Программа отряда юных инспекторов движения
рабочая программа на тему
Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения обучающихся к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_otryad_yuid_gotovyy.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия № 4
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ гимназии №4
__________ В.А.Кривенко
____ сентября 2012г.
Программа
отряда юных
инспекторов движения.
Профилактика детского
дорожно-транспортного
травматизма
Руководитель
Масликова Оксана Сергеевна
г. Сургут
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
С возрастанием активности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1 млн. 200 тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения». Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершено по вине пешеходов. И это далеко не все факты нарушений безопасности ДД нашими школьниками.
За полгода на территории ХМАО произошло 128 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Более 130 детей пострадали и 7 погибли.
В Сургуте за последние 6 месяцев произошло более 30 ДТП, в которых 7 детей ранено, 1 – погибший.
По сравнению с результатами прошлого года, количество пострадавших возросло. Такой рост обусловлен несоблюдением правил дорожного движения детьми и подростками. Инспекторы ГИБДД УМВД России по г. Сургуту уделяют особое внимание проблеме несоблюдения, а иногда и целенаправленного нарушения правил дорожного движения детьми.
Для предотвращения нарушений пешеходами усиливается контроль на пешеходных переходах. В свою очередь и поведение водителей на дорогах бывает не предсказуемым. Следует помнить о проявлении внимательности и вежливости на дорогах по отношению к юным пешеходам.
Статистические данные о нарушении правил дорожного движения, о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют не о том, что в школах не ведется профилактическая работа или участники движения не знают правил. Несчастные случаи на дороге - это свидетельство того, что обучающиеся не приобщились к культуре поведения на дорогах, не осознали свою ответственность за собственную безопасность и здоровье.
В этой связи большую актуальность приобретает деятельность, заставляющая подростков занять активную позицию участника дорожного движения. Такой деятельностью и является работа обучающихся в отряде юных инспекторов движения (ЮИД).
Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения обучающихся к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста.
Наиболее адекватным для организации работы с детьми по воспитанию культуры сознательного поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения является проектная деятельность. Проектирование личностно ориентировано, использует множество дидактических подходов, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, приносит удовлетворение обучающимся, тем самым, стимулируя учение самих обучающихся.
Цель данной программы:
Формирование активной гражданской позиции обучающихся по законопослушному и безопасному поведению на улицах и дорогах.
Задачи программы:
- Привлечь внимание школьников к проблеме безопасности дорожного движения через проектную деятельность.
- Формирование правовой компетентности через углубленное изучение Правил дорожного движения.
- Создание условий для самореализации и развития творческих способностей через участие в театральной деятельности, конкурсах, соревнованиях
- Развитие коммуникативных навыков через групповую и коллективную работу.
Данная программа является авторской. При ее создании были использованы ряд учебников, сборников и методических пособий:
- «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие, под общ. ред. В.Н. Кирьянова, методическое пособие, М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
- Правила дорожного движения с иллюстрациями, М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
- Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О.В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2007.
- «Социальное проектирование как механизм построения гражданского общества», И.И. Баннов, методическое пособие,
г. Нефтеюганск, 2005 г.
- «Как организовать проектную деятельность учащихся», Сергеев И.С., Аркти, 2006 г.
- «Социальное проектирование в воспитательной работе школы», А.С.Прутченков, Л.Ю. Иванова, Практикум.-М.: Новая цивилизация, 1999 г.
В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и изучению Правил дорожного движения (ПДД) лежит педагогика сотрудничества. При организации совместной деятельности, написании сценариев, различных разработок, составлении вопросов, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.
Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), педагогический коллектив школы ведет свою работу в тесном контакте с работниками государственной автоинспекции безопасности дорожного движения (ГАИБДД) и родителями, постоянно совершенствует формы и методы изучения детьми ПДД и их пропаганды, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы. Приоритетом системы является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.
Программа предназначена для обучающихся 6-7-ых классов общеобразовательной школы и рассчитана: на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
В данной программе используются следующие методы обучения: деятельностный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский.
Преобладающими методами являются:
деятельностный подход (дает учащимся проявлять инициативу,
самостоятельность, избирательность способам работы);
исследовательский (проявление проблемно-творческого уровня активности
учащихся).
Основные формы проведения занятий: групповая работа, дискуссии, консультации, исследования, презентации, практикумы, судейство на соревнованиях, патрулирование на улицах, изготовление познавательных игр и памяток.
В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умения применять знания на практике:
вводный (перед началом работы, закрепление знаний предыдущих тем);
текущий (рефлексия);
периодический или рубежный (выступления на пленарных заседаниях);
итоговый (защита проекта).
