Особенности эстетического воспитания детей посредством хореографии в коррекционной школе VIII вида
статья на тему

Широкова Полина Викторовна

На основе личной практики, у меня выстроилась последовательность, подачи матереала, в зависимости от особенностей психики детей с ОВЗ в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эстетическое воспитаний детей863.72 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Особенности эстетического воспитания детей посредством хореографии в коррекционной школе VIII вида

   

Педагог-хореограф

Широкова Полина Викторовна

2015г.   

 

     Эстетическая культура человека основана на его мировоззрении. Формирование гармоничной личности тесно связано с эстетическим воспитанием. Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является   хореография.

Занятия хореографией обладают большой силой эмоционального воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вызывает положительные эмоции, дает возможность почувствовать себя нужными и значимыми, формирует патриотические чувства к  своей стране и помогает понять историю и особенности  быта  других  народов.

Особенно глубокое воздействие на личность оказывает непосредственное участие в творческом процессе, «становясь    не только потребителем, но и творцом, человек занимает активную позицию носителя духовных ценностей, которые воплощаются в его внутреннем мире» (Н.Уральская «Природа танца»).

Учащимся младших классов коррекционной школы свойственна сильно выраженная эмоциональность и непосредственность реакций.  Больше чем в другие периоды развития дети открыты для художественного и эстетического восприятия. В познавательной деятельности относятся к взрослым с доверием.  Эти особенности предоставляют возможность для педагогов заинтересовать и увлечь их  творческой  деятельностью.

Подбор материала складывался с учетом возрастных особенностей  психики детей с ОВЗ. Нервная система детей с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте, имеет не достаточный уровень развития, не    устойчива   и возбудима, что влечет за собой резкие перепады   их настроения. Важно вовремя замечать такие случаи и правильно на них реагировать. Реакция педагога должна  зависеть от конкретной ситуации и индивидуальных особенностей  психики  того  или  иного  ученика.

Быстрая утомляемость и как следствие потеря внимания детей   требует  от педагога равномерно распределять нагрузку во время занятия. Необходимо включать в уроки упражнения    в игровой форме это разряжает обстановку, помогает наладить контакт между педагогом и детьми.

В процессе практики я выделила 4 основных этапа эстетического воспитания посредством хореографии:

1. Окружающий мир

2. Бытовая и социально адаптационная сфера

3. Народный танец

4. Классический танец

В этой статье хочу оттолкнуться от цитаты: «Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражаться в образно художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики» - Р. Захаров.

Мысли, чувства, переживания - это та сфера, которая у детей коррекционных школ является  деформированной. Направлять мысли в нужное русло, формировать положительные чувства, вселять оптимистические переживания – это и есть основная задача эстетического воспитания детей с ОВЗ.

Вследствие нарушений мозговой деятельности у детей, обучающихся в школах VIII вида, становится актуальным развитие двигательных навыков как дополнительного средства коррекции эмоциональной сферы.

1. Окружающий мир

Танец возник в глубокой древности как необходимый и очень важный способ общения, обучения и  выражения   эмоций первобытных людей. Уже в древности танец охватывал разные сферы жизни, такие как труд, быт и досуг человека.  Танец помогал освоить и понять людям, окружающую их действительность.

Я не просто так обращаюсь именно к периоду зарождения танцевального искусства. Зачастую дети поступают в коррекционную школу из не благополучных семей, в которых социальное воспитание на очень низком уровне, не говоря уже об эстетике. Поэтому на занятиях по хореографии и в подготовке школьных праздников на первых этапах используется очень простая танцевальная лексика и доступные образы: осень, весна, птицы, цветы, зайчики и т.д. Таким образом, постепенно выстраивая у детей картину окружающей среды, её эмоциональную окрашенность, и эстетику - т.е. красоту и гармонию.

 

               Танец «Грибы»                           Танец «Осенний листопад»

2. Бытовая и социально-адаптационная сфера

На следующем этапе обучения на занятиях хореографией целесообразно обратить внимание детей на социально-бытовую сферу.  Через импровизации на заданную тему и танцевальные картинки. В процессе таких занятий у детей формируется  представление, и позитивное отношение о повседневных делах, о профессиях и жизненных ситуациях. Формируются навыки взаимодействия, умение находить компромисс, объединять усилия для решения поставленной задачи.

Пример занятия по импровизации: ребенок показывает любое дело в пантомиме под музыку, остальные угадывают. Затем все вместе обсуждаем и дополняем образ. Такие занятия получаются очень веселые, чем стимулируется познавательный интерес детей с ОВЗ.

