классный час на тему: "Творчество поэта - земляка Шабанова Василия Васильевича"
методическая разработка (4 класс) по теме
о жизненном пути писателя -земляка В.В.Шабанова, родившегося в Саратовской области. Краснопартизанского района, с Родионовка,о его учёбе в школе,о его изданных книгах; стихах о Родине, природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_shabanov.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Творчество поэта-земляка Шабанова Василия Васильевича.
Цель классного часа
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта - земляка Василия Васильевича Шабанова.
- познакомить учащихся с понятием рифма.
- стимулировать развитие творческих способностей учащихся;
- формировать интерес к слову, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас слов, учить осознанному выразительному чтению.
-воспитывать любовь к малой и большой Родине и бережное отношение к природе
Оборудование: таблица для выполнения дыхательных упражнений, презентация, листы бумаги для записи составленных стихов, выставка книг В. В. Шабанова
Ход классного часа
1. Организационный момент. «Гимнастика ума».
Выполним упражнения на снятие напряжения и установление психологического настроя
- Ладонь правой руки положить на лобную часть головы, а левой – на затылочную и нажать, локти отвести в стороны, опустить руки, выпрямиться, дышать легко и свободно.
- глубокий вдох через нос, выдох через нос - глубокий вдох через нос, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через нос |
2. Сообщение темы классного часа.
На уроках литературного чтения вы знакомились с произведениями многих поэтов. – Каких поэтов вы знаете?
Слайд 2. Знаете ли вы этого человека? Это тоже поэт, наш земляк Шабанов В.В.
Сегодня наш классный час посвящается творчеству поэта- земляка Василия Васильевича Шабанова. Слайд 3
Как вы думаете, почему мы будем говорить о В.В. Шабанове?( он близок и дорог нам, потому что писал стихи о нашем крае, где мы живём , о наших заволжских степях)
3.Жизненный путь В.В. Шабанова. Чтение стихов учащимися.
Я оттуда, где светлы просторы
Где рассолом пахнут погреба,
Где в свои извечные дозоры
В небеса уходят ястреба.
О Россия, край мой голубиный.
Для друзей приветное окно,
Где других кончаются глубины,
Там твоим кончатся не дано.
Здесь на счастье сеяли подковы,
И цветы спасали от огня,
От того звенит так васильково,
Так российски имя у меня.
Это стихи нашего поэта-земляка В.В. Шабанова о своей малой Родине, которую он бесконечно любил. Василий Васильевич родился в заволжском степном краю Краснопартизанского района, Саратовской области в селе Родионовка (где через речку Сакма стоят два небольших села Родионовка и Савельевка) Оба села были родными поэту, а река Сакма стала поэту рекой детства. Родился Шабанов В. В. 13 мая 1938 года (слайд 5,6) Родился в простой, большой дружной и очень душевной крестьянской семье. В семье было пятеро детей. Василий был самым младшим. Родители его - Василий Иванович и Агафья Дмитриевна Шабановы. Отца своего Василий никогда не видел, так как он был репрессирован по ложному доносу и умер в тюрьме.(слайд7) Матери одной пришлось воспитывать и растить пятерых сыновей. Немало трудностей и горя легло на плечи матери и детей. Своей маме Василий посвятил следующие стихи. ( слайд 8)
4. Стихи о войне
Василий Васильевич говорил, мои сверстники пережили все тяготы военной поры. Его старший брат Иван Васильевич Шабанов не вернулся с войны, он отдал свою жизнь за Родину. Василий Васильевич всегда помнил своего брата фронтовика. В творчестве В. В. Шабанова много стихотворений на тему войны. У него есть такие пронзительные строки(слайд 9,10,11)
Нынче мало дедов на селе,
В нашем детстве дедов было больше.
Спят они солдатским сном в земле,
Где-нибудь в Германии иль в Польше
Им звенят спасённые хлеба,
Солнцем мая до краёв прогреты…
А в России каждая изба бережёт солдатские портреты
Низкий поклон Василию Васильевичу за то, что он возвращает нашу память к фронтовому поколению, заставляет тревожно биться наши сердца.