Данная программа несет в себе не только общеобразовательный потенциал, но и социальную функцию.
Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют:
раскрытию у обучающихся их творческого потенциала;
формированию эмоционально-ценностных отношений в личностной сфере, их адаптации в социуме, способности принимать верные стратегические и тактические решения; развитию самосознания с помощью творческой, социальной и исследовательской активности.
Работая в данной программе, обучающиеся получают возможность самореализации и самоопределения через общественно-полезную деятельность, которая одновременно формирует навыки безопасного поведения для самого участника.
Новизна программы состоит в том, что образовательный курс безопасного поведения на улицах и дорогах последовательно реализуется с помощью технологии социального проектирования.
Учебный план.
№ п\п | Разделы программы | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1. | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Вводный, текущий |
2. | Практические основы работы отряда ЮИД | 10 | 2 | 8 | Текущий, рубежный, итоговый |
3. | Изучение правил дорожного движения | 8 | 8 | 0 | Текущий, рубежный |
4. | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) средствами театрализации | 10 | 2 | 8 | Текущий, рубежный |
5. | Социальный проект «Я и дорога» | 4 | 2 | 2 | итоговый |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Учебно - тематический план
программы
«Отряд юных инспекторов движения»
на 2012-2013 учебный год.
№ п\п | Краткое содержание занятия. | Время на изучение | Виды деятельности и формы | Точки контроля, виды контроля. | Дата |
I. | Введение в программу | 2 ч. | |||
1. | Установка. Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма в округе и в городе. | 1 ч. | Презентация | Актуальность проблемы ДДТТ. Вводный. Рефлексия. | |
2. | Структура и организация работы отрядов ЮИД | 0,5 ч. | Групповая работа | Знание структуры отряда ЮИД. Рефлексия. | |
3. | Разработка уставных документов | 0,5 ч. | Групповая работа, исследования, дискуссия | Умение работать в группе. Текущий контроль. | |
II. | Практические основы работы отряда ЮИД | 10 ч. | |||
1. | Алгоритм составления безопасного маршрута «Дом-школа-дом» для первоклассников и их родителей. | 2ч. | Групповая работа. Презентация. | Умение самостоятельно составлять схемы безопасного маршрута, умение держать монологическую речь в течение 3-5 минут. Рефлексия. | |
2. | Организация и проведение соревнований юных велосипедистов «Велоэкстрим». | 3ч. | Групповая работа, судейство на конкурсе. | Знание основных разделов положения о соревнованиях. Применение знаний судейства на практике. Текущий контроль. | |
3. | Организация и проведение конкурса знатоков ПДД «Зелёная улица». | 2ч. | Групповая работа, судейство на конкурсе. | Закрепление на практике ранее полученных знаний. Текущий контроль. | |
4. | Участие в акции по патрулированию прилегающей к школе территории «Зелёная улица». | 2ч. | Групповая работа, патрулирование улиц | Умение предъявлять требования к нарушителям ПДД; коммуникативные навыки. Текущий контроль. | |
5. | Оформление школьного информационного уголка безопасности дорожного движения и экрана работы отряда ЮИД. | 0,5 ч. | Групповая работа, консультации. | Навыки экранной культуры. Текущий контроль. | |
6. | Изготовление памяток по ПДД для обучающихся, учителей и родителей. | 0,5 ч. | Индивидуаль-ная работа, консультации. | Умение сжато, корректно предъявить профилактическую информацию. Текущий контроль. | |
III. | Изучение правил дорожного движения | 8 ч. | |||
1. | Основные понятия и термины. Общие положения. | 1 ч. | Презентация, групповая работа | Знание основных понятий и терминов дорожного движения. Рубежный, итоговый | |
2. | Требования правил дорожного движения к велосипедистам. | 5 ч. | Презентация, групповая работа | Знание требований при движении на велосипеде во дворах и по проезжей части. Рубежный, итоговый | |
3. | Дорожные знаки. Дорожная разметка и ее характеристики. | 1 ч. | Презентация, групповая работа | Различение дорожных знаков по значению и их предназначению. Рубежный, итоговый | |
4. | Ответственность участников дорожного движения за нарушение правил. Действия велосипедистов при дорожно-транспортных происшествиях. | 1 ч | Презентация, групповая работа | Знание последствий нарушения ПДД несовершеннолетними. Рубежный, итоговый | |
IV. | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) средствами театрализации | 10 ч. | |||
1. | Основы театрального искусства: правила поведения на сцене во время выступления. | 2 ч. | Презентация, групповая работа | Знание основных правил поведения на сцене. Рубежный, итоговый | |
2. | Театрализованные представления и игры с детьми д/с «Улыбка», «Крепыш» | 4 ч. | Презентация, групповая работа | Выполнение правил коллективной работы. Итоговый | |
3. | Театрализованные представления и игры с детьми лагеря площадки МОУ «СОШ № 4» | 4 ч. | Презентация, групповая работа | Выполнение правил коллективной работы. Итоговый | |
V. | Социальный проект «Я и дорога» | 4 ч. | |||
1. | Введение в социальное проектирование. Освоение понятий явление, проблема. | 2 ч. | Практико-ориентированный семинар для 6 кл., дискуссии. | Понятия явления, проблемы. Рефлексия. | |
2. | Подготовка социального проекта к защите: творческой и слайдовой презентации. Пробная защита. | 2 ч. | Презентация, групповая работа | Социальный проект. Рубежный контроль. |
Содержание программы.
