«Образ матери в творчестве поэта - манси Ювана Шесталова».
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости. Тема нашего внеклассного мероприятия: «Образ матери в творчестве поэта - манси Ювана Шесталова».
Мама - самый родной, самый близкий и самый дорогой человек на земле. Сегодня мы постараемся узнать, почему в творчестве Ювана Шесталова так много стихов, посвященных матери.
1.Ученик:
Здравствуй, край мансийский милый
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Машет мне рукой осина,
Улыбается вода.
Слышу лепет лебединый —
Словно в детские года...
Детство – с кваканьем лягушек,
С плеском уток у озер,
С птичьим пеньем у опушек —
Ты волнуешь до сих пор...
Ведущий: Так начиналось самое первое стихотворение Ювана Шесталова поэта маленького народа манси. Юван Николаевич Шесталов родился 22 июня 1937 года в деревне Камратка Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа. Он рос в семье колхозника манси. Учился на факультете народов Севера в городе Ленинграде, педагогического института им. А. И. Герцена, окончил Тюменский педагогический институт в 1965 году. Работал в редакциях газет, радио и ТВ округа. Он награжден орденами Дружбы народов в 1984 и Трудового Красного Знамени в1987году. Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа, Лауреат Государственной премии РСФСР им. A.M. Горького 1981 года, заслуженный деятель культуры округа с 1997, член Союза писателей России с 1962 года. Но, к сожалению, рано ушедший от нас 5 ноября 2011года.
Песня « Обь»
Юван Шесталов первым в истории своего народа смело обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний, легенд, песен, загадок и пословиц. Ему было легко и трудно, поэзия не музей, а живая жизнь. Надо было, чтобы эти легенды и песни не теряли своей древней, седой истории, звучали современно, помогая познанию бытия, познанию нравственных, философских, социальных проблем нашего времени. В мансийской мифологии есть своя система, своя иерархическая организация персонажей. Мирсуснэхум – великий дух и добрый друг народа манси. Он озабочен тем, как избавить народы от горя и несчастий. Его отец – создатель вселенной, верховное божество – Торум. И добрая лесная фея Миснэ. Читая стихи, мы попадаем в мир сказочного мансийского божества – эти путеводные звёзды ведут писателя по избранному пути. Их краски, ритм, поэзию он, что называется, впитал с молоком матери. Вот, может быть, почему образ матери проходит во всех его творческих этапах. Основной предпосылкой является мотив одиночества, вызванный потерей самого любимого человека - матери.
В своём первом сборнике на мансийском языке "Макемат" ("Аромат Родины") стихотворения о матери - «Обь» и «Звезды на снегу блистают...» несут в себе радостное детское мироощущение, беззаботность, защищенность, они наполнены веселостью, движением, счастьем. Мать – яркий свет с первых мгновений, как он стал осознавать себя в жизни.
Стихи Рома , Ваня
Послушайте эти стихи.
3.Ученик: «Обь»
Тёплый ветер дует
На просторах края
И меня целует словно мать родная
Я смотрю, как вольно,
Обь моя играет.
Плещет так раздольно:
Сердце замирает.
Здесь весной, бывало,
Мать меня купала,
И река волною
Лёгкою качала.
А над длинным плесом
Снова песня льётся.
Неужели счастье
Снова улыбнётся?
И плоты проходят
Ровными рядами,
Песни пароходов
Тают над лесами.
Небо голубое,
Солнце золотое,
Здесь, в краю родимом,
Всё своё, родное.
Южный нежный ветер
Нежно обнимает,
Словно Мать Родная
Вновь меня ласкает.
Я смотрю, как вольно,
Обь моя играет.
Плещет так раздольно:
Сердце замирает!
4.Ученик: мансийский стих
Ведущий: Во второй сборник «Пойте, мои звезды» входит стихотворение «Человек родился», которое также посвящено материнской «нежности, радости и печали». Мать, в «снежное ненастье» в муках родившая сына, ищет ответы на волнующий её вопрос: что такое счастье? А счастье для неё в сыне, который бы в падениях и во взлетах, в радости и печали смог найти свой предначертанный путь.