ПОЧТАЛЬОН
А он всё носит похоронные,
Не засыпает по ночам,
Он сумку тихо открывал
И доставал людские радости,
И чьи-то слёзы доставал.
О, письма старые, военные,
Где в каждом чудилась беда,
Где если радости – мгновенные,
А если горе – навсегда.
Он доставал бумагу чёрную,
И навзничь падала вдова
И становились вдруг никчемными
Им припасённые слова.
Будоражат сердце пронзительные строки стихотворения «Вратари». Обращаясь к нам, Василий Шабанов призывает бережно чтить старшее поколение, гордиться подвигом отцов и дедов.
Они стояли там, под Брестом
И в танках мчались на Берлин,
Не оскверни же словом резким
Их честных, праведных седин.
Стареем мы. Стареет тело.
И мы когда-нибудь умрём
Но до конца я быть хотел бы
Твоим, Россия, вратарём!!!
5. О себе
С раннего детства Василий познал тяготы крестьянского труда и трудности жизни, пришедшие с войной. Он писал про себя: «Прошли по нелёгкой земле мои первые в жизни тропинки». На начало войны Василию Васильевичу всего было 3 года, а когда закончилась война, ему исполнилось 7 лет. Очень трудными были послевоенные годы. После войны в 10 лет он уже был подпаском, а в 12-13 работал на соломокопнителе, зерно от комбайнов отвозил на верблюдах (слайд 12)
Вот что пишет о себе Василий в своих стихах:
В заплатах весь, как тополь в листьях,
Я рос у жизни на юру.
Меня ветра учили выси,
Учили свету и добру.
Я знал приречные улоги,
Мы просыпались: я и день.
Я был подпаском-
Била в ноги росы студёная метель.
Когда же к предкам седовласым
Я вновь с расспросами приду,
Они лишь скажут: «Много Васек
У нас всегда было в роду»
Поднимусь я цветами весною
И всё то, что я в словах не сказал,
Я скажу василька синевою
И росой, что чиста, как слеза
Припаду я к василькам на взгорье,
К лопухам в постиранном долу…
Русь моя, ни в радости, ни в горе
Не следил я на твоём полу.
Знайте, люди, если ветер хлёсткий
Оборвёт и жизнь, и песнь мою,
На могильном холмике берёзкой
Я опять о Родине спою.
6. Учёба Василия в школе
Несмотря на трудности, Василий учился в Родионовкой сельской школе, а потом продолжил учёбу в средней школе посёлка Горный. Шабанов учился здесь с пятого по десятый класс. Ныне в здании располагается детский сад «Родничок»( слайд 13)
Учился Василий с большим желанием и в 1956 году успешно окончил школу в посёлке Горный.(слайд 14)
7. Воспоминания Дудаковой Анны Николаевны.( слайд15)
В то время в школе работала учительница А. Н. Дудакова. Она вспоминает. Однажды, во время урока, в школьном коридоре послышались громкий визг и топот шагов. Молодая учительница биологии, только что окончившая Саратовский государственный университет, Антонина Владимировна Рымина забежала в учительскую и с порога заявила завучу: «Больше никогда не пойду в этот класс! Как они могли? Подложили! Какая гадость! Что же случилось?
Оказывается, мальчишки-десятиклассники положили под классный журнал маленького ежонка, увидев которого учительница страшно растерялась и побежала в учительскую. Одним из «исполнителей» идеи был Вася Шабанов. Ребята рассказали, что ежонка они нашли по дороге из Савельевки в Горный (ребята каждый день ходили за 5 км из дома в школу)
- Мы не думали, что всё так получится, - виновато оправдывались парни, - мы просто хотели пошутить. С шутниками разбирался директор. Мальчишки просили прощения за свою неудачную шутку, а Василий Шабанов сказал директору школы: «Извините, Георгий Николаевич, обещаю, что вплоть до окончания школы вы больше обо мне ничего плохого не услышите». И он своё слово сдержал.