Импровизация в парах или малыми группами: задается тема (например: «уборка» или «собираемся в школу»…) дети под музыку имитируют движения, по заданной теме, стараясь действовать, согласованно друг с другом. Иногда получаются удачные танцевальные этюды, на основе которых можно поставить номер для школьного мероприятия.

В моей практике был случай: предложила детям четвертого класса тему для импровизации «виды спорта», выяснилось, что они путают виды спорта и спортивные упражнения. В силу специфики умственной деятельности детей в коррекционных школах VIII  вида, они часто путаются в понятиях. Поэтому образы для танцевальных этюдов и номеров в процессе постановки, обсуждаются и при необходимости разъясняются.

   

     Хореографическая картинка                    Хореографическая картинка

         «Хозяюшки»                                                 «Дикари»

3. Народный танец

  Еще одно направление эстетического воспитания это народный танец. Народно-сценический танец – это самый яркий и эмоциональный жанр в хореографии. Он родился из фольклора в результате обработки профессиональными хореографами.  Народно-сценический танец  сохранил образы  и характеры, присущие народу. Он ближе и понятнее для  людей. Являясь искусством, обращенным в историю,  он  вобрал в себя многовековые  традиции того или иного народа. В нем отражается эстетическое восприятие  человеком  окружающей  среды.

 В основу народно-сценических танцев положены фольклорные пляски и хороводы. Они складывались веками  и впитали в себя все многообразие жизни людей. Через него можно определить особенности быта того или иного  народа. Особое внимание, я уделяю русскому танцу, так как изучение традиций и обычаев своей страны важны для воспитания патриотизма и понимания национального характера.

     

             Украинский танец                                       Русский танец

                 

4. Классический танец

В хореографии, классический танец, является наивысшей степенью развития эстетической мысли.

Разрабатывая план занятий по классическому танцу для коррекционной школы VIII вида, я  учитывала психофизические  особенности детей  с умственной отсталостью.

Особенности занятий у станка в коррекционной школе VIII вида

1. Позиции ног свободные. Поскольку не стоит задача, вырастить профессиональных танцоров и не все дети имеют «балетные» физические данные, нет необходимости ставить детей в «чистую» выворотную позицию.  

2. Все движения лицом к станку. Для педагога это возможность производить более эффективный контроль над постановкой корпуса и дети, держась двумя руками за станок,   могут самостоятельно проверять себя, глядя в зеркало.

3. Небольшой объем материала. Упражнения у станка для детей коррекционной школы введены как дополнительно развивающие, поэтому материал изучается дозировано.              

4. Подбор элементов соответствующий задачам обучения детей коррекционной школы VIII вида. Основные задачи - коррекция осанки, физическое развитие, эстетическое воспитание, расширение промежутка удержания  внимания, дисциплина. 

5. Элементарные комбинации. Выполняя простые, для запоминания комбинации, детям предоставляется возможность более качественного исполнения упражнения и как следствие закрепление чувства успешности.

6. Французская терминология дается упрощенно. Детям проговаривается ключевое слово, а не общепринятое в хореографии название движения и на каждом занятии сопровождается пояснениями.

 

              Занятие у станка                             Танцевальная композиция

                                                                            «Отзвуки вальса»    

  С раннего возраста дети приобщаются к познанию окружающего мира, через подражание овладевают элементами культуры действий и общения. Получаемый в процессе творческой деятельности опыт, формирует у них  элементарное эстетическое отношение к действительности.

  Общение с искусством в детские годы  является особенно плодотворным. Чувственная образность, наглядность, яркость и выразительность хореографии делают ее доступным источником познания,  близким детскому восприятию, созвучным их эмоциональности.

  Дети коррекционной школы VIII  вида часто бывают, агрессивны и раздражительны.  Поэтому очень важно обращать их внимание на положительные стороны жизни, на ее красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование  является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...

Особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

В статье раскрыты особенности работы над лирическим стихотворением в начальных   классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Дан план-конспект урока чтения в 3 классе по теме: Стихо...

Доклад "Особенности применения методики Мисаренко Г.Г на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида"

В докладе учитель делится опытом применения на уроках чтения методики Мисаренко Г.Г с целью улучшения техники чтения у учащихся, автоматизации навыков чтения....

Экологическое воспитание детей в коррекционной школе VIII вида.

                                                      ...

Особенности организации логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития....