Внеклассное мероприятие в 1 классе "Встречаем весну"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Встречаем весну
Цели: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе; пробуждение познавательного интереса к произведениям устного народного творчества, стремления совершенствовать навыки выразительного чтения.
Задачи:
- Расширить кругозор учащихся через знакомство с произведениями устного народного творчества.
- Развивать творческие способности детей..
- Содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов.
- Содействовать воспитанию культуры общения.
Предварительная работа: изготовление” оберегов” - птичек-грачей.
Ход мероприятия.
Ученик 1 Ещё кругом стоят
Деревья голые,
А с крыши капли
Капают весёлые.
Зима куда-то
Убежала в панике
И очень плохо
Закрутила краники.
Ученик 2
Когда от весны удирала зима,
Такая вокруг началась кутерьма
И столько на землю свалилось хлопот,
Что утром, не выдержав, тронулся лёд.
Ученик 3
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
Инсценировка:
Ученик 2.
Идет матушка-Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел, белый снег сошел!
Ученик 3. А за ним и апрель - отворил окно и дверь!
Ученик 4. А как пришел май - солнце в дом приглашай!
Ведущий. Весна-красна, мы рады тебе! Милости просим к нам в гости! Мы соскучились по ласковому солнышку, по зеленой травке, птицам!
Поиграем в игру, догадаемся, каким же живым существам мы рады.
Игра “Рыба, птица, зверь”
Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае, птицу. Причем названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется , то ребёнок выбывает из игры.
Ученик 5
НОЧЬ И ДЕНЬ
Ночь зимой - как чёрный кот,
День - как серенькая мышь,
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
Исчезают тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь - как серенькая мышь,
День - большой, блестящий кот.
А ещё выделяют 3 разные весны: Весна света - март.
Приметы марта:
- Март неверен: то плачет, то смеется.
- Иногда и март морозами хвалится.
- В марте мороз скрипуч, да не живуч.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Длинные сосульки - к долгой весне.
Весна зеленой травы - май
Приметы мая:
- Май холодный — год хлебородный.
- Частые дожди и туманы — к плодородному году.
- Май сырой — июнь сухой.
- Умеренные холода — к урожаю.
- Град в мае — к градобойному лету.
- В конце мая бывает холодно примерно раз в 7 лет.
- В мае много хрущей (майских жуков) — к засухе.
- Много появилось журавлей в мае — к засухе.
Ведущий
В старину встречу весны всегда праздновали в марте. Весна – пробуждение природы, первое тепло, яркое солнце, быстрые ручейки, прилет птиц. Детям отводилась на этом празднике очень важная роль. Именно дети выходили кликать, звать Весну-красну. В день праздника мамы и бабушки раздавали ребятам особые крендельки и плюшки (кулики и жаворонки) из румяного теста. Дети выбегали со своими сладкими птицами на улицу, подбрасывали их повыше к солнышку и пели веснянки. Так в народе называли песенки, которыми встречали весну. В них просили птиц прилететь и принести с собой тепло, ключи от Весны.
Инсценировка “Веснянок”:
Ученик 6.
Столько теплых нам деньков –
Сколько во лесу пеньков.
Столько ясных ночек –
Сколько в поле кочек.
Ученик 7.
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хошь гуляй!
Ау, ау, аукаем.
Ученик 8.
Кулик-самород
Идет в огород,
Поет, поет,
Весну несет.
Попрощаемся с зимой. поиграем в игру.
Игра “Снежинка”
понадобятся 2 пластмассовые снежинки.
Играют две команды. Каждый игрок выставляет вперед руку, сжатую в кулак (как будто держит свечку). Первому игроку на кулак кладется снежинка, второй её накрывает своим кулаком, они переворачивают руки, чтоб теперь внизу оказался кулак второго играющего. Таким способом снежинка передаётся до последнего участника и обратно... Кто быстрее?
