»
классный час на тему

Сушко Марина Осиповна

Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а реальных, повседневных.

Важно не навязать ребенку то или иное убеждение, а помочь ему самому понять, что если ты по-доброму относишься к людям,  то и мир поворачивается к тебе. Человек может быть счастлив только тогда, когда он умеет гармонично выстраивать отношения с самим собой и с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»

Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а реальных, повседневных.

Важно не навязать ребенку то или иное убеждение, а помочь ему самому понять, что если ты по-доброму относишься к людям,  то и мир поворачивается к тебе. Человек может быть счастлив только тогда, когда он умеет гармонично выстраивать отношения с самим собой и с другими людьми.

Зло не так примитивно, как его принято изображать. Под маской добра часто скрывается насилие и авторитаризм, недаром говорят «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Только путем тщательной и кропотливой работы можно научиться отличать доброе от злого, выбирать собственную нравственную позицию, и отстаивать ее. В результате многих размышлений ребенок приходит к выводу, что каждый добрый поступок делает мир радостнее, и шаг за шагом учится добру.
Мною был разработан конспект классного часа на тему «Доброта спасет мир», который я предлагаю вашему вниманию.

Тема занятия: «Доброта спасет мир».

Цели: Расширить знания учащихся о доброте, ее значении в жизни человека. Стимулировать детей к добрым поступкам. Учить делать выводы.

           Развивать связную речь, умение выражать свои мысли, способствовать развитию творческой активности у учащихся

          Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим, дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья, активизировать их личную деятельность и развить способность помогать и сочувствовать людям.

 

Оборудование: карточки, альбомные листы, клубок ниток, звукозаписи детских песен, тематические плакаты, свеча. Клубок, листочки.

Ход занятия

 Звучит песня из м/ф «По дороге с облаками»

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? Правильно, о доброте. Сегодня мы узнаем, какое значение имеет доброта в жизни каждого человека.

- Мы очень часто слышим: добрый человек, добрый учитель. А что же значит быть добрым?

!. Игра «Микрофон». 

Ребенок передает микрофон соседу и говорит: Добрый человек – это…заботливый человек» и т. п.

- Но часто бывает так, что очень сложно распознать по-настоящему доброго человека. Вот послушайте притчу

2. Труба доброты А. Лопатина

Два друга много работали и много доброго сделали за свою жизнь. Когда они попали на Небеса, к ним подлетел ангел и сказал:

— Ваше добро отворило перед вами двери в чертоги рая. Господь поручил мне одному из вас вручить трубу доброты. Музыка этой трубы будет попадать в сердца людей, живущих на Земле, и рассказывать им о доброте.

Обрадовались друзья и переглянулись.

Кому же из них достанется труба.

— Я всегда по-доброму относился к своим родителям, детям и жене. Я часто помогал соседям без всякой платы и давал деньги беднякам, — сказал один.

— Мой друг не раз выручал меня, — подтвердил его товарищ. — Слава Богу, мне повезло встретить в жизни множество добрых людей. Моя мать была ангелом доброты, я просто обязан был хотя бы частицу этого добра вернуть людям. Ангел жестом остановил его и вручил ему огромную сияющую трубу.

— Почему вы решили вручить трубу моему товарищу? — обиженно спросил первый друг. — Я был богаче и больше помогал людям.

— Уподобляйся трубе, когда говоришь о добре, полученном от другого. Будь подобен могиле, когда говоришь о добре, оказанном тобою, — ответил ангел.

- Разве первый товарищ не был добр?

- А чем отличался ответ второго товарища?

- Почему же тогда трубу получил второй?

- Как вы понимаете мораль притчи?

- С каким качеством характера связано понятие доброты в этой притче?

-Существует множество поговорок о доброте у разных народностей, и сейчас мы поиграем с вами в игру «Собери пословицу»

3. Игра «Собери пословицу»

 Игра в паре. Пословицы разрезаны на слова, надо собрать их и пояснить значение.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Красота до вечера, а доброта на век.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

За добрым делом находишься, худое само навяжется.

Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.

Добра соль, а переложить – рот воротит

От доброго кореня добрая и отрасль.

Доброму человеку, что день, то и праздник.

4. Физкультминутка-тренинг «Паутинка доброты»

Дети становятся в круг.

- А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.

Каждый из вас в свой день рождения принимал поздравления с пожеланиями. И желали все вам, конечно, самого- самого. Может быть того, чего вам не хватает в характере, может, того, чего вам от родителей не досталось. Сейчас внимательно посмотрите на своих соседей по ряду и подумайте, чего такого самого-самого вы хотели бы им пожелать?

6. Тренинг «Ладошка» 

Дети обводят свою ладошку и в центре пишут имя. Затем передают ладошку соседу, и тот пишет пожелание. Например, «Будь здоровым». Если не уместится, можно писать в центре ладошки. Каждый получает лист с пожеланиями.

-Так как вы думаете, зачем надо творить добро?

-Послушайте притчу.

7. Притча «Зачем надо делать добро» А. Лопатина

Однажды учитель сказал ученикам:

— Мы с вами говорили о том, почему нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро.

Ученики разошлись в разные стороны, а через неделю вернулись.

— Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать, — сказал один.

— Я ухаживал за больным, потому что он нуждался в сострадании, — объяснил другой.

— Я накормил бедного, чтобы поддержать его, — рассказал третий.

— Я защитил ребёнка. Детям нужна защита взрослых, — сказал четвёртый.

— Я старался делать добро всем. Наверное, я был не прав, — признался последний ученик.

- Как вы думаете, прав был последний ученик?

- Почему?

- А первые три?

- Какой можно сделать вывод?

-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:

- Если бы я стал волшебником, я бы сделал ..

8. Тренинг «Магическая свеча»

9. Рефлексия

- Я вижу, как вы сегодня старательно занимались, знакомились с понятиями доброта, забота, скромность и т.п. узнали много новых пословиц о доброте, познакомились с притчами. Теперь подумайте и на этих листьях напишите самое важное, что вы вынесли с нашего занятия. А завтра мы в классе из ваших листочков сделаем дерево добра.

Звучит музыка из м/ф «Маленький Мук»

Список использованных источников информации:

  1. http://pritchi.ru/id_5518 — сайт «Притчи.ру» Притчи от А.Лопатиной
  2. А.Лопатина, М.Скребецкая «Притчи», книга 3, Издательский дом «Амрита-Русь», М.,2009
  3. О.П.Варенька «Пособие для учителей. Классный час» «Вако», М.,2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых игр как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся.

Учитывая такие возрастные особенности младшего школьника, как большая эмоциональность, впечатлительность, непоседливость, повышенная двигательная активность, можно сказать, что наилучшим способом орга...

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.

Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...

Классный час для 1 класса (духовно-нравственное воспитание) "Красота жизни"

Классный час для 1 класса «Красота жизни» (духовно-нравственное воспитание)1.Учитель. Ответьте мне, пожалуйста, что вам больше нравится: когда светит солнышко или когда льет дождь?Дет...