Как ни странно, но после этого конфликта между классным руководителем Антониной Владимировной и её учеником Васей Шабановым завязалась своеобразная дружба.
Шабанов уже тогда начинал писать коротенькие стихи. В одном из них, адресованном классному руководителю и описан случай с ежонком.( 16,17) Стихи зачитывают дети со слайдов). Эти стихотворные записки Антонина Владимировна зачитывала вслух в учительской, а завуч говорила: « Вы, Антонина Владимировна, записочки – то собирайте, со временем сборник будет!»
Как в воду глядела завуч школы. Не один, а несколько стихотворных сборников вышло у В.В.Шабанова.
8. Его стихи о России, о природе; простые, доступные и красивые.
Первый сборник его стихов «Белая запруда» вышел в 1969 году в городе Саратове. Теме родины остался верен Василий и во втором сборнике стихов «Васильковое имя», вышедшем в 1971 году в Саратове. В 1974 году в Москве появился новый сборник В.Шабанова «Близкие вёрсты»
У меня в руках книга «Ромашки на асфальте» из серии « Золотое перо Руси».В этой серии изданы книги великих поэтов: Блока, Есенина, Пушкина и в том числе и В.В. Шабанова. Губернатор нашей Саратовской области Ипатов Павел Леонидович оказывал содействие в появлении этой книги, потому что Шабанов любимый его поэт, и он знает и читает наизусть его стихи (слайд 18) Послушайте стихи В.В. Шабанова о любви к своей малой и большой Родине.(слайд19)
Мне мой край вовек не отоснится,
Как в медалях – в дынях огород,
И ромашки, словно выпускницы,
Хороводят прямо у ворот.
Я стою над речкой, на яру,
И не налюбуюсь синей-синей.
Щедро мечут спелую икру
Сазаны и окуни России
Ни сетей, ни бредня не беру.
Мир вам сазанихи, карасихи,
Мечут рыбы спелую икру,
Золотые реки у Россию
В небе – месяца копытце,
Спит рыбацкая ладья.
Ты хотя б из любопытства
Загляни в мои края.
Просто так приди в селенье,
Остальное - ни при чём,
Я тебе кусты сирени
Распахну своим плечом.
На родине поэта в Савельевской средней школе есть литературно-краеведческий уголок Василия Шабанова. Его руководителем является Любовь Ивановна Семикопова.(слайд 20) которая всё свободное от работы время (а она – преподаватель основ безопасности жизнедеятельности) посвящает изучению жизни и творчества своего знаменитого земляка поэта Василия Васильевича Шабанова. Она знала его с детства, помнит его приезды в село, короткие встречи в школе, в сельском клубе, поле. Любовь Ивановна проводит со своими кружковцами экскурсии, встречи, уроки по внеклассному чтению, поэтические вечера, посвящённые В. В. Шабанова. В 1994 году в нашем Краснопартизанском районе издана книга «Тропа любви», в ней опубликованы не только стихи Василия Васильевича, но и воспоминания о нём, в том числе и статья Семикоповой Л.И«Гори, гори, моя звезда».
9 Чтение стихов о природе родного края. Детей вдохновили эти стихи и они смогли нарисовать к ним рисунки.(слайд 21)
О России шепчет мне осина
В тихом свете голубого дня,
Обниму я, как головку сына,
Золотой подсолнух у плетня.
Пустынно, тихо в поле ныне,
Лишь ветер роется в потьмах,
Ковыль, тоскуя по теплыни,
Грибною сыростью пропах,
Но мне ль грустить? Зачем?
Я знаю, что степь недаром отцвела,
Вся красота её земная
К хорошим людям перешла.
Ветер влез на сеновал,
Ночь идёт на убыль,
День зарю поцеловал в розовые губы.
Здесь ромашками, как снегом,
Всё завалено в лугах.
Залихватски держит небо
Жаворонка на руках.
А внизу в леске дубковом,
Примостился меж ветвей
Прилетевший из Тамбова
На гастроли соловей.
Я с тобою не согласен,
Ничего не говори.