Вторая весна - Весна воды - апрель
Приметы апреля:
- «Апрель снег морит – сугроб горит»,
- «Апрель воду подбирает, цветы раскрывает»,
- «Апрельские ручьи землю будят»,
- «Февраль богат снегом, апрель – водой».
Ведущий. Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.
Инсценировка “Закличек”:
Заклинают весну и солнце:
Ученик 9
Весна-красна!
Что принесла?
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!
Ученик 10
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Ученик 11
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Ученик 12
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Ученик 13
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Ученик 14
Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь.
Третья весна -Весна зеленой травы - май
Приметы мая:
- Май холодный — год хлебородный.
- Частые дожди и туманы — к плодородному году.
- Май сырой — июнь сухой.
- Умеренные холода — к урожаю.
- Град в мае — к градобойному лету.
- В конце мая бывает холодно примерно раз в 7 лет.
- В мае много хрущей (майских жуков) — к засухе.
- Много появилось журавлей в мае — к засухе.
В воздухе веет тёплый, ласковый ветерок, начинают сеять яровые хлеба. Начинается новый месяц чудесным первомайским праздником-праздником весны и труда.
Игра
Участники выстраиваются в очередь друг за другом. На полу (на расстоянии шага) в линию раскладываем яблоки ( мячи ) 20штук. Задача : 1-й участник присаживается на корточки и берет первое яблоко, потом(!) делает, не вставая, маленький прыжок к следующему яблоку, берет его и так далее, перемещаясь прыжками на корточках. Задача: собрать как можно больше яблок! Как только яблоки рассыпаются, выкладываем их снова на полу, к заданию приступает следующий участник. Яблоки нельзя собирать в одежду. Можно в руки, на колени, под подбородок…
Ведущий. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их.
Инсценировка “Приговорок”:
Приветствуют журавлей, возвращающихся в родные края:
Ученик 1
Ики, ики, ики, ики –
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли –
Это журавли! Это журавли!
Ученик 2
Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
Ученик 3
Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!
Ученик 5
Я ЖДУ
Я жду, когда растает снег,
И залетают всюду мушки,
И огласят заросший брег
Нестройным кваканьем лягушки,
Когда распустится сирень,
Проглянет ландыш ароматный,
И освежится жаркий день
Грозой нежданной, благодатной.
Ученик 7
Я жду, когда в полях свирель
Вдруг запоет неприхотливо,
И ей угрюмый коростель
Ответит дерганьем пугливо.
Я жду, а снег идет сильней,
Трещат суровые морозы…
О лето, где ты? Где стрекозы?
Где голосистый соловей?
(М. П. Чехов, 1911 г.)
Весной к нам прилетают перелетные птицы. Попробуем угадать их.
Ученик 11
Птицам этим очень рады,
Прячь, зима, свои наряды!
Даже маленький ручей
Рад приветствовать грачей.
***Ученик 12
Прилетает он весной.
Чёрный, важный... Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что - то вроде слова врач...
Да не врач! А птица - ... ! (Грач)
***Ученик 13
Ветка – раз, пушинка – два –
Просто кругом голова!
Отчего грачи кричат?
Строят гнёзда для грачат.
***Ученик 14
Ходит полем без галош,
Черный и блестящий;
На галошу сам похож
Грач - веселый дачник.
***
Ученик 15
Зима с грачами спорит -
Морозит и метелит.
Открывшуюся землю
Опять снежком устелит.
Грачи не унывают -
И каркают ,и скачут:
"Дорогу одолели
И будем живы , значит!
Мы так летели долго
На родину ,домой!
Немножечко потерпим ,
Помиримся с зимой!"
В марте часто бывает, что весна с зимой меняются местами, снег и мороз сменяются оттепелью. И мы поиграем в игру.
Игра “Менялки”
Участники садятся на стулья в круг (стульев должно быть на один меньше, чем играющих). Оставшийся без стула – ведущий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого… (рубашка в клеточку, бантики, короткая стрижка и т.д.)». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.