4.Ученик: «Человек родился».
Вьюга как собака лает,
Черная, цепная,
Лихо пляшет, снег швыряет
Вьюга ледяная.
Вьюга в поле кружит рьяно –
Голос зол и звонок...
...В тихой люльке берестяной
Закричал ребенок.
Вьюга воем на рассвете
Мальчика встречала,
Первый крик его на свете
Не перекричала.
Словно он уже гордится:
Вот какая сила!
Словно он уже грозится:
Что, мол, победила?
За окошком вьюга пляшет,
Снег в пригоршнях носит,
У дверей собака наша
Воет на морозе.
Куропатки улетают,
Их заносит вьюга.
Ветер и мороз гуляют
В чаще — как два друга.
«Мой горластый, узколицый,
Ты зачем родился?
В мир тайги, где ветер злится,
Ты зачем явился?»
Стонет мать, и в горьких звуках
Боль ее и сила.
Темной ночью в тяжких муках
Сына мать родила.
На полу, где иней талый,
Там родятся дети.
Сколько горя испытала
Мать моя на свете!
Вьюга выла, вьюга злилась,
Вихри бьют, упрямы.
Радость, как цветок, раскрылась
На губах у мамы.
Нежность, радости, печали,
Снежное ненастье...
Люди, вы бы мне сказали,
Что такое счастье?
Может быть, в улыбке тихой,
В светлой женской боли,
В жгучей вьюге, что волчихой
Рыщет в чистом поле?
Может, счастье здесь таится?
Все я принимаю...
Станет мальчик с бурей биться,
Пробираясь к маю.
Станет падать, подниматься.
Путь искать средь ночи. —
Станет плакать и смеяться...
О как жить он хочет!
Паша стих лунт, Стас уринэква
Ведущий: Из повестей «Синий ветер Каслания», «Когда качало меня солнце», «Сначала была сказка» мы узнаем, что Юван Шесталов остался без матери в восьмилетием возрасте. Вечная разлука внесла в сердце поэта не только боль и слезы: она оставила воспоминания, озаренные радостью и светом. Одним из ключевых слов, отображающим его сыновнюю любовь, является слово «солнце»: «Она вставала с солнцем. Радовалась солнцу. Была моим солнцем! Хорошо, когда солнце!», она была «первым солнышком в жизни», с неё «начиналась земля». С солнцем у писателя ассоциируются доброта и забота, свет и тепло, святость и чистота, т. е. все качества материнского образа.
Стих Ира
Поэт открыто говорит о своих сиротских чувствах. Его одиночество символизируют холод, ненастье, поздняя осень, «лист на голой ветке». Их эволюция прослеживается в преодолении пространственно-временного расстояния от ностальгии «по детству, которое было наполнено живыми рассказами, песнями, материнской лаской и теплотой бабушки с дедушкой» до надежды «на возвращение к родному очагу. «Едва на свет рождаемся», «Помню слово матери» - наполнены чувством сыновней любви, несут в себе печаль. Сердце сына, оставшегося без матери, сравнивается с «упавшим орешком в снегу». Мотиву одиночества вновь сопутствуют холод, снег, зима.
5. Ученик:
«Едва на свет рождаемся»… Соня
Едва на свет рождаемся,
О нас гадают матери.
Едва на свет рождаемся,
Желают нам они,
Чтоб на земле заснеженной
Не даром силы тратили,
Добыча не скудела чтоб
У нас и у родни.
Пусть станут ноги длинными,
Догонят зверя быстрого,
Пусть станут руки юркими,
Чтоб изловить сырка,
Пусть те края разведаем
И в тех сраженьях выстоим,
В каких отцу и матери
Не быть наверняка.
Кричит ребёнок тоненько:
Не крик – визжащий ножичек.
Пускай, пускай докличется
До счастья человек.
Ребёнку дальше матери
Врубиться в жизнь положено.
Ему продлить положено
Короткий женский век.
…Так нам пророчат матери,
Большие думы думая.