Видишь, как прикрылся ясень
Алой кепочкой зари!
Тает месяца копытце,
Умывается ладья…
Ну, хотя б из любопытства
Загляни в мои края.
Среди больших событий
До мелочей ли нам?
Скворечники любите,
Воздетые к ветрам.
А среди труб и сосен,
Антенн и проводов
Они звенят на солнце
Венчая песней кров.
От Воркуты до Крыма
Пускай они стоят,
Пусть вырастают крылья
У крошечных скворчат.
Храни же мир застенчивый.
Добрая рука…
Скворечник. Словно птенчик,
Поднялся в облака.
Полыхает чудо
У неба, у воды…
Как белая запруда
Цветущие сады.
Вот яблонька зайчихой
Пригрелась у плетня.
И светится гречиха
От белого огня.
Залив туманов спелых,
Ромашковая грусть.
Не потому ли белой
Ты видишься мне, Русь?
Соцветием росинок
Осыпан горицвет.
Весенняя Россия –
Мой белый свет.
Меня кружил зелёный запах,
Бродил в стволах зелёный сок.
Катился медленно на запад
Луны соломенный возок.
Денёк – другой – и вот уж небо
Грачей опустит на поля.
В ночь опять не подморозило,
Осень липнет к каблукам.
Словно стрелы, утки с озера
Улетели к облакам.
Обогреются у солнышка
И умчатся в край другой.
Очень приятно, что дети читают лирические стихи нашего поэта, учатся любить свой край, узнают в них свои родные места.
10. А теперь поиграем
Попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. (Слайд 22)Хоровое чтение пропущенных слов.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..
Вы справились с заданием, все слова были подобраны правильно в соответствии с рифмой.
Игра “Подбери рифму”. – Давайте и мы поможем Незнайке подобрать рифмы к словам. (СЛАЙД 23)
Селёдка шарик | крючок лодка |
Стрелка сачок | оса барабан |
Фонарик лиса | книжка лягушка |
Тарелка морковка | мишка стакан |
Ракушка | верёвка |
Итак, РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк. (слайд 24)
Прочитайте простые рифмы (слайд 25)
Прочитаем стих(слайд26) Какие слова рифмуются?(зайка-стайка, шкатулку-булку)
11. Творческая работа в парах.(слайд 27)
Сейчас каждый из вас попробует стать поэтом и сочинить свои стихотворные строчки на заданные рифмы. (гномик-домик, кошка-окошко) Будем работать в парах.
Подведение итогов – чтение составленных строк.
12.Итоги классного часа(слайд 28)
Поднимите руки, кому понравился классный час?
Что нового узнали? О ком услышали впервые?
Кому хочется вновь и вновь читать стихи Василия Васильевича Шабанова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме: "Творчество Цветаевой"
Презентационный материал для подготовки к уроку для начальной школы при изучении поэзии М. Цветаевой....
Театрализованная реприза для представления команды на интеллектуальной игре по теме "Творчество Эдуарда Успенского".
Этот материал можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности, а так же в качестве оригинального номера, приуроченного к юбилею известного детского писателя....
Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?
Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный "Что ты тискаешь утенка?"...
презентация к классному часу "Творчество поэта-земляка Шабанова Василия Васильевича"
презентация о детстве, школьной жизни и творчестве поэта-земляка Шабанова В.В....
Открытый классный час на тему «Творчество наших земляков», приобщенный ко Дню Писателя в России
Данный классный час полезен тем, что расширяет знания учащихся о писателях и поэтах родного края и села, особенно если приобщить его ко Дню Писателя в России, к юбилею образования Ростовской обла...
03. Классный час "День Героев Отечества. Наши земляки - герои".
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, чувства гордости и уважения к историческому прошлому нашей Родины; расширить знания учащихся о героических страницах истории нашего Отече...
Исследовательская работа по теме «Наш земляк Черняев Василий Петрович – участник боевых действий в годы ВОВ»
Вклад нашего земляка Черняева Василия Петровича в годы ВОВ...