Экологическое воспитание детей в коррекционной школе VIII вида.
методическая разработка ( класс) на тему
« Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел,
понимал, ощущал, переживал как большую тайну
пробуждение жизни в природе»
В.А. Сухомлинский
Не навреди, человек, ни березе, ни морю,
Влажной тропинке и птице, летящей во тьму
Вместе со всею немыслимой мощью
Не навреди ненароком себе самому.
Не обольщайся цифирью немедленных выгод,
Реки корежить и горы срывать погоди.
Вместо того, чтоб, не думая,
Что-то воздвигнуть, лучше остынь,
И подумай, не навреди…(Р. Рождественский)
Экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем.
Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Современный человек с детства должен осознавать свою роль на Земле, чувствовать ответственность за состояние родной природы. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Природа помогает воспитывать такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию.
В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом соприкасается».
Экологическое воспитание личности неизбежно соприкасается с духовно- нравственным, физическим, трудовым и эстетическим воспитанием.
2.Связь экологического воспитания с духовно - нравственным воспитанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ekologiya.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
« Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел,
понимал, ощущал, переживал как большую тайну
пробуждение жизни в природе»
В.А. Сухомлинский
Не навреди, человек, ни березе, ни морю,
Влажной тропинке и птице, летящей во тьму
Вместе со всею немыслимой мощью
Не навреди ненароком себе самому.
Не обольщайся цифирью немедленных выгод,
Реки корежить и горы срывать погоди.
Вместо того, чтоб, не думая,
Что-то воздвигнуть, лучше остынь,
И подумай, не навреди…(Р. Рождественский)
Экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем.
Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Современный человек с детства должен осознавать свою роль на Земле, чувствовать ответственность за состояние родной природы. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Природа помогает воспитывать такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию.
В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом соприкасается».
Экологическое воспитание личности неизбежно соприкасается с духовно- нравственным, физическим, трудовым и эстетическим воспитанием.
2.Связь экологического воспитания с духовно - нравственным воспитанием.
Духовно-нравственное воспитание – это нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа.
Основные ценности содержания духовно - нравственного воспитания.
- Ценность мира как общего дома для всех жителей Земли;
- Ценность человеческой жизни.
- Ценность любви к Родине.
- Ценность природы — осознание себя частью природного мира..
- Ценность семьи.
- Ценность добра.
- Ценность труда и творчества.
- Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
В зависимости оттого, что вложим мы в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.
3. Связь экологического воспитания с физическим воспитанием.
Физическое воспитание решает следующие задачи:
Оздоровительные: укреплению здоровья учащихся;
Образовательные: овладение основами знаний в области физической культуры и способами их применения.
Развивающие: развитие стремления к ЗОЖ и формирование негативного отношения к вредным привычкам (алкоголь, курение и т.д.);
При реализации этих задач необходимо опираться на основные средства физического воспитания, которые способствуют решению оздоровительных и развивающих задач процесса воспитания:
• Естественные силы природы (солнце, вода, воздух).
• Режим питания, труда и отдыха.
• Утренняя гимнастика.
• Подвижные игры и экскурсии.
• Спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, спортивные игры и эстафеты, спортивные секции.
4. Связь экологического воспитания с эстетическим воспитанием.
Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности.
Воспитание эстетического отношения к природе - это формирование у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, восприимчивость к красоте и выразительности природных явлений, понимание ценности, уникальности каждого из них.
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных мероприятий:
- «Красивые и некрасивые поступки».
- «Чем красивы люди вокруг нас».
- Обсуждение прочитанных книг.
- Просмотр художественных фильмов.
- Различать добро и зло.
- Отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного.
- Экскурсии в природу.
- Сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала.
- Игры:
«Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);
- Посещение театральных представлений, концертов.
- Путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы.
- Участие в проведении выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, изготовление новогодних композиций, выставки работ.
Продуктивная и хорошо организованная экологическая деятельность будит в детях творческое начало.
5. Связь экологического воспитания с трудовым воспитанием.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
У воспитанников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда. В коллективной трудовой деятельности у воспитанников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда.
Формы и способы экологического воспитания:
я использую различные формы и способы организации воспитательной работы. 1. Беседы на экологические темы.
2. Диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений детей.
3. Практикумы.
4. Игры на экологические темы.
5. Интегрированные занятия.
6. Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.
7. Экологические экскурсии в природу, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление рассказов по итогам экскурсии).
8. Викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);
9. Турниры, устные журналы.
10. Развивающие игры
11. Тестирование.
12. Просвещение. Чтение художественной литературы, посвященной миру природы.
13. Организация уголка живой природы,
14. Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства
15. Общественно полезная природосберегающая и здоровьесохраняющая деятельность обучающихся. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
16. Знакомство с традициями нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормами экологической этики.
17. Литературно-музыкальные композиции и тематические беседы
(«Мир природы – мир красоты», «Природа в произведениях художников и поэтов» и др.);
18. Диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа » и др
19. Экологические праздники, КВН.
20. Трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории, цветника.
21. Кружки: спортивный, «ИЗО, ДПИ», музыкальный, вязание.
22. Декоративно – прикладное творчество (Рисование, аппликация и т. д.)
23. Просмотр мультфильмов и кинофильмов о природе и с участием животных.
24. Знакомство с картинами знаменитых художников: Шишкина, Васнецова, Саврасова и т.д
25. Участие в инсценировках, театрализованных представлениях, кукольных спектаклях.
Модель выпускника
Выпускник школы — это человек:
Добрый, не причиняющий зла живому;
Честный и справедливый;
Любящий и заботливый;
Трудолюбивый и настойчивый;
Творящий и оберегающий красоту мира;
Смелый и решительный;
Свободолюбивый и ответственный;
Самостоятельный и законопослушный;
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России);
Толерантный (уважающий других, не похожих на него).
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Используемая литература.
Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников.
Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры.
Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся.
Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного.
Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"
Из опыта работы. Выступление на МО классных руководителей на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"...
Доклад на тему «Преемственность в развитии трудовых навыков у детей на уроках занимательного труда в начальных классах коррекционной школы VIII вида»
Материал для выступления на педсоветах и семинарах по трудовому обучению....
Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.
Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида «Экологическая тропа»...
Сценарий экологической тропы «Весенний марафон» для начальной коррекционной школы VIII вида
Сценарий спортивно-оздоровительной игры «Весенний марафон» для начальной коррекционной школы VIII вида...
Программа по экологическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида «Наша зелёная планета»
Экологическая программа «Наша зелёная планета» разработана с учетом особенностей контингента обучающихся, воспитанников коррекционной школы - интерната VIII вида. В соответствии с образовательным комп...
Особенности эстетического воспитания детей посредством хореографии в коррекционной школе VIII вида
На основе личной практики, у меня выстроилась последовательность, подачи матереала, в зависимости от особенностей психики детей с ОВЗ в начальной школе....