Ведущий. В народе говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят — весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». Если же грачи прилетали раньше 17 марта, то это считалось нехорошей приметой: предсказывали неурожайный и голодный год.
17 марта отмечали праздник - День Герасима-грачевника. Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое народное название — день Герасима-грачевника.
Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек — «грачей».
Подарим нашим гостям подарки - наши поделки “Птички”.
Ведущий. Про этот день существовало еще одно поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит».
Кикимора — одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда — неряшлива и неопрятна.
Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома.
По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья — отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.
посмотрим, не разучились ли наши гости выгонять злых духов.
Игра «Веникобол»
Участницам необходимо обвести веником воздушный шарик между кеглей.
Ученик 10. Возвращаются певцы
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)
Ученик 9
Журавушка
Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!
(Е. Благинина)
Ученик 8 Два скворца Два скворца летели, На березку сели, Сели и запели, - Как они летели, как они спешили С берегов заморских В край родимый, милый К беленькой березке! |
игра ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ |
Ученик 7
Вешний цветик в травке новой
Щурит ласковый глазок.
Сел щегленок на кленовый
Зеленеющий сучок.
Любо птичке желтогрудой:
В ясном блеске вышина,
Светит солнце, радость всюду,—
Здравствуй, милая весна!
Ученик 6
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Ученик 4
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки.
Игра «Воздушный бой»
Надуйте 10 круглых воздушных шаров (по 5 штук двух разных цветов). Создайте две команды. Разделите помещение на 2-е равные части мелом, расставьте команды друг против друга. Каждой команде раздайте по 5 шаров. Задача: пока звучит музыка, нужно перебросить шары на сторону соперника. Это не так просто, ведь соперники возвращают победные шары! Как только музыка останавливается, ребятишки замирают. Ведем подсчеты. Этот веселый конкурс для детей проводится в несколько этапов.
Побеждает та команда, на чьей стороне меньше шаров.
Вот и все. Весна начинает вступать в свои права. Она согревает своим теплом землю, пробуждает природу, пускает первые ручейки, встречает первых птиц.
Я желаю Вам весеннего настроения, любви, счастья!
Источники:
http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka12_3.htm
http://www.solnet.ee/sol/001/s_026.html
http://koshki-mishki.ru/songs.html
http://www.calend.ru/holidays/0/0/2684/
http://www.kalyakimalyaki.ru/paper197.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Весна идёт.Весне дорогу!" 2 класс
Внеклассное мероприятие на тему "Поиски, находки, сценарии" Встреча весны это особый праздник. Вспомним как встречали весну раньше и как мы это делаем сейчас....
Сценарий внеклассного мероприятия Праздник "Приход Весны"
Разработка сценария праздника "Приход Весны" для 2- 3 класса....
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему «Весна! Весна! И все ей рады…» (предметная декада начальных классов)
создать условия для знакомства со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны, для расширения и углубления знаний и представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны; способст...
Разработка внеклассного мероприятия "Весна идет-весне дорогу!"
Целью данного мероприятия является знакомство с приметами весны, привитие бережного отношения к окружающей природе...
Внеклассное мероприятие "С праздником весны, дорогие мамы!"
Внеклассное мероприятие "С праздником, дорогие мамы!" в 1 классе. На мероприятии ученики познакомятся с историей возникновения праздника. Дети будут рассказывать стихи, споют песню и частушки. Покажут...
Внеклассное мероприятие Тема: «Весна! Весна! И все ей рады! Цели: закрепить знания о весне
Внеклассное мероприятие Тема: «Весна! Весна! И все ей рады!Цели: закрепить знания о весне...
Внеклассное мероприятие "Какого цвета весна?"
Задачи:1.Формировать представление детей о разных видах изобразительных техник нетрадиционного рисования;2.Углублять и систематизировать знания детей об изменениях в природе весной;3.Развивать п...