(34 часа)
- Введение в программу – 2 ч.
Теория (1 ч.) Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма в округе и в городе. Актуализация проблемы нарушения ПДД школьниками.
Практика (1 ч.) Сочинение в парах «Записки человека Невидимки». Работа в группах по изучению структуры и направленности работы отрядов ЮИД из периодических изданий. Составление и утверждение Устава и Положения об отряде ЮИД. Выборы в штаб отряда ЮИД.
- Практические основы работы отряда ЮИД – 10 ч.
Теория (2 ч.) Понятие о безопасном маршруте из дома в школу и из
школы домой. Основы составления схем маршрутов. Основные разделы положений о соревнованиях и конкурсах. Правила судейства соревнований по ПДД. Правила оформления наглядной агитации.
Практика (8 ч.) Работа в группах по составлению вступительной речи
на родительском собрании. Составление собственных безопасных маршрутов «Дом – школа – дом». Презентации на родительских собраниях в 1-ых классах..
Групповая работа по составлению Положения о соревнованиях юных велосипедистов и конкурса знатоков ПДД. Организация и судейство соревнований.
Оформление школьного информационного уголка безопасности
дорожного движения и экрана работы отряда ЮИД. Изготовление памяток по ПДД для обучающихся, учителей и родителей.
- Изучение правил дорожного движения 8 ч.
Теория (8 ч.) Основные понятия и термины. Общие положения:
Транспортные средства и участники дорожного движения. Дороги и их элементы. Требования к техническому состоянию велосипедов. Требования по технике управления велосипедами, перевозке пассажиров и буксировке. Возрастной ценз для водителей велосипедов. Экипировка водителей велосипедов. Зачёт по пройденному материалу.
Требования правил дорожного движения к велосипедистам: Движение
во дворах и жилых зонах. Места, где запрещено движение на велосипедах. Расположение велосипедов на проезжей части. Предупредительные сигналы. Начало движения, перестроение, повороты и развороты. Дистанция и интервал. Встречный разъезд. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков. Пересечение с велосипедной дорожкой. Пешеходные переходы и места остановки маршрутных транспортных средств. Приоритет транспортных средств. Внешние световые приборы велосипедов. Зачёт по пройденному материалу.
Дорожные знаки: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие,
предписывающие, знаки особых предписаний, информационные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Дорожная разметка и ее характеристики: горизонтальная, вертикальная разметка. Зачёт по пройденному материалу.
Ответственность участников дорожного движения за нарушение
правил: административная, уголовная, гражданская ответственность. Действия велосипедистов при дорожно-транспортных происшествиях. Зачёт по пройденному материалу.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) средствами театрализации 10 ч.
Теория (2 ч.) Основы театрального искусства: Цели и задачи
выступления, правила поведения и расположения на сцене во время театральных представлений. Тренаж мышц лица, отработка жестов и передвижений по сцене.
Практика (8 ч.) Работа в группе на репетициях. Театрализованные
представления: «Весёлый светофор Винни Пуха», «Коза и семеро козлят на новый лад» для младшей группы д/с «Улыбка» и для детей лагеря площадки МОУ «СОШ № 4».
- Социальный проект «Я и дорога».
Теория (2 ч.) Социальное проектирование как механизм построения
гражданского общества. Введение в социальное проектирование. Самоопределение участников проектирования. Уточнение целей проектирования.
Практика (2 ч.) Выявление несовершенства социальной ситуации в
соблюдении правил дорожного движения. Определение целей, их согласование. Разработка концептуального проекта: средства и способы решения проблемы. Создание портфолио проекта и слайдпрезентации. Защита проекта на школьной научно-практической конференции.
Планируемые результаты (модель выпускника).
Результатом работы с программой обучающихся 6-7-ых классов становится освоение новых понятий, новых представлений о безопасном поведении, новое понимание смысла изменений, которых требует жизнь, достижение гармонии личных и общественных отношений.
