«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»
классный час на тему
Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а реальных, повседневных.
Важно не навязать ребенку то или иное убеждение, а помочь ему самому понять, что если ты по-доброму относишься к людям, то и мир поворачивается к тебе. Человек может быть счастлив только тогда, когда он умеет гармонично выстраивать отношения с самим собой и с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_esteticheskih_dialogov_na_klassnom_chase_kak_sredstvo_povysheniya_duhovno.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»
Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а реальных, повседневных.
Важно не навязать ребенку то или иное убеждение, а помочь ему самому понять, что если ты по-доброму относишься к людям, то и мир поворачивается к тебе. Человек может быть счастлив только тогда, когда он умеет гармонично выстраивать отношения с самим собой и с другими людьми.
Зло не так примитивно, как его принято изображать. Под маской добра часто скрывается насилие и авторитаризм, недаром говорят «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Только путем тщательной и кропотливой работы можно научиться отличать доброе от злого, выбирать собственную нравственную позицию, и отстаивать ее. В результате многих размышлений ребенок приходит к выводу, что каждый добрый поступок делает мир радостнее, и шаг за шагом учится добру.
Мною был разработан конспект классного часа на тему «Доброта спасет мир», который я предлагаю вашему вниманию.
Тема занятия: «Доброта спасет мир».
Цели: Расширить знания учащихся о доброте, ее значении в жизни человека. Стимулировать детей к добрым поступкам. Учить делать выводы.
Развивать связную речь, умение выражать свои мысли, способствовать развитию творческой активности у учащихся
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим, дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья, активизировать их личную деятельность и развить способность помогать и сочувствовать людям.
Оборудование: карточки, альбомные листы, клубок ниток, звукозаписи детских песен, тематические плакаты, свеча. Клубок, листочки.
Ход занятия
Звучит песня из м/ф «По дороге с облаками»
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? Правильно, о доброте. Сегодня мы узнаем, какое значение имеет доброта в жизни каждого человека.
- Мы очень часто слышим: добрый человек, добрый учитель. А что же значит быть добрым?
!. Игра «Микрофон».
Ребенок передает микрофон соседу и говорит: Добрый человек – это…заботливый человек» и т. п.
- Но часто бывает так, что очень сложно распознать по-настоящему доброго человека. Вот послушайте притчу
2. Труба доброты А. Лопатина
Два друга много работали и много доброго сделали за свою жизнь. Когда они попали на Небеса, к ним подлетел ангел и сказал:
— Ваше добро отворило перед вами двери в чертоги рая. Господь поручил мне одному из вас вручить трубу доброты. Музыка этой трубы будет попадать в сердца людей, живущих на Земле, и рассказывать им о доброте.
Обрадовались друзья и переглянулись.
Кому же из них достанется труба.
— Я всегда по-доброму относился к своим родителям, детям и жене. Я часто помогал соседям без всякой платы и давал деньги беднякам, — сказал один.
— Мой друг не раз выручал меня, — подтвердил его товарищ. — Слава Богу, мне повезло встретить в жизни множество добрых людей. Моя мать была ангелом доброты, я просто обязан был хотя бы частицу этого добра вернуть людям. Ангел жестом остановил его и вручил ему огромную сияющую трубу.
— Почему вы решили вручить трубу моему товарищу? — обиженно спросил первый друг. — Я был богаче и больше помогал людям.
— Уподобляйся трубе, когда говоришь о добре, полученном от другого. Будь подобен могиле, когда говоришь о добре, оказанном тобою, — ответил ангел.
- Разве первый товарищ не был добр?
- А чем отличался ответ второго товарища?
- Почему же тогда трубу получил второй?
- Как вы понимаете мораль притчи?
- С каким качеством характера связано понятие доброты в этой притче?
-Существует множество поговорок о доброте у разных народностей, и сейчас мы поиграем с вами в игру «Собери пословицу»
3. Игра «Собери пословицу»
Игра в паре. Пословицы разрезаны на слова, надо собрать их и пояснить значение.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Красота до вечера, а доброта на век.
Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
За добрым делом находишься, худое само навяжется.
Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
Добра соль, а переложить – рот воротит
От доброго кореня добрая и отрасль.
Доброму человеку, что день, то и праздник.
4. Физкультминутка-тренинг «Паутинка доброты»
Дети становятся в круг.
- А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.
Каждый из вас в свой день рождения принимал поздравления с пожеланиями. И желали все вам, конечно, самого- самого. Может быть того, чего вам не хватает в характере, может, того, чего вам от родителей не досталось. Сейчас внимательно посмотрите на своих соседей по ряду и подумайте, чего такого самого-самого вы хотели бы им пожелать?
6. Тренинг «Ладошка»
Дети обводят свою ладошку и в центре пишут имя. Затем передают ладошку соседу, и тот пишет пожелание. Например, «Будь здоровым». Если не уместится, можно писать в центре ладошки. Каждый получает лист с пожеланиями.
-Так как вы думаете, зачем надо творить добро?
-Послушайте притчу.
7. Притча «Зачем надо делать добро» А. Лопатина
Однажды учитель сказал ученикам:
— Мы с вами говорили о том, почему нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро.
Ученики разошлись в разные стороны, а через неделю вернулись.
— Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать, — сказал один.
— Я ухаживал за больным, потому что он нуждался в сострадании, — объяснил другой.
— Я накормил бедного, чтобы поддержать его, — рассказал третий.
— Я защитил ребёнка. Детям нужна защита взрослых, — сказал четвёртый.
— Я старался делать добро всем. Наверное, я был не прав, — признался последний ученик.
- Как вы думаете, прав был последний ученик?
- Почему?
- А первые три?
- Какой можно сделать вывод?
-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:
- Если бы я стал волшебником, я бы сделал ..
8. Тренинг «Магическая свеча»
9. Рефлексия
- Я вижу, как вы сегодня старательно занимались, знакомились с понятиями доброта, забота, скромность и т.п. узнали много новых пословиц о доброте, познакомились с притчами. Теперь подумайте и на этих листьях напишите самое важное, что вы вынесли с нашего занятия. А завтра мы в классе из ваших листочков сделаем дерево добра.
Звучит музыка из м/ф «Маленький Мук»
Список использованных источников информации:
- http://pritchi.ru/id_5518 — сайт «Притчи.ру» Притчи от А.Лопатиной
- А.Лопатина, М.Скребецкая «Притчи», книга 3, Издательский дом «Амрита-Русь», М.,2009
- О.П.Варенька «Пособие для учителей. Классный час» «Вако», М.,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сюжетно-ролевых игр как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся.
Учитывая такие возрастные особенности младшего школьника, как большая эмоциональность, впечатлительность, непоседливость, повышенная двигательная активность, можно сказать, что наилучшим способом орга...
Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника
Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...
Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...
Разработка родительского собрания во 2 классе на тему:«Семейные традиции как средство формирования духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье»
Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей....
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...
Классный час для 1 класса (духовно-нравственное воспитание) "Красота жизни"
Классный час для 1 класса «Красота жизни» (духовно-нравственное воспитание)1.Учитель. Ответьте мне, пожалуйста, что вам больше нравится: когда светит солнышко или когда льет дождь?Дет...