А мы?
Какой дорогою
Пойдём мы по земле?
Какие тропы выберем –
Безлюдные ли, шумные?
А может, затеряемся
В уюте и тепле?
Едва на свет рождаемся,
О нас гадают матери…
Ведущий: В то же время поэт, осознавая, что в его песнях много «слез горючих», в размышлениях «выводит» их на оптимистическую ноту:
«Зная горе, счастье ценишь
Ведь оно берется с бою
Тем быстрей и непременней,
Чем безрадостней былое».
Он радуется, «что его сердце стало песней, а не стало сердце тучей!». Шесталов, уже в начале творческого пути умело выводит свою трагедию чувств на уровень гармонии. Душа матери у поэта наделяется космическим сознанием.
6. Ученик:манс. Стих валя с
Ведущий: Стихотворение «Голос матери» заканчивается словами: «Я повсюду с тобой, Слышу каждое слово». Поэт наделяет окружающий мир материнским присутствием.
7. Ученик: «Голос матери».
Мой сынок! Не печалься
У тёмного камня.
И дыханьем ветра
Тебя я ласкаю!
Ходят шелестом трав
Мои ноги босые.
И цветами глядят
Мои очи на сына.
Глажу нежно, любя,
Кудри с малого детства.
И гляжу на тебя –
Не могу наглядеться.
Ты подрос, дорогой,
Вместе с краем суровым.
Я повсюду с тобой,
Слышу каждое слово…
9. Ученик: «Моя Миснэ».
Дремлет лес, легко дыша,
В нём живёт, я знаю,
Миснэ, добрая душа,
Женщина лесная.
Ходит, веточки стройней,
Где-то в снежной дали.
Шубка вышита на ней
Птичьими следами.
Бисер искрится огнём,
Весь в лучистых блёстках.
Так сияет ясным днём
Иней на берёзках.
Пусть ни солнца, ни лучей,
Воет вьюга злая.
А у Миснэ из очей
Льётся ласка мая.
Всё согреет этот взор,
Всё растопит, синий, -
Холод сердца, лёд озёр,
Старых прядей иней.
Если больно от обид.
Миснэ, беспокоясь,
«Тюпын, тюпын», - говорит, -
«Милый, Милый» то есть.
Миснэ, Миснэ – дар людской,
Светлая отрада.
С Миснэ – ласковой такой –
Ссориться не надо.
А дружить с ней - значит жить
С песней молодою,
Как по Оби в лодке плыть
Полою водою.
Дремлет лес, легко дыша,
В нём живёт, я знаю,
Миснэ, добрая душа,
Веточка лесная.
Только где её искать?
Лесу много - много!
Слышишь, сердце, хватит спать,
Нам пора в дорогу!
Ведущий: Образ матери возведён Шесталовым на вершину ценностей. Он является наиболее трогательным и грустным, нежным и сердечным. А вы? Все ли вы так нежно и трепетно относитесь к своим мамам? Любить, ценить и уважать нужно сейчас, когда мама с вами рядом.
Танец в исполнении девочек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"
Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...
Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"
На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
презентация "Творчество поэтов Красноармейского района"
Мы радуемся и печалимся со своими любимыми киногероями, ищем кумиров среди певцов и даже политиков, а порой не знаем какие талантливые люди живут рядом с нами…...
классный час на тему: "Творчество поэта - земляка Шабанова Василия Васильевича"
о жизненном пути писателя -земляка В.В.Шабанова, родившегося в Саратовской области. Краснопартизанского района, с Родионовка,о его учёбе в школе,о его изданных книгах; стихах о Родине, природе родного...
Методическая разработка интегрированного урока в 4 классе «Образ зимы в творчестве поэтов, композиторов, художников»
Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся...
Презентация к научно-исследовательской работе: "Образ матери в повести Ю. Шесталова «Сначала была сказка»".
Объект исследования: повесть Ю. Шесталова "Сначала была сказка".Предмет исследования: образ матери в повести Ю. Шесталова «Сначала была сказка».Гипотеза исследования:...