Работа по программе формирует в ребенке важные для современного человека компетентности:
делиться мнением и полученной информацией;
презентировать и понимать информацию;
владеть компьютерными технологиями;
демонстрировать культуру и соответствующий внешний вид; поддерживать сотруднические отношения;
работать в группе;
следовать демократическому стилю общения и взаимодействия; проявлять ответственность и усердие в выполнении задания;
обладать и демонстрировать активную гражданскую позицию; проявлять инициативность;
адекватно себя оценивать.
Освоив программу курса обучающийся должен знать: структуру и направление работы отряда юных инспекторов дорожного движения, алгоритм составления схемы безопасных маршрутов «Дом-школа-дом»; основные разделы положения о соревнованиях, правила судейства на соревнованиях, основные понятия и термины ПДД, требования ПДД к велосипедистам; последствия нарушения ПДД несовершеннолетними участниками дорожного движения, основные правила поведения на сцене; значение основных понятий социального проектирования: явление, проблема, социальный проект, правила работы в группе, основные разделы портфолио социального проекта.
Обучающийся должен уметь: самостоятельно составить схему безопасного маршрута «Дом-школа-дом», держать монологическую речь 3-5 минут, работать в группе, предъявлять требования к участникам дорожного движения, сжато и корректно предъявлять профилактическую информацию, различать дорожные знаки по значению и по предназначению, определять проблемное явление, формулировать проблему, находить причины возникновения проблемы, находить средства решения проблемы, планировать работу по социальному проекту, создавать компьютерные презентации, анализировать результаты работы, создавать портфолио о проекте.
Формы контроля на понимание материала и умения применять знания на практике:
вводный (перед началом работы, закрепление знаний предыдущих тем);
текущий (рефлексия);
периодический или рубежный (выступления на репетициях, на заседаниях);
итоговый (сдача зачётов, выступление на сцене, защита проекта).
Освоение программы имеет зачетную систему оценивания. Зачет получают обучающиеся, которые выполняют 50 и более процентов программных требований. Обучающиеся, освоившие программу курса, получают сертификат.
Методическое обеспечение учебного процесса.
В данной программе используются следующие методы обучения: деятельностный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский.
Преобладающими методами являются:
- деятельностный подход, который дает обучающимся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность способам работы,
- проектный метод, который позволяет формировать и демонстрировать активную жизненную позицию обучающихся.
Основные формы проведения занятий: групповая работа, дискуссии, консультации, презентации, патрулирование улиц, соревнования, конкурсы, спектакли.
Организация учебного процесса.
Обучающиеся в процессе освоения программы используют следующие учебные пособия:
- Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу/ В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2008.
Для эффективного проведения занятий необходимы:
- Канцелярские товары:
- ватман
- маркеры
- фломастеры
- дискеты
- бумага для принтера
- цветная бумага
- Призовой фонд: грамоты, мелкие призы.
- Доска, мел
- Слайдпроектор
- Ноутбук.
Список использованной литературы.
- «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие, под общ. ред. В.Н. Кирьянова, методическое пособие, М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
- Правила дорожного движения с иллюстрациями, М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
- Правила дорожного движения для велосипедистов и водителей скутеров и мопедов/ Леонтьев А.Н. – М.: Эксмо, 2007.
- Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О.В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2007.
- «Социальное проектирование как механизм построения гражданского общества», И.И. Баннов, методическое пособие,
г. Нефтеюганск, 2005 г.
- «Как организовать проектную деятельность учащихся», Сергеев
И.С., Аркти, 2006 г.
- «Социальные творческие проекты в школе», Белобородов Н.В., м, Аркти, 2006 г.
- «Социальное проектирование в воспитательной работе школы», А.С.Прутченков, Л.Ю. Иванова, Практикум.-М.: Новая цивилизация, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий агитбригады отряда юных инспекторов движения «Рыцари дорог» «Повторяйте вместе с нами правила движения !»
Для лучшего запоминания правил дорожного движения...
Программа отряда юных инспекторов движения
Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессионально...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Отряд юных инспекторов движения»
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в...
Презентация отряда юных инспекторов движения. Руководитель Оськина Н.Г.
Презентация отряда юных инспекторов движения. Руководитель Оськина Н.Г....
Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) «Зелёный огонёк» на 2016-2017 гг.
Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)«Зелёный огонёк» ...
Отряд юных инспекторов движения в ГБОУ школы № 334 Невского района Санкт-Петербурга
Цель статьи: привлечение внимания к работе отрядов ЮИД в школе, популяризация данного направления работы....
Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «СВЕТОФОР»
Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «СВЕТОФОР»...